NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Школы с одаренными учащимися

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ЛЕСОСИБИРСКА

МБОУ «ГИМНАЗИЯ»

Утверждаю

__________________

Программа "Одаренные дети"

(система работы школы с одаренными учащимися)

г.Лесосибирск

Содержание

I

Паспорт программы

3


II

Постановка проблемы и необходимость ее решения

III

Состояние проблемы и прогнозируемые результаты

IV

Перечень программных мероприятий

V

Ожидаемые результаты Программы

VI

Механизм реализации программы

VII

Оценка эффективности реализации Программы

I Паспорт программы


Муниципальный заказчик Программы

Министерство образования и науки Красноярского края

Управление образования Администрации г. Лесосибирска
Разработчик Программы

МБОУ «Гимназия»



Исполнители Программы

МБОУ «Гимназия»



Срок реализации Программы

2010 – 2014 гг.
Цель Программы:

Создание благоприятных условий для выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей; обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения в различных областях деятельности

через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

Задачи Программы:

  1. создание целостной системы работы с одаренными детьми в образовательном учреждении;

  2. совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

  3. повышение доступности услуг в сфере образования, спорта, культуры и искусства, направленных на развитие способностей одаренных детей, обучающихся в образовательном учреждении;

  4. расширение возможности участия одаренных детей в мероприятиях различной направленности на уровне города, края, РФ и др.;

  5. обучение педагогов для работы с детьми, склонными к научно-исследовательской, проектной и творческой работе;

  6. -  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  7. объединение усилий «семья-школа» при работе с одаренным ребенком;

  8. сохранение системы поощрения одаренных детей, молодежи и педагогов, работающих с одаренными детьми;

  9. пополнение банка методов, технологий работы с одаренными школьниками.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся помощи, наставничества, дополнительных образовательных услуг.


Объемы и источники финансирования

За счет средств краевого и местного бюджетов.
Ожидаемые результаты реализации Программы:

  1. включенность в систему межотраслевого взаимодействия по организации работы с одаренными детьми;

  2. увеличение доли одаренных детей, участвующих в мероприятиях различной направленности в городских, краевых, всероссийских и международных уровнях;

  3. расширение диапазона мероприятий (олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции, соревнования) для раскрытия творческих способностей учащихся;

  4. внедрение инновационного научно-методического обеспечения процесса обучения одаренных детей;

  5. повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических кадров, работающих с одаренными детьми

  6. модернизация (обновление, усовершенствование) материально-технической базы с учетом потребностей одаренных детей.

II Постановка проблемы и необходимость ее решения



Глобальные социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

На современном этапе развития психолого-педагогической науки одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование.

Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка. Этим определяется гуманистическая направленность Рабочей Концепции одаренности, разработанной по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети» (авт. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C. и др.). В этом документе особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Определяя одаренных детей, чаще всего отмечают, что они:

имеют более высокие по сравнению с большинством сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; о имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;

более уязвимы в эмоционально-личностной сфере.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки;

учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, края и государства в целом.

Программа «Одаренные дети», ставит своей целью создание благоприятных условий для выявления, сопровождения и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей; обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения в различных областях деятельности через оптимальную структуру школьного  и дополнительного образования.

Программа «Одаренные дети» объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.

Программа разработана по трем направлениям:

– работа с одаренными детьми;

– работа с родителями;

– работа с педагогическим коллективом.

 

Каждое направление программы реализуется ежегодно, возможна корректировка содержания, форм и методов реализации программы.
III Состояние проблемы и прогнозируемые результаты
Образовательное учреждение «Гимназия» с момента своего образования было нацелено на работу с высокоинтеллектуальными школьниками. Все целевые установки, усилия педагогического коллектива были направлены на построение такого образовательного пространства, которое бы максимально способствовало раскрытию потенциальных возможностей ребенка.

С появление общероссийской законодательной базы возникла объективная необходимость совершенствования системы выявления одаренных детей, единой творческой образовательной среды, объединения усилий родителей и школы для обеспечения дифференцированной и индивидуальной работы с одаренными и способными детьми.

Изменилась направленность образования. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, пространство знаний расширилось, но одновременно снизился уровень познания; повысились требования к знаниям, их широте, но у школьников снизилась способность к освоению и возможности усвоения в полном объеме. Изменилась и «картина» одаренности. Обозначились задачи профессионального развития педагогического состава, повышения уровня их профессиональных знаний. В школе накоплен большой опыт работы с одаренными школьниками, но, несмотря на достигнутые результаты, остаются нерешенными некоторые вопросы:

  1. отсутствие единого подхода к определению одаренности и методов ее изучения;

  2. недостаточность психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми;

  3. недостаточное финансирование мероприятий, направленных на развитие одаренности детей;

  4. недостаточная материально-техническая база дополнительного образования, вследствие чего остаются неудовлетворенными некоторые образовательные запросы детей;

  5. снижение общей мотивации некоторой части учащихся к обучению вследствие низкой материальной обеспеченности для продолжения обучения после окончания школы.

Все это негативно влияет на качество образовательного процесса, в который включены одаренные школьники.

Решение этих проблем требует разработки определенных мероприятий, которые составляют основу Программы.

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания педагогической общественности к проблеме одаренности, усиления работы в этом направлении. Реализация Программы позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.

Сохранение достигнутого результата и дальнейшее развитие невозможно без целевой финансовой поддержки в рамках текущего бюджета.

В то же время требования к современному кадровому и материальному потенциалу учреждения, ответственного за поддержку и развитие детской одаренности, диктуют необходимость дальнейшей модернизации программы на более длительный период.

Настоящая Программа предусматривает объединение ресурсов и создание единой системы по работе с одаренными детьми как в учебной, так и внеучебной деятельности.
IV Перечень программных мероприятий

Этапы:

2010-2011 учебный год – проектировочный

Цель: подготовка условий для формирования (развития) системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

1. Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

2. Разработка программы работы с одаренными учащимися.

3. Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

4. Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2011-2012 учебный год – экспериментальный

Цель: научно-методическое обеспечение изучения одаренности и построение системы методического сопровождения одаренных школьников внутри школьного и дополнительного образования

Задачи:

  1. Психолого-педагогическая диагностика интеллектуальных, индивидуальных, личностных особенностей способных и одаренных школьников.

  2. Разработка методических рекомендаций для учителей и родителей по работе с одаренными детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

  3. Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с одаренными учащимися.

  4. Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов с учетом образовательных потребностей одаренных школьников.

  5. Повышение квалификации педагогов в области психолого-педагогического сопровождения развития одаренных школьников.


2012-2013, 2013-2014 учебные годы – переход в режим функционирования

Цель: создание условий для сопровождения и поддержки интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей; обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения в различных областях деятельности через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

Задачи:

  1. Психолого-педагогическая диагностика интеллектуальных, индивидуальных, личностных особенностей способных и одаренных школьников, включенных в реализацию Программы.

  2. Анализ результатов реализации Программы.

  3. Определение достижений одаренных школьников за период реализации Программы.

  4. Проведение рефлексии и определение корректирующих мероприятий, направленных на преодоление выявленных затруднений педагогов в реализации Программы.



План реализации программы


Этап

Мероприятия программы

2010-2011 учебный год -

  • Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов

  • Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися за 2009-2010 гг.

  • Участие в городском и краевом туре предметных олимпиад.

  • Описание системы работы с одаренными учащимися.

  • Участие в городской научно-практической конференции.

  • Поисково-краеведческая работа по созданию школьного музея.

  • Разработка Программы "Одаренные дети".

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

2011-2012 учебный год

  • Психолого-педагогическая диагностика интеллектуальных, индивидуальных, личностных особенностей способных и одаренных школьников.

  • Разработка паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми.

  • Научно-методический семинар для педагогов школы "Исследовательская деятельность учащихся" (по плану семинара).

  • Организация деятельности ШНОУ

  • Эксперимент по введению ФГОС в начальных классах.

  • Участие в городской научно-практической конференции.

  • Поисково-краеведческая работа по созданию школьного музея.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

  • Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

  • Участие в научно-практических конференциях школьников и студентов ЛПИ - филиала СФУ, ЛфСибГТУ.

2012-2013 учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.

  • Организация деятельности ШНОУ.

  • Участие в городской научно-практической конференции.

  • Поисково-краеведческая работа по созданию школьного музея.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

  • Разработка методических рекомендаций для учителей и родителей.

  • Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях школьников и студентов ЛПИ - филиала СФУ, ЛфСибГТУ.

2013-2014 учебный год

  • Диагностика одаренных и способных учащихся.

  • Функционирование ШНОУ.

  • Участие в городской научно-практической конференции.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Эксперимент по введению ФГОС в средних классах.

  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

  • Разработка методических рекомендаций.

  • Анализ итогов реализации программы. Обобщение результатов работы школы.

Кадровое обеспечение программы


Группа

Функции

Ответственные

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по ВР,

координатор по работе с одарёнными детьми, руководитель ШНОУ

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы.

Использование новых педагогических технологий.

Организация исследовательской работы учащихся.

Классные руководители,

педагоги-организаторы,

учителя, педагоги дополнительного образования

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Диагностика.

Участие в мероприятиях школы и города.

Методист МУОО,

преподаватели учебных заведений дополнительного образования города

Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе


Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1.Разработка (актуализация) нрмативно-правового еспечения

Положение о ШНОУ «Эрика»

О проведении школьного тура предметных олимпиад

О проведении предметной недели (декады)

О научно-практической конференции

О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы.

 

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы


Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.

  • Расширение познавательных возможностей учащихся.

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

  • Предоставление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Организация исследовательской работы учащихся в школе


Классы

Этап

Формы

1 – 4

Подготовительный:

  • Формирование навыков научной организации труда.

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Выявление способных учащихся.

Урок,

внеклассная работа,

кружки эстетического цикла, секции

5-7

Творческий:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Творческое развитие учащихся.

  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Урок, внеклассная работа, предметные недели, школьные олимпиады, научно-практическая конференция, кружки, секции

8-9

Развивающий:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Развитие информационной культуры учащихся.

Урок, внеклассная работа, предметные недели, олимпиады регионального, всероссийского и др. уровня, научно-практическая конференция, ШНОУ, индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов

10-11

Исследовательский:

  • Совершенствование исследовательских навыков.

  • Совершенствование информационной культуры учащихся.

  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Урок, внеклассная работа, предметные недели, олимпиады регионального, всероссийского и др. уровня, научно-практическая конферен-ция, ШНОУ, факультати-вы, профильные спецкурсы, индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Спецкурсы (11 классы).


V Ожидаемые результаты Программы

Реализация программа призвана способствовать:

  1. совершенствованию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  2. созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

  3. повышение статуса одаренных учащихся через освещение их достижений через средства массовой информации, сайт школы;

  4. повышение статуса педагогов, работающих с одаренными детьми, через систему мероприятий по поощрению их достижений, освещению через средства массовой информации, сайт школы;

  5. расширение уровня и географии участия одаренных школьников в мероприятиях интеллектуального, творческого, спортивного характера;

  6. формирование банка технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

  7. внедрение инновационного учебно-методического обеспечения процесса обучения одаренных детей;

  8. укрепление позиций образовательного учреждения «Гимназия» в общей системе образования г.Лесосибирска, Красноярского края.


VI Механизм реализации программы
Координацию хода реализации и контроль исполнения мероприятий настоящей Программы осуществляет директор школы, который выполняет следующие функции:

сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий на основе представленных отчетов;

мониторинг и анализ результатов реализации Программы путем представления информации о ходе выполнения и финансирования программных мероприятий 2 раза в год, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом;

подготовка и представление в установленном порядке в Управление образования администрации г.Лесосибирска бюджетной заявки на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год;

обеспечение взаимодействия со всеми участниками городской программы «Одаренные дети Лесосибирска»;

организация работы по корректировке Программы на основании результатов работы за год;

внесение изменений и дополнений в Программу в связи с изменением федерального и регионального законодательства.

Корректировка настоящей Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки и реализации муниципальных целевых программ в г.Лесосибирске.

Действие настоящей Программы может быть приостановлено или прекращено в следующих случаях:

нерациональное или нецелевое использование бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Программы;

изменение объемов финансирования Программы, влияющих на снижение эффективности ее реализации;

невозможность достижения цели Программы в силу форс-мажорных обстоятельств и иных причин.

Система организации контроля исполнения настоящей Программы

Исполнители программных мероприятий представляют в Управление образования администрации г.Лесосибирска информацию о реализации Программы каждого года, следующего за отчетным, начиная с 2013 года.

Механизм реализации Программы также предусматривает представление отчета о результатах выполнения программных мероприятий на совещаниях руководителей образовательных учреждений, итоговых конференциях работников образования г.Лесосибирска.

Программа считается завершенной после утверждения отчета о выполнении Программы в установленном порядке.
VII Оценка эффективности реализации Программы

Успешной реализации настоящей Программы будет способствовать работа городского отдела при Управлении образования Администрации г.Лесосибирска, который будет органом управления Программой. Оценка эффективности реализации настоящей Программы будет осуществляться на основе следующих показателей:

формирование системы материального поощрения для школьников победителей мероприятий городского, краевого и других уровней и педагогов, их подготовивших;

будет сформирован информационный банк данных о талантливых и одаренных детях Гимназии с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения;

модернизация материально-технической базы учреждения, приобретение нового оборудования и реквизита с учетом образовательных потребностей одаренных школьников;

увеличение к 2014 году на 10% числа одаренных детей школьного возраста - призеров региональных конкурсов, соревнований, олимпиад, по сравнению с данными 2010 года.

В ходе реализации программы будет создана система выявления, развития и поддержки одаренных детей, направленная на сохранение национального генофонда, формирование будущей высокопрофессиональной элиты в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: