Составил менеджер по качеству Л. И. Дворкина «28» июня 2013 г
| Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пермский агропромышленный техникум» |
ОТЧЕТ
О работе Службы качества
| СОСТАВИЛ Менеджер по качеству Л.И.Дворкина «28» июня 2013 г. | |
Служба качества техникума представляет собой чисто условную структурную единицу, т.к. объединяет Совет по качеству, структурные подразделения техникума, владельцев процессов, группу внутренних аудиторов и исполнителей из разных структурных подразделении.
Цель деятельности Служба качества: Сопровождение, развитие (улучшение) и поддержание СМК в рабочем состоянии.
Основные направления деятельности Службы качества:
Планирование поддержания и улучшения СМК
Управление документацией и записями СМК
Анализ удовлетворённости потребителей образовательной услугой
Организация внутреннего обмена информацией
Анализ СМК со стороны руководства
Компетентность, подготовка и осведомленность сотрудников
Проведение анализа, мониторинга и измерение образовательной услуги
Проведение внутреннего аудита
Осуществление консультативной помощи по вопросам СМК
Мероприятия, включенные в план работы | Результаты | Корректирующие действия |
1 | 2 | 3 |
| ||
1.1 План работы по сопровождению, развитию и поддержанию СМК в рабочем состоянии на 2012-2013 уч.г | Данный план представлен по 7 направлениям:
Вывод: + из 37 позиций выполнено 34, так как Интернет-экзамен в сфере профессионального образования по новым правилам сдавать не надо, п.п.7.8, 7.9 не выполнены + план выполнен на 97,3% - не в полном объёме выполнен пункт 2.2, т.к. Реестры записей и документов руководителями структурных подразделений не прошли ревизию. | |
1.2 План работы Совета по качеству | Совет является коллегиальным руководящим органом, координирующим деятельность в рамках системы качества. Совет работает по плану, утвержденному на текущий учебный год. План предусматривает проведение конкретных мероприятий, направленных на совершенствование качества образовательной деятельности, а также персональную ответственность членов Совета за их реализацию. Вывод: + по плану 8 заседаний проведено, где рассмотрено 18 вопросов в области качества, отражено в протоколах, следовательно выполнено на 100%; + принято 28 решений, определены ответственные и сроки выполнения; - сдвигались сроки заседаний по объективным и необъективным причинам; - план неоднократно корректировался. |
|
1.3 План мероприятий по выполнению корректирующих и предупреждающих действий на 2012-2013 учебный год (составлен на основе анализа СМК со стороны руководства за 2011 – 2012 учебный год) | Корректирующие и предупреждающие действия спланированы относительно 11-ти процессов, функционирующих в техникуме: 1 Маркетинг 2 Разработка и корректировка учебно-планирующей документации 3 Приём абитуриентов 4 Организация учебного процесса 5 Методическая работа 6 Управление персоналом 7 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» 8 Подготовка специалиста 9 Воспитательная работа 10 Контроль, анализ и оценка предоставления образовательной услуги 11 Адаптация выпускников техникума на рынке труда Вывод: + на 01.09.2012 г. определено 93 мероприятия повышения результативности СМК Техникума; + анализ выполнения проводился 4 раза в уч.год (01.11.2012г., 05.02.2013г., 08.04.2013г., на 13.06.2013г.), что говорит о системности; + за 2012-2013 уч.г. выполнено 88 мероприятий повышения результативности СМК, что составило 98,8%; + определены причины невыполненных мероприятий и частично выполненных мероприятий; + совместно с владельцами процессов составлен отчёт «Анализ выполнения плана по повышению результативности СМК на 2012-2013 учебный год». - перенос сроков выполнения; - не проанализированы ресурсы техникума для выполнения намеченных действий. |
|
1.4 Программа и планы проведения внутренних аудитов | Программа - план мероприятий, которые будут проводиться, области для проверки, последовательность и временные ресурсы. Области аудита: кадровая служба и делопроизводство и 4-е цикловые методические комиссии. План - конкретные аудиты, в которых указываются сроки проведения проверок и объекты проверок. Область аудита на каждую составлен свой конкретный план: Кадровая служба и делопроизводства (КСД) ЦМК общеобразовательных дисциплин (ЦМК ОД) ЦМК агропромышленных дисциплин (ЦМК АД) ЦМК направления переработка продукции пищевой промышленности (ЦМК ПППП) ЦМК преподавателей по направлению «Коммерция» (ЦМК КОМ) Вывод: + в соответствии с программой составлены планы конкретных аудитов; + программа выполнена на 100%; + внутренний аудит проведен согласно программе и планам по конкретным областям аудита, т.е. выполнен на 100%; + по результатам внутреннего аудита разработаны корректирующие действия, в настоящее время осуществляется верификация их реализации; - выявлено 25 несоответствий, на день инспекционного контроля ликвидировано 18 несоответствий (72%), срок ликвидации 7 несоответствий назначен до 01.09.2013 г. |
|
| ||
2.1 Организация работы по сопровождению, развитию и поддержанию СМК в рабочем состоянии на 2012-2013 уч.г | ||
2.1.1 Управление документацией СМК | + Результативное функционирование Системы менеджмента качества обеспечивается комплексом документов, определяющих структуру и организацию СМК, порядок управления и взаимодействия, методы и правила работы, используемые при оказании образовательных услуг. Управление документами СМК осуществляется в соответствии с п.п. 4.2.3, 4.2.4 ГОСТ ISO 9001-2011, требованиями настоящего Руководства, СТО 1-2013, СТО 2-2013, СТО 4-2013, СТО 5-2013, И 01-01, П 01-01, П 02-01. Цель управления документацией – доведение до персонала информации о действующих в Техникуме документах и их требованиях, обеспечение актуальности и наличия документов в местах использования. В соответствии с введением в действие ГОСТ ISO 9001-2011 с 01.01.2013 г. и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. в Техникуме проведена работа по актуализации документации. Произведены изменения в действующих процессах и документах СМК (18 докум.= 10,1%): Стандарты организации - 7 Руководства по процессам - 11 Разработанные новый процесс и документы СМК (82 докум.= 46,1%): Политику в области качества на 2012-2013 учебный год - 1 Цели в области качества на 2012-2013 учебный год - 1 Руководство по качеству - 1 Руководство по процессу (РП 12) - 1 Положения - 11 Правила - 1 Технологические документы: инструкции – 1, методические рекомендации - 1 Инструкции по охране труда и техники безопасности - 64 Итого база документации Техникума обновлена на 56,2% (полный перечень представлен в Руководстве по качеству). Все документы зарегистрированы, контрольные экземпляры утверждены. Учтённых копий документов за учебный год зарегистрировано 99 экземпляра. На основе Политики в области качества и в соответствии с требованиями ГОСТ ISO 9001 – 2011 разработаны цели качества ГБОУ СПО «Пермский агропромышленный техникум» на 2012-2013 учебный год. Цели в области качества используются как средство управления и оценки результативности СМК. Случаев непонимания Политики и Целей работниками не выявлены, что отражено в отчётах внутреннего аудита. Персонал Техникума вовлечен в достижение целей в области качества. Цели зафиксированы, измеримы, утверждены директором Техникума и направлены на постоянное улучшение, выполняются в плановом порядке. В области качества определена 21 цель, из них: достигнуто 19 целей (90%). В конце учебного года владельцы процессов провели оценку достижения запланированных целей, проанализировали причины не достижения и разработали корректирующие и предупреждающие действия. Анализ включается в годовой отчет владельца процесса. Два раза в год (сентябрь и январь) анализируется организационная структура управления (в том числе штатное расписание) и выстаивается графически. В этом учебном году она представлена в формате А1. В связи с изменением организационной структуры управления Техникума доработаны и вновь разработаны дополнительные функциональные обязанности, возложенных на преподавателей, а именно:
- Затянутые сроки просмотра документов юристом. Сроки разработки и пересмотр документов нарушались, особенно затянуты в отношении разработки Целей и корректировки Политики Техникума в области качества. Не разработано Положение «О структурных подразделениях». Задержка по срокам разработки ДФО. Реестры документов неактуальны, т.к. в этом учебном году их ревизия не осуществлялась владельцами процессов. Не всеми сотрудниками изучаются документы регламентирующие их труд. |
|
2.1.2 Управление записями СМК | + В Техникуме определены и поддерживаются в рабочем состоянии записи, необходимые для предоставления свидетельств результативности Системы менеджмента качества, соответствия продукции и процессов установленным требованиям.. В Техникуме ведется Реестр записей, в котором, для каждой записи, наряду с другими сведениями, указываются место и срок ее хранения. Аналогичные Реестры записей ведутся в каждом структурном подразделении Техникума и в цикловых методических комиссиях. Записи ведутся в соответствии с Руководствами по процессам: - записи по результатам контроля качества образовательной услуги/продукта образовательной услуги (РП 10-2013); - записи по результатам мониторинга и результативности процессов (СТО 2-2013); - записи по результатам внутренних и внешних аудитов СМК (СТО 3-2013); - записи об образовании, обучении, навыках и опыте персонала (РП 06-2013); - записи по результатам анализа СМК со стороны руководства (РК 01-2013); - записи по результатам оценки, повторной оценки поставщиков и последующим действиям (РП 07-2013) - записи о характере несоответствий образовательной услуги/несоответствующем продукте образовательной услуги и предпринятых действиях (СТО 6-2013); - записи о результатах предпринятых корректирующих и предупреждающих действий (СТО 7-2013); - записи о претензиях и жалобах потребителей (СТО 6-2013). - Реестры записей неактуальны, т.к. в этом учебном году их ревизия не осуществлялась владельцами процессов. |
|
2.1.3 Ориентация на потребителя | + В Техникуме создана система взаимодействия Техникума со своими потребителями, т.е. система потребительского мониторинга (ПМ) удовлетворенности образовательными услугами различных групп потребителей. Использовано 19 инструментов (анкет и опросников) для проведения мониторинга, из которых 10 разработаны вновь и 7 скорректированны: удовлетворённость абитуриентов: потребности и ожидания образовательной услуги, работой приёмной комиссии; удовлетворенность студентов: внеучебной деятельностью, работой классного руководителя, работой СП, прохождением производственной практики, восприятие образовательной услуги, оказанием библиотечных услуг; удовлетворённость работодателей: профессиональной подготовкой студентов по конкретным профессиональным компетенциям, качеством принимаемых на работу выпускников техникума, профессиональной подготовкой студентов, качеством принимаемых на работу выпускников техникума; удовлетворённость родителей образовательной услугой; удолетворённость выпускников обучением в техникуме; удовлетворённость сотрудников техникума: работой в техникуме, построенной системой менеджмента в техникуме; удовлетворённость директора, руководителей структурных подразделений, специалистов: построенной системой менеджмента в техникуме; удовлетворённость пед.состава: работой СПС, работой методической службы. Результаты проведения исследования представлены в процессах П 03, П 05, П 06, П 09, П 10. Для равномерного объёма обработки данных и исключения перегрузки потребителей составлен график проведения потребительского мониторинга на учебный год, который выполнен на 100%. Постоянное отслеживание состояния удовлетворенности потребителей образовательных услуг, соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их изменений помогает в принятии управленческих решений. При этом «мониторинг» рассматривается как более широкая категория, чем контроль, так как мониторинг включает в себя и аналитику, и диагноз, и прогноз тенденций, и корректировку развития образовательных программ. По результатам потребительского мониторинга составляются планы корректирующих и предупреждающих мероприятий для улучшения качества предоставляемой образовательной услуги. Так, по результатам исследования степени удовлетворенности студентов выделены области, требующие улучшения в первую очередь: организация воспитательной и внеучебной работы со студентами, организация производственной практики, усиление практической подготовки. В целом заинтересованные стороны и потребители оказанием образовательной услуги Техникума удовлетворены на 79%. При приёме на обучение в Техникум составляется «Портрет абитуриентов», который представлен в отчёте приёмной комиссии, данные используются в течении учебного года всеми руководителями структурных подразделений. - Не все корректирующие действия фиксируются, следовательно, их выполнение трудно отследить и проанализировать на эффективность. Некоторые пункты выводов по результатам исследования степени удовлетворенности потребителей остаются без внимания руководителей структурных подразделений. Нарушение графика проведения потребительского мониторинга руководителями структурных подразделений. |
|
2.1.4 Организация внутреннего обмена информацией | + Информирование персонала осуществляется по вопросам Политики и Целей в области качества, удовлетворенности потребителей, функционирования и результативности процессов и СМК. Внутренний обмен информацией осуществляется посредством:
Руководством Техникума проводятся технические совещания по выполнению плановых заданий, их доведение до исполнителей и корректировка: - для сотрудников по четвергам в 15.00; - для руководителей (совещание при директоре) по понедельникам в 09.00; - для руководителей структурных подразделений и специалистов (административное по текущим вопросам) по пятницам в 16.00. - Технические совещания с пед.составом не протоколируются, посещаемость не отмечается. |
|
2.1.5 Проведение анализа со стороны руководства | + Необходимые данные для анализа готовит менеджер по качеству и, в виде Отчета о функционировании Системы менеджмента качества за учебный год, в срок до 01 июля, представляет Представителю руководства по качеству и директору Техникума для анализа. Заключительным этапом анализа СМК со стороны руководства является заседание Совета по качеству, которое проводится под руководством директора Техникума. На Совете по качеству обсуждаются материалы отчета о функционировании СМК, проблемные вопросы и возможности для улучшений Системы менеджмента качества. Итоговым документом является План мероприятий по улучшению Системы менеджмента качества на учебный год. Текущие вопросы функционирования Системы менеджмента качества выносятся в повестку дня совещаний, которые проводятся под руководством директора Техникума или Представителя руководства по качеству. Представитель руководства по качеству и менеджер по качеству в рабочем порядке постоянно информируют директора о состоянии Системы менеджмента качества для принятия решений по возникающим проблемам. Ежегодно, по итогам анализа СМК со стороны руководства Техникума, разрабатывается «План работы по сопровождению, развитию и поддержанию СМК в рабочем состоянии» на учебный год. | |
2.1.6 Компетентность, подготовка и осведомленность | + Персонал в структурные подразделения Техникума подбирается исходя из возложенных на подразделение задач. Должностные инструкции разрабатываются для каждой должности в соответствии штатного расписания, и содержат конкретный перечень выполняемых работ в соответствии со спецификой структурного подразделения, конкретные права и предусматривают ответственность исполнителя. Потребность профессиональной подготовки и переподготовки кадров определяется, и обучение работников проводится в соответствии с конкретными задачами предприятия, перспектив его развития, совершенствования существующих и создания новых рабочих мест. Оценка компетентности персонала производится посредством проведения процедуры аттестации. Целью процесса является поддержание и повышение уровня компетенции, знаний, навыков персонала в условиях меняющейся производственной ситуации, обеспечение понимания каждым сотрудником своей роли в образовательном процессе и системе менеджмента качества и взаимозависимости между его обязанностями, качеством оказания образовательной услуги и экономическим положением образовательного учреждения. Порядок найма на работу, подготовки и оценки компетентности персонала описан в РП 05 «Управление персоналом»: - 10 педагогов прошли аттестацию на соответствие требованиям первой и высшей квалификационной категории, из них 6 человек – высшая квалификационная категория, 4 человека – первая квалификационная категория; - аккредитационный показатель соответствует требованиям, предъявляемым к техникумам 75 % педагогов имеют категорию, из них 67 % - первую или высшую. Подготовка персонала проводится посредством следующих мероприятий: - проведены для всех педагогов обучающие семинары по теме: «Методическое сопровождение ФГОС НПО\СПО третьего поколения» (объем 24 часа); - 3 педагога обучились на курсах по системе СМК; - 9 педагогов прошли обучение по программе «Современные педагогические технологии», организованную эколого-биологическим отделением; - 5 педагогов прошли стажировку в профильных организациях; - 4 педагога продолжают обучение в ВУЗах; - 1 педагог прошла курсы повышения квалификации по направлению информационных технологий в профессиональной деятельности; - 3 педагога прошли краткосрочные курсы по подготовке к ЕГЭ и ГИА. Средний возраст коллектива - 42 г. 1 гр. 20-29лет =22 чел. (30%) 2 гр. 30-39лет. =18 чел. (24%) 3 гр. 40-50 лет =17 чел. (23%) 4 гр. 51-59 лет =17 чел. (23%) - Для эффективной организации надо: 1 гр.=24%, 2+3 гр=58%, 4 гр.=18%, в ОУ превышает % 1 группа (омоложения) и 4 группа (наставничества) персонала, а «золотого» (перспективного) возраста 35-45 всего 31%, что не есть хорошо для ОУ. Влияет на выполнение параметров результативности процессов текучесть квалифицированных кадров, так как вновь принятые педагоги не имеют категории, а чтобы сдать на категорию необходимо проработать не менее 2-х лет. | Мероприятия представлены в отчёте нач.отделения по УМР |
2.1.7 Проведение анализа, мониторинга и измерение | Мониторинг и измерение процессов Результативность СМК зависит от результативности каждого из процессов, входящих в состав СМК. Поэтому при выполнении анализа СМК оценивалась результативность всех двенадцати процессов СМК. Для каждого процесса СМК установлена периодичность осуществления сбора информации о фактическом значении каждого параметра процесса. При проведении анализа функционирования процессов учитывались многие параметры: успеваемость обучающихся, востребованность выпускников работодателями, удовлетворенность студентов программами, эффективность преподавания, информация о студентах, доступность ресурсов и эффективность их использования, другие ключевые индикаторы деятельности. В отчёте «Анализ СМК со стороны руководства» представлены доказательства эффективного управления в Техникуме процессами, обеспечивающими выполнение требований заинтересованных сторон по уровню подготовки специалистов. Это позволяет сделать следующие выводы: - установленные показатели выполнены на 100% - не результативных процессов нет. Мониторинг и измерение образовательной услуги осуществляется в Техникуме по двум направлениям: - мониторинг и измерение качества продукта (результата) образовательной услуги; - мониторинг и измерение качества процессов оказания образовательной услуги. Мониторинг и измерение качества продукта (результата) образовательной услуги (регламентировано РП 08-2013, РП 10-2013, РП 11-2013, П 04-02, П 09-02, П 02-03, П 03-03, П 07-03, П 10-05, П 03-08, П 05-08, П 10-08). При мониторинге определяется соответствие знаний, умений и обретения практического опыта обучающихся и выпускников требованиям ГОС СПО/НПО. Мониторинг осуществляется на различных этапах его подготовки обучающихся путем проведения текущего опроса обучающихся в процессе проведения учебных занятий, зачетов, экзаменов, защиты курсовых и дипломных проектов, выпускных квалификационных работ. Свидетельствами проведения мониторинга и измерений являются записи в классных журналах, сводных ведомостях успеваемости, зачётных книжках, протоколах ГАК и др. Свидетельством соответствия критериям приемки продукта образовательной услуги в Техникуме является диплом о СПО/НПО с приложением, в котором указана оценка уровня знаний выпускника по изученным дисциплинам. Выдача диплома осуществляется только после завершения теоретического и практического курсов и успешного прохождения итоговых аттестационных испытаний. Мониторинг и измерение качества процессов оказания образовательной услуги (регламентировано РП 05-2013, РП 06-2013, РП 10-2013, П 02-05, П 06-05, П 11-05, ПР 03-05, МР 01-05). При мониторинге определяются: - выполнение учебных планов и программ;
|
|
2.1.8 Осуществление консультативной помощи по вопросам качества | Организовано консультирование руководителей подразделений и владельцев процессов по разработке и обновлению документации СМК, отражено в ежемесячном плане-сетке. |
|
2.2 Организация работы Совета по качеству | ||
| Основной организационной формой деятельности Совета по качеству является его заседание, которое проводится по утвержденному плану не реже одного раза в три месяца, а также по мере необходимости. Из 8-ми планируемых заседаний: - два проведено по графику с глубоким рассмотрением вопросов; - 6-ть заседаний проведено не по графику, в т.ч. и не по уважительной причине, поэтому заседания прошли не как отдельно по качеству, а приложения к административным совещаниям. Тем не менее, все запланированные вопросы были рассмотрены и соответствующие действия выполнены. |
|
2.3 Организация мероприятий по выполнению корректирующих и предупреждающих действий на 2012-2013 учебный год | ||
| Руководство Техникума является ответственным за улучшение результативности СМК. В первую очередь эти обязательства выражаются в постоянном анализе выполнения мероприятий повышения результативности СМК, составленные на основании отчёта за 2011-2012 учебный год. Этапы анализа выполнения мероприятий повышения результативности СМК: на 01.09.2012 г. определено 93 мероприятия повышения результативности СМК Техникума; на 01.11.2012г. выполнено 33 мероприятия из 91= 36,2% (во время реализации сняли 2 меропр.); на 05.02.2013г. выполнено 64 мероприятия из 90= 68,8% (сняли 1 мероприятие); на 08.04.2013г. выполнено 75 мероприятий из 89 =84,3% (перенесено 1 мероприятие на 13-14 г.г); на 13.06.2013г. выполнено 86 мероприятий+2 частично из 88=98,8% (сняли 1 мероприятие). |
|
2.4 Организация проведения внутренних аудитов | ||
| + Группа внутренних аудитов состоит из 4-х человек: 3 преподавателя, из них 2 председатели ЦМК и менеджер по качеству. Внутренний аудит качества в Техникуме осуществляется с целью установления того, что СМК: - соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 и другим регламентирующим документам; - результативна, эффективна, и поддерживается в рабочем состоянии. По результатам проведенных внутренних (и внешних) аудитов разрабатываются и реализуются корректирующие и предупреждающие мероприятия, направленные на улучшение учебно-воспитательного процесса. В ходе аудита выписано 5 уведомлений на выявленные 25 несоответствий, которые могут, по мнению аудиторов, привести к появлению более значительным несоответствиям в дальнейшем. Аудиторами отмечено, что требования ГОСТ ISO 9001-2011 и требования документов СМК в отношении структурных подразделений, выполняются цикловыми методическими комиссиями и соответствуют по большинству критериев, однако есть выявленные несоответствия и возможности для улучшения. Детализация несоответствий по итогам внутреннего аудита: производственная среда; человеческие ресурсы; требования к документации; управление документацией; управление записями; анализ требований, относящийся к продукции; анализ требований, относящихся к услуге; проектирование и разработка; мониторинг и измерение продукции. Выявлено 25 несоответствий, на день инспекционного контроля ликвидировано 18 несоответствий (72%), срок ликвидации 7 несоответствий назначен до 01.09.2013 г. Внутренний аудит на 2012-2013 учебный год проведен согласно программе и планам по конкретным областям аудита. По результатам внутреннего аудита разработаны корректирующие действия, в настоящее время осуществляется верификация их реализации. - Долгое оформление и согласование отчётной документации. Область проверок обширна, состав аудиторов не в состоянии такой объём охватить. |
|
3. МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ УЛУЧШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | ||
Мотивация сотрудников для осуществления работ по СМК |
за оказание качественной образовательной услуги и участие в улучшение образовательного процесса, результативность работы отражена в критериальных показателях премирования (бальная оценка), выставляемых руководителями структурных подразделений. | |
4. КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ РАБОТЫ СЛУЖБЫ КАЧЕСТВА | ||
Внутренний контроль |
| |
Внешний контроль |
|
страница 1
скачать
Другие похожие работы: