NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Семинар как одна из форм работы над методической темой школы Номинация: методическая работа в школе


Муниципальное образовательное учреждение

«Усть-Таловская средняя общеобразовательная школа»

Семинар как одна из форм работы над методической темой школы

Номинация: методическая работа в школе

Автор: Петрова Т. Ф. зам. по УВР

2011 г.

Методическая тема нашей школы - «Новые образовательные технологии как фактор создания условий для развития и проявления способностей каждого ученика».

Выбор данной темы связан в первую очередь с модернизацией образования. Ещё недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы, учебными навыками. В современное время заявлена необходимость формирования у школьников способности самостоятельно овладевать знаниями. Сейчас приоритетным считается овладение интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых. И хотя урок остаётся по-прежнему основной формой организации учебного процесса, современному учителю необходимо знать и применять новые методические приёмы, использовать в своей практике модификационные формы организации уроков.

Работа над методической темой рассчитана на три года. Был определён следующий круг задач:

  • Включение учащихся и учителей в научно-исследовательскую, самообразовательную деятельность;

  • Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс;

  • Совершенствование работы с одарёнными детьми;

  • Повышение мотивации обучения, стимулирования творческой и самостоятельной деятельности в образовательном процессе;

Своевременное прохождение курсовой подготовки педагогическими работниками

Первый учебный год – диагностический и теоретический. Он был посвящён решению следующих вопросов: выявлению проблемы, обоснование её актуальности., накопление теоретического материала.
2009-2010 учебный год – практический этап работы над методической темой. Основными целями и задачами его стало совершенствование учебно-воспитательного процесса, формирование передового педагогического опыта в рамках школы.
2010-2011 учебный год – итоговый. Намечено подведение итогов работы по проблеме, систематизация и пропаганда передового педагогического опыта.

При планировании методической работы были выбраны такие формы работы, которые позволили бы успешно решать намеченные задачи. Это:

  • Тематические педагогические советы;

  • Методический совет;

  • Методические объединения;

  • Методические семинары и оперативки;

  • Работа учителей над темами самообразования;

  • Проведение открытых уроков, их анализ и самоанализ;

  • Проведение предметных недель;

  • Выпуск методических бюллетеней;

  • Организация курсовой подготовки учителей;

  • Аттестация учителей.

Планирование методической работы в целом и работы методических объединений осуществлялось в прямой зависимости от методической темы школы.

Что было сделано за 3 года работы?

Наиболее удавшимися и продуктивными в плане достижения поставленных целей стали следующие мероприятия:

  • Тематический педсовет по теме: «Мотивация учения – основное условие успешного обучения»; «Современные педагогические технологии».

  • Методический семинар на тему «Педагогическое проектирование: реальность и перспектива»; «Использование ИКТ в работе учителя», «Активное внедрение в УВП современных форм, методов и технологий обучения, формирующих ключевые компетенции учащихся» и др.

  • Расширенное заседание МО учителей гуманитарного цикла «Опыт использования проектной технологии на уроках», «Интеграция на уроке».

  • Методическая неделя «Современные формы, методы и технологии обучения, формирующие ключевые компетенции учащихся»

  • Выставка-конкурс дидактических средств обучения.


Среди разнообразия форм работы предпочтение отдавалось методическим семинарам, где рассматривались вопросы теории и практики применения различных технологий: проектной, ИКТ, уровневой дифференциации, здоровьесберегающей, интеграции. Опыт проведения семинара в различных формах показал, что наиболее продуктивно проходили занятия с проведением дидактических игр. Точно подмечено в мудрой китайской пословице: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь”. Следуя этой пословице, проводили методические семинары «Использование ИКТ в работе учителя», «Использование Microsoft Office при подготовке и проведении уроков” «Педагогическое проектирование: реальность и перспектива». В различных педагогических технологиях есть свои преимущества, но есть и слабые стороны. Чтобы понятнее педагогу были преимущества и недостатки разных педагогических технологий, моделировали занятия так, чтобы слушатели были активными участниками семинарских занятий в роли учеников. Это позволило вовлечь преподавателей в активное освоение новых педагогических технологий.

Так при проведении методического семинара «Педагогическое проектирование: реальность и перспектива» учителя получили не только теоретические основы проектной технологии, но сами стали участниками создания проекта. Каждое МО представляло отдельный вид учебных проектов. В завершающей части семинара был разработан совместный проект на тему «Не болей-ка!».

Методический семинара «Использование ИКТ в работе учителя» тоже имел практическую направленность. Была создана творческая группа из числа учителей, которые довольно успешно применяют данные технологии в своей профессиональной деятельности. В эту группу вошли педагоги:

  • Манакова Н.М.

  • Райфшнайдер Т.М.

  • Шиманов М.А.

  • Боброва Т.А.

В процессе работы семинара было заострено внимание на использование в образовательном процессе ресурсов Интернет, слайдовых презентаций, диаграмм. Каждый из членов творческой группы представил отдельную форму использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Так Боброва Т.А. сделала краткий обзор наличия и содержания дисков, показала методику их использования, Манакова Н.М. ознакомила присутствующих с образовательными ресурсами Интернет. Райфшнайдер Т.М. предоставила вниманию присутствующих методику работы по созданию слайдовых презентаций, а Петрова Т.Ф. показала презентации, разработанные самостоятельно и используемые на уроках. Учитель физики Шиманов М.А.. познакомил учителей с методикой работы над созданием диаграмм и обратил их внимание на то, где в работе учителя школы можно успешно использовать диаграммы. Затем учителям было предложено разделиться на группы и попробовать самим создать слайдовую презентацию, поработать с диском, получить практические навыки создания диаграмм. Руководителями групп стали Райфшнайдер Т.М., Шиманов М.А., Манакова Н.М.. Конечно, одного заседания для освоения ИКТ было недостаточно, но теперь педагоги знали к кому из своих коллег можно обратиться за помощью по интересующему их вопросу в использовании ИКТ.

Результат: круг учителей, использующих в работе инновационные педагогические технологии, к концу второго и началу третьего учебных годов расширился. Значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной. Успешно стали применять технологию проектного обучения. Расширился спектр использования ИКТ. Это уроки с использованием слайдовых презентаций, работа с интерактивной доской. Было чем поделиться. Поэтому в начале 2010-2011 учебного года было принято решение обобщить и представить имеющийся опыт работы школы по данной теме на открытом районном методическом семинаре. Далее я предлагаю модель проведения методического семинара «Опыт внедрения инновационных педагогических технологий».

Методический семинар

«Новые педагогические технологии как фактор создания условий для развития и проявления способностей каждого ученика»

Подготовка к семинару:

  1. Поиск обработка информации по теме семинара

  2. Создание творческих групп по обобщению опыта

Цель: Стимулировать педагогов на применение новых идей и технологий в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

- познакомить с теоретическими характеристиками современных педагогических технологий;

- дать обзор технологий, применяемых учителями школы в педагогической деятельности;

- обобщить опыт по использованию проектной технологии ИКТ;

- пополнить методическую копилку.

План семинара

  1. Организационный момент

  2. Информационный этап

- выступление на тему «Новые педагогические технологии как фактор создания условий для развития и проявления способностей каждого ученика»,

- выступление творческих групп

3. Подведение итогов

Ход семинара

  1. Организационный этап.

- знакомство с целями, задачами, планом семинара ( См.приложение1)

2. Информационный этап

- Выступление на тему «Новые педагогические технологии как фактор создания условий для развития и проявления способностей каждого ученика» (Приложение 2)

Современному обществу необходимы активные ответственнее люди, обладающие определённым жизненным опытом, способными самостоятельно принимать решения в различных ситуациях и нести ответственность за решения. (Слайд 1)

Поэтому основная цель образования в средней школе – становление и развитие компетентностной личности.

Современный ученик должен обладать совокупностью компетенций, дающих ему возможность к продуктивному взаимодействие с обществом.

Поэтому традиционное обучение в том виде, в каком оно существовало ещё два десятилетия назад, в наши дни не отвечает требованиям. В современной школе необходимо и создавать новую образовательную среду. Необходимо создать новую педагогическую среду, в которой есть условия для интеллектуального творческого и нравственного развития личности. (слайд 3) Необходимо создать условия, в которых у учащихся появлялся бы мотив к личностному росту, создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира. Создать все условия, в которых ученик имел возможность к самореализации. То есть, должна быть создана новая образовательная парадигма, которая способна вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности, образовательное пространство, где учат диалогично, а «не сверху вниз», где стимулируют самостоятельность, инициативу и творчество учащихся, где педагог выступает в роли путеводителя. (слайд4) Он мудро, грамотно ведёт учащихся по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой, исследовательской деятельностью учащихся. То есть, образовательное пространство, в котором ученик развивается.

Для того чтобы ученик полноценно развивался необходимо использовать в образовательном процессе инновационные педагогические технологии. (слайд 5,6) Они легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы, позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному предмету. Инновационные педагогические технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода. Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность. Инновационные педагогические технологии обеспечивают доброжелательность отношений между учеником и учителем. Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.

Прежде чем остановиться на классификации инновационных педагогически технологий, остановимся на понятии педагогическая технология. (слайд 7,8) Педагогическая технология продуманная во многих деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий – термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие. Хотя технологический подход к обучению относится к середине 50-х годов.

- Технология - это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, состоянии («Толковый словарь русского зыка»).

- Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупности методов обработки, изменения состояния (В.М.Шевель).

- Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

- Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов)

- Педагогическая технология – это содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы определений всех определений предыдущих авторов. (Г.К. Селевко).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлена в трёх аспектах: (слайд 9)

- научный,

- процессуально-описательный,

- процессуально-действенный.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Структура педагогической технологии (слайд 10)

  1. Концептуальная основа.

  2. Содержательная часть обучения:

- цели обучения

- содержания учебного материала

3. Непосредственно технологический процесс:

- организация учебного процесса

- методы и формы учебной деятельности учащихся

- управление учителем процессом освоения учебного материала

- диагностика учебного процесса.

Для успешного функционирования педагогической системы нужна тщательно продуманная «откладка» всех её составляющих. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и климата в классе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредствуется свойствами личности, но не определяется им.

Классификации инновационных технологий. (слайд 11)

Признаки классификаций:

уровень применения;

методологический подход;

ориентация на сферы и структуры индивида;

вид педагогической деятельности;

средства обучения и воспитания;

подход к ребёнку.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) (слайд 12)

Игровые технологии

Проблемное обучение

Интерактивные технологии

Технологии современного проектного обучения

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (слайд 13)

Технология уровневой дифференциации

Технология индивидуального обучения

Коллективный способ обучения

Технология групповой деятельности

Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП (слайд 14)

Технология развития теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина)

Технология модульного обучения

Технология интегрирование учебных дисциплин

Технологии развивающего обучения (слайд 15)

Система развивающего обучения Л.В.Занкова

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Методика коллективных творческих дел

В нашей школе активно используются инновационные технологии. (слайды 16-20) Это прежде всего возможности ИКТ: слайдовые презентации, работа с интерактивной доской, видеозаписи. Проектная технология хорошо освоена учителем русского языка Райфшнайдер Т.М., учителем немецкого языка Ладыгиной И.Ф., учителями начальных классов Матвеевой С.В., Семибратовой Л.Н.. Активно используются игровые технологии. Все педагоги школы используют здоровьесберегающие технологии, технологию дифференцированного обучения. Большинство уроков истории, русского языка строятся на основе исследовательской технологии.

(слайд 21) Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду… Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы , - писал В.А.Сухомлинский. Я считаю, что большинство учителей нашей школы ежегодно открывают для себя новое и постигают его.

- Выступление творческих групп

1. «Использование проектной технологии». Учителя данной группы рассказали об использовании в своей работе проектной технологии «Метод проектов на уроках литературы Алтайского края» (Райфшнайдер Т.М., прил. 3); об использовании в проектной метода исследования (ПетроваТ.Ф.); технология интеграции (Ладыгина И.Ф.)

2. «Использование ИКТ на уроках». В работе данной творческой группы приняли участия Шиманов М.А., Боброва Т.А.. Эти педагоги рассказали об использовании возможностей интерактивной доски на уроках истории и физики. ( прилож. 4) В выступлении учителей этой группы прозвучала мысль о том, что использование интерактивной доски помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность в целом. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Всё должно зависеть от целей и задач урока.

3.Подведение итогов семинара

Решение семинара

  1. Стремиться использовать педагогические технологии, обеспечивающие реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью.

  2. Создать творческие группы по использованию здоровьесберегающей технологии, технологии развивающего обучения.

  3. Стимулировать творческий рост педагогов, стремление к развитию и самосовершенствованию.

В заключении предложено вернуться к одному из первых слайдов семинара для обсуждения высказывания: «Учить надо не мыслям – учить надо мыслить».

Используемая литература

  1. Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии» М., «Народное образование», 2004г..

  2. Н.И. Шевченко «Педагогические технологии. Учебно-методические материалы» М., «Русское слово», 2009г.

  3. Журнал «Завуч» Статья «Методика проведения методического семинара в школе», №5, 2008 г.

  4. Д.Г. Ливитес «Практика обучения: современные образовательные технологии» -М, «Институт практической технологии», 1998г..

страница 1


скачать

Другие похожие работы: