Содержание Раздел Целевой
Содержание
Раздел 1. Целевой
1.1 Пояснительная записка. --------------------------------------------------------- стр 1-5
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования------------ стр 5-14
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования--стр14-21
Раздел 2. Содержательный
2.1 Программа формирования универсальных учебных действий
у обучающихся на ступени начального общего образования. ---------------стр22-32
2.2 Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов
внеурочной деятельности -----------------------------------------------------------стр32-33
2.3 Программа духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования.------------------стр34-52
2.4 Программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни ------------------------------------------стр52-58
2.5 Программа коррекционной работы.-----------------------------------------------стр58-65
Раздел 3. Организационный
3.1 Учебный план начального общего образования.----------------------------- стр 66-67
3.2 План внеурочной деятельности.-------------------------------------------------- стр67
3.3 Система условий реализации основной образовательной
программы в соответствии с требованиями Стандарта.--------------------------- стр68
Раздел 4.
Лист фиксирования изменений и дополнений в основной образовательной
программе начального общего) образования: -------------------- стр 69
Раздел 1. Целевой.
1.1 Пояснительная записка
Введение
Нормативно-правовая база ООП НОО
Информационно-аналитический модуль. Целеполагание. Адресность ООП НОО
Принципы и подходы к формированию Образовательной программы
Общая характеристика Образовательной программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Ремовская средняя общеобразовательная школа» Локтевского района Алтайского края разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Основная образовательная программа разработана также с учетом особенностей первой ступени образования как фундамента всего последующего обучения, особенностей образовательного учреждения, концептуальных положений УМК «Школа России».
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Ремовская СОШ» определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Данная программа рассчитана на 4 года школьной жизни обучающихся 1 – 4 классов.
Нормативно-правовая база ООП НОО
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Ремовская средняя общеобразовательная школа» Локтевского района Алтайского края является основным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования на начальной ступени и разработана с учётом требований следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992г. №3266-I (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля 2009 г.);
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009г., зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009г.;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г.; №44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10;
Устав МОУ «Ремовская средняя общеобразовательная школа»
Правила внутреннего распорядка МОУ «Ремовская средняя общеобразовательная школа»
Программы модернизации образования в Алтайском крае, на основе базисного учебного плана для образовательных учреждений Алтайского края, реализующих программы общего образования 2004 г;
Локальных актов.
Информационно-аналитический модуль. Адресность ООП НОО
Целеполагание.
Программа адресована участникам образовательного процесса МОУ «Ремовская средняя общеобразовательная школа», к числу которых относятся:
педагоги школы;
обучающиеся начальной школы, дошкольники (для обеспечения равных условий для обучения школа предлагает подготовительные курсы (январь-май) для будущих первоклассников);
родители обучающихся 1- 4 классов;
представители общественности, являющиеся членами Управляющего совета, членами родительского комитета.
Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ: Уставе школы, Положении о родительском комитете, Положении об Управляющем совете школы.
Условия комплектования первых классов | |
Процедура комплектования первых классов | Прием в школу регламентируется Уставом образовательного учреждения, согласно которому в школу принимаются дети, достигшие 6,5 лет. Прием в школу осуществляется на основании заявления родителей. При приеме в 1 класс осуществляется оценка общего состояния здоровья, развития речевого аппарата, направленная на выявление логопедических дефектов, проводится диагностика на выявление уровня готовности ребенка к школе. |
Требования к состоянию здоровья | Без ограничений |
Целевое назначение:
Целями реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Ремовская СОШ » являются:
Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Формирование у обучающихся опыта самореализации, самостоятельного индивидуального и коллективного действия, на основе которых осуществляется личностное и социальное самоопределение и развитие младших школьников.
Задачи образовательной программы начального общего образования:
Спроектировать содержание образования и построение учебного процесса в строгом
соответствии с требованиями стандарта.
Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.
Создать образовательную среду, способствующую применению младшими школьниками формирующихся компетентностей.
Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие.
Создать условия для приобретения опыта в различных видах деятельности.
Обеспечить условия для индивидуального развития всех обучающихся.
Осуществлять социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Осуществлять комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных достижений выпускников начальной школы в соответствии с планируемыми результатами.
Разработать систему рефлексии.
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Ремовская СОШ» предусматривает достижение следующих результатов образования:
Достижение личностных результатов обучающихся: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;
Достижение метапредметных результатов обучающихся: освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
Достижение предметных результатов: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Также основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Ремовская СОШ» предусматривает:
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно -технического творчества и проектно - исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей),педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (села, района, области) для приобретения опыта реального управления и действия.
Принципы и подходы к формированию Образовательной программы
Комплексное решение названных задач, предусмотренное данной программой начального общего образования, обеспечивается реализацией системно-деятельностного, гуманно-личностного, культурологического и здоровьесберегающего подходов.
Основу организации образовательного процесса составляют принципы:
– развития учащихся, который в рамках каждого учебного предмета за счёт особой организации деятельности детей предполагает целенаправленное совершенствование различных сторон личности;
– культуросообразности, согласно которому, освоение предметного содержания осуществляется на более широком фоне знакомства учащихся с миром культуры, с элементами социально-исторического опыта людей;
– целостности содержания, в соответствии с которым обеспечивается органичное слияние изученного и вновь изучаемого материала, постепенное расширение уже имеющегося у учащихся личного опыта, установление в сознании детей связей между различными курсами;
– спиралевидности, в соответствии с которым формирование у учащихся предметных и метапредметных умений происходит последовательно.
Общая характеристика Образовательной программы
Технологии, используемые в образовательном процессе.
1. Личностно-ориентированные технологии,
2. Дифференцированное обучение
3. Технологии активизации познавательных интересов, творческой самостоятельности учащихся.
4. Технологии традиционного обучения
5. Технология игрового обучения
6. Здоровьесберегающая образовательная и обеспечение безопасности жизнедеятельности
7. Проектные методы обучения;
8. Информационно-коммуникативные технологии;
9. Технология создания портфолио.
Методы и формы работы в начальной школе
Классификация методов по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- проблемное изложение,
- частично-поисковый,
- исследовательский метод.
Классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность).
В соответствии с таким подходом методы объединены в три группы.
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы.
С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личностей младших школьников, на развитие и проявление их индивидуальных способностей используются разнообразные формы учебных занятий:
урок - экскурсия;
урок – путешествие;
урок – соревнование
урок – игра;
интегрированный урок.
Ожидаемый результат:
достижение уровня элементарной грамотности;
сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и взрослыми;
развитие устойчивого познавательного интереса и обучающегося, навыков анализа, рефлексии, проектирования при решении учебных задач и проблемных ситуаций;
формирование коммуникативной культуры и самостоятельности;
формирование нравственных и этических начал личности;
формирование положительной мотивации на обучение в основной школе и адаптации в ней;
готовность ученика к продолжению образования на 2 ступени.
Образ выпускника начальной школы
это ученик, который успешно овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, сформированности опорных знаний и учебных умений в области счёта, письма и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет учиться;
это ученик, который овладел первым уровнем развития самостоятельной деятельности – копирующим действием;
это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для обучающихся; он умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;
это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе;
это ученик, который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
это ученик, который стремится стать сильным, быстрым. Ловким и закаленным.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников основную образовательную программу начального образования можно условно разделить на три этапа:
- первый этап (первые два месяца первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе. Основные цели которого - обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни.
-второй этап (вторая четверть 1-го класса – первое полугодие 4 класса). Его основная цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса.
-третий этап (второе полугодие 4-го года обучения), как и первый имеет переходный характер. Этот этап опробования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться.
Образовательная программа предусматривает:
- достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
- выявление и развитие способностей обучающихся, включая одарённых детей, через систему клубов, секций, кружков, организацию общественно полезной деятельности;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;
- участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. И в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;
- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты отражают общую идеологию стандарта: ориентацию на результаты образования, подход к стандарту как к общественному договору, ориентацию на системно-деятельностный подход.
Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют школьники, обучающиеся в МОУ «Ремовская СОШ», к концу начального этапа образования
Формирование универсальных учебных действий(личностные и метапредметные результаты)
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
страница 1страница 2 ... страница 10страница 11
скачать
Другие похожие работы: