NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Статья содержит основные требования


Достижение личностных и метапредметных результатов обучения в процессе

реализации ФГОС основного общего образования

The achievement of the personal and methadisciplinar learning results

during the realization of the basic general education FSES
Башмаков М.И., Горяев М.А.

Россия, г. Санкт-Петербург

Bashmakov M.I., Goryaev M.A.

Russia, Saint-Petеrsburg
Статья содержит основные требования ФГОС к развитию творческих и интеллектуальных способностей школьника, направленных на достижение личностных и метапредметных результатов. Рассмотрены пути реализации этих целей с использованием методов продуктивного обучения.
This article contains basic requirement of the FSES for the schoolboy creativity and intellectual development directed to the achievement of the personal and methadisciplinar results. The ways of accomplishing these objectives using the productive learning methods are considered.
Ключевые слова: продуктивное обучение, внеурочная деятельность, подготовка учителей.
Key words: productive learning, out-of-class activities, teacher training.
Стандарт устанавливает требования к освоению обучающимися образовательной программы основного общего образования. При этом требованиями к личностным результатам являются:

– способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

– сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, наличие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;

– способность ставить цели и строить жизненные планы.

В ФГОС сформулированы требования к метапредметным результатам:

– освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

– способность их использования в познавательной и социальной практике;

– самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности;

– организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

– способность к построению индивидуальной образовательной траектории;

– владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

В основе реализации Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

– проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

– построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Основные цели образования можно разделить на три категории: прагматические (что потребуется в жизни), воспитательные (качества личности) и цели интеллектуального развития. На разных этапах развития образовательной системы менялись акценты в целевых установках при обучении. Это хорошо видно на примере математики в высказываниях ведущих ученых:

  • «Математика – это есть средство, это есть инструмент такой же, как штангель и напильник для слесаря или топор и пила для плотника». (А. Н. Крылов)

  • «В принципе математика в основе своей не имеет какой-либо утилитарной цели, а представляет собой интеллектуальную дисциплину, практическая польза которой сводится к нулю». (Ж. Дьедоне)

  • «Основная цель изучения математики в школе – воспитание интеллектуальной честности». (Н. И. Вавилов)

Аналогично это отражалось и в программных документах по развитию школьного математического образования:

«В средней школе следует достигнуть в возможно большей мере воспитательных целей изучения математики, относящихся к интеллектуальной деятельности и формированию характера. Эти цели сводятся к процессам логического мышления, к рациональным качествам мысли и ее выражения, к духу наблюдения, пространственным и количественным представлениям, к интуиции и воображению в абстрактной области, к развитию внимания и способности сосредоточиться, к воспитанию настойчивости и привычки работать упорядоченно и, наконец, к формированию научного духа…». (XIX международная конференция, 1956 г.)

«Основная задача обучения математике в общеобразовательной средней школе – обеспечить прочное, сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования». (Программа 1980г.)

«Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

· формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

· развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

· овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

· воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей» (Стандарт 2006 г.)

Следует сказать, что образование всегда решало комплексную задачу обучения, а современная обстановка лишь усиливает требования к развитию личностных и метапредметных параметров результативности. И в нашей стране уже есть научная и практическая основа, в частности, в области продуктивного обучения, которая позволяет достичь таких результатов [1].

Основные положения о взаимоотношении процесса и результата в продуктивном обучении базируется на том, что «…Воспитатель не стремится к определенному заранее результату. Усилия воспитателя направлены … на раскрытие (учеником) своих индивидуальных способностей, на поддержку его внутренней силы, а не на формирование конкретных нормативных способностей. Если обеспечены условия, необходимые для ПРОЦЕССА свободного развития человека, его личностного роста, то позитивные РЕЗУЛЬТАТЫ будут достигнуты самим человеком обязательно, хотя, возможно, не легко и не сразу» (М.А.Холодная). А личностный рост определяется тем, что «… Гуманистический вариант педагогики направлен, в первую очередь, не на передачу информации, формирование знаний, усвоение способов деятельности, − это ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ процесс, смыслом и целью которого является ПОМОЩЬ В ЛИЧНОСТНОМ РОСТЕ – в освоении и усилении самого себя, раскрытии своих способностей, в обогащении личного опыта, обретении ценностей и смыслов» (С.Л.Братченко)

По М.А. Холодной «… Способность характеризует уровень достижений в интеллектуальной деятельности (то есть является ее результативной характеристикой). Стиль выступает как способ выполнения интеллектуальной деятельности (то есть является ее процессуальной характеристикой) Соответственно разные стили могут обеспечивать одинаково высокую успешность решения определенной задачи».

При изучении математики в продуктивном обучении используются различные познавательные стили: алгоритмический, визуальный, прикладной, дедуктивный, исследовательский, комбинаторный и игровой, а результативность обучения оценивается с учетом того, что процесс важнее результата, полученный опыт ценнее приобретенного навыка, содержательный пример богаче общего вывода. При этом параметры результативности включают в себя:

1. Объем научных знаний (широта и качество знаний по содержательным линиям обучения, динамика индивидуального усвоения знаний).

2. Общее развитие личности (алгоритмическая деятельность, логико-дедуктивное мышление, визуально-образное мышление, математическая речь и символика).

3. Продуктивная деятельность (развитие творческих способностей, прикладная направленность мышления).

При таком подходе обеспечивается вклад математики в общее интеллектуальное развитие личности. Продуктивное обучение нацелено на приобретение жизненных навыков, обеспечивающих личный рост и индивидуальное развитие, и межличностных навыков, самоопределение участников, а его методология предполагает рост роли участника в формировании, реализации и оценке своего образовательного маршрута в кооперации с другими участниками процесса.

В свете требований новых образовательных стандартов меняется предназначение учебника и роль учителя в использовании изложенного в нем материала. Современный учебник – это дидактическая система, одновременно реализующая различные функции: информативная, управляющая функция, развивающая, коммуникативная, воспитательная функция, дифференциации и индивидуализации обучения [2].

Существуют две точки зрения на использование учебника: учебник как конспект обязательного учебного курса и учебник как накрытый пиршественный стол, и в настоящее время следует отдать предпочтение последней. Учитель при этом выступает в качестве «радушной хозяйки», которая предлагает разным гостям свое «угощение», умело используя предпочтения каждого и сочетая различные познавательные стили в процессе обучения [2].

Все упомянутые особенности подхода к процессу обучения нашли отражение в программе «Продуктивное обучение для всех» Инновационного института продуктивного обучения СЗО РАО, основные положения которой предусматривают:

  • обогащение спектра стилей познавательной деятельности каждого учащегося;

  • технологическое обеспечение учебной работы по индивидуальным траекториям;

  • личностное, социальное и профессиональное самоопределение каждого учащегося, повышение его самостоятельности и ответственности за результаты учебной деятельности;

  • расширение образовательной среды с включением в нее ресурсов социально-экономического, культурного и информационного окружения.

ФГОС предусматривают включение в учебный план школы внеурочной деятельности по различным направлениям развития личности, и по приказу Минобразования РФ план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы. Учебно-методическое обеспечение развития различных форм внеурочной деятельности включает в себя следующие позиции [3]:

1. Связь с основной урочной деятельностью.

2. Формирование целостной образовательной среды, соединяющей потенциал образовательного учреждения, семьи и институтов общества.

3. Развитие информационной среды, обеспечивающей доступ школьников к широкому спектру возможностей индивидуального развития.

4. Система подготовки учителей к использованию различных форм внеурочной деятельности.

Практически всем требованиям к такой внеурочной деятельности удовлетворяет система массовых предметных игровых конкурсов, проводимых по программе «Продуктивное обучение для всех»: «Кенгуру» (математика); «Британский бульдог» (английский язык); «Человек и природа» (естественные науки); «Русский медвежонок» (языкознание); «Золотое руно» (мировая художественная культура); «Пегас» (литература), «КИТ – компьютеры, информатика, технологии» (информатика).

Цели и задачи таких конкурсов:

– участие школьников в творческой деятельности;

– развитие познавательного интереса к предмету;

– активизация внеклассной и внешкольной работы;

– предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона, не выезжая за пределы школы;

– создание условий для повышения самооценки учащихся.

Эти конкурсы стали не просто раз в году проводимыми мероприятиями, а центрами внеклассной работы по различным предметам в большинстве школ страны, сопровождающейся выполнением творческих проектов, проведением конференций, созданием наглядных пособий, выпуском научно-популярных книг. Материалы конкурсов широко включаются в учебные пособия.

Следует отметить, что в отличие от предметных олимпиад, нацеленных на отбор наиболее способных участников, игровые конкурсы привлекают возможностью успешного участия широкие массы школьников. В течение двадцати лет проводится игровой конкурс «Кенгуру» и число его участников в России достигло уровня 2 миллионов человек, а по остальным, даже самым молодым конкурсам эта цифра превышает сотни тысяч.

Такая популярность и массовость игровых конкурсов отражает привлекательность и огромный потенциал игрового стиля в познавательной деятельности, которые определяются признаками игры (по Й. Хейзингу):

          • Игра свободна, она есть свобода.

          • Игра – это выход из обыденной жизни, в преходящую сферу деятельности с её собственным устремлением.

          • Прерывая процесс непосредственного удовлетворения нужд, она вторгается в него как ограниченное определённым временем действие, которое исчерпывается в себе самом и совершается ради удовлетворения, доставляемого самим этим свершением. Её течение и смысл заключены в ней самой.

          • Внутри игрового пространства господствует присущий только ему совершенный порядок. Игра устанавливает порядок, она сама есть порядок.

          • В процессе игры формируется некоторое «игровое сообщество».

          • Игра не связана с материальным интересом.

Важным направлением работы по программе «Продуктивное обучение для всех» является определение готовности к продолжению образования, которое преследует следующие цели:

  • Воспитание ответственности учеников при переходе с одной ступени образования на другую.

  • Выявление параметров, характеризующих личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

  • Помощь ученикам в определении уровня достигнутых результатов обучения и планировании дальнейшей общеобразовательной подготовки.

  • Помощь учителям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития своих учеников, расширение спектра контрольно-измерительных материалов.

В разработанной системе тестирования по предметам (математика, русский язык, физика, химия, биология) при диагностике готовности к продолжению образования проводится не только оценка освоения разделов учебной программы, но и оценка личностных и метапредметных результатов обучения: развитие основных умений и навыков, умения организовать работу [3-5].

Для успешной реализации ФГОС существующая система повышения квалификации педагогических кадров должна быть дополнена специальными формами подготовки к освоению методов продуктивного обучения в учебной практике и ведению внеурочной работы. Учебно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогических кадров должно опираться на расширение обмена опытом, организацию очных и заочных консультаций, наличие постоянного периодического издания, освещающего различные направления внеурочной работы. При этом важно руководствоваться пятью дидактическими принципами: принцип накрытого стола, принцип палитры стилей, принцип обретения смыслов, принцип гуманитаризации и принцип неограниченности возможностей

Литература

  1. Башмаков, М. И. Теория и практика продуктивного обучения / М.И. Башмаков. – М.: Народное образование, 2000. – 248 с.

  2. Башмаков, М. И. Функциональное назначение современного учебника / М.И. Башмаков // СПб. Вестник СЗО РАО, 2010. № 1(10), с. 14-18.

  3. Башмаков, М. И. Учебно-метод. обеспечение внеурочной деятельности в направлении интеллектуал. и общекультурного развития личности / М.И. Башмаков, М.А.Горяев // Инновац. деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования. СПб, ИПООВ, 2013, с.122-128.

  4. Башмаков, М. И. Мониторинг математ. подготовки школьников / М.И. Башмаков, М.А.Горяев, Л.Д.Крымская // Матем. в школе, 2011, №8, с.20-30.

  5. Башмаков, М. И. Мониторинг качества подготовки по физике в ср. школе / М.И.Башмаков, М.А.Горяев, Ю.Е.Зайцев // Матер. XI междунар. конф. «Физика в сист. соврем. образ.» т.2, Волгоград, ВГСПУ, 2011, с.19-22.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: