Школа территория здоровья
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ №15
----------------------Стрельцова О.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 с русским этнокультурным компонентом
ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Актуальность проекта
Цели
Задачи
Гипотеза
Концептуальное обоснование проекта
Краткое описание проекта
Механизм реализации проекта
Сроки и этапы Реализация проекта
Условия построения школы здоровья
Основные направления
Результативность
Ожидаемые результаты
Приложение
Введение
Политика, в которой заложено наше будущее – это здоровье детей, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Согласно статистическим данным, за период обучения детей в школе, состояние здоровья части детей ухудшается. Проблема сохранения здоровья учащихся в настоящее время является не только педагогической, но и обрела социальное значение.
В результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.
Актуальность проекта:
Самое ценное, что есть у человека - это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо.
Однако в рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополучия. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом.
Коллектив школы рассматривает здоровье как цель, содержание и результат педагогического процесса, как условие, фактор и критерий успешности взаимодействия учителей и учащихся в образовательной деятельности.
Проект «Школа – территория здоровья», носящий комплексный характер, может и должен консолидировать усилия педагогов, администрации школы, школьных медиков и психологов, самих учеников и их родителей в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.
Цель проекта:
Разработка комплексного подхода к сохранению здоровья школьников, создание условий, способствующих формированию навыков здорового образа жизни и здорового поведения
Задачи:
воспитание у обучающихся культуры здоровья (формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести ЗОЖ, заботиться о собственном здоровье);
организация здоровьесберегающего образовательного пространства (отсутствие перегрузок; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе);
разработать и внедрить технологии психологического и социального сопровождения обучения детей в школе;
организовать систему кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся;
привлечь внимание родителей к проблеме сохранения здоровья детей в процессе обучения их в школе и дома.
Гипотеза
Совершенствование форм и методов здоровьесберегающих педагогических технологий, а так же создание благоприятных условий обучения и воспитания школьников, направленных на охрану здоровья обучающихся, позволит повысить мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, и сделает возможным повышение эффективности здоровьесберегающей среды школы.
Концептуальное обоснование проекта:
Эффективность мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для школы. Это обусловлено гармоничностью связей между здоровьем и обучением, где происходит качественный подъем в сторону эффективности учебного процесса. Здоровье учащихся имеет прямое отношение к обучению. Школа должна создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Проект «Школа – территория здоровья» призван содействовать утверждению в жизни детей идеи оздоровления, способствовать созданию благоприятных условий для раскрытия интеллектуального и духовного потенциала. Он ориентирован на пропаганду здорового образа жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе.
Краткое описание проекта
Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей. Данный проект направлен на становление ценностного отношения среди учащихся, педагогов и родителей к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья, пропаганду занятий физической культурой и спортом, улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.
Проект включает: обоснование актуальности проекта; цель и задачи проекта; комплексный план мероприятий с указанием этапов и сроков реализации; критерии оценки эффективности проекта; ожидаемые результаты.
В ходе проекта разработаны условия, позволяющие рассматривать школу как территорию здоровья:
Санитарно-гигиенические
Физкультурно-оздоровительные
Условия, позволяющие рассматривать школу как территорию здоровья
Содержательно-методические
Диагностические
Социокультурные
Механизм реализации проекта:
Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении.
Мониторинг состояния здоровья детей. Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.
Комплексная профилактика, развивающая и диагностико-коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития.
Создание благоприятного психологического климата в классах.
Организация работы валеологических уголков в классах.
Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, их родителей и жителей социума.
Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение родителей в активный досуг.
Организация лечебно-профилактической работы в образовательном учреждении.
Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях. Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.
Сроки и этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (1 год):
анализ уровня заболеваемости учащихся и фактического уровня сформированности отношения к вредным привычкам; (Приложение №1)
изучение форм и методов здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания школьников;
разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся (Приложение №2).
2 этап – апробационный (3 года):
внедрение форм и методов здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания;
систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде здорового образа жизни.
3 этап - контрольно-обобщающий (1год):
сбор и анализ результатов;
коррекция дальнейшей деятельности.
Реализация проекта:
Санитарно-гигиеническое
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Питание учащихся 1-11 классов | регулярно | заведующий столовой, классные руководители |
4. | Освещение | регулярно | учителя-предметники |
5. | Воздушный режим ( проветривание кабинетов) | регулярно | учителя-предметники |
6. | Влажная уборка | регулярно | заведующие кабинетами |
7. | Медицинские осмотры | по плану медицинского работника | медицинский работник |
Физкультурно-оздоровительное
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные | |
1. | Дни здоровья 1-11 классы | 1 раз в четверть | классные руководители, учителя физкультуры | |
2. | Оздоровительный лагерь 1-4 классы | июнь | администрация, начальник лагеря | |
3. | Зарядка различного вида 1-11 классы | регулярно | классные руководители, учителя-предметники | |
4. | Физические минутки 1-9 классы | На каждом уроке | учителя-предметники |
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Уроки физкультуры 1-11 классы | 3 часа в неделю | учителя физкультуры |
2. | Физкультминутки 1-4 классы | регулярно | классные руководители |
3. | Спортивные секции ( баскетбол, волейбол) | регулярно в году | учителя физкультуры, тренеры |
4. | Участие в военно-спортивных мероприятиях | по плану | учителя физкультуры |
Психологическое
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Лекции для родителей | по плану психолога | психолог, классные руководители |
2. | Диагностика психических состояний учащихся | 2 раза в год | психолог |
3. | Тематические классные часы | по запросу | психолог |
4. | Индивидуальные консультации для учащихся, родителей, педагогов | по плану психолога | психолог |
Информационно-обучающее
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Уроки « Окружающий мир» 1-4 классы | 1 час в неделю | классные руководители |
2. | Уроки « Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классы ( интегрированный курс) | 1 час в неделю | учителя-предметники |
3. | Беседы медицинского работника | 1 раз в месяц | медицинский работник |
4. | Лекции для родителей | 1 раз в четверть | администрация, учителя |
План мероприятий по реализации проекта.
№ | Содержание мероприятий | Сроки выполнения |
1 | Создание «Совета здоровья школы» (обучающиеся – физорги) | сентябрь |
2 | Организация и проведение утренней гимнастики (начальная школа) | сентябрь-май |
3 | Организация и проведение динамической перемены (начальная школа) | сентябрь-май |
4 | Систематическое проведение физкультурных минуток (1-11 класс) | в течение всего периода |
5 | Организация работы специальный группы для ослабленных детей (специальная медицинская группа) | в течении года |
6 | Организация работы в гендерных класс (экспериментальная площадка) | сентябрь-май |
8 | Организация спортивно-массовых мероприятий (1 раз в месяц массовое спортивное мероприятие, согласно календарю спортивно-массовых мероприятий) | в течении года |
9 | Организация спортивно-оздоровительного лагеря, оздоровительной площадки | июнь |
10 | Диагностика состояния уровня физической подготовленности и физического развития детей | сентябрь май |
4. Мониторинг в рамках проекта.
«Сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся».
Компонент | Классный руковод. | Зам.по ВР | Учитель физк-ры | Медиц. работник | Директор |
Санитарно – гигиенические условия | | | | | |
Решение оздоровительных задач средствами корригирующей гимнастики, оздоровительной гимнастики Мониторинг уровня физического здоровья детей с нарушением осанки | | | | | |
Мониторинг состояния здоровья обучающихся | | | | | |
Уровень заболеваемости (пропуски по болезни) | | | | | |
Уровень мотивации к урокам физической культуры | | | | | |
Эффективность уроков физической культуры (качество знаний) | | | | | |
Охват спортивными секциями, кружками | | | | | |
Сформированность навыков здоровьесбережения (Основы ЗОЖ) | | | | | |
Двигательный режим (физ. мин., утренняя гимнастика, динам. перемены) начальные классы | | | | | |
Мониторинг физической подготовки обучающихся | | | | | |
Эффективность спортивных мероприятий, Дней здоровья | | | | | |
5.Этапы реализации проекта "Школа - территория здоровья".
Название этапа | Сроки | Задачи исследования | Основные направления деятельности. Мероприятия. | Ответственные | Ожидаемый результат |
Подготовительный (проектировочный) этап | июль – август 2010 г. | 1. Разработка проекта «Школа – территория здоровья». 2. Оценка условий, при которых возможно достижение цели. 3. Выявление проблемы эксперимента и обоснование. | 1. Постановка целей и задач проекта. 2. Формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых результатов. 3. Изучение и анализ нормативных, инструктивно-методических документов, методической литературы и передового опыта по организации и применению здоровьесберегающих технологий в режиме полного дня. 4. Изучение учебно-материальной базы школы и определение её готовности к началу эксперимента. | Директор | Будет создан проект «Школа – территория здоровья», предусматривающий рациональную организацию процесса обучения и воспитания в тесной связи с вопросами здоровьесбережения обучающихся. Открытие гендерных классов |
Формирующий этап | сентябрь 2010 г. | Осуществление инструктивно-методической работы с участниками эксперимента в рамках реализации проекта | 1. Подбор и расстановка педагогических работников, определение функциональных обязанностей. 2. Проведение родительского собрания. 3.Диагностика и анализ состояния здоровья обучающихся, гигиенических условий обучения и воспитания, состояния горячего питания школьников. 4. Анализ учебного плана и программ, составление расписания уроков и внеклассных занятий в школе, режима дня для школьников в течение дня, недели | Директор Зам. директора по ВР Медсестра Классные рук-ли | Будут использованы учебные планы, программы, расписание, предусматривающее снятие перегрузки учащихся. Школа будет подготовлена к началу основного этапа работы над проектом. |
Практический (основной) этап | сентябрь 2010 г. – май 20112г. | Осуществление программы основного этапа работы | Реализация проекта по выбранным направлениям: 1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса.(Открытие гендырных классов) 2. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа. 3. Укрепление социально-психологического здоровья. 4. Спортивно-массовые мероприятия. 5. Укрепление духовно-нравственного, эстетического здоровья; интеллектуальное развитие. | Директор Зам. директора по ВР Медсестра Классные рук-ли | Будет устранена перегрузка учащихся учебным трудом, каждый ребенок получит возможность укреплять и развивать свое здоровье, интеллектуальный и творческий потенциал. Сформируются ценностные и нравственные ориентиры, повысится деятельная мотивация, снизится уровень заболеваемости ОРЗ и пропуски уроков по болезни. Будет осуществлена корректировка испытываемых технологий |
Обобщающий этап | июнь 2013 г. | Оценивание результатов работы над проектом. Подготовка и формулирование выводов и рекомендаций. | Обработка полученных данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями и задачами: анализ всех результатов; корректировка гипотезы; подготовка методических рекомендаций с их последующей апробацией; оформление и описание хода работы над проектом; изучение общественного мнения участников эксперимента о степени удовлетворенности результатами эксперимента и дальнейшей работе по данному вопросу | Директор Зам. директора по ВР Медсестра Классные рук-ли | Будут подготовлены методические рекомендации по формам и методам здоровьесберегающих технологий для педагогов. Будет подготовлено описание опыта работы по здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей деятельности школы. |
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: