NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Тайна прорастания семян»


Министерство образования РФ МОУ «Рыбинская средняя общеобразовательная школа»


Урок биологии

6 класс


Тема: «Тайна прорастания семян»


Учитель: Ивахненко Людмила Николаевна



2012 г.
Урок ботаники 6 класс
(Учебник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс, В.В. Пасечник М., «Дрофа» 2008 год)
Тема: «Тайна прорастания семян»

Цели урока:

  • обучающая – дать представления учащимся и добиться усвоения ими материала об условиях прорастания семян, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности воздуха);

– о правильном посеве семян;

– о зависимости глубины заделки семян, от их размеров и свойств почвы.

  • развивающая – способствовать развитию умения учащимися давать четкие краткие ответы, внимательно слушать, выделять главное, делать выводы, сравнивать, наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты своих «открытий – исследований».

  • воспитательная – прививать навыки практического применения прорастания семян.

Методы: беседа, рассказ, проблемное исследование (а. Что необходимо для прорастания семян? б. Какие (как) условия влияют на прорастание семян?)

Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный

Организация деятельности учащихся: – работа в группах с различными источниками информации;

– делают записи в рефлексивных листах;

– обсуждают проблемные вопросы, делают выводы;

– выступление группы «Исследователи».

Оборудование: ИКТ (компьютер с мультимедийным проектором), коллекция семян, проросшие семена фасоли и гороха, оборудование для проведения опыта, лупа, микроскоп, чашки Петри, скальпель, препаровальная игла, таблицы, презентация к уроку по теме «Прорастание семян» (смотри приложение).
Ход урока

Учитель: Долгожданный дан звонок, начинается урок! Я рада вас видеть и готова с вами работать. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами черный ящик, попробуйте отгадать, что в нем находится, используя описание.

Слайд №1(смотри презентацию)

Ученики: Семя!

(В ящике коллекция семян)

Учитель: А что такое семя?

Ученики: – орган растения с запасом питательных веществ;

– это растение в зачаточном состоянии;

– в нем находится зародыш будущего растения;

– жизнь растения начинается с семени;

– с его помощью растение размножается и распространяется.

Учитель: Верно, ребята! О семенах вы уже многое знаете, но не все. А как человек называет то, что ему неизвестно?

Ученики: – секреты;

– загадки;

– тайны.

Учитель: Ребята, вот и тема нашего урока…

Слайд №2

Учитель: Какое слово, определяющее тему урока, должно быть в средней строчке?

Слайд №2 (продолжение)

(Учащиеся записывают тему в рефлексивный лист, о котором рассказывает учитель (смотри в приложение))

Учитель: Прочитайте тему урока, какие вопросы у вас возникли после прочтения темы. Попробуйте сами сформулировать задачи, решая которые, вы и откроете тайну прорастания семян.

(Учащиеся фиксируют учебные задачи в рефлексивных листах в таблице (колонка «Хочу узнать»))

Учитель: Я тоже вывожу учебную задачу – проблему.

Слайд №3

Учитель: Молодцы, ребята! Задачи определены, давайте их выполнять, но прежде вспомним, что называется прорастанием.

Слайд №4

(Учащиеся фиксируют определение в рефлексивных листах в таблице (колонка «Узнал»))

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту;

– это процесс образования молодого растения из семени.

Учитель: Семена большинства растений до прорастания должны находиться в покое определенное время. Созревшее семя тем или иным путем попадает в почву. Что же происходит с ним после этого? Начинает ли оно прорастать сразу или для этого потребуется время?

Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут начать прорастать сразу. Им необходим период покоя – время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Когда период покоя завершен, семена, попавшие в благоприятные условия, могут начать прорастать. Это означает, что находящийся в семени зародыш начинает расти и развиваться. Начинается процесс прорастания семян.

(Учащиеся наблюдают этот процесс, работая с учебником, рисунок 134, страница 167)

Ученики делают вывод: Способность прорастать называется всхожестью.

(Учащиеся фиксируют определение в рефлексивных листах в таблице (колонка «Узнал»))

Работа в группах. Практическая работа №1.

Оборудование: лупа, чашки Петри, набухшие семена фасоли.

Рассматривая в лупу семена фасоли, ученики определяют, что семена фасоли набухли, так как через микропиле в семена попала вода. Далее они наблюдают, что одни семена проросли, а другие – нет.

Учитель: Почему некоторые семена не проросли?

Ученики: В этих семенах мертвый зародыш, который мог погибнуть по нескольким причинам: неправильное хранение семян, переохлаждение, перегрев семян, семена поражены вредителями либо поражены болезнями, истек срок годности семян.

Ученики делают вывод: Те семена, которые проросли – всхожие, а которые не проросли – невсхожие.

Учитель делает вывод: Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем.

Работа с таблицей.

Рассматривая таблицу, ученики выясняют, что первым из семени появляется корешок, затем маленький побег, который становится через некоторое время похожим на молодое растение – проросток.

(Учащиеся фиксируют определение в рефлексивных листах в таблице (колонка «Узнал»))

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Какие условия окружающей среды влияют на прорастание семян?

Слайд №5 (начало)

Выдвижение гипотез учащимися.

  • Вода;

  • воздух;

  • тепло;

  • почва;

  • свет;

  • питательные вещества.

Учитель: Ответ на этот вопрос искала группа «Исследователей». Цель их исследования «Изучение условий прорастания семян».

Ученики сообщают о результатах исследования.

Слайд №5 (продолжение)

Выводы по экспериментальной работе делает учитель.

(Учащиеся фиксируют условия необходимые всем без исключения семенам (вода, тепло, воздух) в рефлексивных листах в таблице (колонка «Узнал»))

Работа с учебником (§38, ученики читают самостоятельно).

Учитель: На какие виды классифицируются семена по отношению к температуре и воде?

Слайд №6

Слайд №7

Практическая работа №2.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат семени кукурузы.

Задача: Рассмотреть под микроскопом микропрепарат семени кукурузы.

Учитель: Какие же существую способы прорастания семян? (§38, рисунок 134, страница 167)

Слайд №8

Учитель: На все ли вопросы (УЗ) мы ответили?

Все ли тайны прорастания семян открыли?

Слайд №9

ВЫВОДЫ (читает учитель)

Учащиеся выполняют ТЕСТ (смотри приложение).

Проверка теста по слайду. Если тест ученики выполнили правильно, то получится ключевое слово «РАНЕТКИ»

Слайд №10

Слайд №11 (Домашнее задание)

ИТОГ УРОКА:

Учитель: Зачем нам надо знать условия прорастания семян?

Учитель на память об уроке дарит учащимся буклет (смотри приложение).

страница 1


скачать

Другие похожие работы: