NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Строение и жизнедеятельность бактерий»


УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

Тема: «Строение и жизнедеятельность

бактерий»

Разработала учитель Парсаева И.Н.

УРОК 6 КЛАСС.

ТЕМА: «Строение и жизнедеятельность бактерий»

а

Цели урока»

Образовательно-развивающие:

1. Усвоение новых понятий:

  • бактерии

  • сапрофиты

  • паразиты

  • безъядерные организмы

2. Применение опорных понятий:

  • растения

  • одноклеточные организмы

  • хлорофилл

  • ссоры

3. Овладение специальными умениями:

■ распознавание бактерий среди
других организмов

4. Закрепление специальных умений:

  • работать с микроскопом

  • готовить микропрепарат

5. Закрепление общих умений:

  • работать с тетрадью и текстом учебника

  • работать с таблицами

  • работать со сборником понятий

6. Закрепление интеллектуальных
умений:

  • сравнивать

  • обобщать

■ делать выводы

■ составлять вопросы-суждения

1

Источник знаний

методы

Характер

деятельности

учащегося

Характер

деятельности

учителя

Уровни усвоения

Словесный практический

Объяснение

Наблюдение Работа с уч.

Поисковый

Проблемный

1,2,3



НОВЫЕ ПОНЯТИЯ

Понятие

Содержание

Объем

1. Бактерии (от греческого - палочка)

Группа

одноклеточных,

безъядерных

организмов, не

имеющих

хлорофилла

По форме:

■ шаровидные

■ палочковидные

■ спиралевидные
По окраске:

■ бесцветные

■ окрашенные

По способу питания:

■ паразиты

■ сапрофиты

2. Сапрофиты (от греческого

- гнилой и

- растения)

Организмы,

питающиеся

органическими

веществами

отмерших

организмов.




3. Паразиты (от греческого

- нахлебник,

- тунеядец

Организмы, питающиеся за счет других организмов

■ зоопаразиты

■ экзопаразиты

■ эндопаразиты

Оборудование:

  1. Таблица «Растительная клетка»

  2. Таблица «Бактерии»

  3. Микроскопы

2

  1. Предметные и покровные стекла

  2. Вода, бинт, фильтровальная бумага

  3. Препаривальные иголки

  4. Фланелеграф

  5. Культура колоний бактерий

ПЛАН УРОКА (записывается на доске)

  1. Новый организм

  2. Строение (с. 189, абзац -3)

  3. Жизненные процессы А) питание (с. 190, абзац -2,3) Б) движение (с. 189, абзац -4)

В) размножение (с. 190, абзац -4)

Г) образование (с. 189, абзац -4 и с. 190, абзац 2)

  1. Распространение на Земле (с. 189, абзац -2)

  2. Значение в природе и жизни человека (с. 190, абзац -5, 6)

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1. Ребята, давайте вспомним о значении растений на Земле. Задаю вопросы-суждения:

-Каким образом деятельность человека влияет на окружающую среду?

Предположительный ответ: -Человек может положительно влиять на окружающий мир (повысить урожайность с/х культур, производить лесонасаждения и увеличивать сорта растений), но, с другой стороны, влияние человека может быть отрицательным (уничтожение растений при сборе, уничтожение местообитания растений при разных видах хозяйственной деятельности и т.д.)

3

-Почему люди вынуждены охранять растительный мир?



Предположительный ответ:

-В связи с отрицательным воздействием

человека. Многие растения на грани

исчезновения, поэтому своевременное

вмешательство человека может

продолжить жизнь исчезающих

растений.

Применяется ряд мер по охране природы: создаются ботанические сады, заповедники и заказники, создана «Красная книга»

2. Ребята, нуждаются в охране не только растения, но и все живые организмы, т.к. в природе они тесно взаимосвязаны, а для того, чтобы их охранять, нам надо их хорошо знать. Сегодня на уроке мы и познакомимся с одним из таких организмов. Изучать данный организм предлагаю по плану, написанному на доске.




3. Для того, чтобы познакомиться с этим организмом, выполним лабораторную работу.

Учащиеся по инструкции выполняют лабораторную работу и составляют вопросы-суждения

4. После выполнения лабораторной работы, заслушиваю вопрос-суждение учащихся и ответ на него. Предлагаю

отличительные черты записать в тетради.

Вопрос-суждение:

-Каким образом растительная клетка отличается от той, которую видели на столе учителя?

4

5. «Так что же это за

организм?»

А ответить на этот

вопрос вы сможете,

прочитав текст учебника

(второй пункт плана).

1. Очень маленькая по размеру

2. Не имеет хлорофилла (ответ -
бактерия)

3. Не имеет ядра

6. После ответов учащихся записываю новое понятие на доске и фиксирую на фланелеграфе. Предлагаю учащимся записать его в сборник терминов и раскрыть содержание этого понятия.

Учащиеся работают со сборником понятий и записывают тему урока «Строение и жизнедеятельность бактерий»

7. Затем, обращаюсь к плану на доске и предлагаю поставить вопросы-суждения.

-Каким образом бактериальные клетки отличаются друг от друга? (под запись)

Ответ: По форме: А) Шаровидные Б) Палочковидные В) Спиралевидные По окраске: А) Бесцветные Б) Окрашенные

8. Ребята, как вы считаете, данный ответ раскрывает объем понятия «бактерии»? (предлагаю заполнить объем). Демонстрирую колонии бактерий.

Учащиеся работают со сборником понятий

9. Можно ли еще дополнить объем? (третий пункт плана

«б»).

-Каким образом бактерии передвигаются в окружающей среде? (под запись)

Ответ: 1

5




По способу передвижения: А) Способные к передвижению Б) Не способные к передвижению

10. Следующий пункт плана (3 «а») поможет нам раскрыть объем понятия «бактерии». Составьте вопрос-суждение.

Обращая внимание на новые понятия «сапрофиты» и «паразиты» (фиксирую на фланелеграфе), а содержание и объем этих понятий прошу учащихся раскрыть дома.

-Почему некоторые бактерии называют

сапрофитами?

-Чем объяснить, что часть бактерий

относят к паразитам?

-Почему больше всего бактерий

находится в почве?

По способу питания: А) Сапрофиты Б) Паразиты

Учащиеся работают со сборником понятий

11. Задаю вопрос-суждение:

-Почему бактерий очень и очень много на Земле?

Ответ: Бактерия делится, образуя две дочерние клетки через каждые 20 минут

12. Обращаюсь к следующему пункту плана (3 «г»). Выслушиваю вопросы-суждения и ответы учащихся.

-Каким образом и почему бактериальные клетки превращаются в споры? -Почему споры могут выдерживать высокую и низкую температуру и не погибают даже в атомном реакторе? -В каком случае спора превращается в бактериальную клетку?

13. Изучение бактерий будет неполным, если мы не выясним распространение и

-Почему бактерии распространены повсеместно на Земле? -Почему высоко в горах бактерий меньше чем в воздухе больших городов?

6

значение бактерий (два заключительных пункта плана). Составление вопросов-суждений.

*

-Почему классные комнаты следует

обязательно проветривать на каждой

перемене?

-Почему жилые, служебные и

производственные помещения должны

не только хорошо проветриваться, но и

освещаться?

14. Ребята, к какой группе организмов можно отнести бактерии?

(обращаюсь к таблице «Современная система органического мира»)

Ответ:

-К доядерным организмам.

15. Предлагаю выслушать дополнительные сообщения учащихся и закладываю опыт по выращиванию бактерий, содержащихся в классе. Происходит искусственное сближение результатов опыта.

Задание на дом: подготовить связный рассказ, используя вопросы-суждения и текст § 78

Учащиеся делают сообщения из «Книги для чтения по ботанике» и книги «Эти странные невидимки»

7

страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Строение увеличительных приборов

Практическая работа: 1 стр.