Тематическое планирование № Название раздела, темы урока
7 класс
Календарно – тематическое планирование
№ | Название раздела, темы урока. | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОСОО | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Информ. сопровождение | Дата | |
По плану | Факт | |||||||
Особенности драматургии сценической музыки. | ||||||||
1 | Стилевая основа музыки. | Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора». | 1 | УОНМ | Урок - беседа | Мусоргский М.П. опера «Хованщина», фрагменты. Прокофьев С.С. балет «Ромео и Джульетта», фр. Бетховен Л. Увертюра«Эгмонт». | | |
2 | Музыкальная драматургия. Жанры оперы. | Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы. | 1 | КУ | Урок – беседа | Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко». Глинка М.И. опера «Иван Сусанин». | | |
3 | Драматизм, героика, психологизм как характерные особенности русской классической школы. | Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин». Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. | 1 | КУ | Семинар | Глинка М.И. опера «Иван Сусанин». | | |
4 | Народно – эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. | Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря. | 1 | КУ | Беседа | Бородин опера «Князь Игорь», фр. Н. Римский – Корсаков Опера «Садко» | | |
5 | Психологизм, картинность как характерные особенности русской классической школы. | Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы. | 1 | УОСЗ | Смотр знаний | Бородин опера «Князь Игорь», фр. | | |
6 | В музыкальном театре. Балет. | Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. | 1 | УОСЗ | Смотр знаний | Фрагменты из балета «Щелкунчик» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С. | | |
7 | Основные типы танца в балете: классический и характерный. | Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П. | 1 | УЗНМ | Беседа | Фрагменты из балета «Щелкунчик» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С. | | |
8 | Родство художественных образов разных видов искусств. | Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства. | 1 | УПЗУ | Практикум | Былина «Садко» и опера – былина «Садко», Баллада Гете «Лесной царь» и Ф. Шуберт . | | |
9 | В музыкальном театре. Симфоджаз. Дж. Гершвин. | Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. | 1 | УПЗУ | Семинар | Гершвин Д. опера «Порги и Бесс», фр. | | |
10 | Понятие легкой и серьезной музыки. Джаз. Спиричуэл, блюз. | Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Развитие традиций оперного спектакля. | 1 | УПЗУ | Беседа | Гершвин Д. опера «Порги и Бесс», фр | | |
11 | Оперный жанр в творчестве композиторов 19 века. Ж. Бизе. | Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. | 1 | КУ | Семинар | Бизе Ж. опера «Кармен», фр. | | |
12 | Опера «Кармен». Способы обращения композитора к народной музыке. | Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса. Музыкальная характеристика Эскамильо. | 1 | КУ | Практикум | Бизе Ж. опера «Кармен», фр. | | |
13 | Балет «Кармен-сюита» Р.Щедрин | Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. | 1 | УПЗУ | Беседа | Щедрин Р. балет «Кармен-сюита», фр. | | |
14 | Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С. | Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С. Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер. Музыкальные образы всенощной. | 1 | УПЗУ | Семинар | Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты №2». Бах И.С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира». | | |
15 | Многообразие современной популярной музыки: рок – опера. | Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Жанр рок - оперы. Контраст главных образов рок - оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. | 1 | УПЗУ | Семинар | Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок -оперы . | | |
16 | Диалог времен в музыке А. Шнитке. | Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. | 1 | УПЗУ | Беседа | А. Шнитке. Прелюдия, токката. | | |
17 | Роль музыки в сценическом действии. | Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. | 1 | КЗУ | Беседа | | | |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | ||||||||
18 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. | 1 | УПЗУ | Беседа | Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские. | | |
19 | Два направления музыкальной культуры. Светская музыка. | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки. | 1 | КУ | Беседа | «Реквием» Моцарта В.А. | | |
20 | Камерная инструментальная музыка. | Особенности развития музыки в камерных жанрах. Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф. | 1 | УПЗУ | Беседа | Шопен Ф. Мазурка. Мендельсон Ф. «Песня без слов». | | |
21 | Камерная инструментальная музыка. | Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации. | 1 | УПЗУ | Беседа | Глинка М.И. «Жаворонок». Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь». | | |
22 | Циклические формы инструментальной музыки. | Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. | 1 | УОСЗ | Беседа | Шнитке А. | | |
23 | Воплощение музыкальных образов в форме сюиты. | Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. | 1 | УОСЗ | Смотр знаний | Шнитке А. «Сюита в старинном стиле» «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима». | | |
24 | Воплощение музыкальных образов в форме сонаты. | Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М., | 1 | КУ | Семинар | Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)». | | |
25 | Воплощение музыкальных образов в форме сонаты. | Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А. | 1 | УОСЗ | Смотр знаний | Прокофьев C.C. «Соната №2». Моцарт В.А. «Соната № 11». | | |
26 | Симфоническая музыка. Особенности венской классической школы. Творчество И Гайдна, В.А. Моцарта. | Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта. | 1 | КУ | Семинар | Гайдн Й. «Симфония №103» Моцарт В.-А. «Симфония №40». | | |
27 | Особенности венской классической школы. Творчество Л.Бетховена | Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена. | 1 | УПЗУ | Семинар | Бетховен Л. «Симфония №5». | | |
28 | Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. | Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С. | 1 | УОНМ | Беседа | Прокофьев С.С. «Симфония №1» («Классическая»). | | |
29 | Особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И. Чайковского. | Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И. | 1 | УОСЗ | Семинар | Чайковский П.И. «Симфония №5». | | |
30 | Воплощение исторических событий в творчестве Д. Шостаковича. | Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д. | 1 | КУ | Семинар | Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), 1 часть. | | |
31 | Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. | Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. | 1 | УОНМ | Беседа | Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества». | | |
32 | Инструментальный концерт. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А. | Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А. | 1 | КУ | Беседа | Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром». Балет «Гаянэ» | | |
33 | Приемы драматургического развития в музыке Гершвина Д. | Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д. | 1 | КУ | Беседа | Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз». | | |
34 | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер. | Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер. | 1 | КЗУ | Семинар | Музыка по выбору учителя и учащихся. | | |
35 | Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. | | 1 | УОСЗ | Беседа | Музыка по выбору учителя и учащихся. | | |
Принятые сокращения:
Тип урока:
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом
УЗИМ – урок закрепления изученного материала
УПЗУ – урок применения знаний и умений
КУ- комбинированный урок
КЗУ – контроль знаний и умений
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний.
Формы урока:
традиционный урок;
урок – игра;
урок – практикум;
урок – семинар;
интегрированный урок;
урок одной задачи;
урок – смотр знаний.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: