NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тема проекта: "Разработка комплекта учебно-методических и наглядных пособий по разделу "Искусство" курса "Кубановедение" как средство развития современных педагогических технологий сельской школы Кубани"


Выступление по защите инновационного проекта.
Тема проекта: "Разработка комплекта учебно-методических и наглядных пособий по разделу "Искусство" курса "Кубановедение" как средство развития современных педагогических технологий сельской школы Кубани".
Вопрос о необходимости внедрения современных образовательных технологий в образовательную практику школы назревал давно и обусловлен целым рядом причин.

Процесс обновления знаний в мире идёт столь стремительно, что обучать школьника по старинке и снабжать теми знаниями, которые сами учителя получили 20-30, а то и более лет назад, просто нецелесообразно.

В нынешней социально-экономической ситуации, когда распались коллективные хозяйства и многие квалифицированные работники остались без работы, выпускники сельских школ не востребованы на местном рынке труда и вынуждены подаваться в город, где большая доля вакансий требует умения работать с компьютером. Поэтому нашим ребятам приходится конкурировать с выпускниками городских школ, зачастую имеющими более глубокую подготовку в области информационных технологий.

Правительство РФ, краевой департамент образования и науки стараются выправить этот перекос. Неслучайно поэтому вводится ЕГЭ, который позволяет школьникам из сельской глубинки поступать в ведущие ВУЗы страны; выделяются большие средства для оснащения сельских школ и библиотек современными компьютерами, подключения их к глобальной сети Интернет.

Однако одних только материальных вложений в образование недостаточно. Необходимо коренным образом пересмотреть формы, методы и содержание образования. Новая образовательная политика, которая начинает реализовываться в нашей стране, как раз и направлена на усиление инновационных процессов в образовательных учреждениях страны. И конкурс инновационных проектов, объявленный ДОН, ускорил переход коллектива школы в инновационный режим работы.

В целях разработки программы развития школы на 2006 – 2010 годы, на ноябрьском педсовете, по материалам педагогической периодики, был сделан обзор этапов развития образовательных технологий, рассмотрен опыт работы других школ по внедрению современных методов обучения. И уже тогда мы обратили внимание на то, что многие ведущие школы страны включают в планы инновационной работы внедрение методик проектного обучения и информационных технологий. Здесь же были рассмотрены возможности школы принять участие в конкурсе инновационных проектов. Из тем, предложенных на конкурс, нас наиболее заинтересовала "Разработка комплекта учебно-методических и учебно-наглядных пособий по разделу "Искусство" курса "Кубановедение". Во-первых, она давала возможность попробовать свои силы в реализации проектной методики, требовала применения довольно сложных информационных технологий, позволяла представить в новом качестве большой краеведческий материал, накопленный в результате поисковой работы учащихся и педагогов. Во-вторых, успешная реализация этого проекта позволила бы преодолеть трудности в преподавании раздела "Искусство" курса "Кубановедение", связанные с тем, что слабая материально-техническая база многих сельских школ, отсутствие транспорта не позволяют реализовать все возможности этого предмета, посетить музеи и концерты, выставки и художественные галереи. Данная разработка позволила бы облегчить учителям многих сельских, а может быть и городских школ подготовку и проведение уроков кубановедения, сделать для учащихся этот предмет более живым и интересным. И, наконец, третьей наиболее важной компонентой, определившей наше решение об участии в разработке данного проекта, послужило то, что сама ситуация работы творческой группы учителей над проектом, является элементом перехода школы в режим инновационной деятельности, побуждая педагогов к необходимости дополнительного профессионального образования, самообразования, самосовершенствования, освоению новых образовательных и информационных технологий. Разработав самостоятельно мультимедийный проект, учителя смогут организовать работу над аналогичными проектами своих учеников. Работая над этими проектами, ученики не только смогут овладеть навыками работы с компьютером, Интернетом, фото- и видеосъёмкой, но и заниматься активным поиском краеведческой, исторической, экологической информации, что несомненно будет способствовать их всестороннему духовному, гражданскому и патриотическому воспитанию.

Последний фактор заставил нас изменить предложенную департаментом образования и науки тему проекта и сформулировать её так: "Разработка комплекта учебно-методических и учебно-наглядных пособий по разделу "Искусство" курса "Кубановедение" как средство развития современных педагогических технологий сельской школы Кубани".

Для реализации проекта была сформирована рабочая группа, в которую кроме работников школы вошли также специалист по работе с видеоматериалом и программист. Связано это было не только с отсутствием в школе цифровой видеокамеры и оборудования для оцифровки видеосигнала, с недостаточной информационной подготовкой сотрудников школы, но ещё и с тем, что использование других приёмов создания мультимедийного продукта либо требовало приобретения дорогостоящих лицензионных программ, либо использования "пиратской" продукции, либо предъявляла при воспроизведении материала высокие требования к оборудованию, которого нет во многих школах.

Научное руководство работой над проектом любезно согласилась взять на себя преподаватель ЛГПК кандидат педагогических наук Вера Ивановна Гревцова.

Были определены проблемы и противоречия; выдвинута гипотеза о том, что проектные методики, основанные на применении информационных технологий, способны решить указанные проблемы путём изменения системы общения участников образовательного процесса; сформулированы цели и задачи исследования; проведён анализ научно-методической и учебной литературы по использованию в педагогической практике метода проектов и информационных технологий. Анализ показал, что многие исследователи дают им положительную оценку и отмечают высокую эффективность применения в образовательном процессе. Были изучены и использованы в работе также методические рекомендации по созданию мультимедийного продукта.

Изучение опыта работы других школ по использованию метода проектов с применением информационных технологий при изучении краеведческих курсов показало невысокий уровень реализации данного метода в силу ряда причин. Некоторые образовательные учреждения только начинают работу по его использованию.

В результате деятельности рабочей группы был создан компакт-диск, содержащий видеоматериал, статьи, фотографии, репродукции картин. При этом была использована технология создания Web-сайта. Это даёт целый ряд преимуществ перед другими технологиями:


  • Совместимость со многими операционными системами и броузерами.

  • Нет необходимости покупки и установки дополнительных программ или использования «пиратской» продукции.

  • Обеспечение интерактивного режима работы.

  • Информация записана на CD-R и может быть считана на любом компьютере.

  • Возможность изменения и дополнения продукта.

  • Возможность тиражирования.



Комплект учебно-методических и учебно-наглядных пособий прошёл успешную апробацию на уроках кубановедения в нашей школе и получил хорошие отзывы учителей и учащихся.

Необходимо отметить, что исследование не претендует на полноту и завершенность и предполагает дальнейшее развитие по следующим направлениям:

- развитие инновационной деятельности школьников по разработке проектов с использованием информационных технологий;

- развитие поисковой и краеведческой работы школьников, как важного элемента при разработке мультимедийных проектов по региональным курсам;

- создание учебно-наглядных пособий по разделам "Искусство", "История Кубани" курса "Кубановедение" и по другим учебным предметам;

- создание Интернет-сайта школы;

- укрепление материально-технической базы школы с целью обеспечения проектной деятельности школьников и учителей, ускорения внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс;

- профессиональное развитие учителей в ходе внедрения передовых образовательных технологий и методов обучения.
Указанные направления работы обсуждены на заседании педагогического совета школы в январе 2006 года, приняты педагогическим коллективом и составили основу программы развития школы на 2006-2010 годы.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: