NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Русское зарубежье


11 класс

Тема: Русское зарубежье.

Задачи урока:

Сформировать у учащихся представление о феномене русского зарубежья; раскрыть причины, этапы и смысл эмиграции, ее вклад в развитие мировой культуры; через конкретные человеческие судьбы показать драматизм этого явления. Урок призван продемонстрировать старшеклассникам неразрывную связь эмигрантов с покинутой Родиной и тем самым вызвать стремление задуматься над проблемами исторических ценностей, выбора и преемственности в истории.

Развивать интеллект учащихся, пополнять активный словарь, формировать умение логически, последовательно излагать учебный материал.

На примере биографий и судеб деятелей культуры, их произведений воспитывать у учащихся любовь к родине, нравственную культуру, эстетический вкус.
Методическая цель урока: активные формы обучения и воспитания учащихся на основе комплексного использования дидактических и технических средств, методики опережающего задания.
Межпредметные связи: литература, МХК.
Музыка: М. Огинский «Прощание с Родиной», русские народные песни в исполнении Ф. Шаляпина.
Оборудование: карта «Западная Европа после Первой мировой войны», CD «История России» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов; мультимедийная презентация, Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.М. 1999г.;DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004г.; таблица «Дерево изгнания»; фрагмент из статьи И. Савицкого «Прага и зарубежная Россия»
Эпиграф урока:

Уехав из России, я потерял желание сочинять.

Лишившись родины, я потерял самого себя.

С.В. Рахманинов
У человека должна быть Родина. Когда я узнаю о людях, добровольно покидающих ее, мне всегда их искренне жаль, потому что я знаю, какую страшную ошибку они совершают. Может быть, там, за кордоном, они преуспеют материально, но счастливыми не будут никогда. Счастье дает только Родина.

Б.Г. Старк

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Звучит «Полонез» М.Огинского «Прощание с Родиной».
Учитель: Я не случайно выбрала эту музыку. Автор произведения - Михаил Клеофас Огинский – граф, польский композитор, был участником польского восстания под руководством Т. Костюшко. После поражения восстания Огинский решил покинуть Польшу. В 1794 г. он написал полонез, который назвал «Прощание с Родиной». Эта музыка уже многие десятилетия является символом незабываемой печали и ностальгии.

В разные периоды истории родину покидали и наши соотечественники. Но только в 20-е годы 20 века это явление стало массовым. Вихри Октябрьской революции и гражданской войны сорвали людей с их родных мест и, словно листья, разметали по свету.

(Под напором струи воздуха с прикрепленного на стенде дерева срываются листья и разлетаются по классу. Ученики собирают и зачитывают вслух имена наших соотечественников, показывают их портретные изображения и оглашают краткую биографическую справку о каждом).

Оформление «листьев»:

Павел Николаевич Милюков – ученый – историк, с 1905г.- член партии Народной Свободы. С 1918 г.- за границей (в Румынии, Париже, Лондоне).

Александр Иванович Гучков – предприниматель и политический деятель. С 1905 г. – в партии «Союз 17 октября». С 1919 г. – за границей. Скончался и похоронен в Париже.

Петр Николаевич Врангель – барон, генерал от кавалерии. В 1920г. возглавил Вооруженные силы Юга России. С 1921 г. – за границей. Умер в Бельгии, перезахоронен в Белграде.

Антон Иванович Деникин – генерал-лейтенант, Главнокомандующий Добровольческой армией. С 1920г. – в изгнании. Умер и похоронен в США. Перезахоронен в Москве.

Иван Алексеевич Бунин – поэт, прозаик, переводчик. В 1920 г. покинул Россию. Скончался и похоронен во Франции.

Федор Иванович Шаляпин – русский оперный певец. С 1922г. проживал в Париже. Перезахоронен в Москве.

Сергей Васильевич Рахманинов – композитор, пианист и дирижер. В конце 1917г. уехал из России в Швецию, затем в Америку.

Александр Александрович Алехин – великий русский шахматист, непобежденный чемпион мира. С 1921г.- за границей. Скончался в Португалии. Похоронен в Париже.
Учитель предлагает классу вопросы для обсуждения.

  1. В чем вы видите главные различия между этими людьми? 2. А что их объединяет? В чем схожесть их судеб? (в ответах обязательно прозвучат слова «эмиграция», «эмигрант»).

Учитель: Как вы уже поняли из прочитанных вами исторических справок, предметом нашего изучения будет послереволюционная эмиграция. Мы попытаемся с вами, мои дорогие друзья, рассмотреть сегодня на уроке причины, состав, положение эмигрантов, центры эмиграции и представителей русского зарубежья. А чтобы понять эту тему, ощутить весь драматизм изучаемых событий, нам предстоит мысленно перенестись в мир русского зарубежья и посмотреть на него глазами людей, переживших расставание с Россией.

Для начала я предлагаю вам познакомиться с понятием «эмиграция», прочитав фрагменты из статьи Савицкого И. «Прага и зарубежная Россия».

(2 учащихся читают фрагмент)

«… следует помнить, что деятели Февральской, а затем и Октябрьской революции, причем как и защитники, так и противники, все время сравнивали ход событий в России с событиями во Франции за 130 лет до этого. Эту одержимость Великой французской революцией унесли русские публицисты с собой и за рубеж, только центр внимания сдвинулся в сторону тех, которых революция изгнала из Франции.

Они первыми себя назвали эмигрантами, les émigrés, и гордо носили это наименование, так же как и «контрреволюционер», отмежевавшись тем самым от гугенотов и других религиозных изгнанников и уж, конечно, от авантюристов, ищущих богатства и чинов в чужих краях, или простолюдинов, спасающихся «только» от голода и нищеты.

Les émigrés – это звучало гордо, это стало понятием. И до сих пор в английском языке émigrés пишется с «аксанами» , надстрочными знаками, которых в английском языке нет, а emigrant хотя и употребляется тоже, но больше в приложении к мигрирующим животным и растениям.

А восходит французское émigré к латинскому émigo, что означает выселяться из родины, но в определенных оборотах и умирать. Пандан к нему – immigro, но опять же в определенных оборотах, и стать самому себе господином и начать жить по-своему».

(Савицкий И. Прага и зарубежная Россия. Прага,2002. с.3)

Учитель: Найдите определение слова «Эмиграция» в Толковом словаре.

Ученик: «Эмиграция – вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну по политическим, экономическим или иным причинам».

(Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1999.с.910)

Учитель: В процессе формирования российской эмиграции после 1917 г. выделяются три этапа (три волны):

- эмиграция времен гражданской войны и первых послереволюционных лет;

- эмиграция последних лет Второй мировой войны;

- эмиграция из СССР 70-80гг.

На сегодняшнем уроке мы знакомимся с первым этапом эмиграции. Российская эмиграция первой послереволюционной волны часто именуется «белой» или «антибольшевистской». (Фиксируется понятие «белая эмиграция»)

Волна «белой» эмиграции началась с 1920г., когда в результате Октябрьской революции 1917г. и гражданской войны огромное количество людей оказались за пределами России.

По различным данным, численность покинувших Россию в результате революции и Гражданской войны колеблется от 1 миллиона 200 тысяч до 2 миллионов человек.

Предлагаю обратиться к историческим справкам и портретам на наших опавших листьях и выясним состав выехавших.

Учащиеся: предприниматели, помещики, деятели культуры, военные
Учитель: Эмиграция 20-х годов сложилась из трех разнородных разновременных слоев. Первый слой – самый немногочисленный – состоял в основном из дипломатов и предпринимателей, которые в 1917 г. либо жили, либо работали за рубежом и остались там, надеясь пережить лихолетье. В этом же слое были артисты (на гастролях), русские студенты и ученые в европейских университетах.

Другой – третий слой эмиграции – с 1920г. складывался из интеллигенции и вообще гражданской образованной публики. Представители этого слоя уезжали в Европу вместе с отступавшими белыми армиями. Центральным событием, определившим психологический настрой и состав этой «культурной эмиграции», была печально известная и позорно знаменитая высылка интеллигенции в августе – сентябре 1922 года.

- Сообщение учащегося о «философском пароходе» (Манвелишвили Автандил)

Высылка 1922г. была самой крупной государственной акцией большевистской власти против интеллигенции (после Октябрьской революции 1917г.) Старая интеллигенция, которая стремилась сохранить политический нейтралитет, по существу, была приравнена к «врагам народа». Одним из инициаторов высылки был Лев Давидович Троцкий (Бронштейн), цинично пояснявший, что этой акцией советская власть спасает их от расстрела. Высылаемые (161 человек) являли собой интеллектуальную элиту России: историки, философы, литераторы, журналисты. Л.П. Карсавин, М.М. Карпович, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.О. Лосский, П.А. Сорокин и др. Для Советской власти эти люди были незначительными деятелями науки и культуры; а для русской культуры за рубежом – щедрым даром Советского правительства. За рубежом они стали основателями исторических и философских школ, современной социологии, важных направлений в биологии, зоологии, технике (а Россия это потеряла). Что же касается самих высланных, то для них эта акция стала моральной и политической пощечиной, общей и личной душевной драмой.
Учитель: Продолжая характеризовать слои эмиграции хочу отметить, что самым многочисленным и трагическим стал второй слой: группы беженцев и белогвардейцев, которым пришлось покинуть родину в 1919 – 1920гг. главным событием этого периода стала крымская катастрофа ноября 1920г. Давайте вспомним эти события!

(просмотр фрагмента из урока 18, п.8 СД «История России» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов)

Последний клочок родной земли покинули тогда на кораблях своих союзников сразу 150-160 тысяч человек.
??? Ребята! Какие чувства, на ваш взгляд, испытывали и переживали эти люди, главным образом военные?

ОТВЕТ: страх, растерянность, унижение, ожесточение и т.д. Без денег, без будущего, пережившие распад семейных и общественных связей, озлобившиеся люди. Это- трагедия.
Учитель: Итак, установим причины эмиграции:
Учащиеся: политические мотивы, невыносимые бытовые условия, стремление следовать за ближними и друзьями, кто-то считал невозможным продолжение профессиональной деятельности в Советской России и другие.
Учитель: Эмиграция состояла из многих разбитых по странам диаспор, объединенных общероссийским прошлым и культурой.

Обратимся снова к Толковому словарю и выясним содержание понятия «Диаспора». (Слово фиксируется на доске).
Ученик: Диаспора – люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины.
Учитель: Именно это и составляет понятие «Зарубежная Россия» или «Российское зарубежье». Уникальность ее заключается в том, что из трех составляющих государственности – народа, территории и власти – она имела только «народ», пыталась создать территорию и напрочь была лишена власти.

Настало время познакомиться с основными центрами расселения русских эмигрантов, а поможет нам это сделать Лена Жарких.

(сообщение учащегося об основных эмиграционных центрах. Работа с картой и ее анимация)

Это – Париж, Берлин, Прага, Белград, София и (первое время) Константинополь, через который шел основной поток беженцев. Большие русские колонии сложились в государствах, ранее входивших в Российскую империю, - Польше, Литве, Латвии, Эстонии. По существу русским городом был Харбин.

Политическим центром русской диаспоры стал Париж. В этом городе обрели пристанище большинство политических деятелей, в нем были созданы ведущие политические объединения эмиграции.

Литературной столицей русской эмиграции в 1920-1924гг. был Берлин. Благодаря специальной акции чехословатского правительства, главным университетским городом русского зарубежья стала Прага.

Учитель: Сформировать круг проблем, стоящих перед русской эмиграцией в 20-е годы, нам поможет Шендрыгина Юлия.

(сообщение ученика о проблемах русской эмиграции в 20-е гг.)

Люди покидали охваченную революцией Россию без имущества и средств к существованию. Там за границей перед ними встала проблема физического выживания: обеспечение продовольствием, одеждой, жильем, выбор места жительства, трудоустройство, правовая защита и т.д.

Офицеры, профессора, инженеры становились официантами, таксистами, статистами на съемках художественных фильмов.

В 1921 г. Рижским мирным договором были установлены границы и гражданство РСФСР. Бежавшие из России после революции были лишены гражданства и оказались людьми без родины (в официальных документах Лиги Наций они назывались «апатридами). Образованная после Первой мировой войны Лига Наций оказала поддержку эмигрантам. Комитет по делам беженцев возглавил известный полярный исследователь Фритьофа Нансен. Его стараниями был введен так называемый «нансеновский паспорт». Решения европейских правительств постепенно узаконили пребывание русских в их странах. До октября 1929 года их признавали 39 стран, но среди них не было таких ведущих держав, как Великобритания, Испания Италия.

Так определилось юридическое превращение «беженцев» в «эмигрантов» (на доске появляется еще один термин). Русская послереволюционная эмиграция была представлена по подсчетам бывшего лидера кадетов П.П. Милюкова в 25 странах мира.
Учитель: Ребята, прочтите, пожалуйста, написанные на доске высказывания и определите, в чем видели свою задачу, свое предназначение эмигранты.

Цитатный ряд:

Мы не в изгнании.

Мы – в послании.

Д.С. Мережковский
Наша цель – твердо сказать: подымите голову!

Миссия, именно миссия тяжкая, но и высокая, возложена судьбой на нас.

И.А. Бунин
Мы не покинули Россию,

мы унесли ее с собой.

Р.Гуль
Ни одна эмиграция… не получила столь

повелительного наказа продолжать

и развивать дело родной культуры,

как зарубежная Русь.

В. Абданк-Коссовский

Учащиеся: Свою главную задачу, свое предназначение эмигранты видели в первую очередь в сохранении прежней культуры России. Эта задача представлялась самой важной, во-первых, потому, что речь шла о сохранении культуры исчезнувшей старой России; а во-вторых, почти десятилетие эмиграция жила надеждой вернуться.
Учитель: Действительно, под воздействием происходивших в России и мире событий происходила эволюция политических настроений эмигрантской интеллигенции. Это нашло отражение в сменовеховстве. (фиксирует на доске понятие «сменовеховство», «возвращение»). С этим периодом Русской эмиграции нас познакомит Лавлинская Любовь.

(сообщение ученика о «сменовеховстве»)

Сборник «Смена вех» увидел свет в Праге в 1921г. И сразу привлек внимание как эмиграции, так и советских властей. Его авторы Ю.В. Ключников, Н.В. Устрялов, А.В. Бобрищев – Пушкин, С.С. Лукьянов, С.С. Чахотин, Ю.Н.Потехин пытались найти место для интеллигенции в новой России, определить ее отношение с большевистской властью. «Трудно любить Россию красную от пожара и крови, но иного пути нет для русского»- таким был лейтмотив сборника. Интеллигенция меняла «вехи», признавала историческую правоту большевизма. Сменовеховцы считали, что многолетний спор, который вела интеллигенция с властью, закончен. Они призывали отказаться от вооруженной борьбы с советской властью и всеми силами способствовать культурному и экономическому возрождению России. Не принимая большевизм идеологически, сменовеховцы надеялись, что он сможет воссоздать крепкую государственность. Они считали, что переход к новой экономической политике означал начало постепенной эволюции большевизма, что красное знамя «зацветет национальными цветами». Устрялов Николай Васильевич называл свою идеологию национал – большевизмом.

Сменовеховские идеи были сочувственно встречены большевистским руководством, хотя расценивались как буржуазно – реставраторские. Для налаживания мирной жизни страна нуждалась в квалифицированных кадрах.

В русле сменовеховского подхода к новой жизни в России развивалось возвращенческое движение. Этому способствовала объявленная в 1921 и 1924 годах Советским правительством амнистия значительной части лиц, участвующих в качестве рядовых солдат и казаков в белогвардейских военных организациях. 10% от общего числа эмигрантов (около 200 тыс. человек) вернулись на родину в довоенные годы. Не только ностальгия гнала их на родину. Возвращаясь, они делали и политический выбор.

Судьбы вернувшихся складывались по–разному. Писатели А.И.Куприн, А.Н. Толстой, композитор С. Прокофьев, художники И.Я. Билибин и Н.К. Рерих получили известность как деятели советской культуры. Бывший военный атташе во Франции, кавалергард А. Игнатьев вернулся в СССР перед войной. Полученные им в свое время от французского правительства крупные суммы за вклад, сделанный Россией в оборонное строительство Франции, он вернул русскому народу. Поэтесса М.И. Цветаева, вернувшись на родину, доведенная жизненными обстоятельствами, покончила жизнь самоубийством. В 1938 г. Был расстрелян как «враг народа» сменовеховец Николай Устрялов, призывавший в 20-е годы эмигрантов возвращаться в Советскую Россию и сам вернувшийся в 1935-м.

(Звучит русская народная песня в исполнении Ф.И. Шаляпина)

Учитель: оторванная от родной почвы физически, оказавшись в изгнании, эмигрантская интеллигенция душой и сердцем оставалась с Россией и непрестанно тосковала по ней.

Сейчас вы услышали знаменитый голос Федора Ивановича Шаляпина. Он, к сожалению, не вернулся в Россию, но всегда тосковал по ней. Я с удовольствием предоставляю слово Гонтаренко Любови.

(сообщение уч-ся о Ф.И. Шаляпине)

В 1922 г. Шаляпин не вернулся из зарубежных гастролей, хотя долго считал свое невозвращение временным. Не последнюю роль в бесконечных гастролях сыграла его забота о материальном благополучии детей (вместе с ним в Париже жили его 7 детей от 2-х браков и двое детей второй жены). На чужбине певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира. Вдали от родины он особенно дорожил общением с С.В. Рахманиновым, А. Павловой. Оказавшись в эмиграции на склоне лет, певец тосковал по России, он потерял жизнедеятельность и оптимизм. За границей он уже не пел новых партий. Обстановка достатка, поток долларов, неизменный успех не спасали на чужбине от сознания духовного одиночества. Шаляпин и не принял иностранного подданства: до конца своей жизни он оставался русским гражданином. Его мечтой было быть похороненным на родине.

(Фильм Ф.И. Шаляпин, DVD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004г.)

Учитель: Как вы думаете, почему Федор Иванович не принял предложение И. В. Сталина?

Ответы учащихся

Учитель: Трагичной была судьба нашего земляка Ивана Алексеевича Бунина, жившего воспоминаниями о той России, которая была ему близка и понятна. Изучала жизнь и деятельность Ивана Бунина Елена Жарких. С удовольствием предоставляю ей слово.

(сообщение о Бунине)

Обличив и осудив революцию и власть большевиков в дневнике «Окаянные дни», Бунин в 1920 г. отплыл из Одессы в Константинополь, затем в Париж. В созданных в эмиграции произведениях он мысленно возвращался на родину. Из-за публикации «Окаянных дней» он был надолго вычеркнут из русской советской литературы как контрреволюционер. Самое значительное произведение периода эмиграции – роман «Жизнь Арсеньева»(1927 -1933). Описание переживаний Алексея Арсеньева овеяно печалью о минувшем, о России. Во время 2 мировой войны Бунин внимательно следил за событиями на советско-германской позиции. В СССР он не вернулся. Бунин умер в Париже в 1953г., так и не примирившись с советской властью. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевье – де-Буа под Парижем. До сих пор его могила самая почитаемая.

Благодарные земляки 12 октября 1995 года в небольшом скверике в самом центре города Воронежа открыли памятник русскому писателю, лауреату Нобелевской премии Ивану Бунину. Великий писатель изображен сидящем на поваленном дереве, хотя его парадная одежда явно не предназначена для лесной прогулки. Рядом с ним лежит раскрытая книга, а у ног - ласкается собака. Воронежцы считают, что собака – символ умирающего усадебного дворянства, а поваленное дерево говорит о бурях и невзгодах, свалившихся на писателя на чужбине. Стиснутые руки говорят о внутренней энергии, решимости, которая его снедает. Прямая спина, одежда – об аристократизме.

И в заключении я хочу прочитать стихотворение Бунина, которое говорит о его страданиях по Родине.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора,

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!
Учитель: Время урока неумолимо подходит к концу. Мы перелистали с вами только некоторые страницы из жизни русского зарубежья. Я надеюсь, что эта тема заинтересовала вас, и вы с удовольствием продолжите ее изучение. А пока я хочу попросить вас, ответить еще на один вопрос:

«Какие нравственные уроки, нравственный опыт мы можем извлечь из изученных нами на уроке событий и явлений?»

Какими еще именами, не прозвучавшими на уроке, но известными нам, вы можете дополнить перечень деятелей культуры, покинувших Россию в первую эмиграционную волну?

(ответы учащихся)
Оценки за урок.
Домашнее задание: В эмигрантской среде распространены выражения «горький хлеб чужбины», «полынь чужбины». Исходя из пройденного на уроке, предложите свою трактовку этих выражений. В чем вы видите их глубинный смысл?





страница 1


скачать

Другие похожие работы: