NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Социально-значимый проект


МОУ «Севская основная общеобразовательная школа»

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

Проект, направленный на создание условий для проведения работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся и осуществлению эффективной молодежной политики.





Автор проекта:

Денисов Юрий Викторович,

учитель технологии и ИЗО

Прокопьевский район,

2010 год

Содержание


  1. Аннотация …………………………………………………………… 2-3 стр.

  2. Актуальность проекта ……………………………………………… 4-8 стр.

  3. Цели и задачи ……………………………………………………….. 9-10 стр.

  4. Организация и руководство военно-патриотическим

воспитанием в школе ……………………………………………… 10-13 стр.

  1. Структура и организация …………………………………………. 13-14 стр.

  2. Партнеры проекта …………………………………………………. 14-15 стр.

  3. Целевая группа проекта …………………………………………… 15-16 стр.

  4. Механизм реализации проекта …………………………………… 16-17 стр.

  5. Сроки реализации проекта ……………………………………….. 17-18 стр.

  6. Ожидаемые от реализации проекта результаты ………………… 18-20 стр.

  7. Учебно-материальная и техническая база ………………………. 20 стр.

  8. Примерная смета расходов ………………………………………. 20-21 стр.

  9. Заключение ………………………………………………………… 22 стр.

  10. Приложение № 1 Образовательная программа творческого

объединения «Военно-техническое моделирование»…………… 23-30 стр.

  1. Приложение № 2 Итоги работы объединения за 2000 год –

55-летие Победы в ВОВ ………………………………………… 31-33 стр.

  1. Приложение № 3 Итоги работы объединения за 2005 год –

60-летие Победы в ВОВ ……………………………………….. 34-36 стр.

  1. Литература ………………………………………………………... 37-38 стр.




  1. Аннотация.


Реформа системы образования ставит перед школой задачу формирования и развития у учащихся системы компетентностей, в том числе социально-мировоззренческой компетентности, под которой понимают овладение учащимися деятельностью по самопроектированию, самореализации и рефлексии, навыками коммуникативной деятельности и деятельности по само- и взаимопомощи в обществе. Важнейший навык, необходимый для успеха в современном обществе, - личный социальный опыт взаимодействия с разными людьми, различными социальными институтами и организациями. Развитие этих навыков все более становится самой актуальной задачей школы.

В данной методической разработке социально значимого проекта представлены активные формы работы со школьниками, которые можно назвать социально ориентированными, так как они уже по своим целям и задачам подразумевают обширные связи школьников с различными социальными партнерами. Такие формы работы во многом отвечают задачам формирования социальной и гражданской активности, навыков совместной деятельности «на общую пользу и радость». Они:

  • предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные);

  • обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

  • способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутри коллективных связей;

  • эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Предложенные идеи для организации и проведения социально значимого проекта формируют у детей и подростков социальную уверенность и активность. В арсенале современного педагога непременно должны быть методы и приемы, в наибольшей степени способствующие развитию у детей социально значимых качеств, социальной активности и коммуникативности. Принцип общей заботы, положенный в основу всей педагогики социального творчества, в наибольшей степени служит решению задач социального становления детей, так как на первое место ставит развитие личности и реализацию ее творческого потенциала в сотворчестве с другими людьми.

Методическая разработка проекта может быть легко адаптирована под задачи конкретной школы или творческого объединения. Работая учителем технологии, а также, ранее, педагогом дополнительного образования СЮТ города Киселевска, мною было отмечено, что у учащихся школы, при работе над моделями в творческом объединении, изменяются нравственные ориентиры и социальные установки. Предложенные педагогические приемы, актуальные в сегодняшней ситуации, когда военно-патриотическое воспитание выдвинуто государством как одно из главных направлений воспитания подрастающего поколения, во многом помогут педагогам организовать творческую работу с детьми.


  1. Актуальность проекта.

Условия, в которых сегодня находится российское общество, целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско-патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:

- в настоящее время Россия переживает духовный кризис. Вслед за распадом коммунистических ценностей поставлена под вопрос и ее либеральная альтернатива;

- основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;

- поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, не принесли желаемых результатов.

- упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения.

Однако ещё в 90-е г.г. приоритетом школьной реформы стал перенос акцента с воспитательной деятельности образовательного учреждения на внедрение либеральной модели обучения (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободы и плюрализма в образовании). Очень скоро стало очевидно, что в этой модели воспитание не имеет того особого значения, которое оно приобрело в традиционной российской культуре и педагогике, а именно не направлено на духовно – нравственное развитие человека в процессе образования. Единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации, которые должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее свободу от какой – либо идеологии. Оказавшись в новой рыночной среде, без государственной поддержки эти организации не смогли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи. Патриотические ценности были монополизированы радикальными группировками левого и правого толка. Но и формирование государственной системы воспитания не сулит быстрого успеха. Этому мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей. Нравственное воспитание личности не может рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.

Все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию гражданско-патриотического самосознания. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально – психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы гражданско-патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы.

Важнейшей характеристикой подросткового возраста является стремление к самоопределению и самореализации. Подростки пытаются найти себя в различных видах деятельности, в том числе и трудовой. Особенно остро ощущается эта проблема в поселке, где нет места для самореализации кроме школы, когда далеко не все ребята могут отправиться в г. Киселевск для занятий спортом. Многие негативные проблемы в современной молодежной среде обусловлены снижением мотивации социальной значимой деятельности среди подростков, потребительским отношением к жизни.

В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством.

В числе основных причин пренебрежительного отношения части подрастающего поколения к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей следует выделить:

- массовое распространение через прессу, телевидение, радио, Интернет, наружную рекламу низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность,

- плохое освещение районных, окружных и городских мероприятий патриотической направленности;

- слабую пропаганду качественной художественной, военно-мемуарной, учебной и методической литературы патриотической направленности, ее нехватку в фондах общественных и школьных библиотек;

- недостаточную профессиональную подготовку специалистов, особенно молодых, занимающихся вопросами патриотического воспитания детей и подростков;

- несовершенство нормативной правовой базы в области патриотического воспитания и недостаточную координацию деятельности отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, программ общественных организаций (объединений), направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи города

Приоритетными направлениями в области патриотического воспитания молодежи являются:

- воспитание высоких духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, активному участию в осуществлении планов школы и поселка;

- формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе культурно-исторических ценностей, славных трудовых и боевых традиций сельчан и всего российского народа, почитания святынь и ценностей многонационального государства;

- изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;

- формирование глубокого понимания конституционного гражданского и воинского долга, развитие высокой культуры и образованности;

- осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству;

- формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, самоотверженности, ответственности и коллективизма, уважения и добросовестного отношения к труду;

- формирование здорового образа жизни подростков и молодежи, профилактика наркомании, алкоголизма, правонарушений и безнадзорности, улучшение здоровья молодежи.

Система военно-патриотического воспитания в школе

Организация творческого объединения «Военно-техническое моделирование» позволяет оптимально сочетать рациональную организацию досуга подростков и предоставление им возможности реализовать свои замыслы в конкретном деле.

Данный проект позволяет решить проблему занятости подростков в свободное от учебы время. Создание экспонатов музея силами ребят, как и создание самого Музея, должно сплотить коллектив, привлечь в творческое объединение и ребят, окончивших школу. Музей - это социально значимый объект, и в ходе реализации проекта, уже в первый год будет виден конечный результат труда. Музей станет методическим центром школы в работе по военно-патриотическому воспитанию молодежи, будет традиционным местом проведения торжественных и праздничных мероприятий школы.

При организации творческого объединения предполагается привлечь девчонок и мальчишек, которые наиболее активно проявляют себя в деятельности школьной Детско-юношеской организации «Парус», более ответственны, дисциплинированны. Приоритет отдается, в первую очередь ребятам группы риска, состоящим на профилактическом учете. Что касается «трудных» подростков, то для них личный пример взрослого в любом деле просто необходим, поэтому педагоги будут трудиться наравне с воспитанниками, понимая, что иначе нельзя, ведь педагог должен быть примером в работе. Трудовое воспитание «трудных» подростков - одно из наиболее перспективных направлений, особенно если четко определен круг деятельности, фронт работы и конечная видимая цель. Социальная значимость проекта проявляется в создании эффективных форм комплексной помощи детям и подросткам, в том числе из группы социального риска, и в возвращении их в нормальное общество посредством трудовой деятельности.

Сотрудничество школы с окружающим ее социумом взаимовыгодно: Администрация сельской территории и Управление образования района выделяют ребятам краску, различные материалы, инструменты и т. д., а подростки выполняют огромный объем работ по изготовлению моделей для Музея Военной техники. Ознакомиться с экспонатами Музея смогут не только учащиеся школы, но и жители поселка Севск, а в перспективе и жителям других территорий Прокопьевского района.

В реализации данного проекта неоценимую помощь могут оказать спонсоры: представители бизнеса, руководители предприятий, депутаты и многие другие неравнодушные к проблемам подростков люди.


  1. Содержание, цели и задачи патриотического образования и воспитания детей и подростков.

Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования.

Основной целью проекта является возрождение в сознании школьников чувства истинного патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи, воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите.

Улучшение качественных характеристик современной молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением России, преодолением претерпеваемого мирового кризиса. Социально-экономический подъем, сменяющий спад и депрессию, укрепление правовой и политической мощи государства, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, достижение социальной стабильности в обществе, преодоление причин социальных, этнических, региональных и иных конфликтов.

В процессе достижения поставленной цели проект призван решать следующие задачи:

- оказывать помощь школьникам в воспитании уважения к закону, нормам коллективной жизни;

- широко пропагандировать героику российского народа;

- изучать культурное, нравственное, этническое наследие России;

- формировать культуру экономических, правовых и деловых отношений;

- изучать основ военного дела и военной службы, получение медицинских знаний, приобретение практических навыков по гражданской обороне;

- активно пропагандировать здоровый образ жизни;

- возрождать духовных традиций русского оружия, прививать гордость за Вооруженные силы России;

- окружать заботой и вниманием ветеранов ВОВ, боевых действий в Афганистане и на Кавказе.


  1. Организация и руководство военно-патриотическим

воспитанием в школе.
Прежде чем приступать к работе педагогический коллектив школы должен твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому воспитанию учащихся, которые перед ним состоят, это:

    • участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи;

    • воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите.

    • изучение истории и культуры Отечества и родного края;

    • участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти защитников Отечества;

    • передача и развитие лучших традиций российского воинства;

    • противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде;

    • физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни;

    • участие в подготовке учащихся к военной службе.

Исходя из этих задач, составляем годовой школьный план по проведению мероприятий военно-патриотического воспитания.
Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому воспитанию в школе обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием.
Поэтому я, при составлении проекта работал в тесном взаимодействии с директором школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками, учитываю рекомендации военного комиссариата, общественных организаций. Только после этого план представляю директору школы на утверждение. Военно-патриотическое воспитание учащихся и выполнения плана осуществляется всем педагогическим коллективом. Но для более чёткой работы, исключением дублирования – мы распределили обязанности между членами педагогического коллектива. Примерное распределение обязанностей между членами педагогического коллектива по военно-патриотическому воспитанию.
Директор:

  • направляет деятельность педагогического коллектива и школьных общественных организаций и руководит всей работой по военно-патриотическому воспитанию в школе;

  • планирует основные мероприятия по военно-патриотической работе, организует и контролирует их выполнение;

  • организует и готовит обсуждение вопросов военно-патриотического воспитания на заседаниях педагогического совета, родительского комитета;

  • принимает необходимые меры по материальному обеспечению;

  • организует максимальное использование шефской помощи предприятий;

  • организует методическую работу с лицами, занимающимися военно-патриотическим воспитанием, и направляет их на семинары, курсы и другие мероприятия по повышению квалификации.

Заместитель директора по ВПВ:

  • совместно с заместителем по воспитательной работе участвует в планировании мероприятий по военно-патриотическому воспитанию (военно-спортивные игры, походы, стрелковые соревнования, соревнования по гражданской обороне, сдача норм комплекса ЭРЭЛ);

  • оказывает методическую и практическую помощь творческому объединению в проведении военно-патриотической работы;

  • руководит подготовкой актива из числа учащихся 8-9 классов для проведения военно-патриотической работы со школьниками младших классов;

  • поддерживает постоянные деловые контакты с Управлением образования, Трудармейским Домом творчества по вопросам военно-патриотической работы.

Заместитель директора по воспитательной работе:

  • осуществляет мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся во внеучебное время;

  • контролирует и координирует деятельность классных руководителей и оказывает им постоянную помощь в организации военно-патриотической работы с учащимися;

  • помогает молодёжным организациям в проведение массовой патриотической работе и привлекает к ней в порядке шефской помощи в воинскую часть, актив родителей и общественные организации;

  • поддерживает постоянный контакт с заместителем по ВПВ в организации военно-патриотической работы с учащимися.

Классный руководитель:

  • планирует, организует и руководит всей работой по военно-патриотическому воспитанию в классе;

  • участвует в проведении общешкольных мероприятий;

  • обеспечивает активное участие школьников в различных мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию;

  • помогает заместителям по ВПВ и воспитательной работе планировать и проводить работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся и привлекать старшеклассников к проведению военных игр и руководству кружками в младших классах.

Учитель:

  • использует учебный материал по своему предмету во внеклассной работе по военно-патриотическому воспитанию;

  • руководит работой кружка по предмету, максимально используя кружковые занятия для проведения военно-патриотического воспитания;

  • помогает организовать читательские конференции, вечера, конкурсы, смотры, выставки, встречи на военно-патриотические темы.

Конкретная помощь творческому объединению будет определяться с учётом интересов, возможностей, знаний отдельных учителей.



  1. Структура и организация.

Организаторами являются: актив детской организации «Парус», учитель технологии (Денисов Ю.В.), директор ОУ (Синцова Л.А), зам.дир. по УВР (Логутенко Н.В.), зам.дир. по ВВР (Криволап С.Л.), классные руководители.

Место реализации проекта. Проект будет реализовываться проектной группой на базе МОУ «Севская основная общеобразовательная школа» Прокопьевского района Кемеровской области.

Военно-патриотическое воспитание строится с учетом возрастных категорий учащихся:

1-ая категория – учащиеся 1-4 классов. Эффективность формирования готовности к защите Отечества у младших школьников обуславливается прежде всего тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развивать у них чувство восхищения российской военной техникой и воинами российской армии, вызывать желание в будущем встать в их ряды.

2-ая категория – учащиеся 5-7 классов. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Отечества в этот период является участие школьников в различных видах военно-патриотической деятельности, организуемой в школе и вне ее.

3-я категория – учащиеся 8-9 классов. Это период профессионального самоопределения, интеллектуального и физического развития, поэтому школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах страны, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Отечества.

Все эти категории учащихся, объединенные в творческом коллективе «Военно-техническое моделирование», делятся еще и по трудовым навыкам. Работа творческого объединения ведется по утвержденной программе для 1-3 года обучения в кружке.


  1. Партнеры проекта.




  • Управление образования Прокопьевского района;

  • Комитет по делам детей и молодежи Администрации Прокопьевского района;

  • Администрация поселка

  • спонсоры -представители бизнеса, руководители предприятий;

  • общественность поселка;

  • Админстрация МОУ «Севская ООШ»;

  • детско-юношеская организация «Парус»;

  • Трудармейский Дом творчества

В ходе реализации проекта планируется привлечь в партнеры Прокопьевский краеведческий музей, Киселевский краеведческий музей, СЮТ города Киселевск, ПТУ

Диаграмма 1. Структура взаимодействия МОУ «Севская оош» для создания целостного, непрерывного педагогического процесса патриотического воспитания

  1. Целевая группа проекта.

Данный проект направлен на целевую группу подростков 10-16 лет (10 человек в группе). В их число входят подростки их категории «трудных», состоящих на внутришкольном учёте, на учёте КДН, ОПЛН.

Эта целевая группа является первичной, так как именно на нее непосредственно направлена основная цель проекта - деятельность по созданию Музея военной техники.

Вторичная целевая группа в этом проекте - дети и подростки, проживающие на территории поселка Севск, для которых и будет создаваться Музей и экспонаты для него.

Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Посещение занятий творческого объединения “Военно-техническое моделирование” в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отразятся на учащихся. Они становятся более дисциплинированными, как в школе, так и вне её, поднялся их общефизический уровень, улучшилась выправка и собранность, появился интерес к выбору военной профессии.
Как показывает мой опыт, успех военно-патриотической работы, прежде всего, зависит от высокого идейно-политического смысла и общественно полезной направленности мероприятий.



  1. Механизм реализации проекта.


Основой реализации проекта служит Программа творческого объединения «Военно-техническое моделирование» (см приложение№1) апробирована в г.Киселевск. Апробация проходила с 1998 по 2005 учебные года на Станции юных техников города Киселевска, где я работал в качестве педагога дополнительного образования.

Результатом деятельности и успешности данной программы было участие в Областной выставке, где киселевские участники завоевали наибольшее количество наград. (см приложение№2, №3). Поэтому данное направление работы я считаю наиболее подходящим для более качественного военно-патриотического воспитания.

Подготовительный этап

1. Набор обучаемых в творческого объединение.

2. Оформление документации.

3. Подготовка материально-технической базы.

4. Подбор и подготовка чертежей моделей (конкурс среди обучающихся).

5. Составление сметной калькуляции.

Основной этап

1.Приобритение навыков работы с различными инструментами.

2.Работа над моделью (индивидуально).

3.Окончательная обработка и окраска моделей.

4.Конкурсный отбор экспонатов для школьного музея.

В ходе работы в творческом объединении знакомство с историей и развитием российской военной техники, зарубежными образцами.

Заключительный этап

1. Составление окончательной калькуляции (реально затраченные средства и привлеченные материалы).

2. Сопоставление запланированных планов с реально осуществленными.

3. Награждение подростков, наиболее активно участвовавших в реализации проекта.

4. Создание фотоальбома о работе над моделями, о лучших кружковцах.

5. Осознание подростками своей роли в жизни местного сообщества, значение их труда для школы, поселка.

Основой реализации цели является организация самостоятельной деятельности школьников. Каждый ученик с учетом индивидуальных интересов работает над своей моделью. В итоге работы учащиеся овладевают следующими умениями и навыками исследовательской самостоятельной деятельности:

    1. Учатся грамотно работать в Интернете. Эффективное использование материалов из сети для работы над моделью (знакомство с образцом, история создания, развитие военной техники);

    2. Учатся наблюдать, описывать события, готовить информацию на краеведческую тему, составлять фотоальбомы, готовить доклады и выступать с ними;

    3. Приобретают навыки применения информационных технологий.

Участие школьников в различных конференциях, конкурсах, краеведческих чтениях является итогом формирования самообразовательных умений учащихся. Достижения или неудачи позволяют совершенствовать, координировать направления и результативность проводимой работы.


  1. Сроки реализации проекта.

Проект расчитан на продолжительный период времени, включающий:

  • Занятия кружка «Военно-техническое моделирование»

1-й год обучения – 2010-11 уч.г.

  • Занятия кружка «Военно-техническое моделирование»

1-й год обучения,

2-й год обучения – 2011-12 уч.г.

  • Занятия кружка «Военно-техническое моделирование»

1-й год обучения – 2010-11 уч.г.

2-й год обучения – 2011-12 уч.г.

3-й год обучения – 2012-13 уч.г.

  • Накапливание выставочного материала для создания Музея военной техники – 2010-13 уч.г.

  • Создание и постоянное пополнение Военной медиатеки – 2010-13 уч.г.




  1. Ожидаемые от реализации проекта результаты.

В результате реализации инициативного проекта мы ожидаем, что будут достигнуты:

  • овладение основами художественной культуры, трудовыми навыками и достижение детьми, независимо от их одаренности, достаточно высокого уровня трудовой подготовки.

  • развитие исполнительских и творческих навыков и умений каждого ученика:

  • развитие сферы эстетических чувств и мыслей каждого ребенка;

  • развитие коммуникативных способностей детей, снижение уровня тревожности и выработка адекватной самооценки;

  • сформированность активного личного поведения в социуме;

  • формирование основ здорового образа жизни, укрепление психического, физического, нравственного здоровья;

  • формирование навыков командной игры и личной ответственности;

  • качественная подготовка учащихся к продолжению образования;

  • овладение навыками раннего научного и исследовательского творчества;

  • успешная организация занятости несовершеннолетних не только во внеурочное время, но и во время каникул;

  • приобретение подростками опыта социально значимой, одобряемой деятельности;

  • занятость подростков из социально незащищенных семей и категории «трудных»;

  • воспитание хозяйского отношения к своему творческому объединению, классу, школе;

  • формирование трудовых навыков, которые могут быть использованы в быту;

  • Осознание подростками своей роли в жизни местного сообщества, значение их труда для благоустройства школы;

  • улучшение условий для детей и подростков поселка для более эффективной организации внеурочного времени, досуга;

  • создание Музея военной техники;

  • создание Военной медиатеки;

  • привлечение участниками проекта внимания общественности к проблеме с помощью СМИ.

Реализация данного проекта позволит качественно подготовить к самостоятельной работе не менее тридцати подростков в возрасте 12-18 лет, организовав их в сплоченный коллектив. При развитии проекта планируется привлечь к занятиям в объединении детей в возрасте старше восьми лет, а также молодежь после 18 лет.

Прогнозируемый результат.

- Развитие правовой культуры учащихся, формирование их гражданской позиции, и социальной активности.

- Повышение мотивации к учению и уровню обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся.

- Снижение уровня девиантного и виктимного поведения учащихся.

- Создание системы профессиональной ориентации учащихся по военным специальностям.

- Создание системы подготовки выпускников школы к выполнению воинского долга.

Конечный «продукт»

- Создание школьного Музея Военной техники;

- Создание и пополнение Военной медиатеки.

Ожидаемые результаты деятельности школьного музея:

  • Сотрудничество и сотворчество различных социальных служб поселка по данному вопросу.

  • Развитие и улучшение военно-патриотического воспитания школьников.

  • Формирование культурных, духовных и нравственных ценностей школьников на примере истории и судеб замечательных людей.

  • Воспитание активной жизненной позиции и познавательного интереса.

Подробный перечень мероприятий с указанием сроков исполнения, ответственных лиц, предполагаемых результатов и индикаторов реализации инициативного проекта будет разработан проектной группой в августе 2010 года.


  1. Учебно-материальная и техническая база.


Занятия творческого объединения «Военно-техническое моделирование» планируются проводить на базе школьного кабинета «Технология», теоретические занятия – в кабинете «Информатика» (обеспечение доступа в Интернет). В ходе работы над моделями будут осуществляться межпредметные связи, тем самым обеспечивая военно-патриотическое воспитание не только в кружке, но и на основных занятиях.

Для плодотворной работы творческого объединения необходимо:

  • электропаяльник – 6 штук;

  • напильники с разной насечкой – 15 штук;

  • компрессор для окраски моделей – 1 штука;

  • ножницы – 10 штук;

  • шило (чертилка) для разметки на жести – 10 штук;

  • методическая литература.



  1. Проект сметы расходов МОУ «Севская основная общеобразовательная школа» (в случае одобрения проекта).

Статьи расходов

Объем средств

1. Приобретение материалов и инструментов

3 тыс.руб.

2. Приобретение витрин для моделей.

10 тыс.руб.

3. Пополнение школьной медиатеки.

5тыс.руб.

4. Приобретение энциклопедий, справочных изданий, словарей военной тематики.

3 тыс.руб.

5. Канцелярские принадлежности.

500 руб.

6. Хозяйственные нужды.

200 руб.

4. Транспортные расходы

2 тыс.руб.

Итого

25.7 тыс.руб.


Сравнительная характеристика образцов

Сборная пластиковая модель-копия танка – 750 –1200 рублей

Стоимость 15 моделей, приобретенных в магазине – 11.200 – 18.000 рублей
Модель-копия танка, изготовленная в творческом объединении:

Жесть – 1м2 -150 рублей, на 1 образец 0,5 м2- 75 руб.

Припой – 100 гр. – 100 рублей, на 1 образец 40 гр. – 40 руб.

Паяльная кислота – 10 рублей

Стоимость электроэнергии – 1.40 руб./КВт

Мощность паяльника 80 Вт, время работы паяльника – 6 часа, на изготовление модели 480 Вт 0,62 руб.

Наждачная бумага – 10 руб./набор *5 наборов 50 руб.

Нитроэмаль – 120 руб./кг * 5кг 600 руб.

Ацетон – 45 руб./бутылка * 6 бутылок 270 руб.

75+40+0.62+(600+50+270)/15 =176.95 руб. * 15 моделей = 2.655 руб.

Стоимость 15 моделей, изготовленных в кружке - 2.655 руб.

Средняя экономия

Оценка риска.

  • недостаточное бюджетное финансирование хозяйственной деятельности школы;

  • сокращение контингента учащихся из-за сложной демографической ситуации;

  • моральный и физический износ оборудования и коммуникаций;

  • сокращение благотворительной помощи со стороны социальных партнеров школы;

  • объективные трудности.



  1. Заключение.

Мне представляется, что моя работа, работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины!
Нельзя забывать, что XXI век по многим военно-политическим прогнозам учёных и специалистов, обещает быть грозным, столетием войн за уменьшающиеся сырьевые ресурсы планеты, за место в “золотом миллиарде” человечества.
За более чем тысячелетнюю историю России, заполненную трагедиями и триумфами, менялись названия государства, переименовывались улицы, города и посёлки, но всегда было, есть и будет для всех нас святым и неизменным, родным и близким, трепетным понятие Отечество, Родина, Отчизна.
Вспомните слова С.Есенина:
“Если кликнет рать святая,
Кинь ты Русь, живи в раю!
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте Родину мою”.

Профессия – Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.

Приложение № 1

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по Военно-техническому моделированию.

Пояснительная записка

Техническое моделирование - это исследование на моделях процессов и конструкций, которые неудобно изучать в естественных условиях. Моделируем одно из направлений технического конструирования. В настоящее время, когда ослаблено внимание к подросткам в свободное от учебы время, при их незанятости данная программа признана заполнить эту нишу. При современных рыночных отношениях, при дороговизне игрушек, моделей, конструкторов в творческом объединении «Военно-техническое моделирование» при небольших затратах можно изготовить своими руками достойную модель, способную стать отличным подарком братишке, другу или экспонатом для выставки. При доступности и небольшой стоимости изделия, при отлаженной технологии изготовления результат труда можно увидеть уже через несколько занятий, что тоже немаловажно.

В основу моделирования положено творчество, ставятся задачи, направленные на активизацию мыслительной деятельности обучающихся, на развитие у них технических способностей. Все это относится к наиболее актуальным проблемам. Ведущая теоретическая идея второго года обучения курса «Военно-техническое моделирование» - воспитание подростка через приобщение к научно -техническому процессу, более углубленному изучению техники и технических процессов, по сравнению с 1-ым годом обучения. Данная программа предусматривает тесную взаимосвязь со школьными предметами черчение, физика, математика. Необходимость введения курса «Военно-техническое моделирование» обусловлена в связи с введением в школе курса «Технология», так как в данном курсе меньше стало уделяться техническому труду, как части технического творчества. Новизна в программе второго года обучения - это работа над творческим проектом и защита его. В программу «Военно-техническое моделирование» введены некоторые вопросы, рассмотренные в курсе «Технология».

Данная программа является адаптированной - измененная с учетом особенностей и требований к современному обучению. За основу взята «программа для внешкольных учреждений. М. Просвещение. 1988 год» с существенными дополнениями.

Целью курса «Военно-техническое моделирование» 2 года обучения является дальнейшее воспитание личности, способное решать сложные технические задачи, создание более конкретных, по сравнению с первой ступенью обучения условий для профессионального самоопределения. Данная программа преследует также цель - ослабление влияния улицы, повышение занятости обучающихся в свободное время и воспитание всесторонней развитой личности, формирование человеческих качеств, приближенных к реальной взрослой жизни. Основные задачи курса заключаются в следующем:

- расширить политехнический кругозор

- закрепить и углубить знания и навыки, полученные раньше, развивать конструкторское мышление, прививать любовь к творчеству, дать свободу поиска и возможность претворения своих идей в реальную модель.

- развивать мышление через формирование практических умений.

- создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности сотрудничества, ситуации успеха.

- развивать личностное самообразование: общения, самостоятельности

- прививать любовь к Родине через изучение истории и развитии российской техники.

- заниматься военно-патриотическим воспитанием при работе над моделями военного направления и при помощи бесед на военную тематику.

На втором году обучения уровень самостоятельности подростка изменяется. Если на первой ступени обучения он выполнял работу по шаблонам, предложенным педагогом, то на данном этапе у обучающегося появляется желание создания индивидуальной модели. Возникает чувство конкуренции, способное помочь в решении сложных технических задач.

Курс «Военно-техническое моделирование» предусматривает изучение таких тем, как:

- правила техники безопасности

- графическая грамота

- изготовление модели- копии

- технический проект (самостоятельное изготовление модели высокой

степени сложности)

Специфика содержания программы - длительный процесс работы над каждой моделью, доходящий до двух месяцев; работа по технологической карте с расчетом себестоимости модели.

Базовые понятия, рассмотренные в программе второго года обучения:

-технология

-агрегат

-конвейерная сборка

-механизм

-проект

-технологическая карта

-масштаб

-редуктор

-двигатели и движители

и многие другие, необходимые для построения модели.

Данные понятия усваиваются не только в теоретической части программы, но что немаловажно и при практической работе.

На занятиях большее внимание уделяется индивидуальной форме работы. Применяются метод «мозгового штурма», «проб и ошибок», А так же включены нестандартные задачи.

-рассчитать массу модели «для использования двигателей»

-рассчитать редуктор

-выбрать разновидность редуктора.

Для развития творческого мышления и активности ставятся задачи по созданию технических устройств для определённых целей (например: создать снегоуборочную машину для уборки тротуаров).

К занятиям в творческом объединении допускаются ребята, прошедшие первую ступень обучения, а так же без данной подготовки, но способные выполнить контрольно-тестирующее задание. Возраст обучающихся 10-14 лет. По сравнению с младшими у данной группы ребят более сформировавшийся организм, они менее утомляемы, более заинтересованы в практической работе, поэтому режим работы для 2 года обучения – два раза в неделю по 2 часа. Объем программы составляет 324 часа. Наполняемостъ группы - 10 человек, учитывая индивидуальную групповую форму обучения.

В результате успешного овладения курса «Военно-техническое моделирование» обучающиеся должны

Знать: - ПТБ и правила личной гигиены

-основное понятие черчения, уметь грамотно читать технологическую карту и чертеж

-технологию материалов, уметь различать виды жести

-устройство электропаяльника, простой электрической цепи

- основные технические термины и понятия, используемые за период обучения.

Уметь:

- соблюдать ПТБ

- использовать грамотно и по назначению ручной инструмент

- работать самостоятельно с технологической картой и чертежом, для выполнения задания применять техническую и справочную литературу

- качественно выполнять паяльные работы

- самостоятельно решать поставленную конструкторскую задачу

- оказать практическую помощь младшим ребятам

По окончанию выполнения программы ожидаемый результат: дальнейшая необходимость подростка в занятиях техническим моделированием, потребность в расширении собственного кругозора в вопросам науки и техники, сложившаяся ситуация профориентационная направленность. Получение твердых знаний и навыков, необходимых как для изучения школьно программы, так и используемых в быту более углубленное знание видов и устройства техники. В результате успешного овладения курса «Техническое моделирование» обучающиеся должны изготовить 2-3 модели, лучшая отбирается для выставки.

Итоги реализации курса контролируется через участие в выставках и стендовых оценках моделей.

Система дополнительного образования безоценочная, но контроль за усвоением изученного материала проводится

- в игровой форме (викторины, конкурсы)

- в соревновательной форме (выбор лучших людей, подготовка к областной выставке технического творчества)

- конкурсный отбор моделей для постоянно- действующей выставки на станциях юных техников

Система поощрения позволяет добиться более качественных результатов при приготовлении моделей любой сложности.

При последующей работе в творческом объединении «Военно-техническое моделирование» занятия проводится по индивидуальной схеме. Самостоятельность выбора объекта труда, возможность реализовать свой творческий потенциал - задачи последующие обучению. Также используются более углубленные беседы о выборе будущей профессии. Педагог выступает уже в роли консультанта, не вмешиваясь в творческий процесс работы над моделью.

Учебно-тематический план







тема

Количество часов

всего


теор.


практ.


Резерв


1.


Вводное занятие


2


2






2.



Правила техники

безопасности


4



2



2




3.



Графическая

грамота


10



4



6





4.



Технологические и

конструкторско -

технические понятия



8




3




5





5.


Изготовление макета


26


6


18





6.


Изготовление модели -

копии средней степени

сложности

38


6


30


2


7.

Технический проект

(самостоятельное

изготовление модели

высокой степени сложности)



64




10



52



2


8.


Беседа- тест. Диагностика

знаний и навыков.

полученных на занятиях


1


1





9.


Выставка моделей


4


2


2




10.


Заключительное занятие

_____ _ _____ _ _____ _ ____ ____ _____ _


1









ИТОГО


144

36


108


4




Содержательная характеристика курса

1.

Вводное занятие

Знакомство с учащимися. Постановка конкретных задач на учебный год. Определить выбор моделей.

2.

Техника безопасности

Практическая работа

Безопасность труда при работе с ручными инструментами и станочным оборудованием. Правила пожарной безопасности и личной гигиены. Правило поведения на станции юных техников и в творческом объединении.

Изучение типовых инструкций по ТБ. Занятия групповые

3.

Графическая грамота
Практическая работа

Правильное применение чертежных инструментов и ознакомление закрепление знаний по чертежам из школьной программы и полученных во время занятий на первой ступени обучения. Научились читать технический чертеж . ознакомление с профессией чертежник.

Построение различных геометрических фигур.

Изготовление различных разверток

Форма проведения занятий групповая.


4.

Технические конструкторско- технологические понятия


Практическая работа

Расширение кругозора о разнообразии материалов.
Межпредметная связь: химия, география, черчение, физика. Виды жести. Беседа.

«Деятельность человека на производстве».

Технологический процесс, механическая

обработка.

Определение видов различных материалов

По предложенным образцам. Закрепление

знаний различных инструментов. Форма занятий - беседа, групповая.

5.

Изготовление макета

Практическая работа

Основы графической грамоты. Работа с

чертежом. ПТБ при работе с жестью. Использование подручных материалов в Моделировании. Различные детали технических устройств. Различные виды кузовов.

Развертка автомобиля изготовление деталей.

Сборка при помощи пайки. Задания индивидуально - групповые.

6.

Изготовление модели. Копии средней степени сложности.
Практическая работа



ТБ при работе с жестью. Понятие: масштаб увеличения, уменьшения размеров. Технология паяния. Типы башен танков. Овладение навыков работы на токарно-винторезном станке ТВ-6.

Простая электрическая схема. Изготовление модели- копии танка. Блочная система изготовления и сборки. Применение эл. двигателя при постройке моделей.

7.

Технический проект

Практическая работа


Осевая, центральная симметрия. Анализ необходимых упрощений конструкций. Применение всех полученных значений при Конструировании технических устройств, изготовление творческого проекта.

а). Разработка общих технических средств, требований.

б). Предварительный расчет основных параметров.

в). Разработка и изготовление технического устройства

г). Разработка кинематической схемы модели.

д). Разработка энергетической части ТУ.

е). Определение принципа управления ТУ.

ж). Анализ возможностей кол.

з). Приготовление ходовой части,

и). Оформление творческого проекта.

Работа проводится индивидуально с

консультацией у преподавателя.

8.

Беседа - тест. Диагностика знаний и навыков. Подведение итогов работы за год с помощью определенных заданий

9.

Выставка. Подведение итогов работы, творческий отчет объединили.

Постановка задач на следующий год по индивидуальному плану.



Приложение № 2

  1. Итоги работы объединения за 2000 год – 55-летие Победы в ВОВ.







Приложение № 3

  1. Итоги работы объединения за 2005 год – 60-летие Победы в ВОВ.







  1. Литература.


  1. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков: методическое пособие / Н.К.Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. – 189 с.

  2. Военно-патриотическое воспитание курсантов: Учеб.-метод. пособие по повышению эффективности воен.-патриот. и оборон. массовой работы в учеб. Заведениях Минморфлота /М-во мор. флота СССР, Гл. упр. кадров, учеб. заведений и социал. развития; [Подгот. Н.Г. Басанцом, В.П. Гаркушенко]. - М.: В/о "Мортехинформреклама", 1989. – 109 с.

  3. Воронин А.В. Боевые традиции Вооруженных Сил. Символы воинской чести: Учеб. пособие по разд. "Основы воен. службы" 10 кл., ч. 2 / [Воронин Анатолий Викторович]. - М.: Ассоц. поддержки воен. печати "Армпресс", 2001. - 95 с.

  4. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика.- М.: Педагогика, 1990. – 148 с.

  5. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина: Сб. ст. для методистов и преподавателей обществ. дисциплин / [Федер. прогр. книгоиздания Росии]. - М.: Веди-принт, 2001. – 282 с.

  6. Заставенко С.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: спец. 13.00.01 / Заставенко Валерий Александрович; С.-Петерб. ун-т МВД России. - Санкт-Петербург, 2005. - 21 с.

  7. Лутовинов В.И. Развитие патриотизма в России ХХI века: концепция, программа и практика патриот. воспитания молодых граждан России / В. И.Лутовинов, И. И. Мельниченко. - М.: Светотон, 2004. – 251 с.

  8. О военно-патриотическом воспитании молодежи: Материалы консультатив. совета глав муницип. образований Калуж. обл.: Из опыта работы по патриот. воспитанию молодежи в Куйбышев. р-не. - Калуга: Гриф, 2004. – 78 с.

  9. Патриотическое воспитание в современной России: проблемы возрождения и развития: Материалы Науч.-практ. конф. в Центр. воен.-мор. музее, Санкт-Петербург, 4-5 дек. 2001 г.) / [Редкол.: Ю.Д. Пряхин (гл. ред.) и др.]. - СПб.: Центр. воен.-мор. музей, 2001. – 231 с.

  10. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М.:ТЦ Сфера, 2005.

  11. Пятикоп А.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как фактор повышения качества образования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.01 / Пятикоп А.И.; [Калинингр. гос. ун-т]. - Калининград, 2000. - 17 с.

  12. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учеб.-метод. пособие по разд. "Основы воен. службы" / Бачевский В. И. - М.: Журн. "Воен. знания", 2001.

  13. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", в разработке которой приняли участие практически все министерства и ведомства, ведущие общественные организации, администрации субъектов Федерации, Государственная Дума.



страница 1


скачать

Другие похожие работы:

Социально-значимый проект

Литература: 1 стр.