NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Садриддин Айни Восстание Муканны Исторический очерк


4. Восстание хорасанца Абумуслима

Годы правления халифов из династии Омейядов (исключая Омара ибн Абдулазиза) отмечены безудержным угнетением народа и вопиющими несправедливостями. От гнета беззакония страдало уже не только неарабское население, были разорены и уничтожены многие исконно арабские семьи. На протяжении двадцати лет мусульманским миром правил тиран Хаджджадж, злодеяния которого превзошли все, что совершалось тиранами в течение веков до и после него. Передают, что он своими руками убил сто двадцать тысяч человек, а казненных по его приказу и умерших в темницах невозможно счесть. Когда он умер, в его тюрьмах было обнаружено пятьдесят тысяч заключенных – тридцать тысяч мужчин и двадцать тысяч женщин. Тюрьмы Хаджджаджа не имели камер или каких-либо помещений, защищенных крышей, и заключенные находились там и умирали под открытым небом – летом, изнывая под палящим солнцем, а зимой, страдая от холода, снега и дождей.

Конечно, такое положение не могло продолжаться вечно. Не только население неарабских провинций, но и трудящиеся массы арабов были настроены против господства Омейядов. Однако жестокость омейядских халифов была столь огромна, что никто из жителей не осмеливался открыто высказываться против них.

К концу омейядского владычества – в годы правления халифа Мервана – среди представителей самой династии начались жестокие распри и кровопролитные столкновения. Но и в этих условиях соперники Омейядов не смогли организовать против них достаточные силы ни в Арабистане, ни в Иране.

Свое выступление Аббасиды начали в Хорасане и Мавераннахре, поскольку эти провинции представляли собой настоящий пороховой погреб, готовый взорваться от любой искры и направить всю силу своего пламени против омейядских халифов.

Ибрагим-имам, бывший аббасидским претендентом на халифский престол, направил в Хорасан своих эмиссаров «даи» 10, а также подготовил там себе активных помощников из среды местного населения. Одним из таких местных эмиссаров Ибрагим-имама был Абумуслим. Впоследствии он принял на себя руководство всем восстанием.

О происхождении и внешнем облике Абумуслима подробно пишет автор «Равзат ус-сафа». Приведем выдержки из его сообщения: «Род Абумуслима восходит к Гударзу (одному из легендарных богатырей Ирана. – С. А)... Гударз в знак траура по Сиявушу облачился в черные одежды и улыбался только во время боя. Абумуслим тоже оделся в черное во время восстания и улыбался только на поле брани... Имя его было Ибрагим, а кунья 11 – Абуисхак, отца же его звали Муслимом. Ибрагим-имам предложил ему изменить имя и кунью (это было сделано для того, чтобы он не оставался тезкой самого Ибрагим-имама. – С. А.). Поэтому он избрал для себя имя Абдуррахман, а кунью–Абумуслим... Абумуслим был человеком среднего роста, смуглым, приятным на вид, красноречивым, с открытым взглядом и высоким челом. Он говорил на фарси и по-арабски, и речи его были красивы и приятны. Он ни с кем не шутил, чело его постоянно бороздили морщины, а лицо было хмурым...».

Автор «Та’рихи Табари» сообщает о нем: «Абумуслим был рабом, занимавшимся шорным ремеслом. Имя его было Абдуррахман ибн Муслим. Он находился в услужении у группы людей из племени аджул в Хорасане, и был он рабом проворным, толковым и образованным...».

В другом месте автор «Та’рихи Табари» пишет: «Абумуслим был одним из вольноотпущенников племени Бани аджул. Когда Наср ибн Сайяр был наместником в Хорасане и вел войну с властителем Кермана, который выступил против него, Абумуслим тоже поднял восстание. Наср так написал об этом Мервану, который был последним халифом из династии Омейядов, и наместнику Ирака, которого звали Язидом ибн Омаром: «...еще выступил другой человек из сыновей шорников, у которого нет ни роду, ни веры, и собралась вокруг него горстка из хорасанских подонков...».

По этим свидетельствам, взятым из первоисточников и полученным со слов непосредственных свидетелей выступления Абумуслима (таких, как Наср ибн Сайяр), можно заключить, что Абумуслим происходил из персидско-таджикской среды, был рабом в одном из арабских племен и занимался шорным делом. Основной силой, на которую он опирался в своем восстании, были народные массы Хорасана и Мавераниахра, ожесточенные гнетом арабских завоевателей, воинственные и отважные люди, «хорасанские подонки», так называл их Наср ибн Сайяр.

Будучи выходцем из рабов – самого низшего общественного сословия Хорасана, Абумуслим испытал на себе тяжесть гнета завоевателей. Несмотря на то, что он стал вольноотпущенником, ему по-прежнему приходилось работать на племя Бани аджул, отдавая этому племени все свои заработки, полученные от занятий шорным ремеслом. Он в полной мере испытал притеснения и беззакония, чинимые чужеземными захватчиками в Хорасане и Мавераннахре, поскольку ему случалось не раз иметь дело с чиновниками и вельможами. Все это еще в молодости навело его на мысль о восстании. Когда аббасидские «даи» начали свою деятельность в Хорасане, Абумуслим установил с ними связь и, отправившись вместе с некоторыми из них в Мекку, познакомился там с отцом Ибрагим-имама – Мухаммедом ибн Али. Этот человек, обнаружив в Абумуслиме выдающиеся способности, сказал о нем его спутникам: «...я считаю его хорошим рабом и верю, что он станет одним из наших людей, ведь власть Омейядов слишком затянулась».

После смерти Мухаммада ибн Али его сын Ибрагим-имам, узнав о способностях Абумуслима, поручил ему руководить подготовкой к свержению Омейядов в Хорасане. Однако другие эмиссары Ибрагим-имама в Хорасане не согласились с этим и отправились к нему в Мекку. Абумуслим тоже поехал с ними. По словам автора «Равзат ус-сафа», Ибрагим-имам, вторично поручив все дела Хорасана Абумуслиму, сказал ему: «Ты не должен оставлять в живых никого, кто в Хорасане признает арабский язык, но ты должен считать для себя обязательным воздерживаться от сопротивления Сулейману ибн Касиру...». Тот же автор пишет, что в то время Абумуслиму было девятнадцать лет.

Характер действий Абумуслима и смысл сообщений хронистов о его восстании свидетельствуют о том, что подлинные цели, преследовавшиеся Абумуслимом, не ограничивались уничтожением династии Омейядов-Мерванитов 12 и возведением на престол Аббасидов. Главной его целью было уничтожение и изгнание арабских завоевателей из Хорасана, Мавераннахра и всех других таджикско-персидских областей. Но, по убеждению Абумуслима, он не смог ставить перед собой эту цель с самого начала, поскольку арабские завоеватели уже повсюду укрепили свои позиции. Поэтому ему казалось более верным, выступив в поддержку одной арабской династии, свергнуть другую, успевшую занять в стране господствующее положение и заслужившую своими притеснениями и беззакониями ненависть и гнев народа. В этой борьбе силы арабских завоевателей делились на две ослаблявшие и уничтожавшие друг друга группы, что давало возможность Абумуслиму сравнительно легко достигнуть главной цели. Следовательно, истинной и конечной целью Абумуслима было создание в Хорасане, Мавераннахре и остальных таджикско-персидских областях независимого государства, возведение же на престол Аббасидов было лишь этапом на пути к достижению этой цели.

Ибрагим-имам разгадал замыслы Абумуслима, но у него не было другого человека, способного привлечь к восстанию воинственное и непокорное население Хорасана и Мавераннахра, тем более что остальные его эмиссары, действовавшие в этих провинциях, в большинстве своем были арабами, и местное население относилось к ним с ненавистью или, во всяком случае, с недоверием. Учитывая все это, Ибрагим-имам вынужден был поручить руководство восстанием в Хорасане девятнадцатилетнему Абумуслиму, а для того, чтобы завоевать его расположение, а также любовь всего местного населения Хорасана и Мавераннахра, он отдал ему упоминавшийся выше приказ: «Ты не должен оставлять в живых никого, кто в Хорасане признает арабский язык!».

Это распоряжение Ибрагим-имама было, разумеется, лицемерным. Он вовсе не хотел полного уничтожения арабов в Хорасане и Мавераннахре, потому что власть тогда перешла бы в руки местных жителей, а не Аббасидов. Но для пользы дела он стремился сыграть на антиарабских настроениях Абумуслима и всего местного населения. Не случайно поэтому вслед за своим лицемерным приказом об уничтожении арабов он отдал Абумуслиму и другое распоряжение: «Смотри, не оказывай неповиновения Сулейману ибн Касиру».

Сулейман ибн Касир был арабом и являлся одним из крупнейших аббасидских эмиссаров в Хорасане. Конечно, он не пошел бы на поголовное уничтожение арабов. В случае если бы Абумуслим в соответствии с первым приказом Ибрагим-имама стал бы убивать арабов, Сулейман ибн Касир запретил бы ему это, а если бы Абумуслим не подчинился ему, то тем самым нарушил бы второй приказ Ибрагим-имама. Таким образом, второй приказ практически сводил на нет первый; этого-то и добивался Ибрагим-имам. Говоря об уничтожении арабов, Ибрагим-имам в действительности имел в виду убийство тех из них, кто поддерживал Омейядов. С этим был согласен и Сулейман ибн Касир.

Абумуслим не оставлял также мысли о поисках иных путей для достижения своей истинной цели – создания независимого государства – без возведения на престол Аббасидов. Он знал, что у Аббасидов есть умелые организаторы и что широкие массы арабов, настроенные против Омейядов, примкнут к ним и будут поддерживать, в особенности после того, как они возглавят халифат. Тогда уже будет трудно сбросить Аббасидов и достичь заветной цели. Поэтому, нанося мечом удары во имя Аббасидов, он в то же время продумывал шаги, которые в нужный момент облегчили бы ему свержение их господства. По мнению Абумуслима, орудием свержения Аббасидов могли послужить Алиды (потомки Али). Представители этого рода были людьми наивными и неопытными в делах управления государством. Им не свойственны были коварство и хитрость, без которых невозможно было руководить феодальным государством, и поэтому Абумуслим считал, что в нужный момент их легко будет отстранить от власти.

Когда Абумуслиму не удалось осуществить этот план, он согласился на захват халифата Аббасидами, однако от своей конечной цели не отказался и готовился поднять восстание против новых халифов. Но Аббасиды сумели перехитрить его и предательски убили.

Чтобы все сказанное нами не показалось читателю чисто субъективными соображениями, мы приведем несколько эпизодов и фактов, которые помогут, кроме всего прочего, полнее обрисовать эпопею Абумуслима.

Эпизод первый. В месяце рамазан 748 года 13 после тщательной подготовки Абумуслим открыто выступил против Омейядов и за короткое время освободил от них и их сторонников Хорасан и Мавераннахр. Вслед за тем он выслал отряд под командованием Кахтабы ибн Шабиба в Тус (Мешхед) и Ирак. К этому отряду он приказал присоединиться Хасану ибн Кахтабе, Халиду ибн Бармаку (предку знаменитых Бармакидов) и нескольким другим военачальникам, а сам остался в Хорасане, являвшемся главным оплотом восстания.

В жестоких боях Кахтаба завоевал весь Иран и дошел до Арабского Ирака, но там в одном из сражений на берегу Евфрата погиб, утонув в реке. Вместе него воины избрали своим предводителем его сына Хасана. Одержав ряд побед, Хасан захватил Куфу, которая в то время была центром Арабского Ирака. В Куфе жил влиятельный человек по имени Абусалама ибн Сулейман, разделявший планы Абумуслима: если представится возможность, поставить во главе государства Алидов (Абусалама, разумеется, не подозревал истинных намерений Абумуслима). Хасан разыскал Абусаламу, вручил ему письмо от Абумуслима и сказал: «Эмир Абумуслим приказал мне, чтобы я во всех делах подчинялся тебе».

В письме Абумуслим, называя Абусаламу «вазиром рода Мухаммада», писал ему: «Право избрания халифа принадлежит тебе».

В то время Мерван убил Ибрагим-имама, но его братьям – Абулаббасу Саффаху и Абуджа’фару ал-Мансуру – удалось бежать из халифской тюрьмы и пробраться в Куфу, где они скрывались у Абусаламы. Согласно официальному плану, принятому восставшими, после смерти Ибрагим-имама место халифа должна было перейти к Абулаббасу Саффаху. Несмотря на это, Абусалама не предложил Абулаббасу занять место главы государства, и Хасан, который был представителем Абумуслима, не стал возражать против этого. Дело в том, что Абумуслим потому и приказал Хасану подчиняться во всем Абусаламе, что знал о желании последнего предложить халифат прежде всего потомкам Али и только в случае их отказа возвести на трон Абулаббаса. В Медине в это время находились три Алида, которые, по мнению Абусалама, достойны были занять халифский престол. Абусалама отправил к ним в Медину послание, в котором предлагал им возглавить халифат, но ни один из них не принял этого предложения.

Тем временем, еще до возвращения посланца Абусаламы из Медины, некоторые военачальники из отряда Хасана, ничего не знавшие об этих тайных переговорах и о действительных целях Хасана и Абумуслима, выяснили, что в Куфе находятся Аббасиды, разыскали их и принесли присягу. За этим последовала и общая присяга всего войска; тогда Хасану и Абусаламе поневоле пришлось присягнуть Абулаббасу, которого в месяц раби уль-авваль 14 (749 г.) они официально провозгласили халифом.

Эпизод второй. От мысли о передаче власти одному из Алидов Абумуслим не отказался и после того, как Аббасиды добились крупного успеха и на халифский престол был возведен Абулаббас Саффах. Аббасиды знали об этих замыслах Абумуслима и решили прежде всего убрать его главного помощника – Абусаламу. Однако в то время они еще боялись затронуть Абумуслима, поскольку их положение не было достаточно прочным, а главный источник вооруженной силы восстания – Хорасан и Мавераннахр – находился целиком в руках Абумуслима. Учитывая это, Абулаббас Саффах под предлогом принятия присяги от населения Хорасана и Мавераннахра послал своего брата Абуджа’фар а ал-Мансура к Абумуслиму, поручив ему проверить преданность Абумуслима Аббасидам и узнать, как он отнесется к убийству Абусаламы.

Абуджа’фар побывал в Хорасане и, возвращаясь обратно, в беседе с Абумуслимом сказал ему: «Абусалама недостойно ведет себя по отношению к халифу, но халиф из уважения к тебе терпит любые его поступки и делает вид, что ничего не замечает, потому что ты назначил его халифским вазиром». Услышав это, Абумуслим побледнел, но сдержался и ответил: «Я и Абусалама – рабы из рабов повелителя. Если он вышел за пределы допустимого, к нему следует применить любое наказание, которое окажется необходимым». Абумуслим, конечно, не мог в то время открыто выступить как сторонник Абусаламы и защитить его, поскольку это было бы равносильно признанию своих симпатий к Алидам и подготовки антиаббасидского восстания.

Абуджа’фар и Абулаббас истолковали слова Абумуслима как согласие на убийство Абусаламы, и в ту же ночь, когда Абуджа’фар, возвратившись из Хорасана, явился к Абулаббасу, Абусалама был тайно убит в своем доме. Впоследствии это убийство было приписано хариджитским террористам.

Отчитываясь о своей поездке в Хорасан и говоря об отношении Абумуслима к Аббасидам, Абуджа’фар сказал своему брату: «Если ты хочешь, чтобы мир стал чист для тебя, убери Абумуслима, потому что он стремится возвести на халифский престол кого-нибудь из рода Абуталиба (из Алидов)». Абулаббас, однако, не последовал совету брата своего и сказал ему: «Сейчас с ним не следует поступать так, потому что, если мы посягнем на него, люди Ирака и Хорасана выступят против нас».

Эти слова Абулаббаса указывают на то, что не только население Хорасана и Мавераннахра было предано Абумуслиму, но и жители Ирака и Ирана поддерживали его.

Третий эпизод. Когда Абуджа’фар ал-Мансур был у Абумуслима в Хорасане, Абумуслим убил Сулеймана ибн Касира. Между тем Ибрагим-имам, как об этом уже говорилось, приказал Абумуслиму относиться к Сулейману ибн Касиру с уважением и не спорить с ним.

Почему же Абумуслим убил Сулеймана ибн Касира? Потому что Сулейман мешал ему начать общее избиение арабов, а он хотел уничтожить как можно больше иноземцев и быстрее подготовить почву для создания независимого государства в Хорасане и Мавераннахре. По сути дела, этим актом он предупредил Аббасидов и как бы заявил им: если вы, убивая Абусаламу, лишаете меня посредника для возведения на престол Алидов, то я, убив Сулеймана ибн Касиpa и перебив арабов, создам независимое государство. По сообщению «Равзат ус-сафа», Абумуслим за время своего руководства восстанием убил более шестисот тысяч арабских захватчиков и их сторонников.

Четвертый эпизод. Однажды первый аббасидский халиф Абулаббас спросил у Абумуслима, в чем причины его успехов. Абумуслим ответил ему: «Я сделал терпенье своей профессией и никому не раскрыл свою тайну».

Разумеется, Абумуслим хранил свою тайну в известных пределах, прежде всего от тех, кто мог ее разгласить или явиться помехой его делу. Те же, кто играл важную роль в осуществлении его планов и в чьей сдержанности и умении хранить тайны он был уверен, знали о его замыслах в той степени, в какой это было необходимо: так, он поделился своими сокровенными мыслями с одним зороастрийцем.

История эта такова: в Нишапуре жил зороастрийский маг Сумбад. Возвращаясь от Ибрагим-имама, назначившего его руководителем восстания в Хорасане, Абумуслим провел ночь в доме этого человека. За это короткое время он настолько подружился с гостеприимным хозяином, что раскрыл ему свои политические планы и сделал его сообщником. Это подтверждается следующим фактом. В то время как в Хорасане Абумуслим добился крупных успехов и, очистив провинцию от сторонников Омейядов и отстранив от управления всех арабов, взял руководство делами в свои руки, между людьми Сумбада и арабами, жившими в Нишапуре, обострилась межплеменная вражда. Сумбад написал об этом Абумуслиму, попросил у него помощь, и Абумуслим направил в его распоряжение тысячу всадников из своего войска. С помощью этой вооруженной силы Сумбад полностью уничтожил нишапурских арабов, а сам вместе со своим братом облачился в черные одежды и выступил на поддержку Абумуслима и Аббасидов. Когда Абумуслим был убит Аббасидами, первым, кто, мстя за него, поднял восстание против арабов и ислама, был тот же Сумбад.

Таким образом, первые два из приведенных нами эпизодов указывают на то, что, если бы Абумуслиму удалось, он возвел бы на престол Алидов, которых впоследствии легче было бы свергнуть. Эти эпизоды свидетельствуют также о стремлении Абумуслима возвести на престол Алидов до того, как Аббасиды укрепятся в руководстве халифатом и усилят свои позиции. Он был сторонником Абусаламы именно потому, что мог получить от него помощь в этом деле. Третий эпизод свидетельствует, что Абумуслим, узнав о том, что в ближайшее время Абусалама будет убит Аббасидами и он лишится важного посредника для возведения на престол Алидов, немедля убил Сулеймана ибн Касира, чтобы без помехи начать массовое истребление арабских завоевателей и быстрее подготовить почву для достижения своей подлинной и конечной цели – создания независимого государства.

Четвертый эпизод ясно указывает на то, что конечной целью. Абумуслима было объединение всего местного населения Ирана, Хорасана и Мавераннахра – и создание независимого государства. При этом он не делал различия между мусульманами и немусульманами. Именно поэтому Абумуслим, официально выступавший против Мерванитов – сторонников Омейядской династии – под знаменем ислама и от имени пророка Мухаммада и его потомков, раскрыл свою тайну зороастрийскому магу, который еще не принял ислама, оказал ему вооруженную поддержку и помог уничтожить в Нишапуре всех арабов, вражда которых с местным населением носила национальный характер.

Однако ни массовые убийства захватчиков, ни другие энергичные меры не привели Абумуслима к окончательной победе; он сам был предательски убит Аббасидами.

Подробности этого убийства таковы: после того как Аббасиды укрепились на халифском престоле, а управление Хорасаном и Мавераннахром полностью перешло в руки Абумуслима, он решил побывать на Арабском полуострове, чтобы выяснить сложившуюся там обстановку. Под предлогом посещения халифа и паломничества в Мекку он отправился в путь, получив предварительно согласие Абулаббаса.

Абумуслима сопровождало войско, достаточное для зашиты его от любых случайностей. Однако Абулаббас, опасавшийся его силы, сказал своим приближенным: «Абумуслим идет в свой дом, ему незачем было приводить стольких воинов». Узнав об этих словах халифа, Абумуслим оставил основную часть своей армии в Рее и с тысячей телохранителей прибыл к Абулаббасу, а затем, под предлогом хадджа, в Мекку. Предпринимая этот поход, Абумуслим стремился, если ему удастся, привлечь на свою сторону широкие массы арабов и подготовить почву для возведения на престол Алидов, осуществив таким образом план, выполнение которого было им когда-то поручено Абусаламе. Этим и объясняется то, что на протяжении всего пути он раздавал арабам многочисленные щедрые дары.

Абулаббас разгадал этот замысел Абумуслим а и отправил вместе с ним своего брата Абуджа’фара, поручив ему возглавить паломников.

Когда Абумуслим и Абуджа’фар находились в пути, Абулаббас умер, и Абуджа’фар поспешил вернуться в Арабский Ирак, чтобы занять место своего брата. Вступив на халифский престол, он решил задержать Абумуслима в Арабистане и в подходящий момент уничтожить его. С этой целью он отправил Абумуслима в Сирию для подавления мятежа своего племянника, сына Абулаббаса, требовавшего передачи ему отцовского престола. Когда мятеж был подавлен, Абуджа’фар решил назначить Абумуслима наместником Сирии и Египта, чтобы держать его таким образом вдали от Хорасана и Мавераннахра. Но Абумуслим разгадал намерения халифа, понял, какую западню готовит ему последний, и без разрешения Абуджа’фара вступил в Хорасан.

Абуджа’фар послал вслед за Абумуслимом нескольких верных гонцов с письмом, в котором писал: «Этот твой поступок люди поймут как бунт против меня. Для меня это будет позором, поэтому ты сперва явись ко мне, а потом уезжай». Гонцы изощрялись в хитростях и уловках, чтобы уговорить Абумуслима явиться к халифу. Абумуслиму оставалось либо поднять открытый мятеж, либо ехать к халифу. Однако к открытому мятежу он еще не был подготовлен. Его силы были рассеяны частично в Хорасане, частично в Иране, а население Хорасана и Мавераннахра ничего не знало о положении, в котором он оказался. Поэтому он свернул с пути и прибыл к халифу.

Абуджа’фар встретил его с большими почестями.

Но однажды, ожидая Абумуслима, он спрятал в одном из помещений рядом со своей комнатой нескольких вооруженных людей и распорядился, чтобы стража разоружила Абумуслима, когда тот явится на прием.

Стража отобрала у Абумуслима его меч и кинжал, и он, разгневанный, вошел к халифу. Абуджа’фар начал успокаивать Абумуслима, а затем неожиданно обвинил его в подготовке мятежа и, перечислив разоблачающие Абумуслима улики, позвал сидевших в засаде вооруженных людей. Ворвавшиеся в комнату воины тут же, в присутствии халифа, убили Абумуслима и, завернув его тело в ковер, на котором было совершено убийство, оставили лежать в углу той же комнаты. Затем Абуджа’фар приказал приготовить тысячу мешков с деньгами, положив в каждый из них по тысяче тенег. Произошло это в 755 году.

Телохранители Абумуслима, увидев, что он задерживается у Абуджа’фара дольше обычного, заподозрили предательство и, окружив халифский дворец, потребовали выдачи своего господина. Абуджа’фар приказал приближенным бросить приготовленные мешки с деньгами и голову Абумуслима его телохранителям и объявить им с крыши дворца, что Абумуслим был одним из рабов повелителя, получившим заслуженное наказание за недостойные поступки. «...Вы же успокойтесь и верьте, что повелитель возвеличит вас своими дарами и щедростью». Приближенные Абуджа’фара исполнили приказ, и телохранители Абумуслима набросились на мешки с деньгами. Абуджа’фар же, выполняя данное им обещание, действительно непрерывно осыпал их наградами, и они забыли Абумуслима.

Да, те из военачальников и телохранителей Абумуслима, которые стремились к деньгам и чинам, забыли его. Но люди, воодушевленные идеей Абумуслима, те, в ком он воспитал мятежный, бунтарский дух, не могли забыть и не забыли своего вождя.

Среди них был и нишапурец Сумбад-маг, который после убийства Абумуслима поднял восстание против Аббасидов. Ниже мы приведем краткое изложение событий, связанных с этим восстанием.

страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: