Русский народный костюм часть национальной культуры
Разработка внеклассного мероприятия к неделе «Русская культура».
Тема: Русский народный костюм – часть национальной культуры.
Цель.
Познакомить учащихся с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.
Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа.
Вырабатывать умения употреблять новые понятия в своей речи.
Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Слайд 1
С чем связаны данные понятия?
Оболока -то, что покрывает, одевает что-либо снаружи.
Оболоканиеот -облекать –одевать.
Барахло- негодные вещи, хлам.
Хламида-накидка, широкая длинная одежда.
Тряпки – кусок ткани и собирательно об одежде.
Холщовая- из холста. Холщовая грубая одежда.
Домотканая- вытканная домашним кустарным способом.
Учитель.
Народное отношение к одежде всегда подразумевало некоторую усмешку, лёгкое пренебрежение, выражаемое такими словами, как «барахло», «хламида», «труньё,
«тряпки». Но всё это лишь маскировало, служило внешней оболочкой вполне серьёзной и вечной заботы о том, во что одеться, как защитить себя от холода и дождя, не выделяться при этом как щегольством, так и убогостью, что одинаково считалось безобразием.
В этом и заключалось цельность народного отношения к одежде, сказывающегося в простоте, в чувстве меры, в экономической доступности, в красочности и многообразии.
Слайд 2.
Тема: Русский народный костюм – часть национальной культуры.
Старинная одежда многообразна.
Слайд 3.
Задачи мероприятия.
Познакомить учащихся с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.
Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа.
Вырабатывать умения употреблять новые понятия в своей речи.
Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.
Слайд 4.
Много веков складывался и сохранялся народом образ национальной одежды.
История костюма представляет собой отражение истории человека и человеческого общества.
Слайд 5.
В русской одежде слилось два человеческих начала: духовное и материальное. Существовали два вида костюмов – городской и крестьянский. Отличалась
узорами, украшениями.
Слайд 6.
Национальная русская женская одежда.
Длинный красный сарафан.
Платье без рукавов свободного покроя.
Под сарафан девушки надевали рубаху, предпочтительно белую, украшенную вышивкой, оторочкой, жемчугом.
Поверх платья завязывали широкий пояс, черный, красный, иногда разноцветный
Учитель.
Сарафан — старинная русская одежда. Однако когда он появился, кто его носил, как выглядел сарафан, к примеру, три столетия назад — вряд ли на эти вопросы вы получите ответ. Оказывается, в XIV—XVI веках сарафан был мужской одеждой.
Основу женского крестьянского наряда составляли рубаха и сарафан. Нельзя забывать, что всю одежду, кроме верхней, женщина изготовляла сама, как сама плела, вышивала, ткала. Поэтому, имея чутьё на соразмерность и красоту, будучи лично заинтересованной, она нередко создавала себе высокохудожественный и, конечно же, индивидуальный наряд.
Слайд 7.
Платок являлся составной частью девичьего и женского головного убора, самостоятельным головным убором.
В состав головного убора он стал включаться, вероятно, в XVIII веке, вытесняя УБРУСЫ, ПОЛОТЕНЦА, являвшиеся непременной частью многих головных уборов женщин Древней Руси и средневековой.
В XIX веке его носили с КОКОШНИКОМ, СОРОКОЙ, ПОВОЙНИКОМ, КОЛПАКОМ, ВЕНКОМ.
В конце XIX — начале XX века платок становится основным головным убором во многих русских селах и деревнях Европейской России, Сибири, Алтая, часто заменяя собой все другие виды головных уборов.
Слайд 8.
Женский головной убор в виде рога (одного, двух или трех) несет в себе символ плодородия - плодовитость животных.
Пояс разделяет фигуру на верх и низ, верх символизирует землю и небо, голова - солнце, божество (выделялась красным цветом); низ - вода, подземные источники.
(На Севере)
Слайд 9.
Кокошники- плотная твёрдая шапочка.
Учитель.
Кокошники 18-19 веков искусно расшиты речным жемчугом, украшены плетёными жемчужными нитями, золотисто-серебряным шитьём, цветной фольгой. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны. Головные уборы хранились в семьях, передавались из поколения в поколение по наследству и были непременной деталью приданого невесты.
Свадебные и праздничные головные уборы покрывали платками.
Слайд 10.
Мужская русская национальная одежда.
Нижняя рубаха как главный атрибут.
Лапти, валенки, телогрейки, тепляки, шушуны, исподки, волосянки.
Отличия в покрое, узоре, расцветке одежды зависели от географического расположения, климатических условий, уровня развития.
Учитель.
Летний мужской рабочий наряд выглядел очень просто. Отсутствие лишних деталей у холщовых портов и рубахи дошло до 20 -30 –х годов 20 века из глубокой славянской древности.
Слайд 11.
Лапти. Часть наряда. (вызывают восторг и удивление иностранцев). Носили и женщины, и мужчины.
Слайд 12.
Среди бедного населения Руси с раннего периода преобладали войлочные колпаки, зимой - с узкой опушкой из дешёвого меха. Более состоятельные носили шапки из дорогих тканей и украшали их камнями и вышивкой, а в комнатах иногда одевали тафью - восточный убор. Бояре при параде могли одевать одновременно тафью, колпак и сверху - высокую горлатную шапку (привилегию носить такие шапки имели только князья и бояре).
Головной убор для мужчин - это показатель социального статуса. Чем выше мужской головной убор, тем более высокое положение занимает её хозяин.
Слайд 13.
Особенности национальной одежды.
Прямой покрой.
Спадающие линии.
Домотканая ткань. (Лён).
Длина наряда и рукавов.
Расположение узора.
Многослойность комплекта (одевание нескольких вещей одна поверх другой).
Учитель.
Более архаичный тип народного ансамбля одежды включает рубаху, понёву ( шерстяная юбка, клетчатая, полосатая, синяя, красная, которую носили только замужние женщины). Тут наиболее ярко выражен так называемый многослойный характер русского костюма: понёва надевалась на рубаху, затем поверх неё — передник, который являлся украшение костюма, далее — укороченная рубаха.
Слайд 14.
Символика цвета и орнамента в одежде.
Русский народный костюм отличает богатая красочность – многочисленные оттенки красного: червонный, багряный, алый с вкраплениями синего, огненно – красный, и другие цвета.
Цвет в русском народном костюме всегда был символичным:
Красный цвет – жизнь, огонь, кровь.
Желтый – огонь (немного). Зеленый – (очень мало)
Синий, черный – тьма, горе.
Белый – свет, праздник.
Охра – земля
Голубой, серый – надежда
Учитель.
Ансамбль русской одежды отличает яркость красок. Что касается цвета национальных сарафанов, то пожилые женщины носили черные и синие, а молодые девушки – бордовые или красные.
В вышивках крестьянских северных рубах запечатлены традиционные образы народного творчества — коня, птицы, режа жизни и матери-прародительницы, тех давних символов язычества — представлений славян об окружающем мире, природе, Вселенной. По их понятиям, птица несла радость, свет, добро; конь воплощал силу небесного светила; дерево символизировало вечно живую природу.
Слайд 15.
О русских девицах-красавицах сказки сочиняли, стихи, песни слагали.
Купцы заморские, говорили о русском народе, что он хорош собой, храбрый и справедливый, любит добротные вещи, а в людях ценит умение и храбрость. Русские люди самые хлебосольные.
Слушаем русскую народную песню «Красный сарафан». Показываем сарафанные костюмы.
Слайд 16.
Как создавался свадебный наряд.
Одежду создавали от начала до конца только женщины.
Когда отцветал голубоглазый лён, наступала пора трудной, длительной женской работы.
Слайд 17.
Красота льна, приготовленного для прядения нитей, радовала трудолюбивых крестьянок, каждая их них старалась прясть тонко и ровно, чтобы ткань была нежной и тонкой.
Из холстов женщины творили праздничные и свадебные рубашки.
Учитель.
Серебристые переливы тонких длинных волокон обработанного льна были похожи на сияние речного жемчуга. Красота льна, приготовленного для прядения нитей, радовала трудолюбивых крестьянок, и каждая из них старалась прясть тонко и ровно, чтобы ткань была мягкой и нежной. Из таких холстов женщины творили, как говорили в старину, праздничные и свадебные наряды.
Слайд 18.
Девочке исполнялось 6 - 7лет ей показывали приёмы прядения нитей.
Делали маленькое веретено, а затем и маленькую прялку.
Учитель.
Своё умение и навыки по уходу за льном крестьянки передавали дочерям. В крестьянских семьях детей рано приучали к труду. Если девочки не смогли ещё самостоятельно прясть, то принимали посильное участие в обработке льна.
Когда девочке исполнялось 6-7 лет и она уже обладала трудовыми навыками, ей показывали приёмы прядения нитей. Кто-либо из родственников делали для подросшей девочке маленькое веретено, а затем и маленькую прялку. К семи годам, по установившемуся обычаю, дарили «укладку» для будущего приданого.
Слайд 19.
«Укладка»- это берестяной короб с крышкой и замком, иногда украшенный яркой росписью.
Делать себе приданое было очень интересно и заманчиво.
Девочка чувствовала себя взрослой.
Уважительно относилась к этому труду.
Обучение девочки творить одежду начиналось с рубашки, а ткать с пояска.
Учитель.
Делать себе приданое было очень интересно и заманчиво, и девочка, ещё ребёнок, начинала чувствовать себя взрослой, где- то в глубине её наивного сознания зарождалось уважение к такому важному труду. Обучение девочки творить одежду начиналось с рубашки, а ткать с пояска. Первые уроки, конечно, давали скромные результаты, но стечением времени работа становилась всё более сложной.
Слайд 20.
К 12-13 годам девочка приступала к важной и ответственной работе: соткать холст и вышить свадебную рубашку для жениха.
Венчальная рубашка жениха в жизни невесты, а затем жены имела огромное значение.
Чем красивее узор на рубашке, тем больше ценили работу невесты жених, его родители и все окружающие.
Слушаем свадебную народную песню «На речке на быстрой».
Учитель.
К 12-13 годам девочка приступала к важной и ответственной работе: соткать холст и вышить свадебную рубашку для жениха. С этой работой были связаны и неясные желания и мысли о будущем женихе, о будущей жизни с мужем. И выстраивается длинная цепь, в которой каждое звено связано одной стороной с природой, другой – человеком.
Венчальная рубашка жениха в жизни невесты, а затем жены имела огромное значение.
Чем красивее узор на рубашке, тем больше ценили работу невесты жених, его родители и все окружающие.
Слайд 21.
У человека есть постоянная защита – одежда.
Ворот рубашки обычно расшивался, состоящим из волнообразных линий. Эти линии изображали воду. Этот узор «ограждал» шею человека.
Поясок был обязательным подарком невесты родителям и родственникам её жениха.
Пояс был важной частью народного костюма. Прижимал рубашку к телу, сохраняя тепло, напоминал круг, а круг был символом солнца. Оно приносило и добро - богатый урожай, и зло – выжигало все посевы.
Красота была равнозначно здоровью и благополучию – костюм отражал это.
С
Сарафан
лайд 22. Рефлексия.
Каждый день поутру надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовется
Он украшает голову, на цветок похож.
В
Кокошник
есь расшит узорами, уж очень он хорош.
А зовут такой убор
Что же это за одежда:
С
Рубашка
четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А
Пояс
в три выходишь.
Целый день я в нем хожу, словно в обруче.
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В
Лапти
них ходили раньше люди
И плели из лыка.
А чтоб с ножки не спадали,
Их веревкой привязали.
Слайд 23. Рефлексия.
Из чего состоит русский народный костюм, женский и мужской?
Из каких тканей шили сарафаны и рубахи?
Что использовали для отделки и украшения сарафанов и рубашек?
Какие цвета характерны для русской народной одежды?
Какие виды головных уборов знаете?
Чем отличался девичий головной убор от убора замужней женщины?
Слайд 24.
Без прошлого нет настоящего.
Национальную одежду носили в России вплоть до 17в., но сохранилась она у крестьян до наших дней как праздничный наряд.
Русский народный костюм несет в себе неповторимую красоту, свое искусство, ставшее гордостью национальной культуры.
Слайд 25.
Литература.
http://kult-obzor.ru/odezhda/5944-russkaya-nacionalnaya-odezhda.html
http://larussie.narod.ru/odezhda/od06_02.htm
sherlok80.livejournal.com›74733.html
Журнал. Русский язык за рубежом. 4-1987 год
Выполнила: Монгуш ЕМ, учитель русского языка и литературы.
Выполнила: Монгуш Е.М.,
учитель русского языка и литературы.
2012-2013гг
страница 1
скачать
Другие похожие работы: