NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тестовый контроль речевых навыков учащихся в процессе обучения


Доклад

Тема: ”Тестовый контроль речевых навыков учащихся в процессе обучения”.

Учитель: Головко О.В.

МАОУ лицей № 29 г. Тамбов

Оглавление.

  1. Введение.

Результат апробации Государственного образовательного стандарта по иностранным языкам:

  1. Тест – одно из наиболее эффективных средств контроля;

  2. Основное отличие теста от традиционной контрольной работы;

  3. Трудности при разработке и применении тестов.

  1. Основная часть.

Комплексный коммуникативный подход к тестированию:

  1. Тестирование лексики;

  2. Тестирование грамматики;

  3. Тестирование операций порождения речевого высказывания.

  1. Заключение.

  2. Список литературы.


Введение.
За последние годы опубликовано много статей по вопросам стандартизации обучения иностранным языкам и совершенствованию контроля уровня обученности школьников. С появлением понятия стандартизации образования появилась проблема стандартизированной проверки и учета знаний, умений и навыков, методики их организации и проведения.

Учителя иностранных языков получили сегодня возможность выбора учебных пособий от федерального комплекса до вариативных и даже аутентичных, поэтому и важно определить базовый, минимально достаточный уровень обученности учащихся, который должен быть основой для составления конкретных учебных программ. Результатом апробации Государственного образовательного стандарта по иностранным языкам НИПК и ПРО примерных итоговых тестов по трем языкам. Тест считается одним из наиболее эффективных средств контроля, поэтому творческая группа учителей остановилась именно на такой форме проверки достижений учащихся. С помощью тестовых заданий учитель может осуществить комплексный контроль уровня обученности по иностранным языкам. При выполнении тестовых заданий учащиеся смогут показать полученные ими в процессе обучения языковые знания и речевые умения и навыки в следующих видах речевой деятельности:

    • чтении в трех его видах: с пониманием основного содержания текста, с извлечением определенной информации из текста, с полным пониманием текста;

    • аудировании;

    • говорении (монологическая и диалогическая речь);

    • письме.

Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому или иному ученику.

Таким образом, главная отличительная черта теста - объективность, гарантируемая измерением, функция которой состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию.

Многие учебно-методические комплекты по иностранному языку, издаваемые за рубежом, а с недавнего времени и в России, снабжены тестами, которые используются в качестве приема для совершенствования учебного процесса и мотивации учащихся. В данном случае мы имеем дело тестами, отвечающими конкретным задачам преподавания. Как правило, они нацелены на выявление того, в какой степени учащиеся овладели тем или иным языковым материалом, и проявляется в конце каждого раздела (unit) учебника. Такие тесты реализуют промежуточный контроль.

С другой стороны, необходимо иметь так называемые итоговые (проводимые, например, в конце учебного года) тесты, которые могли бы выступать как средство оценивания достижений учащихся в овладении иностранным языком. В этом случае уже сам процесс обучения в значительной степени ставится в зависимость от таких тестов, если они четко подчинены целям и задачам обучения.

Целью обучения иностранному языку в базовой школе является достижение минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, которая предполагает способность ученика реализовать свои знания, умения и навыки для обеспечения непосредственного (при понимании на слух и говорение) и опосредованного (при чтении и письме) общения на изучаемом языке.

Каковы основные трудности, возникающие при разработке и применении тестов, и как можно их преодолеть?

Трудности, связанные с выделением объектов тестирования, объясняются тем, что приходится условно разграничивать коммуникативные умения (т.е. виды речевой деятельности), хотя в реальном общении они чаще всего взаимодействуют. Сложностью организационного характера чаще всего представляется умение создать благоприятную психологическую обстановку. Доброжелательность учителя, понимание учеником задания, которое отвечало бы его возрастным особенностям и интересам, - вот слагаемые успешного выполнения теста. Кроме того, интерпретация результатов тестирования не должна выходить за границы, установленные его целью. Еще одной важной проблемой тестирования является поиск наиболее экономичного теста. Иногда решение этой проблемы видят в использовании прагматического клоуз-теста.

Принцип клоуз-тестирования основан на теории о подсознательном закрытии (заполнении) пробелов в деформированном тесте. В практике преподавания иностранных языков для проведения клоуз-тестирования используется текст, в котором удаляется каждое n-ое (обычно каждое 5 - 7- е) слово. Задача учащегося - восстановить каждый пропуск в тексте, подобрав подходящее слово. При клоуз-тестировании возможны два метода измерения (подсчета очков): 1) когда учитывается каждый приемлемый ответ; 2) когда учитывается каждый точный ответ. В условиях обучения, когда учащиеся не имеют практики в реальном общении на иностранном языке, даже при безошибочном выполнении клоуз-теста, как показывает опыт, они испытывают значительные трудности в понимании речи на слух и адекватном речевом реагировании. В таких условиях необходим комплексный коммуникативный подход к тестированию.
Комплексный коммуникативный подход к тестированию.
При комплексном коммуникативном подходе к тестированию делается акцент в первую очередь на важности значения высказывания, а не на правильности его формы и структуры. Этот подход связан главным образом с тем, как язык используется в общении, и предусматривает в основном задачи, максимально приближенные к задачам, с которыми учащимся приходится сталкиваться в реальных жизненных ситуациях..Комплексный коммуникативный подход реализуется с помощью коммуникативного теста, обязательными объектами контроля которого будут понимание речи на слух, говорение, чтение и письмо.. Для комплексного коммуникативного подхода и осуществляемых в его рамках коммуникативных тестов важным является не только контекст, но и использование аутентичных материалов, которые часто отражают культуру страны изучаемого языка. Кроме того, при данном подходе не делается жесткого разграничения между видами речевой деятельности, поскольку опыт реального общения часто свидетельствует об их взаимодействии.

Если измерение не зависит от мнения учителя, а предполагает только сравнение с образцом, то оно объективно; если же учителю приходится принимать решение о засчитывании или незасчитывании очков (баллов), то такое измерение принято называть субъективным.

При комплексном коммуникативном подходе объективное тестирование ограничивается заданиями на распознавание (альтернативный, множественный, перекрестный выбор, упорядочивание).

Субъективное измерение характеризуется более "гуманным" отношением к оцениванию: во внимание принимаются ошибки, искажающие смысл высказывания, и не учитываются ошибки, смысла не искажающие.

Существует два подхода к измерению в тестах: целостный и аналитический. При целостном подходе говорящие решают коммуникативные задачи и учитывается степень успешности решения этих задач. Данный подход предполагает, что поскольку мы не можем прямо наблюдать и учитывать особенности памяти и мышления, влияющие на использование грамматических знаний, или индивидуальные особенности связанные с умением поддержать разговор, то и не следует принимать их во внимание при измерении. Аналитический подход, наоборот, исходит из того, что более всего нас интересуют именно особенности памяти и мышления и другие особенности, связанные с умением поддержать разговор. Существует мнение, что оба подхода  целостный и аналитический  могут быть использованы в обучении иностранным языкам, дополняя друг друга. Целостный подход к измерению предпочтителен в итоговых тестах, а аналитический - в промежутках.
Учителю не следует выставлять учащимся оценки за выполнение проверочных тестов, однако ему необходимо сообщить школьникам о допущенных ошибках. Учитель должен также помнить, что ошибки учащихся – это прежде всего показатель его собственной работы.

В ходе тестирования учащиеся должны продемонстрировать умение использовать имеющиеся у них лексические, грамматические, фонологические и лингвострановедческие знания в разных видах речевой деятельности.

Тестирование лексики.


  1. Просмотрите рисунки и вставьте в предложения под ними подходящие по смыслу предлоги из приведенного списка.

  2. Проставьте в списке слов номера, соответствующие изображенным на рисунках частям тела человека.

  3. Соотнесите две группы прилагательных и найдите пары антонимов.

  4. Назовите страны, к которым принадлежат персонажи.

  5. Заполните пропуски в предложениях, вставляя одно из трех слов или словосочетаний, приведенных к каждому предложению.

  6. Разгадайте кроссворд, для этого употребите приведенные слова во множественном числе.

  7. Проверьте, правильно ли даны названия к картинкам, изображающим продукты. Исправьте замеченные ошибки.

  8. Поменяйте слова под картинками таким образом, чтобы они соответствовали изображению.

  9. Соотнесите глаголы в списках, сведите их в пары антонимов.

  10. Подберите к картинкам соответствующие по смыслу фразы.

  11. Используя календарь указанного месяца, скажите, какой день недели соответствует каждой дате.

  12. Составьте синонимические пары из глаголов, указанных в двух колонках.

  13. Внимательно просмотрите список глаголов и скажите, какой вид деятельности человека они характеризуют.

  14. Завершите диалог, заполняя пропуски соответствующими репликами одного из собеседников.

  15. Составьте диалог из разрозненных реплик.

  16. Расширьте реплики в диалоге, используя слова из списка.

  17. Соотнесите слова в списке с номерами, обозначающими части дома, изображенного на картинке.

  18. Подберите к исходным словам в левой колонке слова, которые могут быть с ними ассоциированы из правой.

  19. Исправьте опечатки в следующих предложениях.

  1. Внимательно прочтите диалог, в котором используется пять слов, употребленных не в своих значениях. Употребите эти слова в нужном значении.

  2. Назовите все предметы, изображенные на картинке, используя набор букв к каждому из них.

  3. Постройте генеалогическое дерево вашей семьи, используя имена и слова, обозначающие родственников.

  4. Образуйте пары синонимов и антонимов.

  5. Просмотрите текст и поменяйте местами слова так, чтобы они соответствовали контексту.

  1. Расположите предложения в разных видо-временных формах в соответствии с развитием сюжета текста.



Тестирование грамматики.


    1. Заполните пропуски в предложениях, используя приведенные в списке глаголы в инфинитивной форме.

    2. Вставьте пропущенные предлоги.

    3. Разгадайте кроссворд, употребляя при этом приведенные слова во множественном числе.

    4. Соотнесите дату дня занятий с датами календаря и преобразуйте предложения, употребляя глаголы в прошедшем, настоящем и будущем временах.

    5. Соотнесите существительные из текста, данные во множественном числе, с предметами, изображенными на картинке, и назовите эти предметы в единственном числе.

    6. Заполните пропуски, добавляя к глаголам необходимый по контексту модальный глагол.

    7. Укажите слова с однородными суффиксами и префиксами в следующих предложениях.

    8. Расположите предложения, содержащие разные видо-временные формы, в логической последовательности в соответствии с правилами согласования этих правил.

    9. Расположите предложения в соответствии с планом текста.

    10. Употребите нужный артикль.

    11. Составьте как можно больше предложений, используя таблицу с речевыми образцами. Переведите предложения отмеченные звездочкой.

    12. Составьте вопросы, используя таблицу, и ответьте на них.

    13. Выберите из таблицы предложения, отвечающие действительности.

    14. Расширьте следующие предложения, раскрывая скобки.

    15. Составьте диалог по аналогии с диалогом-образцом.



  1. Расскажите о себе или своем товарище используя образец.

  2. Перестройте предложение по образцу.

  3. Выразите эту же мысль иначе.

  4. Дополните предложения.

  5. Соотнесите следующие высказывания с прошедшим (настоящим, будущим) временем. Произведите необходимые изменения.

  6. Скажите что, из задуманного вы не сделали, и объясните, почему.

  7. Дайте начало следующих диалогов.

  8. Догадайтесь, какие вопросы содержались в следующих предложениях.

  9. Узнайте у товарища, любит ли он играть в эту игру.

  10. Уточните, когда (где) происходило действие.

  11. Передайте товарищу то, что вам скажет сосед.

  12. Усомнитесь в правильности данных высказываний.

  13. Опровергните следующие высказывания и дополните их.

  14. Прослушайте рассказ и представьте что события, о которых идет речь, происходят сейчас. Расскажите о них.

  15. Объясните причину, по которой вы не сможете сделать задание, подчеркивая это употреблением грамматических форм.

  16. Прокомментируйте действие товарища.

  17. Расскажите о том, что из задуманного вы не сделали на прошлой неделе но сделали на этой неделе.

  18. Просмотрите фильм и инсценируйте беседу персонажей.

  19. Расскажите товарищам о последнем футбольном матче.



Тестирование операций порождения речевого высказывания.


    1. Переведите на иностранный язык слова (предложения, абзацы, текст), сверьте перевод с ключом.

    2. Наращивайте предложение по принципу "снежного кома".

    3. Составьте высказывание из разрозненных слов, предложений.

    4. Замените два предложения одним.

    5. Выберите из сверхфразового единства наиболее значимое предложение.

    6. Найдите в ряду данных предложения, которые могли бы служить продолжением отмеченного предложения.

    7. Выберите адекватный перевод предложения из ряда вариантов перевода.

    8. Преобразуйте в предложениях одну грамматическую форму в другую.

    9. Превратите приведенный список слов в текст.

    10. Предложите ситуации к словам.

    11. Поменяйте модальность высказываний в соответствии с коммуникативной задачей.

    12. Выберите правильный грамматический вариант высказывания из данных.

    13. Исправьте грамматические ошибки в приведенном высказывании.

    14. Выполните постепенное сжатие высказываний до уровня ключевых слов и постепенную обратную их развертку.

    15. Сформулируйте вопросы, которые могли бы вызвать данное утверждение.

    16. Разверните текст по опорным предложениям.

    17. Определите грамматическую правильность предложений.

    18. Расширьте текст за счет пересказа мелких деталей.

    19. Расширьте текст, удлиняя предложение за счет использования характеристик и однородных членов предложения.

    20. Составьте высказывание, пользуясь ограниченным выбором грамматических форм.


Заключение.
Подводя итоги, хотелось бы еще раз подчеркнуть необходимость комплексного контроля уровня обученности по иностранному языку.

В ходе тестирования учащиеся должны продемонстрировать владение языком, т.е. умение использовать имеющиеся у них грамматические, лексические, фонологические и лингвострановедческие знания в следующих видах речевой деятельности:

  1. пониманием на слух (аудированием) реплик партнера в ходе речевого взаимодействия, а также коротких сообщений, объявлений, диалогов;

  2. говорением, участвуя в устном интервью, ролевой игре, решении проблемной задачи (сопровождаемой дискуссией) в паре или группе, строя высказывания в форме описания картинки или рассказа по серии картинок;

  3. чтение с пониманием основного содержания текста, с извлечением определенной информации из текста и с полным пониманием текстов функционального характера;

  4. написание письма, поздравления, приглашения, заполнении анкеты, составлении плана или тезисов прочитанного / прослушанного текста.

Языковые знания следует проверять отдельно прежде всего на начальной стадии обучения иностранному, языку, когда их объем еще недостаточен для включение в активное общение. Имеет смысл использовать с этой целью промежуточные тесты по окончании каждого разделу учебника, для того, чтобы выявить недостатки, выявить учеников, испытывающих серьезные трудности в овладении учебным материалом, а также мотивировать работу учащихся по повторению всего изученного за данный срок языкового материала.

Научно обоснованное и методически грамотно организованное тестирование позволит учителю осуществлять столь необходимую обратную связь, обеспечивающую управление учебным процессом, и будет способствовать повышению эффективности обучения иностранному языку.

В настоящее время тестовые задания широко используются на разных этапах обучения иностранному языку в школе, а также при поступлении в вузы.

Список литературы.


  1. Кувшинов В.И. “Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку”, (журнал “иностранные языки в школе”, №2, 1992 г.)

  2. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. “Настольная книга преподавателя иностранного языка”, (Минск “Высшая школа”, 1992 г.)

  3. Поляков О.Г. “О некоторых проблемах использования тестов как одного из средств контроля обученности школьников по иностранному языку”, (журнал “Иностранные языки в школе”, №2, 1994 г.)

  4. Поляков О.Г. “Проверочные тесты по английскому языку в V классе”, (журнал “Иностранные языки в школе”, №6, 1994 г.)

  5. Юдина Е.А. “Из опыта работы по апробации Государственного образовательного стандарта по иностранному языку”, (журнал “Иностранные языки в школе”, №5, 1999 г.)


страница 1


скачать

Другие похожие работы: