NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Скажи мне – и я забуду; Скажи мне – и я забуду



Скажи мне – и я забуду;

  • Скажи мне – и я забуду;

  • Покажи мне – и я запомню:

  • Дай сделать – и я пойму.

  • Китайская притча


Технология дифференцированного обучения







История вопроса

  • до середины XIX века - индивидуальное обучение

  • в конце XIX века - массовые школы капиталистических стран

  • в 20-е годы ХХ века - В. Штерн и Э. Клапаред, различные виды дифференцированного обучения (по способностям, по интеллекту, по неспособностям)

  • Россия:

  • 1918 год, опытно-показательные учреждения Наркомпроса, группы учащихся по степени одаренности

  • 50-60 гг. - особая актуальность: дифференциация предметная

  • 70-80 гг. – разработка метода дифференцированного обучения: Л.В. Занков, В.В. Фирсов, Н.А. Менчинская, Т.К. Донская, И. Унт, Ю.И. Дик, Ю.К. Бабанский и другие



Цели дифференцированного обучения

  • психолого-педагогическая: индивидуализация обучения

  • социальная : целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала

  • дидактическая: решение проблем школы путем создания новой методической системы на принципиально иной мотивационной основе



Понятие дифференциации

  • Дифференциация (латин.) - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

  • Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.

  • Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.



Дифференцированное обучение



Виды внутриклассной дифференциации

  • Внутренняя дифференциация - применение форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.

  • Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований



Технология дифференцированного обучения

  • - процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию, диагностированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся.



Этапы организации дифференцированного обучения

  • 1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

  • 2. Проведение диагностики по выработанному критерию.

  • 3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.

  • 4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

  • 5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

  • 6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.



Критерии



Характерные особенности групп и задачи по работе с ними

  • 1 вариант: устойчивая высокая успеваемость, достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума (абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности), низкая утомляемость от активного, напряженного умственного труда, высокий уровень самостоятельности.

  • Задача - воспитание трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы

  • 2 вариант: средние учебные возможности.

  • Задача - развитие их способностей, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, создание условий для продвижения в развитии и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту

  • 3 вариант: пониженная успеваемость

  • Задача - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно



Учащиеся 3-его варианта



Направления дифференциации обучения

  • по образовательным целям

  • по уровням выполнения заданий

  • по времени обучения, времени выполнения заданий

  • по содержанию обучения

  • по последовательности учебного материала

  • по структуре учебного материала

  • по подходам к обучению

  • по видам учебной деятельности

  • по способам применения заданий

  • по оценке деятельности



Дифференциация учебных заданий

  • по уровню творчества

  • по уровню трудности

  • по объему учебного материала

  • по степени самостоятельности

  • по характеру помощи учащимся



«+» дифференциации

  • исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей

  • у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам, уделять внимание сильным

  • отсутствие в классе отстающих снижает необходимость в упрощении общего уровня преподавания

  • реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании

  • повышается уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности

  • повышается уровень мотивации



«-» дифференциации

  • трудоемкость, сложность подготовки урока

  • трудоемкость, напряженность организации урока

  • опасность наклеивания «ярлыков»

  • необходимость длительной и тщательной психологической подготовки учащихся и их родителей



страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.



Документы

архив: 1 стр.