NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



С учащимися во время карантина


Система работы с учащимися во время карантина

5 классы

Тематический план

Блок – корень слова.

• Безударные гласные в корне слова (1, 2-е занятия).

• Слова с глухими и звонкими согласными в корне (3, 4-е занятия).

• Слова с непроизносимыми согласными в корне (5, 6-е занятия).

Блок – корень слова, приставка.

• Разделительный мягкий знак (7, 8-е занятия).

• Разделительный твердый знак (7, 8-е занятия).

Основные цели курса: развитие речи младших школьников, как устной, так и письменной, а также развитие некоторых функций неречевого характера.

1. Развитие устной речи, развитие речемыслительных способностей ребенка, аналитико-синтетических процессов, реализующихся в школьном возрасте в виде ведущей учебной деятельности.

2. Развитие специфического вида речевой деятельности – письменной речи.

3. Развитие неречевых функций, играющих роль в формировании письменной речи.

Основные задачи курса:

Развитие устной речи

1. Развитие речевого мышления.

2. Развитие аналитико-синтетических процессов, лежащих в основе

формирования навыков чтения и письма.

3. Формирование коммуникативной функции речи – функции общения.

4. Развитие  речевого слуха, речевой памяти и речевого внимания.

5. Обогащение словарного запаса и формирование грамматических категорий речи.

Совершенствование процесса письменной речи

1. Обучение умению активно применять орфографические правила русского языка.

2. Преодоление напряжения и страха письма.

3. Совершенствование графомоторных навыков.

4. Преодоление стойких ошибок в письменной речи.

5. Обогащение словарного запаса и грамматических категорий, используемых в письменной речи.

6. Развитие звукового анализа и синтеза.

Развитие неречевых функций

1. Формирование пространственных ориентировок.

2. Формирование временных ориентировок.

3. Развитие сенсо - и акустико-моторных координаций.

4. Развитие оптико-моторных координаций.

5. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения).

Особенности курса:

• предлагаемые задания развивают как устную, так и письменную речь; особое внимание уделено наиболее часто встречающимся проблемам в овладении письмом младшими школьниками. Своеобразие предложенной системы коррекции письма и выработки навыков русского правописания заключается в использовании специальных приемов, вовлекающих в обуче-ние речеслуховые, речедвигательные и речезрительные функциональные системы;

• методический материал предлагается в доступной форме,

соответствует возрастному развитию младших школьников;

• курс разработан на основе коррекционно-логопедических методик по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников и методики преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях.

Направления коррекционной работы:

1. Формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа.

2. Отработка алгоритма решения орфографических задач от простого к сложному:

• фонематический анализ;

• вставка букв;

• выделение орфограмм;

• письмо под орфографическую диктовку (орфографическое произнесение слов при диктовании);

• выбор из нескольких вариантов написания верного.

3. Формирование альтернативных приемов усвоения навыков правописания:

• списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста

(упрочение зрительного образа слова);

• «орфографическое чтение» по методике П.С. Тоцкого.

4. Формирование навыков морфемного анализа:

• усвоение основного смыслового значения каждой грамматической формы;

• образование новых грамматических форм по аналогии, т. е. по заданному образцу.

 

Занятие 1.

Тема: Безударные гласные в корне слова

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

 

Х о д  з а н я т и я :

Задание 1. Слова учителя: необходимо вспомнить определение, что такое корень слова, записать недостающие слова вместо пропусков.

(Слова для справок: общая, родственных, значение.)

Задание 2. Слова учителя: прочитайте стихотворение. Подчеркните, а затем выпишите однокоренные родственные слова к слову САД.

(Слова для справок: сад, рассада, посадки, садовод, садовник.)

Задание 3. Слова учителя: распределите однокоренные родственные слова с корнем -ГОР-, которые объединены общим смыслом в три основные группы: в значении ГОРЕ, ГОРА, ГОРИТ. Нарисуйте символ каждого слова. (Например, символ ГОРЯ – слеза, символ ГОРЫ – холм, символ слова ГОРИТ – свеча. Распределение слов: 1-й столбик – горе, горевал, горестные, пригорюнился; 2-й столбик – гора, пригорок, горцы, горный, гористая; 3-й столбик – горит, загорел, погорельцы, выгорит.)

Задание 4. Слова учителя: прочитайте слово с безударной гласной, запишите проверочное слово, затем нужную букву. (Например: гнёзда – гнЕздо.)

Задание «Запомни!» Прочитайте вслух слова с орфограммами ОРО, ОЛО, ЕРЕ, ЕЛЕ и запомните их правописание.

Задание 5. Слова учителя: Сейчас Вы на время будете искать в словах орфограммы ОРО и ОЛО и выделять их зеленым цветом. Слова с

орфограммой ОРО – двумя чертами, с ОЛО – обведете в овал. Слова, в которых нет орфограмм ОРО и ОЛО, пропускайте без подчеркивания.

Задание выполняется за 1 минуту.

Задание 6. Слова учителя: из четырех слов выпишите только однокоренные родственные, выделите в них корень слова зеленым цветом. (Слова для справок: игла, иголочка.)

Задание 7. Слова учителя: из «рассыпанных» слов составьте предложение, изменяя слова. Впишите безударные гласные там, где они пропущены. (Справка: В ночном саду шелестит листва.)

Задание 8. Слова учителя: из «рассыпанных» слов составьте предложения – загадки, не изменяя слова. Назовите отгадку. (Справка: Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал. (Снег.) Кто зимой холодной ходит по лесу голодный? (Волк.)

Задание 9. Слова учителя: прочитайте предложения, напишите проверочные слова, вставьте пропущенные безударные гласные. (Справка: крик, белый, лес, волны, повар.)

Задание 10. Слова учителя: выпишите только те пары слов, которые являются родственными. Пары-синонимы подчеркните. (Родственные пары слов: гористый – косогор, ученый – неуч, закрепление – крепость, соль – засолить; пара слов – синонимов: крутить – вертеть;остальные пары не выписывать.)

Задание 11. Слова учителя: напишите 2–3 родственных слова к однокоренным, но не родственным словам: водить – водичка. (Справка:водить, водитель, поводок; водичка, водяной, подводный.)

Задание 12. Слова учителя: напишите проверочные слова, затем напишите пропущенные безударные гласные. (Справка: говор, воды, лес, песня.)

Задание 13. Слова учителя: игра на внимание. Выделите орфограммы: слова с безударными гласными подчеркните одной чертой (облака, цветник, холод, тропинка, малыш, светлячок); с согласными в корне слова – двумя чертами (повязка, ложка, торг, дорожка, соседка); рядом со словарными словами поставьте * (звездочку) (вокзал, улица, воробей, морковь, ягода, дорожка).

Задание 14. Слова учителя: прочитайте словосочетания, впишите пропущенные безударные гласные в корне, проверочные слова. (Справка: глядя, свет, тёмный, лис, лес.)

Задание 15. Слова учителя: распределите однокоренные родственные слова с корнями -СВЯТ- и -СВЕТ- по смыслу в две группы:

в значении святость, в значении светить. Нарисуйте символ каждого слова. (Например, символ слова СВЯТОСТЬ – купол церкви, символ слова СВЕТ – лампочка. Распределение слов: 1-я группа – святой, свято, святыня; 2-я группа – свет, подсветка, освещение. Слова вянет, свежий, сверкать  не относятся ни к одной из перечисленных групп, их выписывать не нужно).

Задание 16. Слова учителя: зачеркните в каждой строчке слова, которые не являются родственными и однокоренными. (Справка: 1-я строчка, лишние слова – воры, ворон, горн; 2-я строчка – кукла, мячик; 3-я строчка – сосуд.)

Задание 17. Слова учителя: прочитайте рассказ, напишите безударные гласные в слова, устно назовите проверочные слова.

Задание 18. Слова учителя: напишите подходящие по смыслу однокоренные родственные слова к выделенным. (Справка: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Молодое растет, а старое старится. На безрыбье и рак рыба.)

3. Итог занятия: повторение определения, что такое корень слова.

Приведите примеры однокоренных родственных слов.



Занятие 2

Группа______Ф.И._______________

1. Подбери проверочное слово, затем впиши нужную букву.

м … рской п … сьмо

цв … ток г … лубок

сл … ды п … роги

тр … ва н … Ра

ос … нь л … СА

п … ля з … мА

тр … пинка стр … на

в … да з … мля

2. Найди слова, в которых есть указанные сочетания букв, и выдели их по образцу:

Помни!

оро

оло

ПОРОШОК ЧЕРЕПАХА ГОЛОС

ВОРОБЕЙ БЕРЕСТА ВОЛОС

КАРТОФЕЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОСКА

КОРОЧКА МОРОЗ СКОРО

ПЕРЕХОД КОЛОС ХЛЕБОРОБ

ПЕРЕДАЧА ХОЛОД БЕРЕЗА

3. Выпиши однокоренные родственные слова, выдели в них корень.

Ночь, ночлег, заночевать, заснуть, ночёвка, ноченька, темно.

......................................

...............................

......................................

...............................

Лист, листва, лисица, листочки, листовка, лиственное (дерево).

............................................................................................

..............................................

4. Выпиши только те пары слов, которые являются родственными. Подчеркни пары-синонимы.

Большой – громадный

Потепление – теплица

Источник – родник

Сложный – трудный

Смелый – бесстрашный

Хвастун – хвостатый

Пятница – пятнышко

Родной – двоюродный

............................................................................................

..............................................

............................................................................................

..............................................

5. Как называются эти слова – родственными или однокоренными? Напиши родственные слова к каждому слову.

Нос

Носит

6. Зачеркни «лишние» слова.

Чёрный, черника, черёмуха, почернеть, чернила, чернушки, волнушки.

Лёд, ледник, льдина, льёт, леденец, заледенеть, замёрзнуть.

Мороз, морской, морозилка, холодильник, заморозки, мороженое, подморозить.

Крик, кричать, крикливый, кривой, закричать, окрик, критика.

7. Из слов составь предложение-загадку.

Шуба, по, долам, ходит, по, горам, да, кафтан.

............................................................................................

..............................................

8. Впиши пропущенные гласные в словах. В правом столбике запиши к ним проверочное слово.

св…тло, св…тит, св…тлячок, св…тлый

сл…варный, сл…вечко, сл…варь, посл…вица

т…жело, т…желый

9. Прочитай загадки, напиши отгадки, впиши пропущенные буквы.

С…дит – з…л …неет, л…тит – пож…лтеет, уп…дёт – почернеет.

.............................................

В с…нокос г…рька, а в м…роз сла…ка. Что за яго…ка?

.............................................

10. Впиши пропущенные буквы. Выдели орфограммы: одной чертой – безударный гласный; двумя чертами – согласный в корне слова; поставь * около словарного слова.

ука … кА м … ряк в … дичка с … рень

под … рил м … роз с … вер в … ренье

изв … стить тр … пинка ш … повник л … ша … ка

11. Прочитай словосочетания. Впиши пропущенные гласные в корне. Запиши проверочные слова.

Зав … зал шнурки

Выл … пил фигурку

В … рхушка дер … ва

12. Прочитай слова, выпиши в два столбика группы родственных слов, нарисуй символ для каждой группы слов.

Частый, чистый, почистить, зубочистка, часть, частичка, число.

ЧАСТОТА ЧИСТОТА

13. Вставь пропущенные слова с тем же корнем, что и у выделенных слов. Объясни значение этих выражений.

Не впервой волку зиму .......................................................

Всё живое хочет ...............................

Хватит тебе, молодцу, горе .................................................

Работа со словарем

14. Прочитай слова в словарике. Вставь слова из словарика в предложения. Старайся не подглядывать. Проверь себя по словарику. Исправь ошибки, если они есть.

Словарик

Автобус Адрес Аллея Аптека

Берёза Библиотека Болото Ботинки

Быстро Вагон Валенки Вдруг

Весело Ветер Вместе Вокруг

Ворона Воскресенье Восток Вчера

Мы едем в рейсовом .........................

На конверте пишут домашний...................

Мы идем по берёзовой .............

Лекарства продаются в ...................

Русская ..................... кудрява и стройна.

Книги выдают в ..................................

Опасно ходить по топкому ...................

Осенние .....................на толстой подошве.

Дети бежали очень ...............................

Поезд составили из новых ......................

Зимняя русская обувь – .....................

День рождения прошёл очень ......................

............., ..............., ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

Мы пойдём в парк все ...................

.................... лампы летали мошки.

..................... каркнула во всё воронье горло.

После субботы наступит .........................

Солнце встаёт на ......................

Сегодня – солнечный день, а ................ было пасмурно.

15. Вспомни и запиши слова из словарика.

А Б В


Занятие 3

Группа ______Ф.И.______________

16. Вспомни и запиши слова из словарика.

А Б В

А Б В

А Б В

А Б В

17. Запишите проверочные слова к двум безударным гласным в корне слова.

голова

холода

борода

18. Найди пары согласных по звонкости–глухости. Соедини их линиями. Нарисуй рядом с непарными звонкими согласными.

19. Допиши предложения, выбрав подходящее по смыслу слово. Подчеркни парные согласные.

Повалился старый .....................................

На воротах крепкий ....................................

ЗАПОР

ЗАБОР

Во дворе .......................................... петух.

Надо устранить ........................... в знаниях.

ПРОПЕЛ,

ПРОБЕЛ

У Алёнушки на сердце ..................................

На крыльце подгнила ..................................

ТОСКА

ДОСКА

20. Восстанови правило проверки парной согласной по глухости–звонкости.

Чтобы проверить парную по глухости–звонкости надо

подобрать ........................ слово так, чтобы после

проверяемого ..................... стоял .................. или

..................... согласный.

21. Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.

Б – П

– ги…кий – ро…кий

– сугро… – шу…ка

– хле… – улы…ка

В – Ф

– ло…кий – сли…ки

– морко…ь – тра…ка

– кро…ь – о…ца

22. Прочитай стихотворение. Подчеркни слова с парными согласными по глухости–звонкости в конце слов.

Мне очень нравится жираф:

Высокий рост и добрый нрав.

Б. Заходер.

23. Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.

Г – К

– подви… – овра…

– лу… – дру…

– вра… – ро…

Д – Т

– гла…кий – жи…кий

– сла…кий – сосе…ка

– нахо…кА – моло…

24. Найди третье лишнее слово, вычеркни его. Впиши пропущенную букву.

Смелость, см…льчак, герой.

Боль, большой, б…льница.

В…да, водить, водный.

Ст…левар, с…мовар, бульвар.

25. Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.

Ж – Ш

– подру…ка – поду…ка

– игру…ка – сапо…ки

– но…ка – чи…

З – С

– сала…ки – про…ьба

– повя…ка – ни…кий

– у…кий – ве…ти

26. Впиши пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы.

Помни!

оро ере

Оло еле

д...р...га д...р...вья х...л...дный

ст...р...жить оч...р...дь ч...р... муха

м...л...ко ск...в...рода см...р...дина

б...р...т м...р...з к...л...ть

з...л...тая в...р...бей п...л...са

б...р...на д...р...го ск...р...сть

м...л...тить м...л...дёжь м...л...дой

ост...р...жно ж...л...зо р...м...нь

г...р...д изг...р...дь б...л...ет

п...л...на д ....р...во п....р...шок

Выпиши слова с парными по глухости–звонкости в слабой позиции в конце слова.

27. Запиши, изменяя слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная. Впиши пропущенные буквы – Д, Т, З, С.

– хо…ьба – моло…ьба

– пол…ти – не…ти

28. Выбери проверочные слова для согласных в корне слова, подчеркни их.

Голубь – голубка – голубчик – голубиная.

Суп – супчик – суповой.

Ездить – поезд – поездка.

29. Определи, сколько предложений в тексте. Обозначь правильно начало и конец предложения. Впиши пропущенные буквы.

Днём была отт…пель сне… на з…мле стал рыхлым ночью грянул

моро… на сн…гу образовалась л…дяная корка птицам не достать

из-под г…лолёда пищу.

30. Прочитай отрывок стихотворения Агнии Барто. Впиши недостающие буквы. Напиши проверочные слова.

Снегирь

На Арбате, в магазине,

За окном устроен са ... .

Там летает голу...ь синий,

Снегири в с…ду св...стятз.

Я одну такую птицу

За ст...клом видал в …кне,

Я в...дал такую птицу,

Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая гру...ка,

Два бл...стящие крыла… .

Я не мо… ни на м…нутку

Оторваться от ст…кла.

31. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы, записывая проверочные слова в скобках.

Катание зимой.

Пришла з...ма (..................). М...р...з (...............) запуш...л д...ревья

(.....................) сн...…ком (........................, .....................), пру…

(.....................) зат...нул (..................) л...…ком (..................,

.....................). Ребята разм...ли (..................) каток. Ло...ко

(...............) и ле...ко (...............) мчатся и ск...льзят (..................)

ребята по льду. У д...тей (..................) пор...зовели (...............) щёчки

и радостно бл...стят (..................) гл...за (...............). Хорошо

з...мой(........................) прийти на пру… (.....................)!

32. Закончи предложения, найди рифму, запиши новые слова. Впиши пропущенные буквы. Объясни значение этих пословиц.

Почёт и тру… рядом ...............................

Книга – твой дру…, без неё как без ................

В зимний холо… всякий ...................



Занятие 4

Группа_______Ф.И.______________

33. Запиши проверочные слова к двум безударным гласным в корне

слова.

сторожа

колосок

сторона

волосок

полоса

голоса

34. Допиши предложения, выбрав подходящее по смыслу слово. Подчеркни парные согласные.

Брат ........................ экзамен.

Я .............................старше.

СДАЛ

СТАЛ

В синем небе звёзды ..................................

В синем море волны .....................................

БЛЕЩУТ

ПЛЕЩУТ

На траву выкатили .....................................

На деревьях набухают ..................................

ПОЧКИ

БОЧКИ

Ветер последние листья ...............................

Подвинь гостю .......................................... .

СТУЛ

СДУЛ

35. Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.

Б – П

– ры…ка – ли…кий

– зу… – ке…кА

В – Ф

– ло…ко – бро…ь

– краси… – морко…ь

– клю… – ко…та

36. Прочитай отрывок из стихотворения. Напиши недостающие буквосочетания. Подчеркни орфограммы.

Встаёт заря во мгле х………дной.

На нивах шум работ умолк.

С своей волчихою г………дной

Выходит на дорогу волк.

А. Пушкин

37. Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.

Г – К

– ро… – пиро…

– бере… – стерё…

– берё… – фла…

– ле…ко – бе…

Д – Т

– моло… – ро…

– ро… – пло…

– пло… – тетра…ка

38. Прочитай стихотворение. Подчеркни слова с парными согласными по глухости–звонкости в слабой позиции.

Людоеда людоед

Приглашает на обед.

Людоед ответил: – Нет!

Не пойду к тебе, сосед!

На обед попасть не худо,

Но отнюдь не в виде блюда!

Б.Заходер.

39. Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.

Ж – Ш

– пля… – доро…ка

– ло…ка – ча…ка

– кру…ка – кры…ка

– ёр… – фура…ка

– бума…ка – мо…ка

З – С

– не…ти – бере…ка

– ко…ьба – ре…ьба

– ска…ка – ве…ти

40. Запиши, изменяя слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная.

пташка бумажка

ложка брошка

41. Прочитай предложения. Впиши пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

У Мари…ки (.....................) и Серё…ки (.....................) есть коври…ки

(........................) и лепе…ки (........................).

У хорошей ска…ки (........................) счастливая развя…ка

(.................................).

Куропа…ки (...........................) на ночле… (.....................) в голубой

нырнули сне… (...........................).

Т. Белозёров

42. Запишите недостающие буквосочетания.

Помни!

оро ере

оло еле

м .........ток ч .........муха б .........то

ск ......... д .........га с .........ка

м .........женое м .........ко с .........вей

ог .........д з .........то к .........ва

ост .........жно б .........на г .........х

м .........з г .........д жав .........нок

б .........ет п .........на с .........чка

б .........т ж .........зо буг .........к

х .........ш ск .........сть к .........нна

ч………паха п .........тенце ч………ез

Работа со словарем

43. Прочитай слова в словарике. Вставь слова из словарика в предложения. Старайся не подглядывать. Проверь себя по словарику. Исправь ошибки, если они есть.

Словарик

Герой Декабрь Жёлтый Запад

Город Деревня Животное Заяц

Горох До свидания Завод Здравствуй

Девочка Дорога Завтра Земляника

Дежурный

Москва – город- ............................

Волгоград – ........... - герой.

В зелёном стручке созрел ......................

Ваня – мальчик, а Таня – .........................

.................. – первый месяц зимы.

Вот моя .................., вот мой дом родной.

Друзья собирались в дальнюю ...................

........................ и ..................... – вежливые слова.

Лимон по форме – овальный, а по цвету –..........

Овца, свинья, корова – домашние ................

Кирпичи изготавливают на ................

Продолжи ряд слов: вчера, сегодня, ................

Начни ряд слов: .................., обед, ужин.

Солнце садится на ......................

Длинное ухо, комочек пуха –...................

Похожа на клубничку, но ростом невеличка –......................

44. Найди, сколько раз встречается слово, указанное в колонке № 1, и запиши (цифрой) в колонке № 3.

1 №2 №3

вдруг вдргвдругдругдругугвругвдругвддругвдрув

круг Крукугругуругкдугдругкругзругркугкргуг

враг врагрдргувругдругврагвдругрвагвраврага

друг Кругдвугрдугдругдргувдругврагургддругд

45. Подбери слова. Напиши с каждым словом предложение.

НОК

БЕЙ

ВА

КА

ОРО

НА




Занятие 5

Группа ________Ф.И._______________

46. Впиши недостающие буквы.

Сорока и дружок.

На нашу изгоро...ь села сорока. У нее кр...сивая черная шу...ка и

белый фартучек. С.….....ка стала стр...котать. Тут на тра...ку

выск...чил пёс Дружок. Он звонко залаял. С…......ка испугалась и

ул...тела.

47. Запиши недостающие буквосочетания в слова по теме «Сельское хозяйство».

Помни!

оро ере

оло еле

48. Подбери однокоренные слова и запиши их парами, впиши

недостающие буквы.

ш...повник ж...лток

б...лок х...лодильник

дв...ровый с...лонка

к...рмушка с...довник

л...сник св...сток

д...лекий в...рхушка

д...ждливый г...стить

Б……зда, б…….на, д..…..вня,

ог……..д, с….….ма, к……ва,

м…….тить, изг……..дь, м…….ко.

49. Восстанови правило проверки непроизносимой согласной.

Чтобы проверить написание слов, имеющих в корне

группу согласных, надо..................... слово или

подобрать ........................... слово так, чтобы

после непроизносимого согласного стоял

................................................................

серДце – серДЕчный, радосТный – радосТь, звезДный – звезДА.

Если в сочетании согласных при изменении слова

согласный звук не слышится, то писать его не надо.

Помни!

Не ЧУДЕСНО, не ПРЕКРАСНО, ЛесТница

А УЖАСНО и ОПАСНО. ПразДник

Букву Т писать НАПРАСНО. ЧуВства

В словах ВКУСНЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ.

ЗдраВствуй

50. Напиши в словах непроизносимые согласные.

Окрес...ность, гиган...ский, пас...бище, поз...но, праз...новать,

сверс...ник, хлес...нуть, чу...ствовать, ярос...ный.

51. Напиши непроизносимую согласную и проверочное слово.

трос...ник извес...ный

доблес...ный грус...ный

окрес...ность сер...це

здра...ствуй поз...ний

ус...ный гиган...ский

52. Замени данные слова однокоренными словами с

непроизносимым согласным.

Честь солнышко

Место счастье

Радость сердечко

Известие прелесть

53. Напиши безударные гласные и согласные в корне слов.

Зага...ки леса.

Поз...няя осень уже не может уд...ржать т...пло. Х...лодный

ветер д...леко проник на юг. Грус...ные ст...ят луга и п...ля.

Отл...тела л...ства с д......вьев. Лес весь просвечивает.

Мы подъезжаем к зн...комой мес...ности. Там на п...ляне

царствует м...гучий ду.... Упрямо на дубе держатся желтые листья.

Они тихо шумят. Порой ду... до в...сны ст...ит в осеннем наряде.

Все знают бруснику. Кустики ее покрыты бл...стящими

листиками. Они и под сне... уходят з...лёными.

54. Напиши непроизносимые согласные, безударные гласные и

парные по глухости–звонкости в словах.

У косули маленькие ро...ки

И б...льшие грус...ные глаза,

Верба клонит к ней св...и сере...ки,

Серебрит копы...ца ей р...са.

Т. Белозерская

55. Зачеркни лишнее слово, напиши пропущенные буквы.

Н...ра, норка, н...рный, нырять.

Стр...на, страны, странный, страноведение.

56. Напиши недостающие буквы и проверочные слова в скобках.

Утра луч из-за усталых бледных туч бл...снул (_______________)

над тихою ст...лицей (______________________).

Вес...ника (_____________) приятных сообщений встр...чают

(_________________) радос...но (______________) всегда.

Бл...снул (______________) луч со...нца (______________) и

погас. Погода была ненас...ная (______________). Ярос...ные

(______________) порывы ветра безжалос...но (______________)

срывали листья с д...ревьев (______________).

57. Напиши пропущенные буквы. Где можно напиши проверочное

слово.

доблес...ный грус...ный

лес...ница окрес...ность

мес...ность свис...нул

прелес...ный ярос...тный

ус...ный извес...ный

кос...ный чес...ный

капус…ный гиган…ский

58. Добавь недостающие слова в текст. Смотри слова для справок.

Ночью была вьюга. __________________ дул холодный ветер.

К утру все стихло. Установилась__________________погода. На

краю леса появился охотник. Он осматривал_______________. На

опушку выскочил молодой заяц. Охотник ______________. Заяц

остановился, поднял уши и бросился в кусты.

Слова для справок: ярос...но, чудесная, мес...ность, свис...нул.

59. Вспомни слова с непроверяемой согласной

Помни!

ле……ица ужа……о

пра……ик опа……о

чу……ва напр……о

здра……вуй интере……о

60. Допиши слова с сочетаниями СН – ЗН.

интере……о те……о пре……о

небе......ый пару.…..ый согла.…..ый

безгла......ый бесслове.…..ый безобра…...ый

любе......ый желе......ый колхо.…..ый

серьё......ый алма......ый бесхо……ый

опа……о чуде……о ужа……о

61. Найди в каждой строке лишнее слово, вычеркни его.

Заморозки, зарево, морозит.

Обида, обидно, бидон, обиженный.

Песенка, припев, печь, петь.

62. Составь и напиши из букв слова. Выдели орфограмму, общую

для всех слов

ОСОРАК

НООАВР

ОРБВОЙЕ

ЛВОСЙЕО

НОЖОКОВАР


7 класс

1.«Правописание гласных в корне слова»                                                                

1. Распределите слова в два столбика согласно написанию букв О, А в корне слова. Графически объясните свой выбор.                                                                                                                                                                                      Пож_леть, п_зировать, др_жать, хр_нение, ув_жение, пом_гать, з_л_тить, согл_ситься, в_лнение, д_вно, уст_новка, ф_рмировать, пож_леть, насл_ждение, уг_щать, ор_шение, дог_дались, г_стиная.

2. Распределите слова по трем группам согласно написанию букв Е, И, Я в корне слова. Графически объясните свой выбор.

Сод_ржание, в_сеть, п_сатель, напр_женный, прот_жение, соед_нение, неув_даемый, пост_жение, изобр_тение, нар_дить, землетр_сение, обл_гчение, юр_дический, зат_мнение, объ_вление.

3. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, обозначая графически орфограмму. Обратите внимание на значение слов.

Ум_лять значение – ум_лять о помощи, посв_тить фонарем – посв_тить другу стихи, прим_рять костюм – вечное см_рение, сп_шить на помощь – сп_шите слова, зап_вать песню – зап_вать лекарство, прож_вать хлеб – прож_вать по адресу, скр_пить листы – скр_петь дверью.

4. Перепишите слова, распределив в два столбика: проверяемые гласные в корне слова и непроверяемые гласные в корне слова. Обозначьте орфограмму на месте пропуска букв.

Ф_нтазия, п_ркет, просл_влять, б_гряный, оч_рование, тр_диции, акв_рель, пом_щение, в_теран, в_новатый, бог_тырь, пл_щадка, к_талог, в_ликолепный, р_деющий, запр_щать.

5. Распределите слова в три столбика: а) с гласной Е в корне; б) с гласной И в корне; в) с гласной Ы в корне.

Обсч_тать, ц_рк, зап_реть, ц_ганский, обн_мавший, подж_гание, уд_ру, соч_тание, ц_пленок, ж_вотное, бл_стеть, подст_лить, ц_нковый, зан_маться, прид_раться, зам_реть, уб_раться, бл_стательный, ц_кнуть, ш_рокий.

6. Выпишите сначала слова с гласной А в корне, а потом с гласной О в корне. Объясните выбор написания.

Дор_сти, неприк_сновенность, сг_реть, з_ря, наг_ревший, соприк_саться, дол_жить, прил_гательное, выр_сли, пол_гать, отр_сль промышленности.

7. Распределите слова по группам: а) чередующиеся гласные в корне слова, б) проверяемые ударением гласные в корне слова.

Зап_рать, прим_рить друзей, соб_рательный, к_сой взгляд, к_сательная, пок_сившаяся избушка, прик_снуться, зам_рать от восхищения, разг_реться, г_ристая местность, изв_нить, выр_щенный, р_систое утро, расст_лается.

8. Спишите, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически свой выбор.

Зан_малась з_ря над расст_лающейся р_вниной. Лучи солнца к_снулись берега и р_са забл_стала.
Припом_наю зн_комые стихи: «Ш_повник раскрывает л_пестки и вздрагивают гол_вы р_стений и к свету прод_раются р_стки».
Проснулись чайки и пол_тели, почти не к_саясь воды.
Утиный выв_док выплыл из зар_слей тр_стников и куда-то засп_шил

2. Проверка знаний.

 ТЕСТ 1.

1. В каком ряду во всех словах пишется ь:                                                                                                                                      а) ряд неудач_, солнечный луч_;
б) мелоч_, прилеч_ на кровать;
в) сбросить с плеч_, отреж_те;
г) упадеш_, около дач_?

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква о:                                                                                                                  а) зак_улок, б_ндероль;
б) м_тель, эск_латор;
в) трущ_ба, к_нтейнер;
г) кал_нча, рест_ран?

3. Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:                                                                   а) регулировщик;
б) неожиданно;
в) перемирие;
г) непоседливый.

4. В каком ряду во всех словах пропущена буква и:                                                                                                                    а) калач_к, ножич_к;
б) камеш_к, перч_к;
в) овраж_к, станоч_к;
г) хвост_к, арбуз_к?

5. Найдите слово с двойной согласной:                                                                                                                                        а) а(л,лл)юминий;
б) пласти(л,лл)ин;
в) фи(л,лл)армония;
г) инте(л,лл)игенция.

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:                                                                                           а) на пристан_, в тетрадк_;
б) в яблок_, в полотенц_;
в) у площад_, в зверинц_  

ТЕСТ 2

1. В каком ряду во всех словах пишется ь:                                                                                                                                  а) много встреч_, неудачный матч_;
б) кирпич_, намаж_ хлеб маслом;
в) отвлеч_ внимание, темная ноч_;
г) из-за туч_, уйти проч_?

2. В каком ряду во всех словах пишется и:                                                                                                                                  а) кружоч_к, лесоч_к;
б) звоноч_к, колокольч_к;
в) ситч_к, калач_к;
г) росточ_к, человеч_к?

3. Найдите слово, образованное префиксально-суффиксальным способом:                                                                 а) настольный;
б) притормозить;
в) предложение;
г) негодовать.

4. Найдите слово с двойной согласной:                                                                                                                                        а) дре(с,сс)ировщик;
б) пласти(л,лл)ин;
в) бо(л,лл)ельщик;
г) регу(л,лл)ировать.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:                                                                                         а) на мороз_, у проруб_;
б) на лошад_, о героизм_;
в) в рассказ_, на якор_;
г) на фабрик_, с пристан_?

6. В каком ряду во всех словах пропущена буква а:                                                                                                                  а) эст_када, м_ллюск;
б) б_ндероль, м_гистраль;
в) кал_нча, к_нфорка;
г) об_жать, п_штет

ТЕСТ 3

1. В каком ряду во всех словах пишется ч:                                                                                                                                  а) часов_ик, груз_ик;
б) лимон_ик, извоз_ик;
в) гон_ик, рез_ик;
г) болель_ик, обход_ик?

2. Во всех словах какого ряда пропущено и:                                                                                                                                 а) щавел_вый, вермишел_вый;
б) запасл_вый, выносл_вый;
в) фасол_вый, кокетл_вый;
г) талантл_вый, ситц_вый?

3. Найдите неправильно написанное слово:                                                                                                                               а) картинный,
б) витаминый;
в) петушиный;
г) орлиный.

4. Найдите сложное слово:                                                                                                                                                               а) дипломат;
б) парадигма;
в) кофемолка;
г) чудовище.

5. В каком ряду все слова пишутся через дефис:                                                                                                                      а) (пол)лекции, (сине)глазый;
б) (трудно)доступный, (пол)Европы;
в) (пол)листа, (желто)зеленый;
г) (юго)восток, (пол)зимы?

6. В каком ряду все слова – существительные:                                                                                                                               а) белизна, пятно, темно;
б) стук, окно, зарево;
в) мелкий, язык, пример;
г) опасность, могу, рассказ?

7. В каком слове пропущена буква е:                                                                                                                                              а) б_сквит;
б) б_фштекс;
в) ман_кен;
г) инц_дент

ТЕСТ 4

1. В каком ряду во всех словах пишется ч:                                                                                                                                   а) автомат_ик, груз_ик;
б) смен_ик, перепис_ик;
в) часов_ик, болель_ик;
г) проход_ик, буриль_ик?

2. В каком ряду во всех словах пропущено и:                                                                                                                              а) памятл_вый, фасол_вый;
б) непоседл_вый, насмешл_вый;
в) совестл_вый, вермешел_вый;
г) звистл_вый, щавел_вый?

3. Найдите неправильно написанное слово:                                                                                                                               а) лебединый;
б) мышинный;
в) серебряный;
г) деревянный.

4. Найдите сложное слово:                                                                                                                                                                          а) сверхмощный;
б) сенокосилка;
в) перевозка;
г) современность.

5. В каком ряду все слова пишутся через дефис:                                                                                                                      а) (пол)груши, (диван)кровать;
б) (светло)синий, (северо)запад;
в) (луно)ход, (пол)окна;
г) (темно)волосый, (пол)дня?

6. В каком ряду все слова – прилагательные:                                                                                                                                  а) пригожий, булочная;
б) краснота, общий;
в) первоисточник, современный;
г) единственный, российский?

7. В каком слове пропущена буква е                                                                                                                                              а) дем_сезонный;
б) д_ета;
в) р_кошет;
г) с_рпантин

ТЕСТ 5

1. Найдите неверное утверждение:                                                                                                                                              а) Женский род указывает на лицо женского пола.
б) Мужской род указывает на лицо мужского пола.
в) Мужской род не указывает на определенный пол.

2. Найдите ряд, где все предметы несчитаемые:                                                                                                                  а) линейка, злость, велосипед;
б) духи, доброта, родня;
в) именины, очки, открытки;
г) ножницы, Нидерланды, ворота.

3. В каком ряду у всех существительных во множественном числе будет одинаковое окончание:                                                                                                                                                      а) токар_, директор_, водител_;
б) мастер_, профессор_, конструктор_;
в) месяц_, автор_, якор_?

4. Укажите ряд, где все слова с чередованием в корне:                                                                                                         а) открывать, примирять, откос;
б) удивительный, прилагательные, пригорок;
в) расстелить, запирать, прирост.

5. Укажите ряд, где пропущена буква и:                                                                                                                                     а) см_рение, заст_лил, уб_рать;
б) выж_гать, прин_мать, выл_вать;
в) отп_реть, выч_тать, вн_мать;
г) сн_жинка, пр_летел, изюм_нка.

6. В каком ряду пропущена одна и та же буква:                                                                                                                      а) ш_фер, медвеж_нок, ш_рты;
б) щ_тка, сч_ты, трубач_м;
в) ч_лка, ландыш_м, ч_порный?

7. В каком ряду во всех словах пропущен ь:                                                                                                                                а) доч_, спряч_ в сумку, испеч_ пирог;
б) отвлеч_ внимание, шалаш_, черная туш_;
в) теннисный мяч_, чертеж_, темная ноч_

 

3. Правописание корней.                                                                                                                                      Вариант № 1                                                                                                                                                                      1. В каком слове пишется О?                                                                                                                                                           а) Сож_ление;
б) подр_жать (взрослым); 
в) ш_л;
г) б_хрома;                                                                                                                                                                                              д) укр_титель;                                                                                                                                                                                     е) ш_пот.                                                                                                                                                                            

2. В каком слове пишется А?                                                                                                                                                           а) Г_ризонт;
б) к_талог; 
в) р_стовщик;
г) заг_релый.                                                                                                                                                                            

3. В каком слове пишется Е?                                                                                                                                                  а) Посв_щение;
б) ун_жение; 
в) сод_ржание;
г) доб_ваться.                                                                                                                                                                      

4. В каком слове пишется И?                                                                                                                                                      а) Забл_стеть;
б) заж_мать; 
в) оп_реться;
г) соч_тание.

5. В каком слове пишется Я?                                                                                                                                                        а) Кач_ется;
б) пощ_дить; 
в) потр_сающий;
г) пор_девший.

6. В каком ряду во всех словах пишется О?                                                                                                                            а) Ст_рожил (города); оп_лчение; др_жать;
б) г_релка; Р_стислав; насл_ждаться;
в) оч_рование; п_триотизм; м_рщинистый;
г) изл_жение; возр_ждение; б_рдовый.

7. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?                                                          а) Укр_щать зверя, вд_леке, пор_деть; 
б) прик_снуться, пок_сившийся, з_рница;
в) сл_жить, сг_рание, выч_тать.

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?                                                      а) Л_гендарный, ф_льтровать, по_вление;                  
б) г_ристая (местность), приг_реть, зам_рать;
в) ур_нить, ос_ждать, прим_рять (платье).

9. Найдите слово с орфографической ошибкой.                                                                                                                     а) Вредить;
б) раздрожать; 
в) чертеж;
г) образ.

10. Найдите слово с непроизносимой согласной.                                                                                                                   а) Сколь_кий;
б) поз_ний; 
в) ре_кий;
г) изморо_ь на окнах.

11. В каком слове нет удвоенной согласной?                                                                                                                      а) Ил_юстрация;
б) кол_ичество; 
в) ком_ентатор;
г) с_ора (друзей).

Вариант № 2                                                                                                                                                                                    1. В каком слове пишется А?                                                                                                                                                  а) Нав_рить;                    
б) забл_кировать; 
в) перел_мить;
г) к_снуться.

2. В каком слове пишется О?                                                                                                                                                   а) Препод_ватель;
б) отр_жение; 
в) б_гровый;
г) ш_рох;                                                                                                                                                                                      д) отр_сль.

3. В каком слове пишется И?                                                                                                                                                   а) Выд_рнуть;
б) расст_лить; 
в) уп_реться;
г) подж_гание.

4. В каком слове пишется Е?                                                                                                                                                  а) Д_р_жер;                                
б) поб_дить; 
в) изв_нить;
г) загр_мировать.

5. В каком слове пишется Я?                                                                                                                                                             а) Прист_жные воротники;
б) _довитый укус; 
в) разр_дить морковь;
г) оч_рованный.

6. В каком ряду во всех словах пишется О?                                                                                                                     а) Нас_лить; подг_реть; з_рница;
б) подстр_чить; од_рить; сл_мать;
в) раскр_шить; заг_релый; ст_рожил сад;
г) акр_батический; обн_женный; р_стение.

7. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?                                                            а) Уц_ненный, вып_чка, поб_лить;
б) перел_жить, з_ря, перег_рать;
в) бл_стящий, подн_мать, прим_рять друзей.

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?                                      а) Изв_нить, позв_нить, р_стительность;
б) р_систое утро, запр_щенный, ш_птать;
в) ор_шение, пр_фессия, см_рение.

9. Найдите слово с орфографической ошибкой.                                                                                                                       а) Развевается сюжет;
б) чистота помещений; 
в) увядание природы;
г) поласкать котенка.

10. Найдите слово с непроизносимой согласной.                                                                                                              а) Хру_кий лед;
б) ме_кий стрелок; 
в) мелкая изморо_ь;
г) громоз_кий предмет.

11. В каком слове нет удвоенной согласной?                                                                                                                        а) Тер_итория;
б) ил_юминация; 
в) дискус_ия;
г) гале_рея.

4. ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ.

1.

I.   Найдите слово, в котором НЕ ПИШЕТСЯ мягкий знак:

1) встречаеш... рассвет;

2)  золотая рож...;

3) пойти проч...;

4) назнач..те дежурного;

5)  выйти замуж... .

II.   Укажите слово, в суффиксе которого под ударением пишется Е.-

1) рубаш...нка;                          

2) еж...вый;                      

3) суч...к.

4) заворож...нный;                

5) свеж...;

III.   Найдите причастие, а котором пишется суффикс -ЯЩ-:

1) бор...щийся с волнами;        

2) колебл...щнйся туман;

3) хорошо вид...щий.

4) дремл...щий тростник:    

5) стел...щийся туман;

IV.   Укажите слово, которыое пишутся через дефис:

1)  поступить (по) моему;                                

2) слышал где (то);

3)  посмотри (ка);                                        

4) (по) боевому пути;

5) (по) иному решению;                

6) брать (по) немногу.

V.   Найдите слово, в которых пишутся две буквы Н:

1)  поступил обдума...о;                                  

2) серебр...ый иней;

3)  продума...ое название;                    

4) лакирова...ые туфли;

5) дитя напуга...о;          

6) выставка организова...а спонсорами.

VI.   Найдите слова, которые пишутся РАЗДЕЛЬНО:

1) (в) начале года;                                              

2) поступил так (же), как отец;

3) (во) время предупредил;                            

4) что (бы) поесть на завтрак?

5) (нежданно) негаданно;

VII. В каких словосочетаниях НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?

1) ещё (не) убранные поля;

2) (не) исправленная ошибка;

3) (не) солёный суп;

4)  (не) приятное впечатление;

5)  вовсе (не) интерсно рассказывал;

VIII. В каком предложении на месте точек пишется Е?

1.  Как н... старался, не мог взять высоту.

2.  Куда н... посмотрю, всюду море.

3.  Он н... разу не был в Москве.

4.  Петя н... мог н... приехать на торжества.

 2.

  1. Найдите слово с ударением на ВТОРОМ слоге:

1) средства;           2) километр;            3) красивее;           4) мельком.

  1. В каком случае НЕТ ошибки в образовании и употреблении слов?

1) благодаря обилию снега;                     3) написал красивше;

2) наперекор обычая;                               4) пришёл со школы поздно.

  1. Найдите НЕВЕРНЫЕ утверждения:

1.  Причастия имеют такие же времена, как и глаголы.

2.  Предлоги выражают временные, причинные, пространственные, целевые и дру гие отношения.

3.  Частицы придают дополнительный оттенок значения словам и предложениям или служат для образования наклонений глагола.

4.  Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.

5.  Соединительные и подчинительные союзы относятся к одной группе.

  1. Укажите ВЕРНЫЕ ответы в определении грамматических признаков подчёркнутых слов:

1) крича друг другу — наречие;

2) идти впереди колонны — предлог;

3) сделать побольше — прилагательное в сравнительной степени;

4) летучий газ — причастие;

5) поднятая тряпка — причастие;

6) в продолжение лета — имя существительное.

V.   Найдите слова, строение которых соответствует схеме:    

1) удивляя;          2) издавна;           3) подчёркивая;           4) распустил.                                                        


страница 1страница 2 ... страница 10страница 11


скачать

Другие похожие работы:

С учащимися во время карантина

Тематический план: 11 стр.






Волшебный мир книги

Книга: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.