NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Самое важное слово»


Тема: «Самое важное слово»

  • Цель урока: развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, воображение, фантазию.

Задачи:

формировать коммуникативные навыки: приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в парах.

  • воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, художественный вкус, эстетические чувства через изобразительное искусство и литературу.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности, умения наблюдать, анализировать, обобщить.

Форма проведения: Мастерская творческого письма

Ход урока

  1. Оргмомент

2. Учитель:

- Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение!
- Здравствуйте, те, у кого в душе непогода!

- Здравствуйте, те, кто любит проводить время в общении с друзьями!

- Надеюсь, что общение с вами на уроке будет дружеским и продуктивным.

3.Учитель читает притчу.

БУМАГА И ЧЕРНИЛА

Леонардо да Винчи

На письменном столе стопкой лежали одинаковые листы чистой бумаги. Но однажды один из них оказался сплошь испещренным крючочками, черточками, завитками, точками... Видимо, кто-то взял перо и, обмакнув его в чернила, исписал листок словами и разрисовал рисунками.

- Зачем тебе понадобилось подвергать меня такому неслыханному унижению?- в сердцах спросил опечаленный листок у стоявшей на столе чернильницы.- Твои несмываемые чернила запятнали мою белизну и испортили бумагу навек! Кому я теперь такой буду нужен?

- Не тужи!- ласково ответила чернильница.- Тебя вовсе не хотели унизить и не запятнали, а лишь сделали нужную запись. И теперь ты уже не простой клочок бумаги, а написанное послание. Отныне ты хранишь мысль человека, и в этом твое прямое назначение и великая ценность.

Добрая чернильница оказалась права. Прибираясь как-то на письменном столе, человек увидел беспорядочно разбросанные пожелтевшие от времени листки. Он собрал их и хотел было бросить в горящий камин, как вдруг заметил тот самый "запятнанный" листок. Выбросив за ненадобностью запылившиеся бумажки, человек бережно положил исписанный листок в ящик стола, дабы сохранить как послание разума.

- Почему наш урок я начала с притчи?

(Наверное, потому, что они говорят с нами о самых важных словах в жизни: об истинном счастье и о любви, о дружбе, о предназначении и о смысле жизни. Но не поучают, а лишь намекают, оставляя свободу самому искать смысл их ярких, неожиданных образов.

Учитель. Наше занятие сегодня не совсем обычное. Мы не будем знакомиться с творчеством нового поэта или писателя. Сегодня творцы — вы. Вы пришли сюда, чтобы учиться слышать себя, видеть внутренним взором то, что увидите, и учиться передавать свои мысли и чувства в слова, найти самые яркие и неожиданные образы.

Последовательность выполнения заданий в мастерской «Самое важное слово»

Индуктор. «Ассоциации».

Учитель. Перед вами цветные листы, выберите тот, который вам понравился, положите его перед собой. Главное — вы должны честно выполнить задание, «не стараясь угодить». То, что вы напишете на листке, сдадите. Сегодня вы пришли не на урок, а в мастерскую, где каждый из вас может создать свое небольшое произведение.

Будьте готовы к тому, что задания, которые вас ожидают, возможно, покажутся вам необычными.

Задание первое (3—5 минут). Обведите руку.

Учитель проходит по классу, наблюдая, все ли справились с этим «трудным» делом. Следует похвалить тех, кто подошел к выполнению задания нестандартно: ребята должны понять, что нестандартные решения будут поощряться.

- Но почему никто из вас не поставил ладонь ребром или не обвел кулак? Ученики, понимая, что их ждет что-то интересное, готовы внимательно слушать дальше.

Задание второе (3—4 минуты). Теперь напишите любые, какие вам захочется, слова на ладони, на пальцах, вокруг них — где хотите. Количество слов не ограничено.

- Выберите из всех написанных самое главное для вас слово (можно словосочетание), подчеркните его и выпишите. (Дети охотно выписывают: каждому нравится свое слово.)

Задание третье (3 минуты).

А) Запишите с избранным вами словом свои ассоциации. Можно по смыслу, по ощущениям: звуку, цвету, запаху, вкусу, осязанию...

Б) - Теперь обменяйтесь с соседом (мальчиком или девочкой) листочками и допишите к слову товарища свои ассоциации (2 минуты).

Задание четвертое (3 минуты).

А) Верните листки их вла­дельцам. Еще раз запишите это же слово. Затем мысленно произнесите его и внимательно вслушайтесь в звучание. Ка­кие созвучия в нем особенно ярки для вас? Подберите и запи­шите ассоциации к этим созвучиям.

Б)- Поменяйтесь опять листочками и допишите свои ассоциации к созвучиям (2 минуты).

В) - Теперь вы будете работать самостоятельно, не меняясь листочками.

- Подчеркните из всех записанных вами слов три наиболее важных , значимых для вас.

Г) - Составьте с подчёркнутыми словами вопрос.(2 мин)

Д) - Теперь обменяйтесь с соседом (мальчиком или девочкой) листочками и ответьте на вопрос своего одноклассника.(2-3мин)

Задание пятое.

А)- Выпишите из всех записанных вами слов одно самое важное для вас.

Б) - Составьте кластер с этим словом.(2-3 мин)

Задание шестое.

Выберите репродукцию картины, которая на ваш взгляд, соответствует выбранному вами слову.

Внимательно вглядитесь в картину, выбранную вами. Хочется ли вам «войти» в нее? Если — да, то представьте, что вы не только видите изображенное реально, слышите, но и чувствуете то, что происходит вокруг...

А теперь постарайтесь сформулировать в слове (можно в словосочетании) впечатление от выбранного вами изображения. Запишите свои ассоциации. Какие у вас рождаются мыс­ли при его созерцании?

Задание седьмое, итоговое. Приготовьте чистый лист для выполнения итогового задания. Сосредоточьтесь и внимательно просмотрите все предшествующие ваши запи­си и выберите самое для вас важное слово (это может быть и словосочетание). Запишите его как заглавие на чистом листе.

Теперь вам предстоит написать небольшое размышление об этом слове. Оно может быть любым по объему: от нескольких строк до страницы и больше. Можно написать стихотворение, рассуждение, поток мыслей. Если хотите — рассказ или сказку со своим сюжетом.

Вывод: Учитель:

- Мы читаем множество книг, мы встречаемся с множеством людей в них, в жизни. И душа обязана трудиться, работать. Не надо бояться, что листы вашей души будут исписаны. Это называется «опыт», который и поможет выбрать лучший вариант из предложенных жизнью.

Рефлексия. Заполни таблицу

Что было важно в сегодняшней встрече?


Какие моменты особенно понравились, запомнились?


Что Вам более всего удалось во время работы на уроке?

О чем пришлось задуматься?


Какие вопросы и пожелания себе и другим участникам появились у Вас?

Какие вопросы и пожелания учителю у Вас появились?


















Домашнее задание:

«Если бы»

Составьте описание или
нарисуйте картину того, что произойдет, если в мире исчезнет это слово (выбранное Вами на уроке).

.

Рефлексия. Заполни таблицу

Какие моменты особенно понравились, запомнились?


О чем пришлось задуматься?


Какие вопросы и пожелания себе и другим участникам появились у Вас?

Какие вопросы и пожелания учителю у Вас появились?













страница 1


скачать

Другие похожие работы: