NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Сочинение по картине Врубеля «Царевна- лебедь» Устное описание картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»


Написание сочинение по картине Врубеля «Царевна- Лебедь»

Устное описание картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

( совместное рассмотрение картины)

Чтение комментария стр. 13

Опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане...» написана к столетию со дня рождения А. С. Пушкина. Образы, которые поэт и композитор, увлекли М. Врубеля, и художник подготовил декорации к опере, а также эскизы костюмов для исполнителей главных партий. Под сильным впечатлением от поэзии и музыки Врубель создает полотно «Царевна-Лебедь», с которого смотрит на нас его волшебная муза — исполнительница партии Царевны-Лебеди Надежда Забела

Подумайте, как художнику удалось создать этот сказочный образ: в какой момент изображена царевна; что восхищает в её облике; на каком фоне она изображена.

Можно предположить, что царевна запечатлена художником в момент её волшебного превращения. Она предстаёт в сказочном одеянии из белоснежных крыльев, которые словно излучают жемчужный свет, на голове её блистающий драгоценными камнями кокошник. Царевна уплывает вдаль и в последний раз, обернувшись, дарит пленительное видение. Действительно, лицо её и весь облик поражает сказочной красотой. Взгляд её таинственно мерцающих больших глаз проникает в душу. Она словно видит то, что недоступно взору человека.

По свидетельству художников-современников, Врубель писал многие свои полотна особенным образом: он начинал творить, заполняя пространство листа с краёв. Стороннему наблюдателю были непонятны те наброски, которые появлялись на полотне, и только на последнем этапе работы начинал проступать тот замысел, который стремился выразить его творец в художественном произведении. И на картине «Царевна-Лебедь» сказочная героиня словно выступает из полотна; завораживающий взгляд её больших печальных глаз — это душа произведения, хранящая главную тайну его притягательной силы.

Фантастические и литературные образы, воплощенные Врубелем в картинах, немыслимы без изображения природы. Она гармонирует с обликом персонажей, раскрывая их сущность. Вдалеке багряными отсветами горит замок на волшебном чудо-острове. Морской пейзаж в густых сине-лиловых сумерках на картине «Царевна-Лебедь» тоже проникнут волшебством. Светлая полоска неба над горизонтом бросает отблеск на морскую гладь. Розовым светом вечерней зари окрашены гребни волн и полувоздушное оперенье Царевны-Лебеди. Эти отблески призрачным светом словно окутывают тонкие черты бледного лица сказочной героини.

Врубель пленил нас волшебным очарованием своей дивной музы. Украшенный драгоценными камнями узорчатый кокошник, сияющая жемчужная поднизь, легкая прозрачная дымка окаймлённой серебристым кружевом фаты обрамляют этот царственно-прекрасный образ, подчёркивают красоту Царевны. Тонкой изящной рукой поддерживает она край фаты, готовясь ускользнуть от людского взора. Но восхитительное видение уже очаровало нас и напоило гармонией высокой поэзии.

Анализ плана сочинения

(с. 13)

Словарная работа

1. Объясним учащимся значения устаревших слов, которые можно будет
пользовать в описании картины.

Поднизь — нить или сетка с жемчугом, бисером (на старинном женском головном уборе).

Кокошник — нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью.

Предложим также выяснить по толковому словарику (см. справочник) значение слов скатный, яхонт.

Обратим внимание учеников на необходимость использования синонимов
во избежание повторов. Отметим также, что эти
синонимы нужно выбирать с учётом контекста.

Врубель — художник, живописец, творец, создатель картины.

Картинаполотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение, художественное творение.

Царевна-Лебедьсказочная героиня, красавица-царевна, сказочный образ, пленительный образ, царственно-прекрасный образ.

Создать (картину, образ)написать, изобразить (на), выразить (в), отразить (в).

3. Попросим ребят назвать и записать эпитеты, яркие глаголы, существительные, которые были использованы в устном описании Царевны, пейзажа,
впечатления от картины. В случае затруднения учащихся напомним эти средства художественной выразительности.

О впечатлении от картины: пленять, восхищать, привлекать, вдохновлять, волшебное очарование, дарить пленительное видение, восхитительное видение, тайна притягательной силы этого художественного творения.

О царевне: волшебное превращение, сказочное одеяние, белоснежные крылья, полувоздушное оперенье, жемчужный свет, блистать, драгоценные мни, узорчатый кокошник, жемчужная поднизь, серебряное кружево фаты, таинственное мерцание больших печальных глаз, магически притягивающий взгляд, тонкие черты бледного лица, собольи брови, сомкнутые губы.

О пейзаже: морской пейзаж, сине-лиловые сумерки, розовый свет вечерней зари, призрачный свет, багряные отсветы, огни волшебного чудо-острова.

V. Написание сочинения

Порекомендуем учащимся провести работу над сочинением в следующем порядке: 1) написание сочинения на черновике; 2) редактирование работы (исправление речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок; замена отдельных слов и предложений; исключение отдельных предложений (фрагментов), не соответствующих теме; включение дополнительных сведений, помогающих раскрыть тему и выразить главную мысль и т. п.); 3) запись сочинения в тетрадь; 4) проверка сочинения.

Объем сочинения – 0,5-1 лист

страница 1


скачать

Другие похожие работы: