NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Сочинения и загадки на уроках математики в начальной школе



МО

доклад на тему
«Сочинения и загадки на уроках математики

в начальной школе»

Подготовила:

учитель начальных классов

Вережникова Елена Александровна

Сочинения и загадки на уроках математики

в начальной школе.
В обучении математике младших школьников используется как естественный, разговорный язык, так и специальный язык – математический. Математический язык – это совокупность всех средств, с помощью которых можно выразить математическое содержание, т.е. термины, символы, схемы, графики, диаграммы.

Большая часть математических знаков наглядно отражает смысл математических понятий. Работа со значением математического знака должна присутствовать при изучении каждого математического понятия. Она может осуществляться в различных формах, необычных для уроков математики, как в написании математических сочинений, сказок и составление загадок.

Сочинения.

Данный вид работы предполагает использование естественного языка для описания содержания математических понятий. Таким образом, сочинения могут служить раскрытию связи между математическим и естественным языками.

Сочинения – описания нацелены на раскрытие признаков, свойств того или иного математического объекта или явления.

Например: « Треугольник – это геометрическая фигура. Он состоит из трёх отрезков, которые соединены между собой. точки соединения отрезков называются вершинами треугольника. Их можно обозначать буквами А, В, С. В треугольнике есть три угла ».

Сравнительное сочинение основано на личных впечатлениях учащихся, отражает результаты наблюдения и эмоционального восприятия.

Например: « Круг – это такая геометрическая фигура, у которой нет углов. Круг весь такой ровненький, красивый. Он похож на солнышко, поэтому кажется, что он тёплый. Ещё круг добрый, его можно погладить и он не обидит. А вот треугольник имеет три угла. Он может уколоть своими углами. Он холодный, как сосулька, и злой. Я больше люблю круг.

Сочинения – рассказы о процессе выполнения математических действий имеют форму повествования.

Например: «Наши далёкие предки раньше делили добычу и фрукты между собой. Иногда они замечали, что количество фруктов бывает одинаковым у некоторых людей. Они стали это обозначать так: у тебя = у меня. Отсюда и произошло обозначение знака равенства.

Сочинение – сказки – это средство для развития творческих способностей, воображения, фантазии, критического мышления, интереса к математике. Герои математических сказок – математические объекты: фигуры, числа, цифры.

Например: « В стране чисел есть улица под названием – Натуральный ряд. На этой улице живёт число 15. Однажды число 15 поехало на бал. Оно надело бальное платье, которое имело вид: XV. Когда оно ступило на порог дворца, то очень удивилось. Во дворце были только однозначные числа. Числу 15 стало неудобно, потому что оно двузначное. Но тут к числу 15 подошла королева, она тоже оказалась двузначным числом. Они вместе танцевали на балу и очень подружились. Число 15 заметило, что когда однозначные цифры танцевали, они тоже составляли двузначные числа. Числу 15 очень понравилось на балу.

Сочинения – загадки. Целью сочинений – загадок является описание математического объекта, его свойств, чтобы данный объект можно было узнать, указать его термин или символ.

Методика работы над сочинениями на уроках математики включая три этапа: подготовительный, написание сочинения и работа с готовым сочинением. Подготовительный этап заключается в выборе темы, проведении необходимых наблюдений или работе со справочной литературой.

Тема сочинения может быть предложена учителем или учащимися. При этом сочинение может быть написано коллективно, группой или индивидуально.

При коллективном или групповом написании сочинения текст составляется в результате совместной работы учащихся класса или группы. При индивидуальной работе ученик самостоятельно обдумывает содержание сочинения и сюжет. Сочинения могут быть написаны как в классе, так и во внеурочное время дома.

Например : « Это самое замечательное из всех чисел. Сколько его не прибавлять и ни отнимать, а сумма и разность не изменятся. Это число запрещено в делении. В жизни это число называют такими словами: ничего, никого, пусто.» ( 3 класс)

«Это число есть и у собаки, и у кошки, и у стола, и у стула. У человека его нет. Но когда человек был еще маленьким, у него тоже было это число. Это число состоит из двух одинаковых четных чисел.» ( 3 класс)

Готовые сочинения учитель читает в классе, отмечает положительные и отрицательные моменты, исправляет допущенные ошибки понятийного характера. Самые интересные сочинения включаются в сборники.

И так, сочинения на уроках математики - непривычная, но интересная форма работы со значениями математических знаков. Основной целью написания сочинений является обращение к сущности математических понятий, закрепление и обобщение семантического смысла математических терминов и символов. Кроме того, такая работа способствует развитию положительных эмоций в обучении математике.

Составление загадок на уроках математики имеет большой развивающий эффект. Ученику необходимо выделить и описать свойства математического понятия, объекта, характеризуемого термином-отгадкой. При составлении загадок могут быть предложены геометрические фигуры, схемы, таблицы-опоры.

Составление загадок при помощи таблицы-опоры.
Для составления загадок учащимся предлагаются опорные таблицы. После разбора таблицы сначала можно составить коллективные загадки, а затем предложить учащимся выполнить эту работу самостоятельно. Составленные по разным таблицам загадки отличаются по содержанию и форме.

Например :


На что похоже?

Чем отличается?



Как очки, но не наденешь? (Цифра 8)

Как крючок, но рыбу не поймаешь? (Цифра 2)

Как солнце, но не светит? (Цифра 0)

Как баранка, но не съешь? (Цифра 0)

Как колесо, но не едет? (Цифра 0)


Количество частей

Название частей



Один серп и один крючок? (2)

Один кружок и одна запятая? (9)

4 точки и 4 палочки? (четырехугольник)


Где живёт?

Что делает?



Живёт в действии деления, уменьшает число в несколько. (делитель)

Живёт в арифметическом действии, показывает, на сколько одно число больше другого. ( разность).
Составление загадок – рисунков. Эта форма работы в большей степени используется в 1 классе, когда у детей еще недостаточно сформированы навыки чтения и письма . Методика составления таких загадок аналогична методике составления картинных толковых словариков. Рисунок должен отображать существенные свойства математического понятия или содержать изображения частей математического объекта. Например: « Какое действие изображено?»


+ =
Данные формы работы в большей степени ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, на формирование положительных эмоций и мотивационной сферы обучения математике. Они способствуют обогащению внутреннего опыта младших школьников, развивают их творческую активность, самостоятельность и в конечном итоге – личность учащегося.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: