NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Требования к выполнению курсовых работ по декоративно-пркладному искусству

УДК 747+745.5



А.А. Сарбагышев, К.С. Жолалиев.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

(методическая рекомендация)
В данной статье рекомендуются необходимые материалы для выполнения курсовых работ по ДПИ для студентов III курса ФИИМ, а также для требования преподавателям работ по единой форме. Цель статьи - подготовить студентов к выполнению дипломных проектов.
Для совершенствования и активизации учебного процесса в высшей школе большое значение имеет знание и учет тех особенностей вузовского обучения, которые обусловливают необходимость перестройки у студентов сложившихся еще в школе стереотипов учебной работы и вооружения их новыми умениями и навыками учебно-познавательной деятельности. Переход вчерашних школьников т классно-урочной системы обучения к преимущественно самостоятельным занятиям нередко осуществляется довольно болезненно, а зачастую и с большими осложнениями. Не все из них справляются с преодолением этих трудностей и быстро перестраивают привычные формы учебной работы. Многие просто не умеют правильно организовать свою учебно-познавательную, исследовательскую деятельность, не успевают понять, как нужно учиться в вузе. Практика вузовского обучения показывает, и мы – старшее поколение выпускников нашего вуза, на себе помним, что интерференция школьных стереотипов учебного труда особенно сказывается тогда, когда еще с первокурсниками не проводится специальная работа, направленная на осмысление ими особенностей вузовского обучения, и их внимание не акцентируется на необходимости овладения новыми методами познавательной деятельности. Вследствие этого студенты не осознают специфики обучения в новых условиях и продолжают пользоваться школьными методами. Непонимание многими студентами технологии учебной деятельности и ее неправильная организация не только отрицательно сказываться на качестве их общенаучной и профессиональной подготовки, но и существенно снижают роль самостоятельной студенческой исследовательской работы (НИРС) в общей системе вузовского обучения.

В этой связи работа по выполнению курсового проекта должна заключаться в раскрытии закономерностей и методических приемов восприятия и осмысления изучаемого материала (объекта). Студент должен осознать: овладение знаниями невозможно без активной мыслительной деятельности, без выработки самостоятельного подхода к их обстоятельному осмыслению.

Кафедра МПСД и ДПИ, положив в основу методические указания ХГФ Московского педагогического государственного университета, Ленинградского государственного педагогического института, составила данную рекомендацию для студентов нашего факультета, чтобы способствовать лучшему усвоению программного материала и повысить качество исполнения изделий и разработок не только в процессе учебы в вузе, но и в дальнейшей самостоятельной работе в школе.

Общие требования


Курсовая работа – это сочинение (выполнение) студента по избранной теме, представляющее собой итог элементарного самостоятельного исследования. В отдельных случаях курсовая работа может носить реферативный характер, но, как правило, она должна быть связана с решением доступной исследовательской задачи, которая содержит в себе новые факты, наблюдения и выводы, глубокие обобщения и полезные рекомендации. Она выполнит свое назначение и в том случае, если даже известные положения будут освещены в ней по-новому, с самостоятельной авторской позиции, если она продемонстрирует творческое, гибкое и конструктивное мышление студента, его наблюдательность, изобретательность, интерес к поиску надежных средств получения научной информации.

После того, как тема курсовой работы выбрана, составляется календарный план работы, определяющий ее основные этапы и сроки, затем проводится по возможности тщательное исследование библиографии. Составляется первоначальный план (содержание, оглавление) будущей работы, которая в дальнейшем будет дополняться, уточняться и конкретизироваться.

Важнейший этап работы – сбор, систематизация и классификация фактического материала. Источниками его могут быть научная, учебная и художественная литература, специальные журналы «Декоративное искусство», «Техническая эстетика», «Реклама» и др., архивные материалы, предметы народных художественных промыслов, наблюдения, опыты, эксперименты и т.п. Из всего собранного материала отбирается самое необходимое, интересное, типичное и яркое (анализ).

Курсовая работа в соответствии с календарным планом дается на просмотр руководителю. После того, как она получила одобрение и проведено тщательное научное и литературное ее редактирование, работа окончательно оформляется. Объем не должен превышать 15-25 страниц.

Самую трудоемкую часть курсовой работы составляет изложение основного ее содержания. Текст материала располагается в определенной логической последовательности, по главам и параграфам.

Заголовки должны быть предельно краткими, однозначно отражающими ведущую идею излагаемого материала. Текст черновика лучше писать на левой стороне, оставляя правую чистой для дальнейших дополнений и изменений. При написании «чернового» варианта можете пользоваться любыми сокращениями слов и символами – лишь бы был ясен смысл. Если какой-то раздел работы оказался трудным, можно до времени оставить его и заняться следующими разделами. Излагать мысли следует по возможности кратко, строго, аргументировано, образно. Вместе с тем, не следует забывать, что это учебное исследование, его не стоит превращать в подобие литературного произведения. Тон изложения должен быть спокойный, рассудительный, деловитый, доказательный.

Каждый раздел плана работы (ее содержания, оглавления) завершается краткими выводами. Наиболее важные из них обобщаются в заключении ко всей работе (2-3 стр.). в заключении могут также содержаться конкретные предложения, пожелания, ответы, рекомендации.

Курсовая работа открывается титульным листом, на котором указывается: название вуза, факультета, кафедры, фамилия, имя и отчество автора, полное название темы, фамилия, имя и отчество руководителя, ученая степень и его ученое звание, а также место и год написания работы.

По существующим правилам курсовая работа оценивается дифференцированной отметкой по четырехбальной системе. Студент, не представивший в установленный срок курсовой работы или не защитивший ее, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к экзаменам.

Курсовая работа по декоративно-прикладному искусству выполняется по выбору в 6 семестре и имеет непосредственное отношение к проведению (и итогам) педагогической практики.

Задание выдается в конце 5 семестра и используется как самостоятельное творческое задание или в случае выбора темы, близкой к дипломной работе, используется как материал для пояснительной записки к диплому.
Методическое указание к заданию
УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:

Ознакомление студента с методикой создания в основном изделий декоративно-прикладного назначения, выполняемых на уроках изобразительного искусства, художественного труда (кружки декоративно-прикладного искусства) и имеющих непосредственное отношение к проведению педагогической практики (кружковых занятий) в общеобразовательной школе.

ЗАДАЧИ:

  1. Углубить знания студентов по основам декоративного искусства (дизайна), необходимых для развития творческих способностей учащихся и правильной организации при проектировании плоскостных и объемных (комбинированных) изделий.

  2. Научить студентов самостоятельно работать с книгой и составлять библиографию.

  3. Разработать реферат для проведения занятий по декоративно-прикладному искусству, художественному труду, занятий кружков (указать классы) в школе с иллюстрациями и чертежами; разработать одно изделие (по выбору), дать его проект и описание.


Требования к выполнению задания.

Объем реферата – 18 – 25 страниц рукописного текста, 5-10 страниц иллюстраций, один проект чертежей в М 1:20, 1:10, 1:5, 1:1.
Примерный план курсовой работы по декоративно-прикладному искусству.

В зависимости от назначения выбранного объекта студент составляет выполнение курсового задания. Работа начинается введением, где указывается роль выбранного объекта, темы для практики в школе, а также определяется его утилитарное и эстетическое значение (примерно 1-2 страницы рукописного текста).

В первом разделе дается краткая историческая справка региональных отечественных и зарубежных образцов, их качественная оценка (5-8 страниц рукописного текста).

Во втором разделе указывается методика и четкая последовательность изготовления конкретно выбранного студентом объекта (по соглашению с преподавателем), с подробным рассказом, как, на чем, какими инструментами и из каких материалов его изготовлять (10-12 страниц рукописного текста).

Завершается раздел описанием процесса отделки изделия. Здесь обязательно должен быть приложен конструктивный чертеж объекта в натуральную величину или в масштабе.

Текстовая часть курсовой работы завершается списком используемой литературы (1 страница рукописного текста).

Количество чертежей – 1 комплект; количество проекта – 1 шт.; количество иллюстраций – 5-10 шт.

Проект изделия представляется на планшете размером 40х60 см. в натуральную величину или на отдельном листе в проекциях, необходимых для выражения замысла автора, в цвете, с указанием (надписью) темы задания, масштаба и фамилии студента, а также курса, группы.

Альбом (курсовая работа) может иметь прямоугольную форму (вдоль или поперек) или квадратную форму, правильно скомпонованный и выполненный заглавный лист (обложка), четко написанный текст, с рисунками заглавных букв, наименованием глав, указанием страниц и содержания.

Разрешается выполнять в технике аппликации, рисунки пером, карандашом, акварелью, тушью, гуашью, темперой, наклеивать рисунки из открыток и журналов, снятые через кальку и целлофановую пленку, рисунки. Особое внимание следует уделять графическому исполнению шрифта и подбору цвета. Альбом должен иметь сброшюрованные листы и иметь твердый переплет.

Работа сдается преподавателю за неделю до зачета.

Процесс разработки курсового проекта.

  1. Выбор объекта (выдача задания).

  2. Работа над планом и структурой, предложенная по оформлению записки.

  3. Посещение библиотек, просмотр и анализ спец. литературы (журналы «Декоративное искусство», «Техника и молодежь», «Конструктор – моделист», «Производство и школа» и другие учебные пособия, образцы, фото, проекты, студенческие работы.

  4. Работа над зарисовками, схемами, чертежами, диапозитивами, тестом.

  5. Анализ собранного материала, собеседования (консультация) с преподавателем.

  6. Разработки, обобщение материалов, 1-я редакция.

  7. Внесение коррективов, составление эскиза, оформление альбома.

  8. Доработка всех материалов, 2-я редакция.

  9. Просмотр готовых работ.

  10. Зачет по работе

После выдачи задания, выбора объекта разработки и темы для выяснения всех вопросов необходимо собрать информацию (материалы). Студенту следует познакомится со специальной литературой. Необходимо посмотреть каталоги, проспекты, журналы и все, что представляет интерес, должно быть законспектировано, зарисовано, сфотографировано, памятуя, что все иллюстрации могут быть использованы в отчете, а прочитанные статьи и книги в библиографии.

Параллельно со сбором информации составляется план работы и примерная структура рукописи, исходя из объекта, наличия материалов и пр. по мере обобщения текста, иллюстраций происходит систематическая корректировка материала самим студентом и преподавателем на консультациях. Собираются лучшие иллюстрации, компонуются на отдельных листах, составляются к ним аннотации или задаются ссылки на текст.

По согласованию преподавателем выбирается объект для художественно-конструкторской разработки, выполняется проект в натуральную величину, чертеж этого объекта с элементами конструкторских соединений, описывается методика последовательности его изготовления. Составляется список используемой литературы (в алфавитном порядке), сначала указываются фамилия, инициалы автора, наименование книги (статьи), город, наименование издательства, выпустившего книгу и год издания. Если это сборник или журнал, после ссылки на автора и названия статьи указывается название журнала, год издания, номер, страница, на которой расположен используемый текст или иллюстрация. Преподаватель утверждает эскиз изделия, просматривает пояснительную записку, оговаривает со студентами оформление, формат, размещение текста, таблиц, чертежей и пр.
Примерная тематика курсовых работ

(5 курс 9 семестр)

  1. Образы исторических личностей в декоративно-прикладном искусстве.

  2. Юбилейная тематика в произведениях декоративно-прикладного искусства.

  3. Использование народных мотивов при изготовлении национальных изделий из дерева, металла, кожи и пр.

  4. Конструирование и изготовление приспособлений для художественной обработки кожи.

  5. Методические приемы выполнения работ по художественной обработке кожи.

  6. Проектирование и изготовление набора инструментов для художественной обработки кожи.

  7. Методические приемы выполнения работ по художественной обработке соломки и бересты.

  8. Технология изготовления керамической игрушки с применением различных видов росписи.

  9. Методические приемы выполнения работ по художественной обработке керамики: изготовление декоративного тематического пласта (терракота).

  10. Дизайнерская разработка и изготовление транспортных изделий, летательных аппаратов.

  11. Разработка декоративной шкатулки, национального сундука (в масштабе) из дерева и комбинированных материалов.

  12. Методические приемы выполнения работ по художественной обработке древесины: контурная резьба.

  13. Методические приемы выполнения работ по художественной обработке древесины: геометрическая и трехгранно-выемчатая резьба.

  14. Методические приемы выполнения работ по художественной обработке древесины: выжигание, роспись, рельефная и прорезная резьба, инкрустация, интарсия, маркетри.

  15. Проектирование и изготовление набора инструментов для резьбы по дереву с учетом функциональных требований к изделию.

  16. Конструирование и изготовление приспособлений для художественной обработки металлов.

  17. Методические приемы выполнения работ по художественной обработке металла: плоскорельефная и рельефная чеканка;

разработка украшений (ювелирное дело).

  1. Проектирование и изготовление набора инструментов для ковки.

  2. Проектирование и разработка изделий из пластмасс.

  3. Методические приемы выполнения работ по художественной обработке пластмасс.

  4. Проектирование национальных художественных изделий из кости и рога.

  5. Выполнение национальных художественных работ из кости и рога (заменителем может служить эбонит, текстолит и пр.).

  6. Методические приемы выполнения работ по художественной обработке кости и рога.

  7. Методические приемы выполнения работ по художественной обработке природных материалов (по выбору).

  8. Изготовление комплексного изделия при помощи комбинированных техник художественной обработки материалов.

  9. Использование новых творческих приемов при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства.

  10. Проектирование и изготовление декоративных форм различного назначения в условиях школьных мастерских.

  11. Применение изделий декоративно-прикладного искусства в оформлении интерьеров (школа, жилой дом и т.д.).


Практическими заданиями могут служить любые (по выбору) темы, например:

    • Макеты различных видов транспорта в масштабе: автомобили, корабли (военные, сухогрузы, нефтевозы, пассажирские, спортивные, парусные);

Макеты (творческие проекты) мужской, женской, детской обуви, женские украшения и др. эти работы выполняются из бумаги, картона, папье-маше, деревянно-токарные, столярно-резные.

    • Вооружение и доспехи (по выбору) древних народов на основе изучения исторической достоверности (выполняются из недрагоценных металлов, дерева, кожи, бумаги, папье-маше и др.).

    • Национальные художественные изделия: конское снаряжение, бытовые предметы (сосуды, женские приборы, культовые предметы).

    • Макеты (проекты) современных бытовых предметов: телефон, радио, телевизор, кухонные предметы, декоративные вазы (в технике имитации).

    • Фрагменты резных орнаментов по дереву, по кости, по ганчу, тиснение по коже и др.

    • Детская мебель: стул, кресло, качалка (бешик), письменный стол, шкаф, кровать и т.д.

    • Театральные куклы, управляемые тростником, ниточкой (марионетка).

    • Скульптурные изделия: копии шедевров древних мастеров (в масштабе), творческие статуэтки, эскизы монументальных памятников (объемные, рельефные).

    • Изделия, предложенные автором и согласованные с руководителем.

Изделия могут выполняться из любых материалов, с применением любых видов отделки. Работа должна отвечать современным требованиям технической эстетики (дизайна).
Рекомендуемая литература по декоративно-прикладному искусству (для студентов хгф).

Нижеперечисленная литература имеется в читальном зале и на абонементе библиотеки нашего вуза. Знак 745 – означает Номер отдела по систематическому каталогу, шифр А-40 означает наличие данной книги в абонементе, шифр книги по алфавитному каталогу.
745 А-40 Акматалиев Э. Мастера прикладного искусства (на кирг. яз). 1982г., 152 стр.

745 А-40 Акматалиев Э. Киргизские умельцы (на кирг. яз.) 1975г.

745 А-40 Акматалиев Э. Художественные промыслы (пособие для учащихся на кирг.яз.) 1984.

745 7-С «Народное искусство киргизов», «Изделия из войлока, ткани, вышивка», Кыргызстан, 1981.

745 76-С Ставиский П.Я. Искусство Средней Азии.

745 7-С Народное сокровище Киргизии, Кыргызстан, 1974.

745 Б-95 Быков В.В. «Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве», «Советы художнику оформителю».

745 Г – 54 Глинкин «Искусство современного интерьера». –М.: Просвещение, 1984.

745 Д-20 Дараган М.В. Основы школьного декоративно-оформительского искусства. –М.: Просвещение, 1983.

745 М-18 Мальцев «Выставки, стенды, конструкции». –М.: Плакат, 1983.

745 М-26 Марковский «Как обставить современную квартиру». Техника, 1972.

745 П-56 Пономарьков «Декоративное и оформительское искусство в школе» -М.: Просвещение, 1981.

745 О-75 «Основы декоративного искусства в школе» (учебник). –М.: Просвещение, 1981.

745 О-75 «Основы художественного конструирования» -Киев, Высшая школа, 1978.

745 Х-98 Нешумов Б.В. «Художественное проектирование» . –М.: Просвещение, 1979.

745 Ч-90 Чумаченко «Декоративно-оформительская работа в школе» -М.: Просвещение, 1981.

745 75-С «Народное декоративно-прикладное искусство казахов»,Аврора, 1970.

745 7-СI Галанина «Ювелирные изделия в Эрмитаже»

745 Дьяконов А.В. «Дымковские, глиняные, расписные»

745 А-16 Абдрасимова А.А. «Художественная резьба по дереву, кости, рогу (учебное пособие для студентов ПТУ)», 1984.

745 А-65 Андреева М.В. «Чудесные превращения. Глина, камень, песок», 1973.

745 Б-64 Бирюкова Н.Ю. «Западно-европейское прикладное искусство 17-18 веков». –Л.: Искусство, 1972.

745 Б-74 Богуслвский К.Я. , Графов «Искусство Жостова». –Л.: Искусство, 1979.

745 Б-74 Богуславская, Графов «Русская народная вышивка». –М., Искусство, 1972.

745 Б-73 Богуславская, Графов «Русская глиняная игрушка». –Л., Искусство, 1975.

745 Б-86 Бочаров «Художественный металл Древней Руси». –М., Наука, 1984.

745 В-41 Эдит Вигнере (гобелен), М. Сов. Художник, 1979.

745 В-75 Воронов «Искусство предметного мира». –М., Знание, 1977.

745 В-75 Воронов «О крестьянском искусстве». –М., Сов. Художник, 1972.

745 Г-45 «Гжель». Сост. Логинов. –М., Планета, 1982.

745 Геттеш К. «Современная керамика» (Чехословакия), Прага, Искусство, 1965.

745 Г-67 Горбунова Г.С. «Чернофигурные античные вазы в Эрмитаже». Искусство, 1983.

745 Г-96 Кусакова «Аппликация». –М., Просвещение, 1977.

745 Г-90 Кусарчук «300 ответов любителей художественных работ по дереву» -М. Лесн. промышл., 1985.

745 Д-36 «Дерево ожило». Сборник в помощь кружкам «Умелые руки».-М., 1964.

745 Д- 40 Джексон «Поделки из бумаги» (Англия). –М., Просвещение, 1979.

745 Е – 51 Елкин «Дерево рассказывает сказки». –М., Просвещение, 1971.

745 З-14 Загорский «Современное декоративно-прикладное искусство». –М., Сов. Художник, 1973.

745 З -20 Зиновьев «Стилистические традиции искусства Палеха».

745 И-20 Иванов «Ювелирные изделия Востока». –М., Искусство, 1984.

745 И-86 «Искусство и быт», Таллин, Кунст, 1974.

745 К-20 Каплан Н.И. «Народные художественные промыслы» (уч. Пособие. –М., Высш. школа, 1980.

745 К-84 Круглова «Русская народная резьба по дереву». -М. изо. Искусство, 1974.

745 К – 90 Кума «Декоративно-прикладное искусство». –М., Сов. художник, 1983.

745 Лямин «Художественная обработка металла». –М., Машиностр., 1978.

745 М-33 Матвеева «Мозаика и резьба по дереву» (учебник). –М. Высш. школа, 1981.

745 М-47 Меликсетян «Юному любителю мозаики». –М., Просвещение, 1979.

745 Моран «История декоративно-прикланого искусства от древнейших времен до наших дней» -М., Искусство, 1982.

745 П-73 Претте «Творчество и выражение» -М. Сов. Художник, 1981.

745 С-80 «Природа и фантазия» (фотоальбом). –М., Просвещение, 1971.

745 С-50 Смирнов «Художник о природе вещей».

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.