Тематическое планирование изучения учебного материала во 2 классе № Тема Цели и задачи уроков Лексико орфограф работа Дата 1
Тематическое планирование изучения учебного материала во 2 классе
№ | Тема | Цели и задачи уроков | Лексико- орфограф. работа | Дата | | ||||||||||
1 23 4 5 | Зачем человеку слово дано Родной язык наш русский Особенности устной народной речи Вспоминаем о лете | Дать представление о роли языка слов в жизни человека: возможность общаться, познавать мир, становиться человеком разумным. Дать понятие о русском языке как родном языке русского народа. Дать общее представление об образности, точности, краткости, меткости русского языка, художественном и научном текстах. Дать представление о ритмичности, напевности, мелодичности русской народной речи посредством анализа произведений устного народного творчества. Устные воспоминания о летнем отдыхе. | Русский (курсивом выделены словарные слова) Язык Народ | | | ||||||||||
| | Углубление представления о единстве в слове разных его сторон: строения (внешней формы), значения, назначения (роли). | | | | ||||||||||
6 78 9 10 | Строение слова Звуки и буквы Алфавит | В данной теме акцент делается на внешней стороне слова, его строении звуковом, буквенном, слоговом. Систематизация сведений о звуковой системе русского языка с помощью таблицы, отдельные разделы которой нужно "заполнить" детям. Упражнения на выявление смыслоразличительной роли звуков/букв, отчетливое произношение звуков в словах, формирование представлений о палиндромах (одинаково читающиеся слова и предложения с первой и с последней буквы). На 2 уроке акцент переносится на гласные звуки и буквы е, ё, ю, я, их роли 1) обозначать два звука в начале слова, перед гласной, после разделительных знаков, 2) обозначать мягкость пред шествующих согласных. Чтение схемы. Письмо под диктовку. Работа с пословицей чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (смысл, ситуация употребления, сопоставление с пословицами, аналогичными по смыслу). Углубить представления о практической значимости знания алфавита. Упражнения в запоминании порядка следования букв в алфавите, в расстановке слов по алфавиту, в использовании знания алфавита при работе со словарями. Дать историческую справку о рождении алфавита, о создании письменности на Руси, об исторических изменениях в русской азбуке, о важности овладения грамотностью. | Лимон [ш] Чтобы Азбука Алфавит Скейтпарк Роллеры | | | ||||||||||
11 12 13 14 | Большая буква в словах Слоги. Ударение Перенос слов | Работа с пословицами азбука к мудрости ступенька, кто грамоте горазд тому не пропасть (смысловая близость, уместность употребления). Повторить через анализ предложений и текстов правила употребления большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, ряде географических названий (селений, рек, стран). Запись высказываний о себе, о своем мохнатом или пернатом друге. Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога). Упражнения в делении слов на слоги на письме, в ситуации счета при игре (устно), в выделении ударных слогов, в составлении слогозвуковых схем слов. Наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах (пђерепелперепђел, зђамкизамкђи), ударными слогами с буквой ё. Повторение основного правила переноса слов по слогам. Упражнения в сопоставлении количества слогов и вариантов переноса слов, в пере носе слов, в слоговую структуру которых входят: 1)две и более букв типа ть, вст, сть, рь, 2) слог, состоящий из одной гласной (яма, моя). | Имя Отчество Фамилия Кличка | | | ||||||||||
| | Наблюдение над вариантом переноса слов с мягким знаком в середине, разделительными знаками, удвоенными согласными. Вовлечение учащихся в ситуации, требующие использования правил переноса слов. Лексический анализ художественного описания цветов. Работа с пословицей игра нехитрая штука, да в каждой игре наука. | Швея Портниха Строитель Архитектор | | | ||||||||||
15 16 17 | Обозначение парных твердых и мягких согласных на письме Обозначение непарных твер дых и мягких (шипящих) согласных | Повторить способы обозначения твердых (с помощью гласных) и мягких (с помощью гласных или ь) согласных. Упражнения в письме под диктовку и свобод ной записи слов по рисункам, загадкам и пр. Выявление групп шипящих, непарных по твердости и мягкости: ц, ж, ш ч, щ. Наблюдение над употреблением гласных е, и после непарных твердых шипящих. Упражнения в написании в словах жи--ши (внимание к их место положению в слове, ударению в словах). Наблюдение над употреблением гласных а, у после непарных мягких шипящих согласных. Упражнения в написании в словах ча--ща, чу--щу (внимание к их местоположению в слове, ударению в словах), чк, чн, щн. Письмо под диктовку, запись с преобразованием форм слов (в рощу, задачу), с образованием новых слов (ленточка, ночной). | [шн] Конечно Скучно Булочная Скворечник Подсвечник | | | ||||||||||
18 19 20 21 | Обозначение парных звонких и глухих согласных Обозначение на письме безударных гласных звуков Обобщение, проверка | Повторение пар звонких и глухих согласных (6). Наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов и повторение приемов проверки таких звуков. Упражнения на вставку букв по данным проверочным словам (им. сущ., гл.). Письмо под диктовку. Повторить правило о безударных гласных, проверяемых ударением. Упражнения в выборе глас ной по данным проверочным словам, подбор проверочных слов с опорой на образец (путем изменения форм слов). Письмо под диктовку. На втором уроке акцент делается на словах с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Повторить слова из словаря, изученные в первом классе. Упражнения в нахождении справки о правописании слова в орфографическом словаре, в этимологических справках о слове. Употребление слов с непроверяемыми безударными гласными в предложениях и текстах, заданных ситуацией (рисунком, словесным описанием). Резервный урок обобщение о правописании слов. Использование проверочных работ (№13) из раздела "проверочные работы". | Хозяин Сентябрь Тетрадь | | | ||||||||||
22 | Слова-названия предметов, признаков, действий | Повторить с помощью опорной таблицы основные группы слов названия предметов, их признаков, действий. Ввести синонимические глаголы назвать, обозначать. Упражнения в угадывании предметов по описанию названий их при знаков, действий. Использование разных признаков при группировке слов (лексическое значение, общее значение). | | | | ||||||||||
23 24 | Связь слов с помощью предлогов | Систематизировать признаки предложения, известные детям (выражение мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме). Упражнения в составлении предложений с опорой на разного типа схемы, в произнесении предложений с разной интонацией в зависимости от речевой задачи, в употреблении большой буквы в начале и знаков препинания в конце предложения. Связь слов с помощью предлогов. | | | | ||||||||||
25 | Проверка усвоения материала, анализ | Возможно использование работы №4 и диктанта (№5) из раздела "проверочные работы". Анализ письма под диктовку. Работа над ошибками с использованием тренинговых упражнений (см. Раздел "школа грамотея"). | | | | ||||||||||
26 27 28 29 | Признаки текста Редактирование текста Изложение анализ работ | Повторить признаки текста в отличие от набора отдельных предложений. упражнения в делении текста на предложения, в составлении текста из предложений, восстановлении их логической последовательности в пересказе сказки "Машенька и медведь" с опорой на план-рисунки (устно). Упражнения в редактировании текста, в составлении предложений и текста посредством ответа на вопросы с использованием их лексики (можно использовать материал 6 из раздела "проверочные работы"). "Учимся пересказывать и создавать тексты" Начать обучать письменно излагать содержание авторского текста по готовому плану-вопроснику. Текст воспринимается визуально. можно воспользоваться текстом "до свидания, журавли" (с раз ворота "учимся пересказывать и создавать тексты"). Анализ изложений с точки зрения раскрытия содержания, речевого изложения, грамотности. как дополнительный материал можно использовать упражнение в составлении концовки текста по данному началу (см. разворот, указанный выше). | До свидания Прощай | | | ||||||||||
30 31 | Сочинение анализ | На основе анализа ситуации, заданной кадра ми из мультфильма "дед мороз и дети", и способов "ознакомления" деда мороза с летом, предложить продумать возможные словесные способы "ознакомления" деда мороза с золотой осенью. Выбор делают дети; каждый на свое усмотрение. Работа в классе с возможным окончанием дома. | | | | ||||||||||
32 | Презентация творческих работ детей. | В помощь дан материал на развороте "учимся пересказывать и создавать тексты". Презентация творческих работ детей. Советы авторам. Работа над речевыми недочетами. Резервный урок. | | | | ||||||||||
33 34 | Правила общения Работа над пословицами | Дать серию упражнений, в каждом из которых должна быть какая-либо речевая, смысловая, графическая неточность, затрудняющая понимание как устной, так и письменной речи. В ходе исправления недочетов формулируются некоторые правила общения: 1) Вдумывайся в значения слов и сам точно подбирай слова при выражении мыслей и чувств; 2) Произноси слова внятно, пиши правильно; 3) Узнавай секреты русского слова и умело используй их при построении речи. Работа над пословицами Коротко и ясно, оттого и прекрасно. Не пером пишут, а умом. Упражнения чередуются с тренингом в редактировании, "скороговорении", правописании. | Крошђит И Крђошит | | | ||||||||||
35 | Правила этикета | Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) русского этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Работа с пословицами не дорого ничто, дороговежество. Ласковое солнце что солнышко. Устные высказывания о просмотренных мультфильмах. Проба в написании письма. | Привет, приветить (от рус. "ветить" говорить) Здравствуй До свидания Пожалуйста Спасибо | | | ||||||||||
36 | | Дать представление о конкретном (лексическом) и общем (грамматическом) значениях слова. | | | | ||||||||||
37 38 | Лексическое значении слова Толковые словари | Дать общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа вводной (презентативной) таблицы. Знакомство с толковыми словарями, в которых разъясняется лексическое значение слова, в частности, со слова рем в.и. Даля. | Орех Кузовок | | | ||||||||||
39 | Многозначность, переносное значение | Закрепление особенностей значения русского слова (материала таблицы): многозначности, переносного значения, синонимов, антонимов, омонимов. | Примеры слов: Молния, красна, бить | | | ||||||||||
40 | Синонимы, антонимы, омонимы | Работа с пословицами как "лучшими примера ми живой мудрой народной речи" (по Далю): красна веревка длинная, а речь короткая. Корень учения горек, да плод его сладок. Не красна изба углами, а красна пирогами. | Куранты, лук, лисички | | | ||||||||||
41 42 | Части речи | Углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол. По возможности практически показать роль имен числительных, наречий (по вопросам). Упражнения: анализ таблицы, группировка слов по частям речи, определение частей речи в со ставе предложений, различение однокоренных частей речи (бег бегать), составление словосочетаний и предложений по заданным в схемах названиям частей речи. Анализ текста загадки о капусте, наблюдение над словесными образами, использованными в загадке. Составление своих загадок о капусте. | Моркђовь Морковь Оранжевый Погода Капуста Оделась (разделась) | | | ||||||||||
43 44 45 | Выборочный Пересказ текста Сочинение анализ | Работа по анализу и воспроизведению текста о загадках неба и чудесных превращениях облаков (по ю. Линнику). Наблюдения над разнообразием языковых средств сравнения: похожий на, сходен с, подобен, словно, точно, как, метафора (употребление в переносном значении). Наблюдение над языком загадок и стихов об облаках. Проба пера: составление загадок или стихов (прозы) об облаках. Презентация творческих работ одноклассникам. Резервные уроки. | Облака | | | ||||||||||
46 47 | Состав слова | Углубить представление о строении слова со стороны наличия в нем морфем значимых частей, на основе которых складывается лексическое значение слова. | | | | ||||||||||
48 | Корень слова | Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Введение терминов корень, однокоренные слова. Их выделение по двум признакам общая часть (внешняя) и общность смысла. Отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться). | | | | ||||||||||
49 50 | Однокоренные слова | Упражнения в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении одно коренных слов (они могут быть разными частями речи) и слов-синонимов (среди слов одной и той же части речи, только смысловая общность). На 2 уроке дать представление об историческом корне слова посредством этимологических экскурсов. | Отечество Отчизна (от "отче" отец) Столица Город Деревня | | | ||||||||||
51 52 53 | Суффикс Приставка Закрепление темы | Тема начинается с введения суффикса как наиболее частотной морфемы, участвующей в образовании слов. приставка обычно присоединяется ко всему слову. Дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением). Дать представление о значащей роли приставок в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением). Упражнения в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок (отдельно и одновременно). | | | | ||||||||||
54 55 56 57 | Окончание Анализ слов по составу Работа над ошибками | Дать представление об окончании как изменяемой части слова. Наблюдение над значением окончания указывать на части речи и их формы (числа, падежа, лица и др.), над его ролью помогать вместе с предлогами связывать слова в предложении (2 урок). Практикум по анализу (разбору) слов с точки зрения его значащих частей корня, суффикса, приставки, окончания. Работа с памятками по уст ному и графическому анализу слов. Резервный урок. | Чеснок Хвђоя Хвђоей | | |
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: