NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тема: Фольклор как средство приобщения младших школьников к традиционной народной культре


Обобщение опыта учителя музыки Сеничкиной Анны Евгеньевны . Тема: Фольклор как средство приобщения младших школьников к традиционной народной культре. Введение

Вопросы в связи с обстановкой музыкального образования и воспитания в современной школе и обществе являются в настоящее время особенно актуальными. Данная проблема очень важна, т.к. дети очень мало знают о русской музыке и русском фольклоре. А ведь дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их малдшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фльклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки".

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатель-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отутствие навязчивых поучений.

Но достоянием ребят является не только эта область народного творчества. Им принадлежит все лучшее в фольклоре, вся его классика.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой, восхщение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей. Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся.

Глава1 Актуальность темы.

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, “информационным накопительством”. В таком случае страдают прежде всего дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам культуры. По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.

В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы » (Г.С. Виноградов).
В художественно-эстетическом образовании и воспитании учащегося значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Проблема вытекает из специфики приобщения детей младшего школьного возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора в доступных для этого возраста формах, видах, жанрах. Данный педагогический процесс рассматривается как особый вид синкретической художественной деятельности детей, основанный на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми культурным опытом народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру на народных инструментах, народный театр.

Народная музыка как культурная ценность устной традиции является эффективным средством приобщения детей младшего школьного возраста к традиционной народной культуре, если:

  1. в педагогическом процессе музыкальный фольклор представлен как этнографический подлинник в широких контекстных взаимосвязях и региональной специфике;

  2. овладение детьми фольклором опирается на использование его характерных свойств, таких как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность;

  3. включение ребенка в традиционную народную культуру происходит посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, музыкально-фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов;

  4. эффективность музыкально-фольклорных занятий с детьми определяется комплексным подходом к освоению музыкального фольклора;

  5. методика приобщения являет собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях;

  6. процесс приобщения реализуется в атмосфере сотворчества детей и взрослых в ситуации «проживания» фольклора, его социальной востребованности.

задачи работы:

  • охарактеризовать музыкальный фольклор как явление народной культуры;

  • выявить психолого-педагогические предпосылки ознакомления детей с музыкальным фольклором;

  • определить педагогические условия приобщения детей младшего школьного возраста к традиционной народной культуре средствами музыкального фольклора .

  • изучить и опробировать методику приобщения детей младшего школьного возраста к традиционной народной культуре.

Основой при формировании эстетического сознания школьников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.

Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.

В основу обучения учащихся младшего школьного возраста положены педагогические принципы:

  1. Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.

  2. Интерация различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.

  3. Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.

  4. Принципы гуманизации, необходимости постоянного духовно-нравственного, этического совершенствования.

Работа осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка.

Глава2 Педагогическая деятельность направленная на осмысление музыкального фольклора , как особой формы освоения культурной традиции. Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической культуры была уже выработана народная педагогика – система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной.

Для введения народного музыкального творчества на уроках музыки учителю необходимо знать основные признаки, свойства, позволяющие приблизиться к пониманию сущности фольклора.

  • Бифункциональность – неразрывное единство практической и духовной функций фольклорного произведения. В 1 классе при изучении темы “Колыбельная песня” я рассказываю учащимся о функциях песни: она поется, чтобы успокоить, усыпить дитя. Когда ребенок засыпает, песня прекращается – в ней больше нет необходимости. Так выражается практическая функция колыбельной. Желаемое достигнуто: малыш заснул – с ласковой интонацией, с завораживающей монотонностью тихо звучащего напева. Так проявляется эстетическая, духовная функция колыбельной песни. Все взаимосвязано в произведении: красоту нельзя отделить от пользы, пользу от красоты.

  • Полиэлементность. Среди множества художественно-образных элементов фольклора выделяют как основные словесный, музыкальный, танцевальный и мимический. Полиэлементность проявляется, например, на уроках, посвященных теме “Гори, гори ясно, чтобы не погасло”. При изучении хоровода-игры “Бояре” происходит движение “ряд на ряд”. В этой игре взаимодействуют все основные художественно-образные элементы: словесный и музыкальный проявляются в музыкально-поэтическом жанре песни, исполняемом одновременно с хореографическим движением (танцевальный элемент).

  • Коллективность. Коллективность в фольклоре проявляется и в процессе создания произведения и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей. Спрашивать, кто сочинил народную песню, все равно, что спрашивать, кто сочинил язык, на котором мы говорим. На уроках музыки в начальной школе коллективность народного музыкального творчества обусловлена в исполнении фольклорных произведений. Ведь некоторые компоненты их форм, например, припев, предполагают обязательное включение в исполнение всех участников действия (“Во поле береза стояла”, р.н.п., “Солдатушки, бравы ребятушки”, р.н.п.).

  • Бесписьменность. Фольклор, в том числе музыкальный, творчество устно. Он живет в памяти людей и передается “из уст в уста”. С “устностью” связаны многообразные приемы повтора. Так при разучивании песни “А мы просо сеяли” регулярное повторение в составном припеве стихов песни усиливает их значимость в игровом или обрядовом действе:

“А мы просо сеяли, сеяли. Ой, дид-ладо! Сеяли, сеяли!
А мы просо пололи, пололи. Ой, дид-ладо! Пололи, пололи!”

  • Вариативность. Варьирование есть один из стимулов постоянного движения, “дыхания” фольклорного произведения, а каждое фольклорное произведение всегда как бы вариант самого себя. Фольклорный текст оказывается “незаконченным”, “открытым” для каждого следующего исполнителя. Например, в хороводной игре “Бояре” дети движутся везде “ряд на ряд”, а шаг может быть разным. В одних местах это обычный шаг с акцентом на последнем слоге каждой строки, в других – шаг с притопом на последних двух слогах, в третьих – это переменный шаг. Важно донести до сознания детей мысль, что в фольклорном произведении сосуществуют создание-исполнение и исполнение-создание.

  • Традиционность. Многообразие творческих проявлений в музыкальном фольклоре только внешне кажется стихийным. На протяжении длительного времени складывались объективные идеалы творчества. В каждой этнической традиции музыкального фольклора выработались ладоинтонационные и ритмоинтонационные стереотипы. Откуда берутся в песнях “ветры буйные”, “чисто полюшко”, “желты пески”, “люди добрые”?.. Их традиционной образной речи сказок, заговоров, плачей и т.д., которые слышит человек всю жизнь от окружающих людей.

На протяжении всей истории музыкального воспитания и образования вырабатывались методические принципы включения фольклора в учебный процесс. В своей работе я опираюсь на два основных: Один – ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке. Это предполагает исполнение и слушание обработок народных песен и наигрышей, а также авторской музыки, основанной на фольклорном материале. Например, финал “Четвертой симфонии” П.И. Чайковского и русская народная песня “Во поле береза стояла”. Хор из оперы “Евгений Онегин” П.И. Чайковского и русская народная песня “Уж как по мосту мосточку”. Вариации на тему русской народной песни “Вниз по матушке по Волге” А Даргомыжского и русская народная песня “Вниз по матушке по Волге”. Другой путь – непосредственное обращение к аутентичному фольклору. Но обращение к аутентичному фольклору в условиях современной школы требует особой осторожности, поскольку возникают неизбежные трудности, противоречия процесса обучения при попытке следования природе фольклора, устной форме бытования, его связи с практическими жизненными ситуациями. Для преодоления этих трудностей я использую следующие приемы: А) Эмоциональное воздействие на учащихся. Основная ошибка обучения состоит в том, что народная музыка не становится предметом любви, а превращается в учебный материал. Поэтому я стараюсь, чтобы ученики не только следили за построением и конструкцией песен, а воспринимали их как часть жизни, ощутили радость совместного пения. Б) Знание контекста музыкального фольклорного произведения, без которого произведение будет лишено смысла и не понятно ученикам. Например, при изучении песни “Ну-ка, кумушка, мы покумимся” я объясняю детям, что песня оказывается нелепой вне обряда кумления, к которому она была приурочена, и который совершался в весенне-летний праздник “Семик”. Покумившиеся девушки становились как бы родственницами, обещали дружить всю жизнь. В словах песни перечисляются действия, входящие в обряд: призыв к кумлению, поцелуй, угощение ритуальным киселем. В) Познание музыкального фольклора как искусства синкретического (единство музыки, слова, движения). В вокальных произведениях определенное внимание уделяется слову, а вот движение выпадает из процесса обучения. Таким образом, текст синкретического произведения разрушается. Неестественной, например, оказывается ситуация, при которой дети старательно выпевают слова: “Со вьюном я хожу” и при этом остаются неподвижными. Поэтому я объясняю учащимся, что слова хороводно-игровой песни побуждают к движению и содержат прямые указания к определенному поведению, обязательной последовательности действий: ходить с платочком в руке, положить платочек на правое плечо, затем на левое и т.д. Г) Усвоение фольклора устно-слуховым, подражательным способом. Процесс работы над народной песней должен быть не столько разучиванием, сколько передачей с “голоса на голос”, от “сердца к сердцу”. Это напоминает обычную школьную практику усвоения любых песен не по нотам, а с голоса учителя. Конечно, для восприятия фольклорного произведения необходимы еще и впечатления от аутентичного пения как в непосредственном контакте с народными исполнителями (что в наших условиях очень сложно), так и посредством звукозаписей. Разумеется, единых “рецептов” того, как вводить музыкальный фольклор, не может быть дано. Важно, чтобы учитель всегда помнил и специфических его свойствах, искал ответы на возникающие в самом музыкальном фольклоре, в жизни общности людей, породнившей его.

Музыкальное воспитание в школе, как известно, наиболее эффективно осуществляется при сочетании урочной и внеклассной деятельности. Для музыкального фольклора это сочетание становится необходимым. С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человеческого опыта в форме материальной и духовной культуры. С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является все же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности. Для освоения очень многих жанров без ущерба для них достаточны условия урока. К таким жанрам относятся, например, потешки, прибаутки, колыбельные и т.д. При обращении к жанрам, связанным с активным движением, условия пространственной и временной ограниченности урока в классе вступают в противоречие с ними. Для проведения народных праздников и гуляний лучшей формой работы будет внеклассная деятельность, не столь жестко регламентированная временем и обязательным выполнением насыщенной программы урока. Во внеклассной работе по фольклорному воспитанию большое внимание я уделяю проведению праздников, концертов, спектаклей. Они приносят радость, развлечение, с одной стороны, тем, кто приходит на них как зрители, с другой – не меньшую радость и удовольствие тем, кто является “артистами”. Во всем многообразии школьных праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции. Во-первых, обязательность праздника (в народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием). Во-вторых, массовость (на праздник собираются все, и все в нем участвуют). В третьих, праздник – это веселье и смех, разрядка напряжения, выход накопившейся энергии. В прошлом учебном году рождественские колядки в исполнении первоклассников были включены в новогоднюю постановку сказки “Ночь перед рождеством” и с успехом показаны на всех новогодних утренниках. Необязательно создавать расписанный в подробностях и с определенными ролями сценарий. Важно задать тон и ход празднику, его ритм с чередованием песен, игр, затей. А роль “заводилы” беру или на себя, или привлекаю учителей, старшеклассников, родителей. Годы обучения в школе совпадают с тем возрастом, когда дети расстаются со своим детским фольклором, но, входя в большую жизнь, в современном обществе не получают, как правило, от взрослых эстафету фольклорного наследия предков. Школа может взять на себя миссию сохранения и передачи культурного наследия во всей его полноте, включая и традиционное музыкальное народное творчество.

Мудрое народное слово , отточенные веками музыкальные интонации , органичная способствует воспитанию чувства красоты . помогает заложить основы осознания каждым обучаемым себя как необходимой частицы природы и общества… Следует особо подчеркнуть приоритет воспитывающего фактора , особенно в условиях начальной школы , когда формируется не только основа предметных знаний , но , что самое главное , умение применять их в жизненной практике. Именно с помощью фольклорных средств и традиционных способов их воплощения можно и должно проводить серьезную организационно-воспитательную работу с каждым учеником в обстановке коллективного обучения. При обращении к фольклору открываются большие возможности для нравственно – эстетического воспитания учащихся : они развиваются духовно , развивается их художественный вкус , кругозор , они учатся петь , танцевать , играть на традиционных народных инструментах . При правильной организации уроки фольклора становятся уроками радости , ведь в народном творчестве живое предание старины соединилось с неувядаемой поэзией жизни.
Освоение образов русского музыкального фольклора как средства приобщения к народной традиционной культуре детей младшего школьного возраста, включает в себя различные формы его воплощения : пение , инструментальное музыцирование, движение под музыку и использование элементов танцев , имитацию среды бытования , декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки ( костюм ) , инсценирование , «разыгрывание» песен , игры народных праздников.

Первостепенная роль отводится освоению жанров русской народной песни : детский фольклор , колыбельные , лирические , солдатские , трудовые , исторические , былины . Основные вокально – хоровые умения и навыки учащихся , связанные с освоением песенного фольклора , направлены на формирование кантилены , широкого дыхания , естественной манеры звучания голосов , освоение элементов многоголосного пения ( начальной школе это двухголосие с самостоятельным движением голосов , терцовое двухголосие , канон , имитационная подголосочность ). Народная песня – это не «напев со словами» , а часть жизни человека и момент ее исполнения очень ответственен , так как , по существу , это момент передачи опыта поколений.

Особо необходимо избегать форсированного звучания , так часто применяемого при исполнении народных песен ; ориентироваться на хорошо знакомую академическую манеру исполнения фольклора в том случае , если сам учитель не владеет так называемой народной манерой озвучания песенных образцов ; бережно использовать народные традиции своего края , региона в выборе характера звучания детских голосов.

Импровизационность – важнейшее качество бытования лучших образцов фольклора – должна накладывать отпечаток на процесс освоения песни детьми , на формы ее разучивания : народные песни рекомендуется разучивать « с голоса» , без сопровождения , включая элементы игры , ее инсценировки. Ведь только почувствовав себя сопричастным к процессу создания и озвучивания песни , инструментального наигрыша , сочиняя собственные варианты мелодии , подголоски к ней , «составляя» композицию , исполнительский план песни , ребенок сможет проникнуться мыслью о том , что творчество неизвестных композиторов и исполнителей народных образцов музыкального фольклора неразрывно в своем единстве. Несмотря на то ,что учебное время ограничено можно реализовать много задач.

Полезны в начальной школе образцы литературного фольклора для детских импровизаций (речевых , пластических , инструментальных). Первые опыты приобщения ребенка к созданию своего «сочинения» в любой форме самовыражения дают положительные результаты и способствуют развитию устойчивого интереса детей к музыке. В начальной школе необходимо больше опираться на интуицию детей , на живой и увлекательный процесс их общения с музыкальным фольклором.

Инструментальное музыцирование фольклорных наигрышей и мелодий обогащает представления ребенка о роли и месте исполнителей в сохранении музыкального наследия.

Постижение народной музыкальной культуры в начальной школе идет по двум направлениям : во-первых , это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора ; во-вторых , это знакомство с музыкальными произведениями композиторов , в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.

Опора на отечественную музыкальную культуру делает естественным и ограниченным приобщение детей к музыкальному фольклору других народов мира , когда дети выявляют общность жизненного содержания образцов фольклора , «сходство и различие» родных напевов с фольклором других стран. Сопоставляя интонационный строй фольклора с особенностями разговорной речи народа , природными условиями жизни , темпераментом и т.д. , учащиеся глубже познают свою родную музыку.

Музыкальный фольклор органично объединяет в себе слово , напев и движение. Каждая из перечисленных сфер может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся. Однако важно , чтобы исходный материал был подобран в соответствии с их возрастными особенностями. Младшие школьники подвижны , чутко реагируют на яркую , образную речь , эмоционально включаются в игру.

Начинаем с самых доступных форм творческих заданий. Без особого труда младшие школьники импровизируют движение. Для этого им достаточно представить себя действующим лицом той или иной песенки. Если же предлагается игра с заранее определенными правилами , то и здесь каждый , как того и требует природа фольклора , проявляет себя индивидуально , по-своему.

Например, в песенке – игре «Ходит по двору петух» дети становятся в круг. Изображающий петуха важно вышагивает в центре круга. На слова : «под окном стоит» - останавливается перед тем , кого выбрал , «хлопает крыльями» , после текста «на весь двор кричит» - громко кричит по-петушиному , а затем меняется местом с избранным. Вся игра повторяется. Каждый новый «петушок» решает свою творческую задачу: в движении проявляется его характер , темперамент , отношение к окружающим . Выбирая себе замену , он поддержит ход и темп игры , эмоционально определяя ее развитие или угасание . Еще ярче проявляется индивидуальность ведущего при обыгрывании песенки «Дрема». Он сидит в центре круга , сначала «дремлет» , затем «просыпается» -все это обычно проделывается с индивидуально выраженной мимикой , пластикой движений. Наконец дрема выбирает себе замену , усаживает нового Дрему на свое место. Далеко не всегда это оказывается простой задачей и незамысловатая игра становится уроком бережного и чуткого отношения к товарищам. Широким полем для детской фантазии являются такие песенки , как «Стоит в поле теремок». Текст здесь практически повторяется из строфы в строфу. Но героем каждой из них становится новое действующее лицо – зверек , птичка –кто только вспомнится , тот и пойдет поселяться в теремок . в дружную семью его обитателей. Каждый ученик изображает своего героя , пытаясь передать его повадки. Здесь же возникают импровизированные диалоги -каждый раз творческая мысль ребят порождает новую сказку с новым сюжетом , полную неожиданностей и приключений. При импровизации движений детям достаточно проявить наблюдательность , смекалку , припомнить ранее слышанные сказки , опереться на имеющиеся знания и развивать навыки их творческой интерпретации.

Импровизация песенного поэтического текста потребует больших усилий и от учителя , и от учеников . Здесь мало решить , что может быть описано в тексте , как будут развиваться те или иные события. Дети должны освоить нормы временного звучания песенной речи в исходном материале , понять , как долго может звучать каждое пропиваемое слово. Во-первых , для этого нужно ощутить ритмический «пульс» песни. Во-вторых , посчитать сколько пульсирующих единиц – слогов приходится строчку имеющегося текста (столько же должно быть во вновь сочиненном) – так определится ритмическая форма сочиняемого текста.

Ритмично произнесем слова в песенке о коте. Затем считаем слоги , их здесь нечетное количество в каждом построении , причем в обоих случаях последний слог протянут. Ритмический рисунок можно повторить иначе : прохлопать , простучать , прошагать. Эти задания выполняются всем классом , группой или индивидуально. Важно , чтобы память каждого ученика прочно зафиксировала слого- ритмическую форму песни.


_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Когда это произойдет , можно совместно решить , каково будет содержание текста. В приведенной песенке просим рассказать о внешности и поведении кота. Продолжение текста сочиняется учителем и учащимися совместно. Каждая новая удачная фраза обязательно должна быть повторена всеми учениками. Можно отметить ее ритмическую точность , верное количество слогов . оригинальность художественного видения сочинителя . Привлечь внимание каждого ребенка к новым вариантам и помочь ему самостоятельно их воспроизвести – значит включить его в активное творчество. Успех ожидает каждого , пусть не на первом занятии , а на втором , третьем… Главное- не оставить в группе инертных , равнодушных созерцателей происходящего. В конце концов все дети с удовольствием включаются в сочинение текста. Так приятно каждому слышать в песенке свою строчку . Импровизация текста может успешно сочетаться с рассказом учителя о каком-либо песенном жанре или обряде. Например о зимнем колядовании , когда все колядующие обращаются со словами приветствия к своим друзьям . односельчанам и поют песню-щедровочку «Ходи, Олечка». При варьировании напева детям пригодятся ранее приобретенные навыки творческой работы с текстом и движением. Ведь им предстоит комбинировать известные и вновь осваемые фольклорные художественные элементы , создавая из них сочетания , отвечающие заданным требованиям.

Необходима системность знаний о традициях русского народа (о народном календаре , сказках , считалках и других произведениях исконно народного творчества), так и системы умений (например , слушать , воспринимать , включаться в исполнение и творчески воспроизводить доступный фольклорный материал…)

Однако такие системы знаний и умений могут быть сформированы только в условиях системного обучения , учитывающего :

Психофизиологические особенности обучаемых (среди них : интенсивность формирования и развития организма , чрезвычайная подвижность , быстрое истощение запасов энергии в нервных тканях , наглядность и образность мыслительной деятельности , впечатлительность , эмоциональная отзывчивость на все яркое , масштабное . красочное…);

Специфику и исконную природу применяемых фольклорных средств (многообразие и яркость средств выразительности , устность и синкретизм их проявления , обязательность соблюдения основных традиционных норм , вариативность , органичное соотношение коллективности и индивидуальности…);

Закономерности организации обучения фольклору в условиях школы (такие , как : наглядность , повторность , образно-игровая подача исходного материала ; органичное соединение произвольных и непроизвольных действий . включающих имитацию , подражание ; рекомбинации , подводящие к индивидуально выраженному творчеству , совместные коллективные действия с учетом возникающих связей и зависимостей от сообща решаемых задач). Неиссякаемый источник народной традиционной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников. Заключение.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение.

Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество не является одной из высших духовных ценностей русского народа?

Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества. Деятельности во имя возрождения в ребенке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.

Свою деятельность по приобщению к традиционной народной культуре считаю эффективной, так как она отвечает следующим требованиям:

  1. Целенаправленность деятельности.

  2. Учет возрастных особенностей учащихся.

  3. Разнообразие форм и методов.

  4. Творческий характер деятельности.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.