NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Теоретические основы опыта Обоснование темы


Содержание

Введение

  1. Теоретические основы опыта

1.1. Обоснование темы

1.2. Актуальность

1.3.Адресная направленность опыта

1.4. Цель, задачи.

1.4. Основополагающие принципы

1.5. Условия возникновения опыта.

1.6. Теоретическая база опыта

II. Технология опыта.

2.1. Технология КТД

2.2. Технология индивидуального рефлексивного воспитания

2.3. Ситуативный классный час.

III. Результативность опыта

IV. Заключение.

V. Список литературы.

Приложения

Введение


Мой самый первый выпуск

 В работе каждого учителя есть важная миссия – быть классным руководителем. Работа классного руководителя очень сложная, но она несомненно нужна детям. Талант классного руководителя, как мастера, раскрывается, если в процессе работы ему удаётся увлечь ребёнка, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать что – то новое, решить поставленную перед ним проблему. Важно, чтобы классный руководитель признал за учеником право выбора, право быть самим собой, свободно высказывать свои мысли, делиться переживаниями.

По моему мнению, педагог новой школы – это не только знаток своего предмета, не только психолог, исследователь, но и яркая, творческая личность, способная к самосовершенствованию. На классного руководителя возложена огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребёнка.  

Я думаю, наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных  мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке и.т.д. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты, когда опускались руки и, казалось, что всё, все  возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев глаза детей, я понимала,  что нужна им, что нужно работать над собой и искать  новые пути и подходы в работе с ними.

Каким же всё-таки должен быть современный классный руководитель?    Да, он должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики.  Но, прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Учиться наши дети должны в доме Радости, Любви и Добра. Чтобы ребята росли счастливыми, надо помочь им стать успешными. А человек успешен, если он правильно выбрал свой путь. Моя миссия, как классного руководителя – помочь ученику в этом выборе.             Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня – выбранная профессия.    Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом.     Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками.     Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда.

Я,  счастливый человек, потому что выбрала своё дело и полюбила его на всю жизнь.



Мой любимый 10а класс

  1. Теоретические основы опыта.

1.1. Обоснование темы

Важной предпосылкой возникновения данного опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе.
С одной стороны, усиливающиеся процессы гуманизации и гуманитаризации, осуществление которых невозможно только при наличии в социуме определенного минимума психолого-педагогических знаний как составной части человеческой культуры. С другой стороны, недостаточный уровень психологической культуры и отсутствие сформированной с раннего детства положительной "Я-концепции".
Каждый человек по своей природе стремится быть успешным, принятым в социуме, самореализоваться, но в результате низкой психологической культуры и высокой конкуренции в обществе уже в раннем возрасте индивид получает большое количество негативного опыта, накладывающего отрицательную роль на самооценку, которая в свою очередь, очень сильно влияет на всю деятельность человека в целом и на общее мировоззрение.
В сложившихся на сегодняшний день социально-политических условиях возрастает ответственность личности за собственное развитие. Но современная семья и школа в основном дают набор знаний, готовых рецептов и правил, которые в стремительно изменяющемся мире часто становятся неэффективными. В результате индивид, не выработав умение принимать решение, брать на себя ответственность, стремиться к собственному развитию, так и не вырастает в полноценную личность.
Другим важным условием стал мой собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения с учащимися, навыками организации и осуществления различных видов учебно- воспитательной деятельности, в том числе в сотрудничестве с другими педагогами, стремлением придать своей деятельности направленный характер - помощь в создании условий для развития успешной личности каждого школьника.
Можно перечислить много фактов, которые ведут к обнищанию духовной жизни некоторых представителей нынешней молодёжи: общая деградация уклада самой жизни, обширное распространение алкоголизма среди подростков, неполные и неблагополучные семьи. Кроме этого, низкий уровень образованности учащихся родителей, неустроенный быт, низкий культурный уровень. Все это заставляет классного руководителя искать более эффективные пути подхода к ученикам и нетрадиционные методы их реализации.
Шаблонный метод здесь уже неприемлем. Поэтому, чтобы заинтересовать ребят и чтобы повысить их познавательную и творческую активность, не допустить их «ухода на улицу», я уделяю особое внимание индивидуальной работе с учащимися, зная уровень подготовки каждого ребенка и его личные проблемы. Для меня стало очевидным, что традиционная организация работы классного руководителя мало учитывает интересы и способности каждого из детей. Этим и объясняется выбор темы «Инновационные технологии в воспитательном процессе».

1.2. Актуальность
Актуальность данного опыта заключается в том, что развитие познавательных интересов сопровождается формированием таких важных качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что, в конечном итоге, обеспечивает разностороннее развитие ребёнка. Кроме того, развитие интереса в отдельной предметной области в условиях открытого общения обуславливает становление личности, проявляющей интерес и в других сферах деятельности, в общественной жизни, в отношениях с друзьями, одноклассниками и т.д., обеспечивает формирование активной жизненной позиции. Таким образом, данный опыт способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач, стоящих перед школой.
Развитие познавательных интересов в разных областях способствует формированию у учащихся любви к обучению и воспитанию, развитию представлений о школе как абсолютной ценности, о единстве и необходимости гармоничного сосуществования общества и школы. Поэтому данный опыт обеспечивает решение многих задач в воспитании.
Более того, предлагаемый опыт создает широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей, что соответствует выбранному учреждением курсу на становление школы адаптивного типа, т.е. школы равных возможностей для всех.
Актуальность опыта в условиях сельской школы заключается еще и в том, что классный руководитель должен стать компетентным психологом в рамках самообразовательной работы, чтобы помочь ребенку. Моя работа как классного руководителя направлена на устранение противоречия между желанием быть успешными и невозможностью реализовать эту потребность, т. к. учит искать пути решения проблемы саморазвития личности и собственной реализации, а следовательно ,повышает вероятность формирования положительной Я - концепции и переживания успешности, как субъективного переживания индивида. Что, в свою очередь, дает шанс и на успешность в дальнейшей жизни.
Уделяется большое внимание созданию условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. Данный опыт создает широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей, что способствует укреплению психологического здоровья.

1.3. Адресная направленность опыта
Нужно отметить, что представленную тему опыта возможно результативно осуществить в условиях любой школы. Данный опыт может быть использован классными руководителями старших классов. Его легко можно адаптировать и на среднее звено. Так же может использоваться педагогами дополнительного образования для эффективного воспитания школьников.

Я считаю, что, сохраняя многие черты традиционных технологий воспитания, данный опыт содержит в себе ряд принципиально новых подходов.

1.4.Цель и задачи опыта.

Цель заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии.

Задачи:

1.Способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся;

2.Внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать их становление;

3.Пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.

Каждый уважающий себя человек, должен и обязан заниматься своим воспитанием, а мы, классные руководители, должны научить детей тому, как это делать.
Ведущая идея данного педагогического опыта заключается в том, что развитие личности предполагает активную работу индивида над своим собственным развитием - развитием успешной, зрелой, разностороннеразвитой личности - личности психологически здоровой.
Психологически здоровый человек должен обладать особыми признаками. Вот некоторые из них:
- эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с обществом;
- принятие себя, других, природы;
- спонтанность, простота, естественность;
- служение делу;
- умение быть одному и решать самому проблемы;
- умение быть независимым от влияния среды, обладать волей и активностью;
- свежий взгляд на вещи, творческое мышление;
- умение очень глубоко чувствовать и переживать проблему;
- демократичность, особые межличностные отношения;
- умение отличать средства от цели, добро от зла.
Реализация данной идеи, независимо от времени, места и формы организации развивающих занятий, возможна при соблюдении ряда основополагающих принципов.
Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. Гуманное отношение к детям включает:
- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
- оптимистическую веру в ребенка;
- сотрудничество, мастерство общения;
- отсутствие прямого принуждения;
- терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:
- право ребенка на свободный выбор;
- право на ошибку;
- право на собственную точку зрения;
- стиль отношения классного руководителя и учеников - не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Принцип осознанности можно выразить словами Э.Канта: "Не мыслям надобно учить, а учить мыслить". Этот принцип подразумевает четкое целеполагание, направленное на осознание ребенком приобретаемых знаний, умений, навыков, видение путей их дальнейшего использования в своей жизни. Принцип осознанности предполагает постоянное обращение учащегося к своему "я", анализ собственных высказываний, личного мнения, своей позиции. Поэтому необходимо побуждать детей не только высказывать свое мнение, выражать чувства, но и отвечать на вопросы: "Почему я отношусь к происходящему так, а не иначе?", "Почему я настаиваю на своем мнении?" или "Почему я не стал возражать товарищу?" Подобная рефлексия позволяет школьнику определить свое место в жизни и в коллективе, делает осмысленным не только процесс познания самого себя, но и взаимодействие с другими его участниками и учит осмысливать свои мысли, чувства, действия в реальной жизни.

Принцип проблемности обеспечивает развитие у учащихся таких качеств, как умение видеть и формулировать проблему, выдвигать и обосновывать гипотезы, способность применять усвоенные прежде знания, умения и навыки в новых ситуациях, находить новые способы решения поставленных задач. При этом перспектива решения проблемы собственными силами вдохновляет учащихся, мобилизует их волевые усилия, повышает активность, способствует проявлению творческих способностей.

Принцип природосообразности - необходимо учитывать природные задатки человека, опираться на них. "Исходя из ребенка" пытаться создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей индивида.

1.6.Условия возникновения опыта
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. Для меня проведение бесед, тематических вечеров, театральных постановок и классных часов — это возможность еще и еще раз убедить ребят в необходимости быть лучше и сохранять человеческое достоинство в любых жизненных ситуациях. Классный час — это час классного руководителя, форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.
У меня сложилась своя система работы как классного руководителя на основе интеграции двух воспитательных технологий: организация творческих коллективных дел и технология индивидуально-рефлексивного воспитания.

1.7.Теоретическая база опыта


В основу системы своей работы как классного руководителя положена концепция личностно-ориентированной педагогики, суть которой предполагает использование внутренних механизмов развития личности. Классный руководитель строит "вектор развития" каждого ученика от его индивидуальных особенностей и интересов к определению индивидуальных педагогических воздействий и условий, способствующих его саморазвитию, самоопределению и самореализации.
Были использованы работы современных российских психологов, имеющих большой опыт по психологии саморазвития детей и подростков (Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров), которые , в свою очередь , опирались на труды многих отечественных и зарубежных авторов.
Методологическую основу деятельности по моделированию и построению опыта составляют научные труды представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (Я. Корчак, Ш.А., В.А. Сухомлинский). Используются идеи таких видных педагогов, как В. А. Караковский, И. П. Иванов. Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, рефлексивного воспитания Капустина, КТД Иванова.
II. Технология опыта

2.1.Организация КТД

Лучшее, чем располагает сегодня современная школа в воспитательной работе, - это организация коллективных творческих дел (КТД). В 50-60-е годы эта технология получила свое развитие в работах И.П. Иванова.

Цель данной методики – формирование и развитие общественного сознания ребенка, то есть такого сознания, которое помогает ему выстроить свое поведение в социальной среде на основе норм, принимаемых нашим обществом как позитивные ценности.

Рассмотрим технологическую карту методики коллективного воспитания.

.

Основания: развивающий метод и функции управления


Технология


Методика

Мотивация

Выбор цели деятельности

Беседа, опрос, традиции («Разведка дела» у И.П. Иванова)

Планирование

Планирование деятельности

Метод мозгового штурма

Организация

Распределение «зон ответственности» между членами коллектива

Обсуждение и принятие решения на основе принципов участия всех и согласия

Контроль (регулирование)

Подготовка коллективного дела: репетиции, оформление, тренировки, практическая деятельность

Мотивация деятельности детей через внимание, заботу, взаимопомощь

Мониторинг (анализ)

Проведение воспитательного мероприятия

(реализация цели деятельности)

Рефлексия. Самоанализ. Постоянное наблюдение за изменениями в поведении детей.

По плану, по сценарию

Классный час


Технология и методика коллективного воспитания реализуются через коллективные творческие дела. Основными формами, в которых используется данная методика, являются классные собрания, на которых планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного дела, и само дело или по традиции мы называем его воспитательным мероприятием.

Указанная технология и методика хорошо отработаны в школе, но рефлексия и наблюдения за изменениями в поведении детей не всегда проводится. Эти технологические звенья не являются обязательными при проведении коллективных творческих дел. Родители являются равноправными участниками учебно-воспитательного процесса. Общение с родителями не ограничивается собраниями или посещением на дому. Они являются моими помощниками, организаторами мероприятий, членами классного коллектива.

2.2. Технология индивидуального рефлексивного воспитания

Воспитание в коллективе и через коллектив – это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума, и под контролем социума. Однако в поведении ребенка многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания. Поэтому в дополнение к технологии КТД рационально использую технологию и методику индивидуального рефлексивного воспитания. Если технология и методика И.П. Иванова помогают готовить человека к социальной жизни, к социальному поведению, то технология индивидуального рефлексивного воспитания рассчитана на формирование и развитие индивидуального сознания или его коррекцию. Она направлена на  сознательную саморегуляцию человека, чему помогает технология  ведения этического диалога по методике А.И. Шемшуриной.  В основе лежат следующие компоненты, основанные на:

  • активной познавательной деятельности;

  • социальном взаимодействии;

  • когнитивном диссонансе;

  • самооценке;

  • рефлексии;

  • мотивации  предполагаемой  деятельности.

 

Применение технологии индивидуально-рефлексивного воспитания Н.П. Капустина   и технологии ведения этического диалога А.И. Шемшуриной   во взаимодействии позволяет постепенно, целенаправленно формировать  нравственную позицию (освоение и принятие нравственно-этических норм и правил) и нравственное поведение (проявление  в повседневной жизни). Обычно классные руководители проводят классные часы «Итоги четверти/года» стандартно: сообщают число отличников, хорошистов, имеющих одну тройку, затем остальных. Одних хвалят, других критикуют, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. При этом сами дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Считаю, что технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток.

Эта технология, описанная Н.П.Капустиным, позволяет, таким образом, организовать совместную деятельность участников учебно-воспитательного процесса, в ходе которой происходит актуализация накопившихся проблем, осмысление собственных неудач и ошибок, осознание ответственности за принимаемые решения, разрабатываются стратегии поведения на будущее. Для реализации технологии и методики индивидуального воспитания использую такую форму классного часа, как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, то есть из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения.

Цель технологии – научить ученика анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Одной из важных форм воспитательной работы я считаю ситуационные классные часы, способствующие формированию у учащихся культуры общения, развитию коммуникативных компетенций. Ребята учатся формулировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений, учатся управлять самим собой.

Ситуационный классный час конструирую с использованием следующих технологических компонентов:

  1. Цель (классный руководитель сообщает тему и цель).

  2. Информация (сообщает учитель или лидер класса).

  3. «Я-позиция» (выявляется причина «Я-позиции», учащиеся по кругу отвечают на вопросы).

  4. «Я-позиция» и общественно значимая норма (работа в группах).

  5. Проведение дискуссии (группы и отдельные учащиеся высказывают свои мнения, точки зрения, позицию).

  6. Рефлексия (дети отвечают по кругу).

  7. Свободный выбор (советы классного руководителя учащимся).

  8. Мотивация (заключается в поддержке вниманием, помощью, заботой тех учащихся, которые на классном часе приняли решение исправить что-то в своём поведении).

  9. Мониторинг (наблюдение, отслеживание изменений в поведении детей).

Основу технологии составляет структура развивающего метода, поэтому проведение «круглых столов», дискуссий, диспутов, мозгового штурма является неотъемлемой частью данной методики. По мнению У. Глассера, проведение дискуссий по важным и актуальным для учащихся проблемам на классных собраниях способно изменить поведение целой группы детей. Отсутствие наказаний, «чтения нотаций» даёт вести захватывающий диалог и служит почвой для более радостных и открытых взаимоотношений между детьми и учителями. Провожу классные часы по следующим темам: «Я и школа», «Наши отношения в классе», «Об опозданиях и пропусках занятий», «Листая свой школьный дневник …», «Я попал в конфликтную ситуацию», « Как достичь взаимопонимания?» и др. Данная технология наиболее эффективна и дает возможность самовыражения классному руководителю и ученикам. Она универсальна по отношению к ситуации и возрасту. Она правдива и потому действенна.

2.3. Ситуативный классный час.

В качестве примера приведу  пример технологии и методики ситуационного классного часа « О дружбе».

Цель классного часа: Создать условия для осознания учащимися понятия дружба и умения дорожить

дружбой.

Задачи: создать условия для:

  • Формирования коммуникативных компетенций через умения обсуждать проблемы, выражать аргументировано своё мнение, уважать мнение других, умения работать в группах;

  • Формирования компетенций личностного самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной рефлексии посредствам обсуждения жизненных ситуаций и нравственного выбора;

  • Формирования компетенции социального взаимодействия через умения выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков, умения решать конфликты через осознание ценности дружбы, толерантности и принятия другого.

Тип урока: Ситуационный классный час
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

Я, ты, он, она – вместе целая страна,

Вместе – дружная семья,

В слове «Мы» - сто тысяч «Я»!
Цели:



  1. Познакомить учащихся с понятиями терпимость, милосердие, сострадание, добро, вежливость.

  2. Показать значимость этих качеств личности для построения позитивных отношений между разными людьми.

  3. Учить понимать проблемы других людей, воспитывать гуманное к ним отношение.

  4. Способствовать развитию социального интеллекта учащихся.

  5. Содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки, положительные и отрицательные черты характера, прогнозировать последствия своих поступков.

  6. формирование умения анализировать, обобщать, выдвигать и обосновывать собственную точку зрения;

Ход классного часа.

1. Знакомство.

Ребята, прежде чем мы начнем наше занятие, мне бы хотелось с вами поздороваться и познакомиться. Давайте встанем в круг, протянем друг другу руки, пожмем их и улыбнемся друг другу. А теперь создадим позитивный настрой:

Я, ты, он, она – вместе дружная семья – обними соседа слева;

Вместе целая страна – обними соседа справа;

В слове «мы» - улыбнемся друг другу;

Сто тысяч «я» - возьмемся за руки и пожмем.

Вот теперь, на позитивной ноте можем начинать.

2. Чтобы вам стала понятна наша тема, выполните, пожалуйста, мою просьбу. Те, у кого розовые листочки, поднимите правую руку и помашите ею. Те, у кого желтые – левую и также помашите. Всем ли было комфортно сейчас? Один человек «белый» - он одинок. Каково тебе было? Что ты ощущал? Хорошо ли быть одному? Вот мы с вами и будем говорить о тех качествах, которые помогают людям жить вместе. Давайте попробуем построить лестницу, ведущую одинокого человека к коллективу. А ступеньками к вершине будут правила человеческого общежития.

1) Давайте выстроим первую ступеньку. Чтобы понять о чем пойдет речь, прочитаем стихотворение:

Не стесняйся никогда

«Здравствуй» говорить с утра.

Добрый день и добрый вечер –

Вежлив будь и безупречен.
Разыгрываются ситуации. 1) очередь. 2) бабушка с сумками.

Вывод: вежливость – первый шаг к налаживанию отношений между людьми, но этого мало.

2) Теперь пришло время строить вторую ступень. Существуют ли абсолютно правильные люди? В каждом из нас таится два начала. «Темное» - злое и «светлое» - доброе. Давайте попробуем заглянуть внутрь себя, посетим «цветник души своей». Доброе – это яркие, красивые цветы, а плохое – сорняки. Я начну, а вы продолжите. Мой цветочек – доброжелательность, мой сорняк – обидчивость. На экране для помощи вам находится таблица антиподов. Чтобы душа была красива в своей доброте, что нам необходимо сделать? Так чему нас научила вторая ступень?

Вывод: Без доброты сердце человека мертво. Чтобы понять, почему так важна доброта, давайте быстро будем называть слова-ассоциации к слову «доброта» и увидим, что в результате получится.

«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

Теперь мы наполнили сердце Человека добротой и можем двигаться дальше.

3) Чтобы узнать, что скрывает за собой третья ступенька, давайте посмотрим сюжет. Какие ошибки допущены героями? Как вы бы поступили на их месте? Принимать людей такими, какие они есть, значит быть толерантным. Толерантность - нужно быть терпимыми к другим людям, мнениям, поступкам, стремиться к установлению и поддержанию общения с окружающими.

Я пришёл в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришёл в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

4)Ну вот, пришло время четвертой ступени. Ребята, какие чувства в вашей душе вызывают эти кадры? Как хочется вам поступить, глядя на страдания этих людей? Сострадание, милосердие – вот слова, которые в наш неспокойный век должны стать основополагающими во взаимоотношениях людей.

3. Вот и построена наша лестница. Мы с вами сегодня выработали принципы гармоничного сосуществования людей в обществе. А ведь ничего сложного, просто помнить, что:
Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!
Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

4. Ребят, прежде, чем проститься с вами, я хочу, чтобы вы взяли в руки это сердце. Передавая его друг другу, скажите, что вы поняли на нашем занятии.

Ребята, я вас хочу научить простому упражнению для снятия напряжения. Если вам в ответ на злую выходку, хамство, грубость захочется ответить тем же, возьмите в руки пузырек для мыльных пузырей. Посмотрите, это вместе с пузырями улетают ваша злость, лопаются дурные мысли и слова



Основания для конструирования технологии

Технология ситуационного кл. часа

Методика классного часа

1

Постановка темы и цели кл. часа



Кл. рук-ль дает информацию о дружбе


Просмотрев фильм «Ералаш», определите тему и цель классного часа.

Девиз классного часа

Дружба — главное чудо всегда,
Сто открытий для
всех нас таящее.
И любая беда — не
беда,
Если рядом друзья
настоящие!”

На земле нет, наверное, человека, который не имеет друзей. Вот примеры дружбы великих людей:

Друзья великих людей:

  • А.С. Пушкин: 6 близких друзей

(Н.М.Коншин, П.П.Свиньин, Ф.Н.Слепушкин, Е.Семенов, П.А.Вяземский, и И.И.Пущин)

  • В.С. Высоцкий: 12 друзей

(М.М.Шемякин, Давид Карапетян…)

  • М.Ю. Лермонтов: 1 друг (Шангирей)

2

3


Информация учителя о результатах анкетирования

Работа над понятиями

Кл. рук-ль сообщает результаты анкетирования

Кл. рук-ль предлагает дать определения словам

Дружба это:

  • для 60% - понимание и принятие таким, какой ты есть.

  • для 30% - беседы вдвоём и совместный досуг

  • для 10% - совместные тайны

Качества друга:

  • для 45% - преданность, доброта

  • Для 25% - ум, хорошее чувство юмора

  • Для 30% - терпимость и простота в общении

Причины недружелюбия

  • Неумение общаться.

  • Отсутствие уважения и открытости (говорят нехорошие слова, обзывают…)

  • Зависть, лесть, несправедливое отношение друг к другу.

Ответы на вопросы

  1. Есть ли у вас друзья?

Да Нет

  1. Какой он – настоящий друг?

-добрый

- верный

- преданный

- терпеливый (толерантный)

- всегда придёт на помощь

- никогда не подведёт

  1. Бывают ли у вас с друзьями ссоры?

-Да

-Нет

-Мы друзья и нас не разлить водой

  1. Из-за чего возникают ссоры?

- расхождение мнений

- из-за пустяков, мелочей

5. Как вы считаете, наш класс дружный?

-Да

- Нет

Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов

Коллектив — группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами.

Взаимопомощь — помощь друг другу.

Товарищ — человек, близкий по общности взглядов, деятельности, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.

4

Структурирование внутренней речи (мысли) и ее первичное закрепление во внешней речи

Размещение учащихся по группам

Изложение «Я позиция»,

причина «Я –позиции» (7мин.)

Учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

1 Можно ли прожить без друзей?

2. Нужно ли человеку иметь друзей?

3. Какой он «настоящий друг»?

4. Бывали ли у вас ссоры или может быть даже драки со своим другом? Почему?

Назовите две-три причины, из-за которых возникают ссоры между друзей

5.Приведите примеры, когда друг вам помог в беде

6. Что нужно делать, чтобы подружиться?

5

Соотнесение первичной структуры внешней речи со структурой более высокого уровня

Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении ситуаций. (7мин)

Подготовить ответы на ситуации

1. За углом школьного двора после уроков два лохматых типа поджидают ребят. Появляется группа учащихся.

- Стоять! Не рыпаться! - командует лохматый и хватает за шиворот первого.

- Деньги есть? Живо вытряхивай карманы!

Пять мальчиков смирно стоят и ждут, пока идет этот мерзкий обыск.

- Как поступить в такой ситуации?

  • ходить другой дорогой;

  • убежать;

  • сказать старшим;

  • самим попробовать справиться.

2. На школьном утреннике

Клоун — на сцене!
Острит он неплохо,
Скажет словечко —
И слышится хохот.
Школа взрывается -
Залпами смеха:
Клоун — первоклассница!
Ну и потеха!
Хохот девчонок,
Особенно звонок!

Но не смеется,
Одна из девчонок.
Что-то нахохлилась,
Эта девица:
Мне не охота,
От смеха давиться!
Шепчутся девочки:
Ей не до смеха:
Танька не терпит
Чужого успеха.

А. Барто

- Какое качество (черта характера) может помешать дружбе?

3. За пять минут до первого урока все сидели в классе. Таня пришла последней.

У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

- Чего это у тебя глаза на мокром месте?- Громко закричала Маша.

- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! — подскочила к ней Наташа.

- Что случилось? Почему слезы? — закричали все.

Таня разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.

- В чем была их ошибка?

6

Конфликт- препятствие

Дискуссия

(10 мин)

Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы


7

Соотнесение первичной структуры внешней речи со структурой более высокого уровня

Учащиеся по желанию отвечают на поставленные вопросы

Как вы понимаете данные высказывания:

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей

  • Друзья познаются в беде,

а настоящие друзья в радости

  • Без друга в жизни туго

  • Дерево живёт корнями, а человек - друзьями

  • Недруг поддакивает, а друг спорит

  • Скажи мне кто твои друзья,

  • и я скажу кто ты.

  • Сам погибай, а товарища выручай

  • Один за всех, все за одного.

  • Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

  • Дружбу помни, а зло забывай.

  • Без друга на сердце вьюга.

  • Дружи с тем, кто лучше тебя самого.

8

9

10

Разработка правил дружбы

Тренинг


Игра “Волшебный стул” (по Н.Е. Щуровой).


Цель: развивать интерес к человеку, формировать положительные качества личности; учить видеть хорошее в человеке.


Учащиеся предлагают различные правила,

обсуждаются и принимаются всеми

Законы дружного коллектива

  • Умей радоваться успехам другого.

  • Предлагай помощь товарищу. Не оставляй его в беде.

  • Утешь, поддержи товарища, когда у него неудача, только делай это правильно.

Законы дружбы:

  • Один за всех и все за одного.

  • С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.

  • Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.

  • Не ябедничай, лучше сам поправь.

  • Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.

  • В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

1. Выразите одобрение по поводу успеха одноклассника в какой-то области учебе, спорте... .

2. Утешьте товарища в связи с какой-то неудачей... Поддержите.

3. Предложите помощь в учебе...
В дружном коллективе видят не только и не столько недостатки, а главное, видят достоинства друг друга.

Давайте поучимся замечать хорошее (положительное) у своих одноклассников. А поможет вам в этом “волшебный стул”.

На “волшебный стул” приглашается из участников игры: как только он садится, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный...); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой...); говорят о внешних достоинствах.

10

Перевод внешней речи во внутреннюю и снова ее возврат во внешнюю речь

Рефлексия (5мин.)

Свободный выбор.

Речь классного руководителя (2-3мин.)

  1. О чём же у нас сегодня был разговор на классном часе?

  2. Что вы считаете полезным для себя в этом обсуждении?

  3. Какие вы сделали для себя выводы?

Закончить наш классный час я хочу словами писателя М.М.Рощина “Попробуйте не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить”.

М. М. Рощин

Я вам предлагаю свою ладонь, а это, значит, я предлагаю вам свою дружбу. Кто эту дружбу принимает? Выходите скорее! Дайте и мне вашу ладонь! Давайте подарим, друг другу песню и улыбнёмся друг другу.

11

Мониторинг

Отслеживание изменений в общении уч-ся

Наблюдение





Важным моментом в воспитательной работе считаю воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам. Пытаюсь помочь учащимся в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности. Использование ситуационного классного часа в воспитательной работе с классом способствует формированию ценностно-смысловых компетенций и компетенций самосовершенствования.

Классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, стране, мире, объектом рассмотрения может стать и любое явление жизни. Чтобы определить темы и содержание классных часов, необходимо сначала изучить уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, интересы, суждения, желания. И только тогда могут быть предложены и составлены даже целые циклы классных часов. Но первый классный час должен, что называется, «заразить» ребят.

А начать можно с того, что самому особенно близко, понятно и дорого.

Ситуационный классный час по методике Николая Капустина оперативен, корректен, динамичен и способствует осознанию и проверке самого себя в конкретных реальных условиях. Существуют и другие технологии и методики проведения ситуационных классных часов, но мне близка и понятна именно эта форма.

При использовании технологии индивидуального рефлексивного воспитания необходимо учитывать ограничения в методике:

  • Нельзя уличать детей в неискренности и нечестности;

  • Не давать оценки событиям, а выражать свою точку зрения, своё отношение к ним;

  • Не ограничивать свободу выбора ребёнка, а подводить его к выбору путем сравнения «Я-позиции» с общественно значимой нормой. Вести конкретное, а не абстрактное обсуждение ситуации: вместо слов «Мы все..», должно звучать «Я думаю…», «Я участвовал..», «Я считаю..».

  • Не обсуждать действия учителей и родителей.



  1. Результативность

2009 год – участие в районном конкурсе « Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам» грамота 1 место.

2009 год – участие в предметных районных олимпиадах, 4 первых, 6 вторых, 5 третьих мест.

2010 год – участие в краевом конкурсе по журналистике «Точка зрения», диплом.

2010 год – участие в районной выставке детского творчества «За волшебной дверью творчества» 3 грамоты за 1 место.

2010 год – участие в краевом конкурсе «Сибириада», диплом 3 степени.

2010 год – участие в краевом конкурсе фильмов о ветеранах ВОВ диплом 3 степени.

2010 год – участие в районном фестивале искусств (участвовало 10 человек) дипломы лауреатов.

Работая по своей программе воспитания и социализации « Дорога к успеху», я могу сегодня говорить о некоторых результатах.

Работу свою я строю по основным направлениям, таким как:
- Мы здоровью скажем-да
Цель: защита, сохранение и развитие физического и психического здоровья ученика; показать ребенку и его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления

Результат:

1. Сохранение физического и психического здоровья детей.

2. Отсутствие вредных привычек.

3. 100% посещение уроков физической культуры.

4. Снижение количества пропущенных по болезни уроков.

5. Увеличение количества детей, занятых в спортивных секциях.

Как результат – в этом году нет учащихся, занимающихся в специальной группе(было3 потом 2), Снижение заболеваемости в классе.
Мониторинг состояния здоровья учащихся по основным видам заболеваний и по группам здоровья в 10а классе МОУ «Курьинская СОШ»


Наименование заболевания

2008-2009гг.

2009-2010гг


2010-2011гг.


Число

учащихся

%

Число

учащихся

%

Число

учащихся

%

Осмотрено учащихся

19

100%

19

100%

19

100%

С пониженным зрением

3

16%

3

16%

3

16%

Со сколиозом

1

5%

1

5%

1

5%

С нарушением осанки

2

8%

2

8%

2

8%

Желчно-кишечные заболевания

2

8%

2

8%

1

5%

Заболевания органов дыхания

3

16%

2

8%

1

5%

Пиелонефрит

1

5%

1

5%

1

5%

Прочие заболевания

-




-




-




Общая заболеваемость

12

63%

11

58%

9

47%


Группы здоровья


Наименование группы

2008-2009гг.

2009-2010гг.

2010-2011гг.

Основная группа

10

12

15

Подготовительная группа

6

5

4

Специальная группа

3

2

-


Мониторинг учащихся 10а страдающих заболеваниями

с 2008-2010 год.

- Учимся толерантности

страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.



Ы, темы

1 стр.