NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Статья содержит основные положения научно-методической программы поддержки внеурочной работы в направлениях, связанных с активизацией творческих способностей


Учебно-методическое обеспечение внеурочной деятельности в направлении интеллектуального и общекультурного развития личности

Educational-methodological providing for out-of-class activities in the area of intellectual and cultural development of the individual
Башмаков М.И., Горяев М.А.

Россия, г. Санкт-Петербург

Bashmakov M.I., Goryaev M.A.

Russia, Saint-Petеrsburg
Статья содержит основные положения научно-методической программы поддержки внеурочной работы в направлениях, связанных с активизацией творческих способностей и развитием интеллектуальных и общекультурных сторон личности школьника и реализацией образовательной программы школы в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования.
This article contains basic provisions of scientifically-methodical program support out-of-class activity in areas associated with increased creativity and intellectual development and cross-cultural schoolboy identity and the realization of the educational school program in accordance with the requirement 0f the Federal standard of general education.
Ключевые слова: продуктивное обучение, внеурочная деятельность, подготовка учителей.
Key words: the productive learning, the out-of-class activities, the teacher training.
Федеральный государственный стандарт общего образования и проекты стандартов основной и старшей школы предусматривают включение в учебный план школы внеурочной деятельности по различным направлениям развития личности. Отечественная образовательная система накопила большой опыт организации внеурочной работы. Ее новый этап нуждается в осмыслении этого опыта, обновлении учебно-методического обеспечения всего комплекса внеурочной деятельности школьников.

В настоящей работе предлагается научно-методическая программа поддержки внеурочной работы в направлениях, связанных с активизацией творческих способностей и развитием интеллектуальных и общекультурных сторон личности школьника.

Федеральный стандарт перечисляет основные формы внеурочной деятельности. По обсуждаемым направлениям к ним могут быть отнесены экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Учебно-методическое обеспечение этих и развитие новых форм включает в себя следующие позиции:

1. Связь с основной урочной деятельностью.

2. Формирование целостной образовательной среды, соединяющей потенциал образовательного учреждения, семьи и различных институтов общества.

3. Развитие информационной среды, обеспечивающей доступ школьников к широкому спектру возможностей индивидуального развития.

4. Система подготовки учителей к использованию различных форм внеурочной деятельности.

Остановимся на каждой из этих позиций.

1. Внеурочная деятельность является составной частью основной образовательной программы и находится в тесном взаимодействии с урочной работой по предметам. На внеурочную деятельность ложится основная нагрузка по той части основной образовательной программы, которая формируется самими участниками образовательного процесса. Эта деятельность должна удовлетворить потребность индивидуума в самореализации в образовательной деятельности, акцентируя ее творческую креативную составляющую.

Non nova sed nove – не новое, но по-новому. Этот древний педагогический принцип должен лечь в основу использования таких традиционных форм связи внеурочной работы с предметным обучением, как кружки, клубы, конференции, предметные праздники, юношеские научные общества, игровые конкурсы, олимпиады. Современные условия образовательного процесса ставят перед учителями, методистами, научно-педагогическими работниками следующие задачи учебно-методического обеспечения.

1) Формирование примерных программ работы, ведущейся на регулярной коллективной основе (типичный образец – предметный кружок), дополняющих основные предметные программы, развивающих творческую активность учащихся, расширяющих их культурный кругозор.

2) Разработка тематики индивидуальной предметной деятельности (проекты, различные формы теоретических и экспериментальных исследований, научных рефератов, изготовление моделей и т. п.).

3) Составление комплектов тренировочных материалов для самопроверки достигнутого уровня выполнения программных требований, готовности к продолжению образования.

4) Создание образцов сценариев единичных коллективных мероприятий (предметных праздников, научных конференций и т. п.).

5) Обновление методики подготовки и проведения предметных игр и конкурсов (различные виды олимпиад, игровых конкурсов, предметных соревновательных турниров и т. п.).

Учебно-методическое обеспечение внеурочной работы должно базироваться на соответствующем материально-техническом обеспечении, предусмотренном Стандартом и включающим подборки в школьных библиотеках и кабинетах научно-популярной литературы и периодических изданий, инсталляции средств доступа к электронным образовательным ресурсам, комплекты материалов и средств экспериментальной и лабораторной работы.

2. Расширение образовательной среды, вывод ее за рамки школы является важнейшим признаком обновления системы образования. Накоплен значительный опыт организации внешкольной работы на базе различных учреждений дополнительного образования, межшкольных комбинатов и центров. Помимо структур, непосредственно входящих в систему образовательных учреждений, широкое развитие получает обеспечение внешкольной работы за счет связей школы с учреждениями культуры (музеи, библиотеки, концертные залы), высшими учебными заведениями и научными центрами, производственными предприятиями и организациями, новыми экономическими структурами. Эта работа нуждается в учебно-методической поддержке по следующим позициям:

1) анализ, обобщение и популяризация новых форм связей школы с организациями и общественными институтами;

2) анализ и освещение зарубежного опыта включения внешкольных структур в образовательный процесс в школе с особым вниманием к результатам работы по крупным международным программам («Город как школа», «Коммунальное обучение», «Школа – музей», «Продуктивное обучение», «Кенгуру без границ», «Твоя карьера» и др.);

3) составление пакета типовых документов, регулирующих содержание и организационные формы взаимодействия школы с организациями и общественными институтами вне круга образовательных учреждений.

3. Федеральный стандарт включает в материально-технические условия реализации основной образовательной программы информационное оснащение образовательного процесса. В части обеспечения внеурочной деятельности особое значение приобретают:

– возможности создания информационных сред (запись и обработка изображений и звука, создание презентаций и выступлений, выпуск школьных журналов и альманахов, виртуальное общение и др.);

– расширение возможностей поиска необходимой информации;

– применение цифровых технологий в процессе творчества;

– доступ к средствам виртуального моделирования сложных процессов и экспериментов и др.

Соответствующие материально-технические возможности должны быть подкреплены учебно-методическим сопровождением, показывающим образцы деятельности в информационной среде, включающим пакеты необходимого программного обеспечения, программы обучения работе с конкретными электронными устройствами.

Необходимо разработать методику использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР), находящихся в открытом доступе (в частности, государственной коллекции ЭОР).

4. Существующая система повышения квалификации педагогических кадров должна быть дополнена специальными формами подготовки к ведению внеурочной работы. Следует разработать положение о новой квалификационной характеристике – умение быть тьютором, способным формировать вместе с учеником его индивидуальную учебную траекторию.

Учебно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогических кадров должно опираться на расширение обмена опытом, организацию очных и заочных консультаций, наличие постоянного периодического издания, освещающего различные направления внеурочной работы.

Предлагаемая концепция предназначена для того, чтобы стать платформой учебно-методического обеспечения внеурочной деятельности в направлении интеллектуального и общекультурного развития личности. Она разработана с позиций использования в самой этой деятельности положений продуктивного обучения [1]. Эти положения оформлены в виде программы «Продуктивное обучение для всех» Инновационного института продуктивного обучения Северо-западного отделения РАО. Основные положения этой программы предусматривают:

– обогащение спектра стилей познавательной деятельности каждого учащегося;

– технологическое обеспечение учебной работы по индивидуальным траекториям;

– личностное, социальное и профессиональное самоопределение каждого учащегося, повышение его самостоятельности и ответственности за результаты учебной деятельности;

– расширение образовательной среды с включением в нее ресурсов социально-экономического, культурного и информационного окружения.

Наиболее успешно положения системы продуктивного обучения в течение последних двадцати лет применялись как в нашей стране, так и за рубежом в двух направлениях: технологическое обеспечение обучения по индивидуальным маршрутам для групп учащихся, особенно нуждающихся в специальном подходе, и поддержка развития творческой активности и личностного самоопределения в условиях массового обучения школьников.

Результаты использования системы продуктивного обучения представляют особую ценность на новом этапе организации внеурочной работы, нуждающемся в технологическом подходе к всестороннему индивидуальному развитию личности в условиях массовости участников этой работы.

Отметим некоторые задачи внеурочной работы, в реализации которых можно будет опираться на имеющийся опыт.

1. Проведение массовых предметных игровых конкурсов

В течение почти двадцати лет международная ассоциация «Математика для всех» проводит игровой конкурс «Кенгуру». Число участников в России достигло уровня 2 миллиона человек. Этот конкурс стал не просто раз в году проводимым мероприятием, а центром внеклассной работы по математике в большинстве школ страны, сопровождающейся выполнением творческих проектов, проведением конференций, созданием наглядных пособий, выпуском научно-популярных книг. Материалы конкурса широко включаются в действующие учебники и учебные пособия.

Высокий уровень технологичности конкурса по математике вызвал к жизни появление аналогичных конкурсов по другим предметам: Золотое руно (мировая художественная культура) с 2003 года (более 600 000 участников); Британский бульдог (английский язык) с 2007 года (более 800 000 участников); КИТ (компьютеры, информатика, технология) с 2008 года (более 400 000 участников); ЧИП (человек и природа) с 2009 года (более 700 000 участников); Пегас (русский язык и литература) с 2013 года (более 100 000 участников), а также ряд аналогичных конкурсов, организуемых по этой технологии региональными структурами [2].

Следует отметить, что в отличие от предметных олимпиад, нацеленных на отбор наиболее способных участников, игровые конкурсы привлекают возможностью успешного участия широкие массы школьников.

2. Система «Город как школа»

Эта система предусматривает создание сети рабочих мест для практики школьников в условиях реальной производственной жизни региона (сети ресурсных источников). Индивидуальный маршрут школьника, составляемый совместно со школьным тьютором, включает прохождение 4–6 практик в течение учебного года длительностью от 2 недель до 2 месяцев с выполнение проекта (и его защитой), связанного с основной программой.

Накоплен громадный опыт применения этой системы и богатый комплект научно-методических разработок. По этой системе работал ряд учебных заведений Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы, Красноярска и других городов [1].

3. Мастерская продуктивного обучения

Эта форма организации внеурочной работы была разработана нашими немецкими коллегами и осуществлена в Санкт-Петербурге на основе программы, финансируемой ЕС. На базе отдельных школ или учреждений дополнительного образования оборудуется «мастерская», имеющая достаточно богатый набор техники и материалов для выполнения школьниками индивидуальных проектов. По договору со школой участники работают в мастерской 1–2 раза в неделю. Важно подчеркнуть, что проекты тесно связаны с учебными предметами и их выполнение частично использует учебные часы основной программы [1].

4. Дистанционный конкурс КИО (конструируй, исследуй, оптимизируй)

Конкурс как таковой является завершением обучения в дистанционной школе, которая учит использовать современные технологии для решения задач, требующих изобретательности и смекалки. Участник получает возможность улучшить (оптимизировать) свои результаты [2].

Разработанная технология конкурса позволяет шире внедрять во внеурочную работу накопленные ЭОР (электронные образовательные ресурсы).

5. Выпуск учебно-методических материалов нового поколения

Учебно-методическое обеспечение внеурочной работы требует подготовки и регулярного выпуска новых материалов. Определенный опыт в этом направлении отражен в ряде начинаний.

1) Создание заочной школы организатора продуктивного обучения (курс из 12 дидактических писем) [1].

2) Журнал «Компьютерные инструменты в школе», публикующий сценарии уроков и выполняемых занятий с использованием электронной техники.

3) Открытие новых сайтов в интернете, специализирующихся на обмене информацией по различным направлениям внеурочной деятельности.

4) Выпуск специального журнала «Ипокрена» [2] (первый номер напечатан в количестве 10 000 экземпляров и бесплатно разослан по школам).

6. Диагностика готовности к продолжению образования.

Институтом продуктивного обучения РАО в 80-90-х годах была выполнена работа по выявлению системы параметров, по которым можно было бы следить за вкладом математики в реализацию целевых установок обучения. Эта система была опубликована, получила достаточно широкое распространение и признание, послужила основой создания ряда учебных материалов, была принята в 1998-99 гг. в качестве исходного пункта исследования сравнительных характеристик уровня математического образования молодежи стран Европейского сообщества.

Разработанная система параметров инициировала обогащение набора учебных материалов, основанных на новой структуризации учебной деятельности по их познавательным стилям. Эта структура использована в выпущенных учебниках по математике.

Разрабатываемая педагогическая система продуктивного обучения, важную теоретическую часть которой и составляет многопараметрическая структура целевых установок, ориентирована на социальное и профессиональное самоопределение учащихся. В рамках этой системы 9 лет назад мы предложили ученикам выпускных классов оценить готовность к продолжению образования. Наше предложение встретило поддержку всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей) и в настоящее время мы проводим многопараметрический мониторинг этой готовности по математике для учащихся 4, 9 и 11 классов. Мониторинг проводится за полгода до окончания учебного года.

Самым важным преимуществом предложенной системы является ее «нелинейность». Общий балл, суммирующий результаты по большому числу разнородных вопросов дает лишь первую, самую грубую оценку результатов. Она представляет интерес в сравнении с аналогичными цифрами по различным массивам участников (класс, школа, регион, страна в целом).

Более содержательной является оценка по отдельным вопросам программы (содержательный блок системы параметров). Суммируя баллы по наборам задач, относящимся к выбранным темам, мы даем информацию об успешности освоения каждой из них.

Затем выделены параметры, относящиеся к общему развитию.

1. Использование определений и фактов.

2. Стандартные алгоритмы.

3. Наглядные представления.

4. Логические рассуждения.

5. Догадка, интуиция.

Полезной будет группа параметров, характеризующих умение организовать работу.

1. Оценка по 10 самым легким вопросам.

2. Оценка по 10 самым трудным вопросам.

3. 15 первых вопросов.

4. 15 последних вопросов.

В итоге каждый участник получает развернутую рецензию, по которой он (а также его учителя и родители) может судить о своей готовности к продолжению образования, оценить узкие места своей подготовки и более целенаправленно использовать остающееся учебное время.

Результаты тестирования не только указывают школьнику и учителю то, на что нужно обратить внимание при подготовке по математике, но дают возможность выработать рекомендации по корректировке программы и методики обучения математике, а также могут быть использованы в качестве дополнительных критериев оценки качества работы педагога [3].

В развитие работ по программе в 2011 году разработана система параметров и проведено экспериментальное тестирование для выпускников средней школы по естественнонаучным дисциплинам [4] и русскому языку. В 2012-13 учебном году проведено массовое тестирование «ИПО – выпускникам» по русскому языку, физике, химии и биологии.

Литература

  1. Башмаков, М. И. Теория и практика продуктивного обучения / М. И. Башмаков. – М.: Народное образование, 2000. – 248 с.

  2. Ипокрена / Альманах под ред. М. И. Башмакова, – СПб.: ИПО РАО, 2009. – 112 с.

  3. Башмаков, М. И. Мониторинг математической подготовки школьников / М. И. Башмаков, М. А. Горяев, Л. Д. Крымская // Математика в школе – 2011 – № 8. – с. 20–30.

  4. Башмаков, М. И Мониторинг качества подготовки по физике в средней школе: / М. И. Башмаков М.И., М.А. Горяев, Ю. Е. Зайцев // Материалы XI международной конференции «Физика в системе современного образования» – Волгоград: изд.ВГСПУ, 2011. – т. 2, с. 19-22.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:







Документы

архив: 1 стр.