NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Сква и Санкт-Петербург. Общее число субъектов Российской Федерации достигло 89


Современная Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, подтвердила федеративный характер нашего государства, закрепив принцип федерализма как одну из основ конституционного строя России.
Кроме того, российский федерализм строится на основе таких конституционных принципов, как равноправие субъектов Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.
Субъекты Федерации получили широкие политические права, в частности, право иметь свои учредительные документы (конституции, уставы) и законодательство, право формировать собственную систему органов государственной власти, право участвовать во внешнеэкономических и международных связях и другие.
Статус равноправных субъектов (государственно-территориальных образований) Российской Федерации получили территории, ранее являвшиеся административно-территориальными образованиями: края, области, города Мо-
сква и Санкт-Петербург. Общее число субъектов Российской Федерации достигло 89.
Территория Российской Федерации состоит из территорий ее субъектов, отсутствуют, известные в прошлом, так называемые федеральные территории.
Высшие должностные лица (главы) субъектов РФ в настоящее время избираются населением региона, а не назначаются федеральным Президентом, как это было прежде.
Известное многообразие наблюдается при формировании субъектами Федерации собственных систем органов государственной власти. Неоднозначно (толкуется) понимается конституционный принцип разделения властей, не установлена разновидность республиканской формы правления: президентская республика, парламентарная республика, смешанная республиканская форма правления. Много вопросов возникает в сфере разграничения компетенции между Федерацией и субъектами Федерации.
Получила распространение, неизвестная ранее практика договорного регулирования федеративных отношений.
Новым явлением можно считать судебно-правовое регулирование правового положения субъектов Российской Федерации. Очевидное свидетельство тому — деятельность Конституционного Суда Российской Федерации.
Федерализм в последние годы как бы вышел за рамки чисто юридического измерения. Получили широкое распространение такие понятия, как экономический федерализм, бюджетный федерализм и даже культурный федерализм.
Все эти моменты в совокупности позволяют говорить о новом, или реальном федерализме последних лет, в отличие от "федерализма" существовавшего с 1918 года до подписания Федеративного Договора 1992 года и принятия Конституции России 1993 года.
Однако развитие нового федерализма не происходит гладко, возникают и новые проблемы, с которыми не приходилось встречаться прежде. Научные исследования отдельных государственно-правовых явлений отстают от запросов практики и деятельности законодательных органов государственной власти как Российской Федерации, так и ее субъектов. В частности, отсутствие четких, устоявшихся научных понятий (дефиниций) влечет разнобой терминов в практическом законодательстве.
Остро стоит проблема несоответствия, а иногда и прямого противоречия отдельных законов (конституций, уставов) субъектов Федерации Конституции России. И не последнюю роль в появлении этой проблемы, наряду с политическими факторами, сыграло отсутствие единых теоретических подходов к вопросам нового федерализма, таким как государственный суверенитет, принципы федерализма, "договор" в конституционном праве и др.
Необходимо отметить как теоретическое так и практическое отсутствие четкого механизма конституционно-правовой ответственности субъектов Федерации, в частности института "федеральной интервенции".
Требуют своего научного разрешения проблемы "экономического (финансового) федерализма", международной правосубъектности российских регионов, становления судебной власти субъектов Российской Федерации.
Современное состояние правового регулирования отношений Российской Федерации и ее субъектов, а также статуса отдельных субъектов РФ представляет разнообразный и обширный материал для исследования и систематизации, а также обусловливает реальные потребности в новых научных концепциях по указанным вопросам.

Согласно ч. 1 ст. 5 федеральной Конституции Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Федерации. При этом специально подчеркивается, что субъекты равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами Государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции Российской Федерации).

Суть новой конституционной формулы федеративного устройства выразилась в попытке минимизации различий в статуте субъектов Федерации, исходя из общего принципа равноправия, с сохранением при этом их прежней государственно-правовой природы.

принцип равноправия субъектов Федерации, закрепленный в Конституции Российской Федерации в таком виде, опровергается ей же самой. И формально-юридически, и фактически субъекты Российской Федерации находятся в неравных правовых условиях, как с точки зрения их государственно-правовой природы, так и правосубъектности.

Прежде всего взаимоотрицание конституционных норм содержится в разделе 1 — Основы конституционного строя. В ч. 2 ст. 5 федеральной Конституции республики в составе Российской Федерации признаются государствами, в то время как остальные субъекты Федерации таковыми не называются. Отсюда республики наделяются правом принимать конституции, остальные субъекты Федерации — уставы.

Особый статус республик как государств подчеркивается и их правом устанавливать свои государственные языки (ст. 68 Конституции РФ). Однако главенствующий аргумент — национальный принцип образования республик в этом случае, едва ли состоятелен, так как автономные образования также сформированы с учетом национально-этнического фактора, однако права устанавливать второй государственный язык им не предоставлено.

Институтом, отражающим традиции государственности в республиках, является республиканское гражданство. Хотя Конституция РФ специально не закрепляет институт гражданства республик, отсутствие прямого запрета дает им сегодня основание на его сохранение.

Среди субъектов Федерации, не являющихся республиками, также нет равенства в статусе. Конституция РФ не разрешила проблему вхождения автономных округов в состав области, края. Все автономные округа, за исключением Чукотского автономного округа, по-прежнему считаются в составе соответствующих краев, областей. Факт вхождения имеет определенные последствия и неизбежно сужает круг прав субъекта Федерации, входящего в состав другого субъекта Федерации.

Другой способ закрепления неравенства выразился в заключении федеральной властью с отдельными субъектами Федерации договоров, соглашений, ставящих их в особое по отношению к .другим субъектам Федерации положение. Договорное право разделило субъектов Федерации на несколько категорий. Во-первых, субъекты Федерации разделились на тех, правовой основой деятельности которых стала не только Конституция РФ, но и договор, и на субъектов Федерации, которые по-прежнему строят свои отношения с федеральными органами власти только на основе Конституции РФ. Во-вторых, между субъектами Федерации, заключившими с федеральными органами власти договоры, возникли существенные различия в статусе в связи с дифференцированным подходом в определении прав, закрепляемых договорами.

Серьезным источником дифференциации статуса субъектов Федерации явилась правовая политика экономического партикуляризма, то есть сложившийся в современной России правовой режим бюджетно-финансовых отношений, отношений собственности и разграничения полномочий и объектов в сфере природопользования и землепользования, построенный на индивидуальном распределении финансовых, материальных благ и ресурсов с помощью бессистемной политики издания отдельных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов федеральных министерств и ведомств в отношении конкретных субъектов Федерации. Партикулярное регулирование федеральными органами законодательной и исполнительной власти экономических льгот, привилегий и преимуществ до сих пор играет доминирующую роль над законодательной политикой проведения единых подходов в предоставлении преференций для территорий через специально предусмотренные и четко очерченные для этого в федеральном законе формы и процедуры (бюджетные ассигнования, государственные программы, резервные фонды и др.).

Таким образом, в силу наличия у субъектов Федерации географических, геополитических, политических и иных особенностей, они объективно не могут обладать равным статусом, и это подтверждает практика текущего федерального законодательного регулирования статуса субъектов Федерации.

Равный статус означает обладание субъектами Федерации в реальности одинаковым объемом прав и обязанностей. Если провозглашен принцип равноправия, то недопустимы отклонения от него, в то время как различия в статусе не только допустимы, но и неизбежны, так как нет абсолютно одинаковых территорий по параметрам их экономического, политического, социального развития, разнообразны их географические характеристики и т.д.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: