NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Технология организации и проведения дистанционных элективных курсов средствами школьного сайта, на примере курса для старшеклассников Введение


Технология организации и проведения дистанционных элективных курсов средствами школьного сайта, на примере курса для старшеклассников
Введение
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные крсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне, а другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Одной из приоритетных задач, стоящих перед обществом в современных условиях является предоставление каждому человеку свободного открытого доступа к образованию в течении всей его жизни, с учетом личностных интересов, способностей и потребностей. Всё больше школ сегодня активно работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в межшкольных и международных проектах, курсах, олимпиадах.

Таким образом, отмечается достаточное владение учащимися средствами современных коммуникаций, так почему же не использовать это в целях получения знаний с помощью дистанционного обучения.

Дистанционное обучение имеет следующие преимущества перед очным:

- оперативные (преодоление барьеров в пространстве и времени, получение актуальной "свежей" информации, быстрая обратная связь);

- информационные (возрастает доступность образовательных массивов, которые находятся на специализированных серверах, поставляются потребителю с помощью интерактивных веб-каналов, публикуются в телеконференциях, списках рассылки, и других средствах сети Интернет);

- коммуникационные (увеличивается число потенциальных участников обучения – школьников, педагогов, специалистов, которые оперативно взаимодействовуют друг с другом с помощью электронных сетей; снимаются территориальные ограничения для проведения Интернет-уроков, проектов, олимпиад);

- педагогические (в силу специфики дистанционных телекоммуникаций обучение становится более мотивированным, интерактивным, технологичным и индивидуализированным; упрощается публикация ученических работ в сети, их экспертиза и оценка);

- психологические (создание более комфортных, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологических условий для самовыражения ученика, снятие психологических барьеров и проблем, устранение погрешностей устного общения);

- экономические (общие затраты на обучение уменьшаются примерно на 40% из-за экономии транспортных расходов, затрат на аренду или содержание помещений, сокращения "бумажного" делопроизводства и тиражирования пособий);

- эргономические, временные (дистантные ученики и педагоги имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику и темпу, выбирать и использовать для занятий наиболее подходящую технику и компьютерное оборудование).

В качестве дистанционного был апробирован элективный курс для старшеклассников «Графика в Adobe Photoshop», состоящий из двух модулей «Основы фотомонтажа»- 6 часов и «Фильтры и спецэффекты компьютерной графики»- 6 часов. Направленность курса - развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности обучающихся. Программа представляет собой вводный курс в растровую графику, она способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное правильному выбору профиля обучения.


Цель курса, относительно педагога (куратора курса) - является разработка, организация и внедрение программы и мультимедийных средств организации дистанционного элективного курса, обеспечивающему предпрофильную подготовку и профильное обучение; возможность организовать свою работу, ориентируясь на развитие творческих способностей детей, обеспечивая тем самым развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей..


Цели курса относительно учащихся выражаются в виде предполагаемых результатов - образовательной продукции, освоенных видов деятельности, полученных умений и навыков и др.


Задачи :

разработать дистанционный вариант элективного курса;

внедрение современных методов обучения в учебный процесс гимназии;

организация самостоятельной работы учеников по усвоению материала;

обеспечение индивидуализации и дифференциацию процесса обучения;

организовать активную индивидуальную позновательную деятельность учеников;

обеспечить эффективную обратную связь и интерактивность;

обеспечить доступ к мировым ресурсам информации и базам данных;
Содержание образовательной программы состоит из двух модулей, по два раздела в каждом (смотри Приложение 1), рассчитана на 12 часов: 4 часа – теоретических занятий, 6 – практических работ , 1час- выполнение контрольной работы, представленной в нескольких вариантах, индивидуально для каждого, 1 час – выполнение итоговой работы.

Основные этапы внедрения дистанционного курса:

создание электронного варианта курса: учебные материалы, учебные задания, средств коммуникации, средства тестирования и оценки знаний учеников и общий дизайн программного продукта;

создания электронных баз и банков данных;

правка и техническая корректировка;

апробация- внедрение и организация проведения курса

рефлексия;

анализ проведения курса, сравнение с очными группами, мониторинг;
Технология проведения дистанционного курса :

Создан блок web- страниц на образовательном сайте гимназии для организации дистанционного обучения, на котором размещены учебные материалы и задания список учащихся ( ФИО, класс, оценка в виде смайла, текущие и итоговые работы), страница текущей успеваемости, страница программы-календаря работы, каталог полезных ссылок, Обращение к слушателям, Новостной фрэйм, страницы ссылок на видео, форум, и чат, снабженные комментариями и/или инструкциями. Курс по длительности представлял собой двенадцатинедельный курс.
Каждый слушатель получал заранее, по электронной почте программу работы на неделю, необходимые инструкции и исходный материал (ресурсы) заранее. Кроме того, слушатель всегда имел к ним доступ со страницы сайта курса. Результаты работы отражались в реальном времени, по мере получения их куратором в двух местах сайта – текущая работа и оценки, в текущей успеваемости. В первом случае, это были «смайлы», как индикаторы –(разработана схема смайлов (от 0 до 5 баллов максимально)). В состав модели курса входили также – форумы курса, знакомство с которыми было информативным, рефлексивным, не обязательным, поскольку не влияло на достижение основных целей класса. Указанные инструменты были использованы как куратором, так и слушателями для взаимного информирования и обмена мнениями по ходу работы. Форум был предварительно структурирован на разделы –Вопросы, Проблемы, Обсуждение итоговых работ, Рефлексия по курсу. Форумы были включены в состав инструментов для создания модели функционально полной обучающей среды.

Учебные модули были ранжированы основными заданиями, которые выполнялись над предварительно выбранными слушателями картинками, а также дополнительными (повышенной сложности) заданиями, которые носили логико-педагогический или виртуальный характер и в конце концов имели ту же направленность, что и основные задания. Учащимся предоставлялся каталог полезных ссылок, содержащих дополнительную информацию о работе с объектами в Photoshop, вэб-материалом, примеры обучающих ресурсов, курсов и платформ на которых они могут быть реализованы.

Слушатели, ежедневно формировали рефлексию собственной деятельности, записывали ее в предварительно созданный и структурированный файл, шаблон которого был представлен им заранее. Результаты и файл рефлексии отправлялись слушателем в адрес куратора курса.

Заключение

Данный дистанционный элективный курс был апробирован учениками 10 классов. В самом начале работы, каждый слушатель был ознакомлен с планированием учебного ресурса, построением учебного материала и его вэб-представлением, с требованиями, предъявляемыми к результату обучения.

Результаты, достигнутые слушателями курса
При анализе результатов обучения дистанционной и очных групп выявлено у дистантных обучающихся преобладание таких показателей, как:

повышение творческого интереса к предмету, повышение их активности в познании нового материала, расширение кругозора в области компьютерных технологий, профориентация дизайна, мультипликации развитие их воображения, потенциала личного эстетического сознания, обогащение духовности, формирование умений и навыков при работе с программами, требующими настройки рабочей зоны, подобного содержания. Обучающиеся дистанционно более ответственно относились к выполнению заданий, их работы носили творческий характер, были выполнены качественно и в срок, чего нельзя сказать об обучающихся в очных группах. Все участники курса достигли результатов, достаточных для дальнейшей, работы, связанной с обработкой графики, компьютерным дизайном. Практическая заинтересованность обучающихся при изучении данного курса дистанционно перерастала в потребность достижения лучшего результата. Важно отметить, что дистантные обучающиеся, принимали участие в выполнении зачетных заданий активнее, размещали свои работы на сайтах Интернета. Лучшие работы учащихся размещены в галереи работ на страницах школьногосайта гимназии №1, на CD- дисках у самих ребят - в качестве электронных фотоальбомов.

Элементы дистанционного образования помогают не только учащимся, но и преподавателю, дают возможность сделать процесс обучения асинхронным т.е. подгоняемым под каждого школьника. Характер занятий все более приближается к идеалу: «Каждому ученику – по учителю!»

Результаты, достигнутые куратором курса
Апробированы и показали работоспособность программные среды (конференция), ранее не применявшиеся в обучающих технологиях. Разработаны и представлены web-страницы курса, форума, конференции. Реализована возможность создания дистанционной модели обучающей среды на ресурсах образовательного сайта. Применена и положительно показала себя двухуровневая система оценивания результатов работ слушателей, а также семантически увязанная система заданий (основные и дополнительные). Внедрены и показали эффективность – вэб-формы взаимодействия со слушателями (объявления, новостные фрэймы, способ доставки новостей через главную страницу сайта, последовательность и формат представления содержания курса, шаблоны рефлексии, начальные файлы заданий, способ оформления оценок учащихся, галерея работ). Реализация курса не потребовала привлечения дополнительных финансовых, программных или человеческих ресурсов.

Рефлексия участников курса
Рефлексия участников в начале обучения изобиловала словами отражавшими, необычность, интерес к дистанционным занятиям, заданиям, простоту изложения учебных модулей и сложность их применения (реализации) в практических заданиях, что естественно при новизне технологии работы с графикой. В середине курса слышались нотки «нехватки времени», «потребность в очном присутствии педагога». В конце же курса отражалось «понимание структуры» курса, радость от реализации созданного и понимание важности логики построения учебного ресурса для целей ДО, нетерпение в ожидании новой лекции, практического задания, комментарий куратора по выполненным работам, желание сделать лучше, чем предыдущую работу. Обучающихся захватил дух соревновательности, рейтинга, что безусловно повышало мотивацию обучения на курсе.

Вот один из примеров рефлексии дистантного обучающегося :

«На выполнение каждого зачетного задания я трачу приблизительно 30- 40 минут. Безусловно учиться дистанционно намного лучше, во-первых не ненужно тратить лишнее время на то, чтобы дойти до школы, вo- вторых в тихой домашней обстановке работать куда легче, чем в школе. Я считаю, что все элективные курсы в нашей гимназии можно изучать дистанционно. Мне еще никогда не было так интересно учиться на курсе. Это очень ново, захватывающе, полезно, информативно.»

Какие проблемы подготовки и проведения были обнаружены?

В чем видятся основные проблемы "перевода" очного варианта курса в дистанционный:

более детальная проработка каждого занятия, уходит много времени на оформление теоретического материала в электронной форме,

подбор практического материала и разработка критериев оценки с учетом дистанционной формы обучения,

разработка итогового занятия и вопросов рефлексии, и что более проблематично, критериев оценки к итоговому занятию,

изменение структуры программы курса, разбивка ее на модули, сомнение об оптимальном разбиении,

разработка Web-сайта или страницы, посвященной данному курсу, ее своевременное обновление,

проверка материалов, написание отзывов на каждый ответ,

проблема подготовки лекций и практических работ, обучающего характера, где большую часть занимает алгоритм создания графического объекта, приходиться то, что очно показывалось с помощью проектора, отправлять в виде рисунка на бумаге, видеоролика.

проверка работ, присылаемых участниками, нельзя предупредить ошибочное действие, так как очень часть сохраняют только последние шаги алгоритма..

разработка критериев проверки и оценки работ

неуверенность в оптимальном объеме лекций, заданий, так как не знаешь уровень подготовленности аудитории слушателей, действуешь по интуиции..

Задачи на будущее
Совершенствование содержания учебных модулей и заданий курса. Частичный либо полный перенос материалов в аудио-формат, для последующего применения как радио-содержание курса. Экспериментирование курса на смеси медиа- носителей (текст, видео, аудио). Изучение возможности применения «пре и пост-тестирования слушателей» на материалах курса организации подачи материалов в зависимости от пре и медиа-тестировании. Анализ возможности создания «индикаторов», «метрик» активности слушателей и усвоения материалов курса (статистика посещений и сообщений в форуме, е-майл, чате, выполнение сроков, относительные и абсолютные показатели и их возможные соотношения).

Литература
1. Л. Залогова «Практикум по компьютерной графике», Москва, 2003г.

2. Т. Панкратова «Photoshop 7- учебный курс»,Питер, 2004г.

3. В. Рейнбоу «Энциклопедия компьютерной графики»,Питер, 2003 г.

4. материалы сайта http://www.school/ 38.ru/

5. материалы сайта http://www.school/.ru/

страница 1


скачать

Другие похожие работы: