NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тематическое планирование № Название раздела, темы урока


7 класс

Календарно – тематическое планирование





Название раздела, темы урока.

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОСОО

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Информ.

сопровождение

Дата

По плану

Факт


Особенности драматургии сценической музыки.


1

Стилевая основа музыки.

Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».

1

УОНМ

Урок - беседа

Мусоргский М.П. опера «Хованщина», фрагменты.

Прокофьев С.С. балет «Ромео и Джульетта», фр.

Бетховен Л. Увертюра«Эгмонт».







2

Музыкальная драматургия. Жанры оперы.

Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.

Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.

1

КУ

Урок – беседа

Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко».

Глинка М.И. опера «Иван Сусанин».








3

Драматизм, героика, психологизм как характерные особенности русской классической школы.

Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».

Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.

1

КУ

Семинар

Глинка М.И. опера «Иван Сусанин».








4

Народно – эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.

Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.

1

КУ

Беседа

Бородин опера «Князь Игорь», фр.

Н. Римский – Корсаков Опера «Садко»







5

Психологизм, картинность как характерные особенности русской классической школы.

Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.

1

УОСЗ

Смотр знаний

Бородин опера «Князь Игорь», фр.








6

В музыкальном театре. Балет.


Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.

1

УОСЗ

Смотр знаний

Фрагменты из балета «Щелкунчик» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С.








7

Основные типы танца в балете: классический и характерный.

Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П.

1

УЗНМ

Беседа

Фрагменты из балета «Щелкунчик» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С.








8

Родство художественных образов разных видов искусств.

Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства.

1

УПЗУ

Практикум

Былина «Садко» и опера – былина «Садко»,

Баллада Гете «Лесной царь» и Ф. Шуберт .







9

В музыкальном театре. Симфоджаз. Дж. Гершвин.

Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.

«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.

1

УПЗУ

Семинар

Гершвин Д. опера «Порги и Бесс», фр.








10

Понятие легкой и серьезной музыки.

Джаз. Спиричуэл, блюз.

Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Развитие традиций оперного спектакля.

1

УПЗУ

Беседа

Гершвин Д. опера «Порги и Бесс», фр







11

Оперный жанр в творчестве композиторов 19 века. Ж. Бизе.

Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.

1

КУ

Семинар

Бизе Ж. опера «Кармен», фр.








12

Опера «Кармен». Способы обращения композитора к народной музыке.

Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.

Музыкальная характеристика Эскамильо.

1

КУ

Практикум

Бизе Ж. опера «Кармен», фр.








13

Балет «Кармен-сюита» Р.Щедрин

Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки.

1

УПЗУ

Беседа

Щедрин Р. балет «Кармен-сюита», фр.








14

Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.


Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.

Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.

Музыкальные образы всенощной.

1

УПЗУ

Семинар

Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты №2».

Бах И.С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира».








15

Многообразие современной популярной музыки: рок – опера.

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Жанр рок - оперы. Контраст главных образов рок - оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.

1

УПЗУ

Семинар

Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок -оперы .







16

Диалог времен в музыке А. Шнитке.

Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий.

1

УПЗУ

Беседа

А. Шнитке. Прелюдия, токката.







17

Роль музыки в сценическом действии.

Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий.

1

КЗУ

Беседа











Особенности драматургии камерной и симфонической музыки


18

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

1

УПЗУ

Беседа

Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские.








19

Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.

1

КУ

Беседа

«Реквием» Моцарта В.А.








20

Камерная инструментальная музыка.

Особенности развития музыки в камерных жанрах. Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.

1

УПЗУ

Беседа

Шопен Ф. Мазурка.

Мендельсон Ф. «Песня без слов».








21

Камерная инструментальная музыка.

Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.

1

УПЗУ

Беседа

Глинка М.И. «Жаворонок».

Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь».








22

Циклические формы инструментальной музыки.

Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.

1

УОСЗ

Беседа

Шнитке А.








23

Воплощение музыкальных образов в форме сюиты.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты.

1

УОСЗ

Смотр знаний

Шнитке А. «Сюита в старинном стиле» «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима».







24

Воплощение музыкальных образов в форме сонаты.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена  Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,

1

КУ

Семинар

Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)».









25

Воплощение музыкальных образов в форме сонаты.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.

1

УОСЗ

Смотр знаний

Прокофьев C.C. «Соната №2».

Моцарт В.А. «Соната № 11».








26

Симфоническая музыка. Особенности венской классической школы. Творчество

И Гайдна, В.А. Моцарта.

Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.

1

КУ

Семинар

Гайдн Й. «Симфония №103» Моцарт В.-А. «Симфония №40».








27

Особенности венской классической школы.

Творчество Л.Бетховена

Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.

1

УПЗУ

Семинар

Бетховен Л. «Симфония №5».








28

Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С.

Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С.

1

УОНМ

Беседа

Прокофьев С.С. «Симфония №1» («Классическая»).








29

Особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И. Чайковского.

Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.

1

УОСЗ

Семинар

Чайковский П.И. «Симфония №5».









30

Воплощение исторических событий в творчестве Д. Шостаковича.

Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.

1

КУ

Семинар

Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), 1 часть.








31

Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.

Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.

1

УОНМ

Беседа

Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества».







32

Инструментальный концерт. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.

Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.

1

КУ

Беседа

Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром».

Балет «Гаянэ»







33

Приемы драматургического развития в музыке Гершвина Д.

Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.

1

КУ

Беседа

Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз».








34

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.

Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.

1

КЗУ

Семинар

Музыка по выбору учителя и учащихся.







35

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.




1

УОСЗ

Беседа

Музыка по выбору учителя и учащихся.








Принятые сокращения:
Тип урока:

УОНМ – урок ознакомления с новым материалом

УЗИМ – урок закрепления изученного материала

УПЗУ – урок применения знаний и умений

КУ- комбинированный урок
КЗУ – контроль знаний и умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний.
Формы урока:

традиционный урок;

урок – игра;

урок – практикум;

урок – семинар;

интегрированный урок;

урок одной задачи;

урок – смотр знаний.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: