NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Сколько весит здоровье ученика?




Исследовательская работа
Тема « Сколько весит здоровье ученика?»


Выполнили учащиеся 1-2 классов

МОУ « Казанцевская СОШ»

Руководители:

Швецова Оксана Сергеевна

Синчукова Светлана Геннадьевна

Оглавление

  1. Введение

  2. Актуальность

  3. Цели и задачи

  4. Методы исследования

  5. Исследования

  6. Эксперименты

  7. Наши действия и результаты

  8. Рекомендации и обращение

  9. Литература

  10. Приложение


Введение

« Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но, ради бога, размышляйте,

и хотя и криво, да сами»

Немецкий драматург и философ Г.Э.Лессинг
Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно, а иногда и невозможно.

Наверное, все обращают внимание на то, какую красивую осанку имеют спортсмены, артисты, военные.

Очень приятно смотреть на стройного человека. Такие люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

Правильная осанка не дается человеку с рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому взрослые все время говорят детям: « Не горби спину, сиди прямо, не носи тяжести».

Неправильная осанка делает спину некрасивой, кривой. Голова у человека с неправильной осанкой опущена, плечи сведены вперед, одно из них может быть выше другого, живот выпячен, грудь плоская или вогнутая, спина сутулая, позвоночник может иметь боковые искривления. Если в детстве приучиться держать спину прямо, тогда и в старшем возрасте не будут мучить боли в спине и пояснице.

У некоторых детей может возникнуть деформация позвоночника. Это называется сколиозом. Начинается такая болезнь, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

Нас волнует здоровье школьника, то есть наше здоровье, потому что это здоровье будущего поколения нашей страны.
Актуальность

Проблема здоровья детей на сегодня как никогда актуальна. Только здоровый ребенок может успешно учиться. Однако на сегодняшний день только одного из десяти школьников можно признать вполне здоровым. По данным исследований НЦЗД РАМН только 3% выпускников школ можно считать здоровыми. По словам министра образования РФ А. Фурсенко «дела со здоровьем школьников у нас обстоят отвратительно».

Следовательно, бесспорна необходимость и приоритетность существования различных программ, курсов, факультативов, просто разнообразных способов и приемов, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формирование потребности умения и решимости творить свое здоровье.

В настоящее время наблюдается стремительный рост заболеваний опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, плоскостопие.

Растущие кости, в том числе позвоночника, легко принимают форму, которую их заставляют принимать мышцы и нагрузки на верхний плечевой пояс. Если они значительны, то у ребенка есть шанс заработать сколиоз – боковое искривление позвоночника.
Многие наши школьники часто с трудом идут в школу. Очень тяжелая ноша у них за спиной – школьный ранец. А однажды во 2 классе ученик пожаловался на то, что его ранец не закрывается. Учительница стала ему помогать, и тут выяснилось - в сумке очень много книг. Мальчик взял на выходные книги в школьной библиотеке. Кроме этого, в ранце был учебник « Немецкий язык», а в этот день этого урока в расписании не было. На вопрос: « Зачем принес учебник?» мальчик ответил, что забыл его выложить. Ребенок с огромным трудом взвалил ранец за спину и, сгорбившись, пошел домой.

По наблюдениям учителей начальной школы у многих детей тяжелые сумки даже в те дни, когда мало уроков. Что же дети в них носят?
Возникли вопросы:

Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец? Как тяжелый ранец влияет на осанку ученика?
Тема исследования:

экспериментальная
Цель исследования:

  • создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении темы « Человек», что ведет к созданию ситуации успеха в учебе;

  • обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.


Задачи:

  • Проанализировать различные источники информации ( энциклопедия, газеты, журналы, Интернет, беседа с мед.работником) по теме исследования

  • Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит

  • Доказать, что тяжелый ранец вредит здоровью

  • Предложить свои способы решения проблемы


Проблема:

Осанку школьника портят тяжелые ранцы – особенно портфели
Срок реализации:

3 недели
Возраст детей:

7-10 лет
Объект исследования:

Человек
Предмет исследования:

Осанка школьника - основа здоровья
Участники исследования:

Учащиеся начальной школы
Практическая значимость:

Забота о собственном здоровье
Гипотеза исследования:

Возможно, что осанка может испортиться из-за тяжелых ранцев
Методы исследования

  • Анализ

  • Социологический опрос

  • Наблюдение

  • Сбор информации из книг, журналов, периодической печати

  • Поиск информации по данному вопросу в Интернете

  • Эксперименты


Наши исследования
Некоторые факты по данной теме

« А что у вас, ребята, в рюкзаках?» Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.

Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели.

Уже с первых месяцев ношения неправильной школьной сумки начинается нарушение осанки, искривления.

Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Опрос медицинских работников

Для того, чтобы узнать, как обстоят дела с осанкой у наших школьников, мы обратились к медицинским работникам Казанцево и Ручьево.

Побеседовав с ними и проанализировав медицинские карты детей, выяснили, что в Казанцевской школе:

5 человек с нарушениями осанки

4 человека со сколиозом

Это данные по начальной школе, т.е. у нас это составляет 28% от общего числа школьников.

Всего в нашей школе таких детей 14 человек.

Старова Светлана Петровна рассказала нам об этих заболеваниях, причинах их возникновения.

Так же медицинские работники отметили , что количество детей с различными нарушениями осанки с каждым годом увеличивается все больше и больше из класса в класс.

Далее мы обратили внимание на такой факт: дети, проживающие в Ручьево, чаще имеют отклонения в осанке, чем дети, живущие в Казанцево.

В чем дело? Может быть, в том, что дети из Ручьево ждут школьный автобус с тяжелыми ранцами за спиной?
Выбираем ранец.

Конечно, ранец лучше портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. У учащихся нашей школы почти все школьные сумки – ранцы. Но как правильно выбрать ранец? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
Мы провели социологический опрос среди наших родителей.

Было задано 3 вопроса

1) Ранец должен быть:

  • Недорогой

  • Красивый

  • Вместительный

  • Удобный

  • Какой нравится ребенку, такой и купим

2) Обращали ли вы внимание на то, сколько весит ранец вашего ребенка вместе со школьными принадлежностями?

  • Да

  • Нет

3) Как вы думаете, соответствует ли вес полного ранца возрасту ребенка?

  • Да

  • Нет

  • Не знаю


В опросе приняли участие 30 родителей.

Результаты опроса мы представляем в таблице 1.

Ранец должен быть

Недорогой

Красивый

Вместительный

Удобный

Какой нравится ребенку, такой и купим

2


2


3


17


4


Обращали ли вы внимание на то, сколько весит ранец вашего ребенка вместе со школьными принадлежностями?

Да


Нет


26

4




Как вы думаете, соответствует ли вес полного ранца возрасту ребенка?

Да

Нет

Не знаю

9

13

8


Из этого мы сделали вывод, что при покупке ранца родители обращают внимание на то, чтобы ранец был удобным. Многие родители обращают внимание на вес ранца. Большинство отметили несоответствие полного ранца возрасту ребенка.
При покупке ранца следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки.

В идеале у ранца должна быть ортопедическая задняя стенка, на нем должны быть светоотражающие элементы.

Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
Угроза за спиной

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела.

Ученые в ходе исследований выяснили, что дети носят поклажу, весившую 10, 20, 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем сильнее становились боли в спине. Кроме того, перекос правого плеча достигал 110 мм рт.ст, а на левое плечо – 70 мм рт.ст, то есть происходит перекос правого плеча, что ведет к нарушению осанки. И это при 20% давлении ранца.

Мы решили провести следующие эксперименты.

В течение недели наблюдали за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками и подвели итоги по следующим позициям: таблица 4

  • Самый правильный ранец ( до300гр)

  • Самый тяжелый ранец

  • Самый легкий ранец с принадлежностями

  • Самый тяжелый ранец с принадлежностями

  • Самый « тяжелый» учебный день

  • Самый « легкий» учебный день


Вес «правильного» ранца

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?

Для этого был рассчитан правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, то есть вес ученика в килограммах надо умножить на 10 и разделить на 100

В другом источнике – газете « Комсомольская правда» от 25 марта 2011 года мы нашли другую информацию и другие расчеты.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать :

1-2 классы – более 1,5 кг.

3-4 классы - более 2 кг.

5-6 классы – более 2,5 кг.

7-8 классы – более 3,5 кг.

9-11 классы – более 4,0 кг.

Мы больше склоняемся к 1 расчету веса школьного ранца, т.к. дети разные, кому – то с большей массой ранец весом 3 кг. не будет тяжелым, а кто – то с меньшим весом и 2 кг. носит с трудом

Для нашего первого эксперимента мы произвели взвешивание каждого ребенка, рассчитали для него вес правильного ранца, а затем взвесили ранец вместе со всем его содержимым.

Данные записаны в таблице 5

Ф.И. ученика

Вес тела

Правильный вес ранца

Реальный вес ранца

Никитушин Артем

Чекаданова Вика

Лобакин Илья

Лобакин Слава

Бегинина Оля

Ларюшкина Снежана

Швецов Гриша

Маршалкин Артем

Глотова Рита

Киселева Женя

Шестаков Никита

Тедешвили Наташа

Давыдова Женя

Паутова Настя

Рукин Миша

Маршалкин Влад

Тирранен Юра

Девитаева Лиза

Казанцева Кристина

Глотов Саша

Егиоя Ваня

Трушин Коля

Мясников Паша

Лобакин Костя

Марашалкин Кирилл

Тирранен Миша

Киселева Люба

Лобакина Рая

Бухтоярова Галя

Романова Лена

29 кг.
35 кг.
29 кг.
26 кг.
22 кг.
37 кг.
25 кг.
40 кг.
27 кг.
29 кг.
31 кг.
28 кг.
37 кг.
35 кг.
28 кг.
27 кг.

34 кг.
20 кг.
20кг.
21 кг.
26 кг.

32 кг.
34 кг.
32 кг.
32 кг.
37 кг.
29 кг.
32 кг.
58 кг.
32 кг.

2,9
3,5
2,9
2,6
2,2
3,7
2,5
4,0
2,7
2,9
3,1
2,8
3,7
3,5
2,8
2,7

3,4
2,0

2,0
2,1
2,6

3,2
3,4

3,2

3,2

3,7
2,9
3,2
5,8
3,2

3,6
4,4
3,5
3,4
3,6
4,8
3,8
4,9
3,4
3,5
3,7
3,4
4,3
4,2
3,4
3,3

4,0
2,8

3,1
2,7
3,3

4,0
4,1

4,0

4,1

4,4
3,6
4,6
6,3
4,1


Мы увидели, что вес « правильного ранца» далеко не соответствует его реальному весу.

Еще во время этого эксперимента мы смогли выяснить вес самого тяжелого ранца с учебными принадлежностями в нашей школе, он составил 6 кг 300гр.

А вот вес самого легкого ранца с учебника составил 2кг.700гр., но и то он превысил допустимую норму для его хозяина на 600 гр.

Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.

Средний вес пустого ранца учащегося начальной школы – до 500 гр.

Результаты в таблице 6

Ф.И. ученика

Вес ранца

Выводы

Никитушин Артем

Чекаданова Вика

Лобакин Илья

Лобакин Слава

Бегинина Оля

Ларюшкина Снежана

Швецов Гриша

Маршалкин Артем

Глотова Рита

Киселева Женя

Шестаков Никита

Тедешвили Наташа

Давыдова Женя

Паутова Настя

Рукин Миша

Маршалкин Влад

Тирранен Юра

Девитаева Лиза

Казанцева Кристина

Глотов Саша

Шамов Илья

Борисова Алена

Егиоя Ваня

Трушин Коля

Мясников Паша

Лобакин Костя

Маршалкин Кирилл

Тирранен Миша

Киселева Люба
Лобакина Рая

Бухтоярова Галя

Романова Лена



640

680

480

480

640

500

500

900

400

400

300

750

400

400

600

800

550

600

1000

550

550

500

600

550

600

1200

540

550

350 ( сумка с двумя ручками)

1000

350 (сумка через плечо)

350( сумка с двумя ручками)



Тяжелый

Тяжелый

Норма

Норма

Тяжелый

Норма

Норма

Слишком тяжелый

Норма

Норма

Норма

Слишком тяжелый

Норма

Норма

Тяжелый

Слишком тяжелый

Тяжелый

Тяжелый

Слишком тяжелый

Тяжелый

Тяжелый

Норма

Тяжелый

Тяжелый

Тяжелый

Слишком тяжелый

Тяжелый

Тяжелый

Норма
Слишком тяжелый

Норма

Норма


Когда мы стали взвешивать пустые ранцы, дети выкладывали свои принадлежности и были сами удивлены тем, как много у них в сумках ненужных предметов, а ведь они тоже имеют свой вес и часто далеко не маленький.

Мы увидели, что у 13 учеников вес пустого ранца соответствует гигиеническим нормам. Это составило 40,63 % от общего числа детей.

Нашлись и победители – легковесы : ранцы весом меньше 500 гр. у 10 детей, что составило 31, 25 %.

Однако у 19 человек вес ранца превысил допустимую норму, это 59,38%.

А у 6 человек эта норма была очень превышена – вес ранца от 750гр. до 1200гр, что составляет 18,75%.

А ведь родители указали в своих анкетах, что уделят большое внимание выбору ранца, видимо, они тоже не все знают о том, какой ранец лучше купить для своего ребенка.

Ранцы – тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.

Можно сказать, что родители ребят, обладающие правильными ранцами и ранцами - легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности, осанки.
На все есть свои нормы

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у ученика начальной школы достигает 5-6 кг. Это выше допустимых гигиенических норм в 2,5 – 3 раза. Связано это, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его по коммерческим соображениям. С 1998 года введены в действие санитарные нормы и правила « Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

  • 1-4 классов-300 гр

  • 5-6 классов-400 гр.

  • 7-8 классов – 500 гр.

  • 10-11 классов – 600 гр.

Так может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях

В связи с этим провели следующий эксперимент.

Мы проверили вес учебных пособий, необходимых по учебной программе, и сравнили их с гигиеническими нормами.

Данные мы представляем в таблице 3

Название учебника

Класс

Вес ( граммы)


Математика

Математика (РТ)

Окружающий мир

Окружающий мир (РТ)

Русский язык

Русский язык (РТ)

Букварь


Русский язык

Русский язык (РТ)

Математика

Математика (РТ)

Литературное чтение

Литературное чтение (РТ)

Окружающий мир

Окружающий мир (РТ)

Немецкий язык

Немецкий язык (РТ)

Русский язык

Чтение

Немецкий язык

Немецкий язык (РТ)

Математика

Окружающий мир

Окружающий мир (РТ)
Родная речь

Немецкий язык

Немецкий язык (РТ)

Математика

Русский язык

Окружающий мир

Окружающий мир (РТ)


1

2

3

4


320

160

480

200
320

200

400


240

200

280

160

280

200
320

120
360

120

400

360

320

120

280

360

210

360

320

120

320

480

360

210




Не все книги соответствовали гигиеническим нормам - 300 гр. для ученика начальной школы.

Нашли нарушители: 1 класс – математика, окружающий мир, букварь, 2 класс – окружающий мир и немецкий язык, 3 класс – русский язык, чтение, немецкий язык, 4 класс – родная речь, немецкий язык, математика, русский язык.

Рекордсменами оказались учебники: 1 класс – окружающий мир – 480 гр., 4 класс – русский язык – 480 гр.

Затем мы решили понаблюдать за весом ранцев в течение недели и обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает:

В 1 классе в понедельник – в этот день вес ранца от 2кг.700гр до 4кг.

Во 2 классе во вторник – в этот день вес ранца от 3кг.400гр до 4кг.800гр.

В 3 классе во вторник – в этот день вес полного ранца от 3кг.400гр до 4кг.900гр.

В 4 классе в четверг – в этот день вес ранца от 4кг. до 6кг.300гр.

Самым легким днем можно считать:

В 1 классе в пятницу – вес ранца от 2кг.700гр. до 3кг.

Во 2 классе субботу – вес ранца в этот день от 2кг.360гр. до 3кг.140гр.

В 3 классе субботу – в этот день ранец весит от 3кг.400гр. до 4кг.

В 4 классе субботу – в этот день ранец весит от 3кг.500гр. до 4кг.200гр.

Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
Некоторые ребята из нашей школы при помощи родителей поработали дома в Интернете и выяснили, что проблема веса ранцев волнует очень многих людей в нашей стране: родителей, медицинских работников, учителей.

« У каждого школьника не одно, а два – три заболевания»

( из слов медицинских работников)

« То, как обстоят дела на сегодня со здоровьем школьников, вызывает нешуточную тревогу. В настоящее время речь идет ни много ни мало – об обвальном ухудшении здоровья нации – и это не паникерство» ( из слов работников образования)

Все озабочены здоровьем детей и отмечают увеличение заболеваниями опорно-двигательной системы часто именно из-за тяжести школьных сумок.

« Ранец моей дочери – второклассницы весит 5,5 кг, поэтому ношу его сама в школу и обратно» ( мама школьницы)

Высказываний на эту тему миллионы.
Наши действия и результаты

  • Выпуск стенгазеты

  • Выступление перед учащимися школы

  • Составление рекомендаций и обращений для учеников, родителей, учителей

  • Учащиеся стали тщательно готовить свои ранцы к школьному дню, убирать ненужные в этот день учебники и тетради, выбрасывать разные лишние предметы

( листочки, бумажки, сломанные ручки, карандаши и т.д.)

Рекомендации ученикам

- Не носите лишнего в ранцах

- Проверяйте ранцы ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники

- По возможности снимайте ранцы со спины как можно чаще, ставьте их на скамейку на остановке, когда ждете автобус

- Не надо носить ранец по школе без необходимости

- приучайте себя спать на плоской подушке и ровном средней жесткости матраце.

- Приучайте себя сидеть за партой или за столом прямо, слегка наклонив голову, опираясь в области поясницы о спинку стула, равномерно положив обе руки на стол и не упираясь грудью в его край

- Укрепляйте мышцы физическими упражнениями

Обращение к родителям

- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы. Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца ученика начальной школы – 300 гр.

- Тщательно проверяйте, как ваш ребенок собирает школьный ранец. Содержимое ранца должно быть уложено равномерно.

- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка

- Ваши дети быстрее устают, таская за спиной тяжеловесы

- Проследите, чтобы ваши дети вовремя вытаскивали ненужные учебники и все лишнее из сумки

- Обратите внимание на то, как сидит ваш ребенок при выполнении домашних заданий, если видите какое – то отклонение – срочно к врачу!

- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье сегодня

Рекомендации учителям и работникам школы
Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
- Использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу

- Найти возможность в начальной школе использовать по 2 комплекта учебников: один – в школе, один – дома

- При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов

- Организовать хранение сменной обуви, принадлежностей для уроков труда и изобразительного искусства в школе

- Организовать в классах библиотеки необходимых книг для дополнительного чтения.

- Обратить внимание на то, как обстоит проблема правильной осанки и заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей из Ручьево и как у детей из Казанцево

- Рассмотреть данную проблему в старших классах
Конечно, мы рассмотрели только некоторые моменты проблемы. Не затронуто соответствие школьной мебели росту учеников, неудобная обувь и одежда, освещение в классах, питание детей ( для костей необходимо много кальция, он содержится в молоке, яйцах, фосфора, он есть в рыбе, железа, оно присутствует в яблоках) и другое.

Также мы обозначили некоторые направления решения этого вопроса. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда контроль данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:

Сколько весит здоровье ученика?

Исследовательская работа: 1 стр.