NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Согласовано утверждено




Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43

г. Челябинска

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

________________ Директор МОУ № 43 _ ________________ __________ Г.В. Валова

(приказ № 356 от 31.08.2011 г.)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МОУ № 43

Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета школы 29.08.08.2011 года (протокол № 1)

2011 год


Образовательная программа

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 43 г. Челябинска

на 2011-2015 учебный год
I Модуль: Пояснительная записка

  • Общая характеристика школы

  • Характеристика кадрового состава

  • Материально – техническое и учебно – методическое оснащение

II Модуль: Общие положения

  • Обоснование программы и ее целевое назначение

  • Характеристика контингента обучающихся и социального статуса их семей

  • Определение требований к уровню образования


III Модуль: Программно – методическое обеспечение

  • Учебный план МОУ № 43

  • УМК (приложение)

  • Рабочие программы отдельных учебных предметов (приложение)

  • Методическое сопровождение образовательного процесса и системы воспитания

  • Информационно - коммуникационное обеспечение


IV Модуль: Развитие и Воспитание

  • Воспитательная деятельность

  • Программа развития дополнительного образования в МОУ № 43 г. Челябинска на 2011-2015 учебные годы

  • Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

  • Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  • Программа коррекционной работы МОУ № 43


V Модуль: Формы аттестации, контроля и учета достижений обучающихся

  • Обязательные формы текущей и промежуточной аттестации обучающихся и итогового контроля в переводных классах

  • Формы  государственной (итоговой) аттестации

  • Формы учета достижений обучающихся в урочной и внеурочной деятельности


I Модуль: Пояснительная записка

Образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 г. Челябинска (далее Образовательная программа МОУ № 43) разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статья 9) и определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования (2-4 классы), на ступени основного общего образования и на ступени среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Кроме того, Образовательная программа МОУ № 43 разработана самостоятельно самим образовательным учреждением с привлечением Совета школы, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Цель программы: 1) Обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт; 2) Формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего эффективную систему мер по дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, учитывающей потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума.

Основные задачи программы: 1) обеспечение уровня образования, соответствующего государственному стандарту общего образования, современным требованиям; 2) обеспечение преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования; 3) обеспечение оптимальных для каждого школьника условий для развития индивидуальных способностей, самореализации.

Продолжительность реализации программы – 2011-2015 учебный год.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43 г. Челябинска (в дальнейшем – Школа) является общеобразовательным учреждением, ориентированным на получение всеми учащимися начального, основного и среднего (полного) общего образования в соответствии с их интересами, способностями, потребностями, а также в соответствии с запросами родителей.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования:

I ступень

начальное общее образование, задачами которого являются воспитание и развитие обучающихся, овладение навыками чтения, письма, счета, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

II ступень

основное общее образование, которое создаёт условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

На I и II ступенях общего образования функционируют классы для детей с ограниченными возможностями здоровья С(К)К VII вида.

С 2004 года школа осуществляет профильное обучение учащихся на третьей ступени общего образования - класс социально-экономического профиля.

При приеме в профильный класс учитываются результаты экзаменов по выбору по предметам, соответствующим профилю обучения. Для социально-экономического профиля такими предметами являются обществознание и геометрия или алгебра (устно).

В классе социально-экономического профиля на профильном уровне изучаются предметы экономика и право.

    1. Общая характеристика школы.

Школа № 43 была основана в 1959 году. Микрорайон школы № 43 находится недалеко от центра города, время в пути на автобусе и троллейбусе 20 минут.

В микрорайоне есть Поселковый совет, опорный пункт милиции, есть два дошкольных учреждений № 118 и 133, есть небольшая спортивная площадка у детского сада № 118, спортплощадка школы № 43, детская поликлиника № 2, медпункт от больницы им. Колющенко, аптеки, магазины «Бессарабский», «Молния», «Монетка» (в магазинах подрабатывают дети в летний период). На территории микрорайона работают Кондитерская фабрика, Пивзавод, Винзавод, автопункт «Маяк», «Связьинформ» (данные организации неоднократно переименовывались и меняли свой статус), Потребительский рынок, где и работают многие родители. Есть мемориал «Память» на Лесном кладбище (Мемориал скорбящих матерей), где ежегодно трудятся учащиеся школы по благоустройству территории мемориала ко Дню Победы, Дню памяти и скорби. По улице Блюхера находится Энергетический колледж, куда поступают учиться после 9-го класса многие учащиеся школы.

В посёлке нет досугового центра (здание бывшего кинотеатра «Маяк» в частной собственности), хотя при этом в поселке функционируют клуб «Юный Умелец» и клуб «Черный пояс», с которыми налажено тесное сотрудничество.

    1. Характеристика кадрового состава.



Показатели

Кол-во

% к общему количеству учителей

Всего учителей

31

100

Учителя, имеющие образование:







Среднее специальное, всего

1

3

в т. ч. педагогическое

1

3

Незаконченное высшее, всего

4

13

в т. ч. педагогическое

1

3

Высшее, всего

26

84

в т. ч. педагогическое

17

55

Учителя, имеющие по стажу







до 5 лет

3

10

от 5 до 10 лет

3

10

от 10 до 20 лет

4

13

свыше 20 лет

21

68

Учителя, имеющие квалификационные категории







Высшую

16

52

Первую

7

23

Вторую

3

10

Учителя, имеющие учёные звания:







а) кандидат наук

-

-

б) доктор наук

-

-

Учителя, имеющие награды, почётные звания







Заслуженный учитель РФ

-

-

Почётный работник общего образования

3

10

Другие

1

3

Количество вакансий

нет





Квалификация учителей, готовность к постоянному профессиональному росту позволяют ставить перед коллективом и успешно решать любые образовательные задачи.

В 2011/2012 учебном году и последующие годы будет продолжена работа по повышению квалификации учителей через систему курсов повышения квалификации (как очных, так и дистанционных), профессиональной переподготовки и других форм повышения квалификации, конкурсов профессионального мастерства.

1.4. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение.

В целом санитарно-гигиенические, материально-технические условия соответствуют целям и задачам образовательного процесса. В образовательном учреждении созданы условия, в соответствии с СанПиНами. Нет зданий, требующих капитального ремонта. Учреждение имеет автономную систему оповещения при пожаре, кнопку экстренного вызова. Пришкольные территории благоустроены.

Школа функционирует в одном здании. Школа Общее количество учебных кабинетов– 22 (кабинеты: биологии, химии -1; физики– 1; информатики и ИКТ – 2; технологии-2; ОБЖ-1; русского языка и литературы – 2, математики - 2; иностранных языков – 2; истории, обществознания – 1; географии – 1; начальной школы-4, начальной школы С(К)О – 2, логопедический кабинет, дефектологический кабинет ).

Библиотека обладает общим фондом 16 592 единиц хранения, из них учебная литература – 3 200, методическая литература – 301, элнктронных носителей 624.

У школы имеется свой сайт – http://www.vacshoolserp.edusite.ru.

Соотношение компьютер - учащийся составляет 16 (1 компьютер на 16 учащихся).

Количество рабочих мест для администрации - 5

Количество рабочих мест для учащихся – 20

Количество рабочих мест для учителей – 12

Количество рабочих мест для библиотекаря - 1

АРМ - 6

II Модуль: Общие положения
Обоснование программы и ее целевое назначение


Нормативные документы

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Статья 15 пункт 5: «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно».

  • Статья 9 пункт 2: «Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ».

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 19.03.2011 г. № 196.

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.

  • Устав МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска

  • Локальные акты МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска.

Цель программы

           Обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт.

           Формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего эффективную систему мер по дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, учитывающей потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума.

Задачи программы

           Обеспечение уровня образования, соответствующего государственному стандарту общего образования, современным требованиям.

           Обеспечение преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования.

           Обеспечение оптимальных для каждого школьника условий для развития индивидуальных способностей, самореализации.

Программа регламентирует

           Условия освоения образовательной программы.

           Диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся

           Организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.

Документы ОУ, обеспечивающие правоведения образовательной деятельности:

Устав ОУ

Изменения № 8

в Устав

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 43 г. Челябинска,

зарегистрированного Постановлением Главы Администрации Советского района

г. Челябинска от 07.07.1995 г. № 1259.

Регистрационный номер 1669, ОГРН 1027402922777

Устав читать в новой редакции:

Устав

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 43 г. Челябинска

Лицензия

Серия А № 0002100 регистрационный № 9043 выдана 08.02.2012 г, бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации

Серия АА № 019789 регистрационный № 708, выдано 29.04.2002г. бессрочно


Характеристика контингента обучающихся и социального статуса их семей


Класс

Общее количество классов

Общее количество учащихся

В том числе в классах

общеобразовательных

с углубленным изучением предметов

профильных

специального (коррекционного) образования (7 вида)

кол-во классов

кол-во уч-ся

кол-во классов

кол-во уч-ся

кол-во классов

кол-во уч-ся

кол-во классов

кол-во уч-ся

Подг.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1-ые

3

69

2

57

-

-

-

-

1

12

2-ые

3

60

2

49

-

-

-

-

1

11

3-и

4

77

2

60

-

-

-

-

2

17

4-ые

3

61

2

47

-

-

-

-

1

14

5-ые

3

68

2

56

-

-

-

-

1

12

6-ые

3

61

2

50

-

-

-

-

1

11

7-ые

2

59

2

59

-

-

-

-

-

-

8-ые

3

61

2

53

-

-

-

-

1

8

9-ые

4

72

2

53

-

-

-

-

2

19

10-ые

1

31

1

31

-

-

-

14

-

-

11-ые

1

27

1

27

-

-

-

11

-

-

12-ые

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого

30

646

20

542

-

-

-

25

10

104


В том числе в интеграции (дети с ограниченными возможностями здоровья с протоколами РПМПК (VII вид)): 7-1 – 2 человека

7-2 – 3 человека

1.2. Средняя наполняемость классов:

1 – 4 – 20,53 учащихся

5 – 7 – 23,5 учащихся

8 – 9 – 19,1 учащихся

10 – 11 – 29 учащихся

Режим работы общеобразовательного учреждения:

в начальной школе:

  • начало занятий в 1 классах в 8.50, окончание занятий в 1 классах в 11.50, продолжительность урока в течение первого полугодия составляет 35 минут, в течение второго полугодия – 45 минут; начало занятий в 1 классах со 2 полугодия в 8.00, окончание занятий в 11.30;

  • начало занятий во 2,3 общеобразовательных классах в 12.55, окончание занятий - в 17.45, продолжительность урока составляет 45 минут;

  • начало занятий во 2-б, 3-б, 4-б специальных (коррекционных) классах в 8.00, окончание занятий - в 12.45, продолжительность урока составляет 40 минут;

  • начало занятий в 3-г специальном (коррекционном) классе в 11.00, окончание занятий - в 16.45, продолжительность урока составляет 40 минут;

  • начало занятий в 4 общеобразовательных классах в 8.00, окончание занятий - в 12.45, продолжительность урока составляет 45 минут;

в основной школе:

  • начало занятий в 5,9 классах в 8.00, окончание занятий в 5,9 классах в 13.40, продолжительность урока составляет 45 минут, в 5-1,9-1,9-2 специальных (коррекционных) классах продолжительность урока составляет 40 минут;

  • начало занятий в 6, 7, 8 общеобразовательных классах в 14.00, окончание занятий в 6, 7, 8 общеобразовательных классах в 19.35, продолжительность урока составляет 45 минут;

  • начало занятий в 6-1 и 8-1 специальных (коррекционных) классах в 11.00, окончание занятий в 6-1 и 8-1 специальных (коррекционных) классах в 19.35, продолжительность урока составляет 40 минут;

в средней школе:

  • начало занятий в 10 и 11 классах в 8.00, окончание занятий в 13.40, продолжительность урока составляет 45 минут;

сменность:

  • МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска работает в две смены;

распределение параллелей классов по сменам:

  • в первую смену: 1-ые, 2-б, 3-б, 4-ые, 5-ые, 9-ые, 10-ый, 11-ый классы;

  • с 11-00 час: 3-г, 6-1 –ый, 8-1-ый специальные (коррекционные) классы;

  • во вторую смену: 2-а,2-в, 3-а, 3-в, 6-ые, 7-ые, 8-ые классы (10 классов)

Занятия по выбору учащихся организованы с перерывом в 1 час после окончания уроков и представлены в отдельном расписании. На элективных, факультативных курсах, индивидуально-групповых занятиях осуществляется безотметочное обучение, по итогам изучения курса по выбору учащиеся получают зачет. На 3 ступени образования элективные курсы по выбору профильной направленности, составляющие не менее 35 часов учебного времени.
Формы получения образования:

Формы получения образования

Кол-во учащихся, получающих образование в данной форме

Очная

646



Социальный паспорт

на 01.09.2011 г.


№№

п/п

Категория учащихся

Количество

1

Дети из малообеспеченных семей

192

2

Опекаемые дети

12

3

Дети из неблагополучных семей

8

4

Дети, родители которых участники боевых действий

22

5

Дети-инвалиды

5

6

Дети, состоящие на учёте в ПДН

-

7

Дети, состоящие на педагогическом учёте

5

8

Дети, оставшиеся на повторное обучение

2

9

Дети, имеющие хронические заболевания

225

10

Дети, рассмотренные на КДН

-

11

Бродяжничающие дети

-

12

Дети, отчисленные из школы

-

13

Дети, исключённые из школы

-

14

Дети, имеющие основного образования, переведённые в ШРМ, ПТУ

-

15

Дети, склонные к употреблению алкоголя

1

16

Дети, склонные к употреблению наркотиков

-



  • Определение требований к уровню образования

Первой ступени обучения (Начальное общее образование):
Начальное общее образование – первая ступень общего образования.

В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Общие учебные умения, навыки и
способы деятельности


В результате освоения предметного содержания начального общего образования учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер.

Познавательная деятельность

Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различение целого и части.

Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Речевая деятельность и работа с информацией

Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).

Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения.

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Организация деятельности

Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Первый компонент определяет уровень обученности обучающихся основным
способам деятельности и степень умения учиться, второй — процесс интеллектуального,
творческого и нравственного развития.
1. Показатели сформированности умения самостоятельно учиться, желания учиться,
понимания взаимосвязи явлений внешнего мира:
- Читает целыми словами, выразительно, без ошибок; скорость чтения — нормальный
для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст; владеет разными
видами чтения.
- Использует разные виды письменных работ (темп письма — 50 знаков в минуту);
-  Свободно владеет грамотной  устной и письменной речью, умеет добиваться
желаемого результата при взаимодействии с людьми с помощью языка, понимает
смысл обращенной к нему речи и выражает понятно собственные мысли и чувства.
- Владеет приемами простейших измерений разными способами; использует
соответствующие приборы и инструменты для решения практических задач; умеет
работать с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими
моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
- Понимает взаимосвязи человека с природой, умеет применять экологические
знания на практике.
-  Креативен (способен к творчеству), обладает эстетическими установками по
отношению к культуре и природе, имеет достаточно высокий уровень
воссозданного воображения, знает произведения выдающихся художников.
- Стремится постоянно повышать уровень своих знаний, находить, обобщать и
принимать нужную информацию.
-  Способен использовать знания на практике, умеет применять их в нестандартных
ситуациях.
-  Умеет рационально организовать свой труд, владеет разными способами контроля
и самоконтроля.
-  Имеет достаточный уровень базовых знаний, умений и навыков, необходимых для
продолжения образования в основной школе, имеет устойчивое стремление к
развивающим видам деятельности.
-  Умеет решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций;
самостоятельно составлять план действий, проявлять оригинальность при решении
творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие
сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Основное общее образование – вторая ступень общего образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.

Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.

В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие учебные умения, навыки и
способы деятельности


В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Второй компонент - это показатели развития способности воспринимать себя как сторонний объект и
оценивать что (рефлексия), осознание внешнего мира (реального, объективного)—
«Я — действующий»:
-  Владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать
свое внимание, сознательно управлять им.
-  Имеет первоначально отработанную произвольную память.
-   Коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к
общечеловеческим ценностям.
-  Честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения,
настойчив в преодолении трудностей.
-  Ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической
культуре, умеет применять простейшие способы оказания первой
медицинской помощи.
-  Способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и
ответственно относиться к личной безопасности и безопасности
окружающих.
-  Способен действовать, анализировать свои действия, находить причину
затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии,
к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением.
-  Владеет культурой самоопределения личности, стремиться к
самосовершенствованию.
-  Мотивирован на дальнейшее продолжение образования в основной школе.
-  Он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое,
настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим
духовным идеалам.
-  Обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства,
положительной самооценкой.

Второй ступени обучения (Основное общее образование):

.Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны:
- освоить на уровне требований государственной программы учебный материал по
всем предметам школьного учебного плана;
- овладеть средствами коммуникации;
- достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, достаточной для
организации своей познавательной, проектировочной, оценочной деятельности;
- знать свои гражданские права и уметь их реализовывать;
- уважать свое и чужое достоинство;
- уважать собственный труд и труд других людей;
- овладеть системой общеучебных умений.
Психолого-педагогический портрет:
- аналитико-синтетическое восприятие;
- наблюдательность;
- регулируемая память;
- абстрактное мышление;
- целеобразование и планирование;
- способность рассуждать;
- интеллектуальная познавательная активность;
- креативность;
- чувство психологической защищенности;
Личностные качества:
- социальная взрослость;
- ответственность за свои действия;
- мотивация общественно-полезной деятельности;
- познавательные интересы;
- самосознание и адекватная самооценка;
- потребность в самопознании;
- личностное самоопределение;
- стремление к самоутверждению;
- потребность в общественном признании.

Третьей ступени обучения (Среднее (полное) общее образование):
Среднее (полное) общее образование – третья, завершающая ступень общего образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является общедоступным.

Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

  • дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Общеобразовательные учреждения исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях).

Общие учебные умения, навыки и
способы деятельности


В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-дело-вого стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (выска-зывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Обучающиеся, получившие среднее (полное) общее образование должны:-  Самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использовать элементы причинно следственного и структурно-функционального анализа; исследовать несложные реальные связи и зависимости; определять сущностную характеристику изучаемого объекта (самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов).

- Участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными приемами прогноза.

- Объективно оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности;

- Учитывать мнение других людей при определении собственной позиции и самооценки;

- Соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

- Владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности; постановки общей цели и определение средств ее достижения;

- Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности; определение собственного отношения к явлениям социальной жизни; отстаивание своей гражданской позиции, формирование своих мировоззренческих взглядов;

Функциональная грамотность:

- Уметь работать с информацией, выраженной в разных знаковых системах; знать и уметь использовать родной и иностранный языки;

- Обладать компьютерной, технической, валеологической, этической, психологической, эстетической грамотностью.

 - Ценностные ориентации: положительное отношение к учебному труду, уважительное отношение к педагогу, к коллективу учащихся, родителям, к самому себе.

- Социальная активность: обладает организаторскими способностями, деловитостью, предприимчивостью.

- Интегральный фокус контроля: готов брать ответственность на себя за события, которые происходят в сфере контроля учащихся.

- Я-сфера; обладает интеллектуальной зрелостью, достаточно высоким уровнем нравственного сознания, готов к самоопределению в будущей профессии.

- Выпускник обладает логической, произвольной, опосредованной памятью.

- Отличается повышенной познавательной и творческой активностью, стремится узнать что-то новое, чему-либо научиться.

- На высоком уровне развита монологическая, письменная речь.

- Развиты волевые качества (от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов).

- Выпускник должен быть физически развитым и здоровым, выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования.

 - Осуществляет осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

- Обладает практическими умениями и навыками в труде, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.





III Модуль: Программно – методическое обеспечение


страница 1страница 2 ... страница 14страница 15


скачать

Другие похожие работы: