NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«школа лидерства» как средство развития лидерской одаренности у учащихся старших классов



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 имени И.П. Кытманова

«ШКОЛА ЛИДЕРСТВА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Автор:

педагог-психолог

МБОУ СОШ №1

Пакулева

Елена Сергеевна

т. 89504275644

[email protected]
Енисейск - 2013

Аннотация
Тема работы: «Школа лидерства» как средство развития лидерской одаренности у учащихся старших классов.

Цель работы: разработать и апробировать систему тренингов, направленную на развитие лидерской одаренности у учащихся старших классов.

В данной работе раскрывается актуальность развития лидерской одаренности у старшеклассников, а также понятие лидерская одаренность, типология и основные черты лидера.

Особое внимание в работе уделено описанию разработанной тренинговой программы «Школа лидерства», направленной на развитие лидерской одаренности. Отдельным преимуществом данной программы является гармоничное сочетание психологической теории и практики, что в итоге позволяет сформировать необходимые лидерские компетенции.

Данная программа была апробирована на учащихся 9-11 классов МБОУ СОШ №1. Для оценки эффективности тренингов была проведена до и после участия в тренинговой программе диагностика лидерских компетенций. В заключение работы представлены полученные результаты.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

4

Глава I. Исследование феномена «лидерская одаренность» в психологии

    1. Понятие лидерская одаренность

5
5

    1. Типология лидерской одаренности

6

    1. Основные черты лидерской одаренности

7

Глава II. Исследование влияния тренинговой программы «Школа лидерства» на развитие лидерской одаренности

2.1. Описание программы «Школа лидерства»

9
9

2.2 Результаты исследования

10

Заключение

11

Список использованной литературы

13

Приложение

14

Введение

Тема лидерства сегодня приобретает новое значение в связи с возросшими требованиями времени к человеку, как к социальной единице, так и к личности, как носителю определенных качеств. Активная жизненная позиция - основная черта лидера - сегодня является тем минимумом, благодаря которому человек имеет шанс найти свое место и обеспечить себе благополучную жизнь.Кто такой лидер? Лидер и тот, кто более успешен, и тот, за кем идут люди, и тот, кто умеет из группы случайных людей сделать слаженную команду.

Одаренность и лидерство все чаще становятся темой активных дискуссий в педагогике и психологии. Лидерская одаренность - это интегративное личностное свойство. Основными критериями лидерской одаренности выступают: высокая мотивация, уверенность в себе, выдающиеся способности (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские, управленческие, суггестивные, и др.) и креативность.

В теории можно найти десятки параметров, которым обязан соответствовать лидер. Но на практике бывает достаточно нескольких компетенций, которые обеспечивают эффективность его деятельности.

Поэтому представляется целесообразной разработка и внедрение комплексной системы тренинговых мероприятий, направленных на развитие лидерской одаренности у учащихся старших классов.

На наш взгляд, подобная система тренингов, подчиненных единой цели, - развитие лидерской одаренности, позволит развить лидерский потенциал старшеклассников. Это в конечном итоге приведет к формированию конкурентной личности, которая сможет не только самостоятельно развиваться, но адекватно и эффективно управлять членами своей команды, тем самым способствуя развитию других людей.

Цель работы: разработать и апробировать систему тренингов, направленную на развитие лидерской одаренности у учащихся старших классов.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу, освещающую содержание понятия «лидерство», «одаренность», «лидерская одаренность».

2. Подобрать методики для проведения диагностики уровня развития лидерских компетенций.

3. Разработать, апробировать и оценить систему тренингов, направленную на развитие лидерской одаренности.

4. Проанализировать полученные результаты.

Была выдвинута гипотеза: разработанная система тренингов влияет на развитие лидерской одаренности у учащихся старших классов.

Объект программы: лидерская одаренность.

Предмет: система тренингов, направленная на развитие лидерскойодаренности у учащихся старших классов.

Характеристика выборки: учащиеся 9-11 классов МБОУ СОШ №1.

Применяемые методики:

1. Анкета «Самооценка лидерских компетенций».

2. Опросник К.Л. Вильсона «Цикл управленческих решений».

Глава I. Исследование феномена «лидерская одаренность» в психологии

1.1 Понятие лидерская одаренность

Лидерскую одаренность можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности, более связанное с активным взаимодействием с другими людьми. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общие черты. Главным является то, что определенный набор умений лидера делает возможным для группы достичь поставленных перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личной самореализации. По определению, лидерские умения являются в основном межличностными и включают гибкость, открытость, организационные умения. Лидерство требует наличия таких личностных черт как самоуважение, высокие нравственные качества, зрелое эмоциональное развитие.

1.2 Типология лидерской одаренности

Проявление лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков.Отталкиваясь от понятия тип лидерства как формы проявления феномена лидерства, остановимся на некоторых классификациях.

Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

- эмоциональный лидер. Сердце группы. Это индивид, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку»;

- деловой лидер. Руки группы. Способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела;

- информационный лидер. Мозг группы. К нему все обращаются с вопросами. Он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Следующую классификацию предложил Л.И. Уманский. Он предлагает выделять 5 типов лидеров по исполняемым ролям, данные виды представлены в таблицы 1.1.

Таблица 1.1

Типология лидеров в зависимости от преобладающих функций

Виды лидеров

Характеристика функций

Лидер-организатор

Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Этот лидер оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять.

Лидер-творец

Привлекает к себе, прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.

Лидер-борец

Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать

Лидер-дипломат

Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.

Лидер-утешитель

К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно.

Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.


1.3 Основные черты лидерской одаренности
Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить  общее черты:

  1. Ответственность - это субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

  2. Умение организовать других - это способность организовать коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и также способность правильно организовать свою собственную работу.

  3. Обучаемость, стремление развиваться - сложная динамическая система индивидуальных свойств человека, обусловливающая продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом.

4. Коммуникабельность - умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми.

5. Конфликтоустойчивость - это способность действующего лица в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта.

6. Умение слушать других - это искусство. Искусство быть внимательным; ценить то, что нам говорят другие, понимать, почему они говорят нам именно это; внимательно и ясно читать по глазам собеседника, безмолвно помогать ему жестами, выражением лица, которые свидетельствуют о нашем живом участии в диалоге.

7. Делегирование полномочий - передача всей или части ответственности за выполнение задания в руки подчиненных.

8. Стрессоустойчивость - совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

9. Креативность - творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности.

10. Готовность принимать решения подразумевает под собой решение проблемы, то есть какой-то ощутимой трудности. Процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата.

11. Уверенность в себе - переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой.

12. Целеустремленность - способность помнить о намеченных планах и не терять из виду сформулированные цели, умение преодолевать возникшие препятствия и не опускать руки, встречаясь с трудностями.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что эффективный лидер должен обладать перечисленными выше компетенциями и развивать их.

Важно отметить, что лидерская одаренность может быть раскрыта и в раннем школьном возрасте, и уже в старших классах. Лидерская одаренность развивается до 17-18 лет. С этой целью для учащихся старших классов МБОУ СОШ №1 им. И.П. Кытманова была разработана и внедрена система тренинговых мероприятий «Школа лидерства», которая направленна на развитие лидерской одаренности.

Глава II. Исследование влияния тренинговой программы «Школа лидерства» на развитие лидерской одаренности

2.1 Описание программы «Школа лидерства»

Разработанная программа «Школа лидерства» состоит из семи тренингов, продолжительность каждого занятия около четырех часов, данная программа направлена на развитие лидерской одаренности. В программе гармонично сочетается психологическая теория и практика.

Таблица 2.1 «Краткое описание тренинговой программы»



Тренинговое занятие

Краткое описание

1

Образ «лидера»

Данный тренинг направлен на формирование представления о лидере, лидерских качествах, стилях лидерства.

Упражнения: «Ты и твое имя», «Мы команда», «Я-лидер», « Лидер – это…», «Лабиринт», «Стили лидерства», «Свеча добра» и др.

2

Тренинг командообразования

Данный тренинг направлен на формирование следующих компетенций:

создание команды, сплочение команды, духовный настрой, доверие подчиненных, выстраивание благоприятных взаимоотношений с членами коллектива.

Упражнения: «Имя», «Автопортрет», «Шеренга», «Путаница», «Мы вместе», «Растяжка», «Часы», «Гусеница», «Синергия», «Коллективный рисунок», «Скала» и др.

3

Тренинг коммуникативной и конфликтной компетенции

Данный тренинг направлен на формирование коммуникативной и конфликтной компетенций. С помощью данного тренингового занятия участники научаться разъяснять цели и задачи эффективно разрешать конфликтные ситуации, давать обратную связь, уметь слушать других, самопрезентации.

Упражнения: «Взаимопонимание», «Проблемы в общении», «Семь богатырей», «Сломанный телефон», «Детектив», «Самопрезетация», «Поведение в конфликте», «Распределение сердец», «Телеграмма» и др.

4

Тренинг «принятие решений»


Данный тренинг направлен на формирование умения принимать эффективные управленческие решения, проявлять инициативность и решительность.

Упражнения: «Мнение друга», «Стратегема», «Коллективный счет», «Детектив», «Самопрезентация», «Потерпевшие кораблекрушение», «Дискуссия», «Переправа», «Чувство успеха» и др.

5

Тренинг «тайм-менеджмент»

Данный тренинг направлен на формирование целеустремленности участников, формулирование и постановки целей, контроля времени и деталей, тщательное планирование рабочего процесса, делегирование полномочий.

Упражнения: «Золотая рыбка», «Оценка внутреннего времени», «Главная цель», «Планирование», «Утро на даче», «Демонстрация дел», «Ценности и приоритеты», «Подарок бабушке» и др.

6

Тренинг креативности

Данный тренинг направлен на развитие творческого потенциала.

Упражнения: «Формула», «Врач», «Приобретение новых глаз», «Гибкость ума», «Живые буквы», «Легенда», «Подарок» и др.

7

Тренинг ассертивности


Данный тренинг направлен на формирование уверенности в себе, инициативности, решительности и настойчивости.

Упражнения: «Ода о себе», «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы», «До черты», «Я – сильный, я – слабый», «Я в лучах солнца», «Комплименты», «Автобусная остановка» и др.




    1. Результаты исследования

С целью определения динамики сформированной лидерских качеств у старшеклассников до и после реализации программы «Школа лидерства», были проведены контрольные диагностические срезы. С помощью разработанной анкеты «Самооценка лидерских качеств», анкета представлена в приложении 1 и опросника К.Л. Вильсона «Цикл управленческих решений» (см. Приложение 2). Полученные данные в сравнении до и после участия в тренинговой программе показали положительную динамику развития лидерских качеств у участников тренинга.

Результаты диагностики показали, что старшеклассники становятся более уверенными в себе, умеют налаживать контакты с людьми, способны к конструктивному и взаимообогащающемусяобщению, эффективно формулируют собственные цели и стремятся к их достижению. Тренинги способствовали развитию творческого потенциала. Учащиеся стрессоустойчивы, что позволяет им переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, уверены в принятии управленческих решений, способны в проблемной ситуации осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта.

Учащиеся старших классов являются активными участниками выездных школ Межрайонного ресурсного центра по работе с одаренными детьми г. Енисейска, где проявляют себя как активные и целеустремленные личности.

Предложенная авторская программа тренингов «Школа лидерства» является эффективной и может использоваться педагогами-психологами для развития лидерской одаренности у учащихся 9-11 классов.
Заключение

Развитие лидерской одаренности является актуальным для учащихся старших классов. Молодым людям ежедневно приходится сталкиваться с новыми ситуациями и проблемами, которые требуют немедленного решения. В современных условиях молодому человеку требуется значительно больше усилий для продвижения себя на рынке труда, при этом он может опираться только на собственные ресурсы. Этот факт делает освоения программы «Школа лидерства» особенно актуальной для старшеклассников.

Отдельным преимуществом данной программы является гармоничное сочетание психологической теории и практики, что в итоге позволяет сформировать необходимые лидерские компетенции, а также научить участников программы самостоятельно применять их в будущей деятельности.

Данная программа была апробирована на учащихся старших классов МБОУ СОШ №1. По полученным результатам диагностики уровня развития лидерских компетенций до и после участия в тренингах можно сделать вывод, что разработанная система тренингов влияет на развитие лидерской одаренности у учащихся старших классов.

В заключение можно дать следующие рекомендации по использованию тренинговой программы «Школа лидерства»:

  1. Данная система тренингов может представлять интерес не только для учащихся старших классов, но и для учащихся, входящих в школьный актив;

  2. Программа может быть предназначена для людей, стремящихся к самоактуализации;

  3. Предложенная программа может использоваться психологами для развития лидерской одаренности у учащихся 9-11 классов.



Список использованной литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376с.

2. Бендас Т. В. Психология лидерства: Учеб. пособие. / Т.В. Бендас. - Спб.: Питер, 2009. - 448с.

3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Е.Б. Мещеряков, В.П. Зинчинко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2005. - 672с.

4. Горбатова Е.А.Теория и практика психологического тренинга: учеб. пособие для вузов. – СПб: Речь, 2008 -320 с.

5. Грецов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

6. Евтихов, О.В. Лидерство и руководство. Тренинг развития лидерских качеств: учебно-методическое пособие. / О.В. Евтихов. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2005. - 141с.

7.Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. – СПб.: Речь, 2007 - 256 с.

8. Кипнис М. Тренинг лидерства– 2-е изд., стер. – М.: Ось – 89, 2006 - 144 с.

9. Митрофанова М.Л., Бука Т.Л. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: учеб. пособие / авт. – сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – 2-е изд. – М.: психотерапия, 2008 – 144 с.

10. Обозов, Н. Н. Психология власти и лидерства. / Н.Н. Обозов. - СПб.: «Облик», 2002. - 61с.

11.Павлова М.А. Псиогимностические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активизаторы / авт. – сост. М.А. Павлова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 87 с.

12. Сергеева, Т.Ф. Система работы с одаренными детьми: теория и практика / Т.Ф. Сергеева, Н.А. Пронина, Е.В.Сечкарева. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 284 с.

14.Чикер, В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. / В.А. Чикер. - СПб.: Речь, 2004. - 176с.

Приложение 1

Анкета «Самооценка лидерских компетенций»

Данное исследование проводится, с целью изучения ваших представлений о качествах и умениях лидера, которые способствуют эффективности его деятельности.

ФИО_________________________________________________________

1. Из ниже перечисленного списка выпишите 7 наиболее важных качеств, которыми, по вашему мнению, должен обладать лидер и проранжируйте их (7 - самое важное качество, 1 - менее важное качество для лидера).

- стрессоустойчивость;

- адаптивность;

- настойчивость;

- решительность;

- коммуникабельность;

- целеустремленность;

- креативность;

- терпимость к людям;

- уверенность в себе;

- активность;

- инициативность;

- конкурентоспособность;

- внимательность;

- свой ответ.

Затем оцените выраженность данных качеств у себя по 10 бальной шкале,

где 0 - это качество вам не присуще, а 10 - максимально выражено данное

качество.

Самооценка лидерских качеств

Качества лидера

Ранг важности данного качества для лидера

Оценка выраженности данного качества у Вас
































































  1. Из ниже перечисленного списка выберите 7 наиболее важных умения, которыми, по вашему мнению, должен обладать эффективный руководитель и проранжируйте их?

- умения разъяснить цели и задачи;

- умения выстраивать взаимоотношения с подчиненными;

- умение тщательно планировать рабочий процесс;

- обеспечение подчиненных необходимыми условиями работы;

- умения давать обратную связь;

- умение контролировать время;

- умение контролировать детали;

- ориентация на людей;

- умение создавать команду;

- мотивация цели;

- делегирование полномочий;

- умение поощрять за хорошо выполненную работу;

- создание команды;

- заинтересованность в профессиональном росте подчиненных;

- умение доверять подчиненным;

- умение сплачивать группу;

- умение создавать благоприятные условия для должностного роста своих подчиненных;

- умение настроить группу на работу.

Затем оцените выраженность данных умений у себя по 10 бальной шкале, где 0 - это умение вам не присуще, а 10 - максимально выражено данное умение.

Самооценка лидерских умений

Умения лидера

Ранг важности данного умения для лидера

Оценка выраженности данного умения у Вас
































































страница 1


скачать

Другие похожие работы: