NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Спецификация


9 класс

СПЕЦИФИКАЦИЯ

экспериментальной экзаменационной работы по русскому языку для выпускников 1Х классов

общеобразовательных учреждений

2006 год

1. Назначение экзаменационной работы — оценить подготовку выпускников 9 классов по русскому языку с целью их итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы.

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:
1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05 1998 № 1236).

2.«Обязательного минимума содержания образования: новое содержание образования. Русский (родной) язык. Общеобразовательный уровень» – М.,: Просвещение, 2001.

3. Примерные программы основного общего образования – М.: Дрофа, 1999.
3.Общая характеристика содержания экзаменационной работы.
Содержание экзаменационной работы соответствует «Обязательному минимуму содержания образования: новое содержание образования. Русский (родной) язык. Общеобразовательный уровень» (М.,: Просвещение, 2001г.). Вместе с тем при разработке экзаменационных заданий учитывались тенденции новых образовательных стандартов1, связанные с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения русскому языку.
4. Общая характеристика структуры экзаменационной работы.

Работа состоит из трех частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся.

Часть 1 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (изложение), проверяющее умение создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам.

Часть 2 содержит задания с выбором ответа, проверяющие умения извлекать основную информацию из текста при аудировании и чтении, определять средства ее языкового выражения, а также принадлежность текста к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи, что готовит учащихся к выполнению задания с развернутым ответом части 3.

Часть 3 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прослушанного и прочитанного текстов.

Первая часть – подробное изложение текста.2 Вторая часть работы –анализ печатного текста и сопоставление его с текстом изложения, выполнение тестовых заданий. Третья часть экзаменационной работы – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов.

5. Процедура проведения экзаменационной работы.
Сначала ученики прослушивают исходный текст. После второго прочтения текста ученики подробно его пересказывают. Затем знакомятся с текстом для анализа, который предъявляется каждому из них в распечатанном виде. Учащимся предлагается извлечь информацию из прослушанного и прочитанного текстов, сопоставив её. После самостоятельного прочтения предложенного текста учащиеся выполняют 4 тестовые задания. Затем ученики приступают к написанию небольшого по объему сочинения на основе извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов информации.
6. Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы

Таблица 2

N

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 32 баллам

Тип заданий

1

Часть 1

1

8

25%

Задание с развернутым ответом

2

Часть 2

4

4

12,5%

Задания с выбором

ответа

3

Часть 3

1

11

34,5%

Задание с развернутым ответом

4

Практическая грамотность (по всей работе)




9

28%







Итого

6

32

(100%)






7. Блоки содержания и основные умения, подлежащие проверке в экзаменационной работе.

В дальнейшем при переходе к новой системе итоговой аттестации варианты экзаменационной работы в совокупности должны покрывать весь объём содержания обучения русскому языку в основной общеобразовательной школе. С целью эксперимента в текущем году подлежат проверке элементы следующих блоков Обязательного минимума содержания образования:

- речь: аудирование;

- речь: чтение;

- речь: письмо;

- речь: текст;

- развитие речи: изложение;

- развитие речи: сочинение;

- нормативность речи;

- языковые и речевые средства выразительности;

- лексика и фразеология;

- морфемика и словообразование;

- морфология;

- синтаксис;

- орфография;

- пунктуация.

Экзаменационная работа по русскому языку позволяют выявить сформированность ряда коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования в старшей школе на базовом или профильном уровнях, а также в системе профтехобразования, а именно:

- извлекать информацию при чтении или/и аудировании; адекватно понимать и интепретировать текст, аргументируя собственную точку зрения;

- определять тему, основную мысль исходного прослушанного или прочитанного текстов, его принадлежность к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи;

- создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в

том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;

- интерпретировать информацию, извлеченную из текста, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с заданными темой, стилем и функционально-смысловым типом речи;

- соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические,

грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические);

- работать со справочной лингвистической литературой (словарями различных типов, справочниками и т.п.)

Ряд заданий позволяет также определить сформированность лингвистических умений: опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования.

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Система оценивания экзаменационной работы представлена в демонстрационной версии.

9. Рекомендуемое время выполнения работы.

Таблица 4



п/п


Действия организатора



Действия учащихся

Рекомендуемое время




1часть работы

80 мин.

1.

Первое чтение текста

Слушание текста

5 мин







Осмысление прослушанного текста

5 мин

2.

Второе чтение текста

Слушание текста

5 мин






Написание подробного изложения прочитанного текста

65 мин




2 часть работы

40мин

3.



Чтение текста и решение тестовых заданий







3 часть работы




4.




Написание сочинения

120 мин


8. Специфика проверки экзаменационной работы.

Для регионов, в которых используется технология КРОК, тестовые задания экзаменационной работы (часть 2) автоматически обрабатываются после сканирования и не требуют для их оценки привлечения лиц со специальным образованием по русскому языку. В остальных регионах тестовые задания обрабатываются специалистами по русскому языку вручную.

Результаты выполнения заданий с развернутым ответом проверяются специалистами по русскому языку (части 1 и 3), после чего сканируются.

9. Условия проведения экзамена и проверки экзаменационных работ.

Организатором в аудитории во время проведения экзаменационной

работы по русскому языку должен быть учитель-словесник, не работающий в

данном классе.

На экзамене учащимся разрешается пользоваться лингвистическими словарями (независимо от модели экзаменационной работы).

Задания с развернутым ответом проверяются специалистами по русскому языку.

10. Рекомендации по подготовке к экзамену.

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать:

учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5-7 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2002-2004;

  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2002-2004;



  1. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004;– М.: Просвещение, 2002;

  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы – М., Дрофа, 2004; В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман – Орлова и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы – М., Дрофа, 2004; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы.– М.: Дрофа, 2004;

  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык 5-9 классы// под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа, 2003;



Спецификация

экспериментальной экзаменационной работы по алгебре

для выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений.

1. Общая характеристика содержания и структуры работы.

Содержание экзаменационных заданий находится в рамках «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» (Приказ МО от 19.05.98 № 1276).

Работа состоит из двух частей.

Часть 1 направлена на проверку достижения уровня базовой подготовки. Она содержит 16 заданий, предусматривающих три формы ответа: задания с выбором ответа из четырех предложенных (11 – 12 заданий), с кратким ответом (3 – 4 задания) и задания на соотнесение (0 – 1 задание).

С помощью этих заданий проверяется знание и понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), владение основными алгоритмами, умение применить знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применение знаний в простейших практических ситуациях. При выполнении заданий первой части учащиеся также должны продемонстрировать определенную системность знаний и широту представлений, умение переходить с одного математического языка на другой, узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.

В основу структурирования первой части работы положен содержательный принцип – задания расположены группами в соответствии с разделами содержания, к которым они относятся.

Часть 2 направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня владения материалом. Она содержит 5 заданий разного уровня сложности, требующих развернутого ответа (с полной записью решения).

Все задания этой части носят комплексный характер. Они позволяют проверить владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом, способность к интеграции знаний из различных тем школьного курса, владение исследовательскими навыками, а также умение найти и применить нестандартные приемы рассуждений. При выполнении второй части работы учащиеся должны продемонстрировать умение математически грамотно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.

Задания во второй части расположены по нарастанию сложности – от относительно простой задачи до задач достаточно сложных, требующих свободного владения материалом курса и высокого уровня математического развития.

2. Характеристика заданий работы.

Часть 1. Для обеспечения достаточной детализации общего плана экзаменационной работы арифметико-алгебраические блоки содержания «Обязательного минимума содержания основного общего образования» разбиты на более мелкие разделы: (1.1.) числа, (1.2) буквенные выражения, (1.3) преобразования алгебраических выражений, (1.4) уравнения, (1.5) неравенства, (1.6) последовательности и прогрессии, (1.7) функции и графики. В ближайшие годы этот список должен быть дополнен разделом (1.8) комбинаторика, элементы теории вероятностей и статистики.

В первой части работы представлены все перечисленные разделы, причем число заданий по каждому из них примерно соответствует удельному весу этого раздела в школьном курсе. Это обеспечивает репрезентативность первой части работы, полноту проверки подготовки выпускников на базовом уровне. Распределение заданий по указанным разделам приведено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение заданий первой части по разделам содержания





Числа (1.1)

Буквенные выражения (1.2)

Тождественные

преобразования

(1.3)

Уравнения

(1.4)

Неравенства

(1.5)

Последоват.

и прогрессии

(1.6)

Функции и

графики (1.7)

Всего

3 (2)

2 (3)

3

3

1 (2)

1

3 (2)

16


По видам познавательной деятельности задания первой части работы распределяются в соответствии со структурой «Требований к уровню подготовки выпускников», принятой в новых образовательных стандартах (знать/понимать, уметь, применять полученные знания в практических ситуациях). При этом категория «уметь» применительно к особенностям и специфике курса алгебры подразделена на две: умение действовать в соответствии с известным алгоритмом (правилом, планом, приемом) и умение решить математическую задачу, не сводящуюся к прямому применению алгоритма. Таким образом, каждое задание первой части экзаменационной работы соотносится с одной из четырех категорий: знание/понимание, умение применить алгоритм (далее для краткости – алгоритм), умение применить знания для решения математической задачи (далее – решение задачи), применение знаний в практической ситуации (далее – практическое применение). Ориентировочная доля заданий каждой категории в работе представлена в таблице 2.

Таблица 2

Распределение заданий первой части по видам познавательной деятельности.


понимание

алгоритм

решение задачи

практическое применение

Всего

4 (5)

5 (4)

3 (4)

4 (3)

16


По сравнению с традиционной практикой в первой части работы усилены идейно-понятийная и практическая составляющие. Уточнение плана экзаменационной работы по данному параметру осуществляется в ходе эксперимента.

Планируемые показатели трудности заданий первой части работы находятся в диапазоне от 55% до 90% (95%). Эти показатели определены на основе экспертной оценки, пилотных проверок, результатов многолетних исследований по изучению качества математической подготовки учащихся, а также результатов первого года эксперимента. В экзаменационной работе задания по уровню трудности распределяются следующим образом: 8 заданий уровня 80-90% (95%), 4 задания уровня 70-80% и 4 задания уровня 55-70%. Такое соотношение позволяет реализовать принцип реалистичности экзаменационной работы. Уточнение показателей трудности предполагается в ходе дальнейшего эксперимента.

Часть 2. Задания второй части экзаменационной работы базируются на содержании алгебраических блоков «Обязательного минимума содержания основного общего образования». Для обеспечения достаточной представительности программного материала во второй части работы, блоки, в которых сконцентрирован значительный объем алгебраического материала, подлежащего проверке на повышенном уровне, подразделены на более мелкие разделы. В итоге, каждое задание второй части соотносится с одним из следующих разделов: (2.1) выражения и их преобразования, (2.2) уравнения, (2.3) неравенства, (2.4) текстовые задачи, (2.5) координаты и графики, (2.6) функции, (2.7) последовательности и прогрессии. Блок «Числа» как самостоятельный здесь не выделяется: соответствующие умения используются в качестве аппарата в ходе решения заданий из других блоков.

Все пять задач второй части представляют разные разделы содержания. Задания расположены по нарастанию сложности. Планируемые проценты выполнения заданий второй части приведены в таблице 3.

Таблица 3

Планируемый уровень трудности заданий части 2.


Задание №

1

2

3

4

5

Планируемый уровень трудности


40-60%


25-40%


25-40%


8-12%


8-12%


Предварительный уровень трудности заданий 1 – 3 основывается на результатах многолетнего мониторинга экзамена по алгебре в 9 классе. Уровень трудности заданий 4 и 5, включенных в работу в связи с расширением диапазона проверки подготовки учащихся, определялся в ходе пилотных проверок и был уточнен по результатам первого года проведения экзамена в экспериментальных территориях.


1 Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ № 1089 от 05.03.2004 г.)


2 Тексты для подробных изложений отобраны из учебного пособия «Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 класс» (Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л Склярова. – М., Дрофа,2003) и представлены отдельными фрагментами.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.