NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом



Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом

Л.Н. Толстой

В наше время видеть молодого человека или девушку, которые пьют пиво на улице – это обычное явление. Реклама предлагает пить пиво постоянно, в любой жизненной ситуации, фактически идти по жизни с бутылкой. При этом большинство роликов ориентировано на молодежь.

Все серьезные исследования алкоголизма показывают, что это заболевание имеет наследственный характер: дети пьющих родителей часто сами становятся алкоголиками.

Однако, подобно ряду других генетически обусловленных заболеваний (сердечно-сосудистые заболевания, диабет), алкоголизм может проявиться или не проявиться в активной форме в зависимости от внешних условий, то есть в данном случае от того, будет ли человек употреблять спиртное.

Реже алкоголизм возникает и без всякой наследственной предрасположенности. Ученые выявили ряд обстоятельств, наиболее часто приводящих к алкоголизму. Среди них: неблагополучные или неполные семьи, где родители разведены, не живут вместе или часто ссорятся; курение в семье; национальные и местные традиции, поощряющие застолье.

Итак, правильное семейное воспитание играет первоочередную роль в предупреждении алкоголизма у подростков и молодежи. Как же следует поступать родителям, чтобы уберечь подрастающих детей от такого зла, как пьянство?

Во-первых, с самого раннего детства откровенно отвечайте на все вопросы ваших детей, в том числе и на вопросы о пьянстве, пьяных, спиртных напитках. Сообщайте только достоверные факты. Если вы будете говорить полуправду ваш ребенок, в конце концов, узнает об этом и потеряет доверие к вам.

Следите за тем, чтобы содержание и форма ваших разговоров соответствовали возрасту ребенка: дети быстро теряют интерес к тому, что непонятно. Например, трехлетний ребенок, увидев пьяного, может попросить у вас объяснений. Скажите ему, что этот человек так себя ведет, потому что пил вино. Семилетнему ребенку можно объяснить, что в вине содержится алкоголь — яд, который действует на мозг, и поэтому пьяный человек не контролирует свои поступки. Подросток захочет узнать об алкоголе еще больше. Пусть он запомнит, что алкоголь — сильный наркотик, который быстро всасывается в кровь и поступает непосредственно в мозг. Вследствие алкогольного отравления мозга притупляется восприятие, замедляется реакция, угасает мыслительная деятельность. У людей, потребляющих алкоголь, развивается привыкание к нему — алкоголизм. Это болезнь, с трудом поддающаяся лечению, причем чем раньше начато лечение, тем больше надежды на успех. Все эти факты каждому человеку следует твердо усвоить с детства. Рассказывая детям о вреде алкоголя, не говорите свысока, снисходительным или поучающим тоном. Избегайте также слишком частого и навязчивого обращения к этой теме.

Стремление ребенка поговорить с родителями по душам надо всячески поддерживать и укреплять. Неудовлетворенная потребность поделиться с отцом или матерью сокровенными мыслями и переживаниями заставляет подростка искать «поверенного» вне семьи. Им может оказаться человек случайный, с сомнительной репутацией, который поведет подростка по неверному пути. В таких случаях задуматься над своими взаимоотношениями с сыном или дочерью заставляют родителей уже какие-либо серьезные проступки детей. Иногда это бывает слишком поздно. Важно следить за своим поведением в семье. Алкоголь никогда не должен использоваться как болеутоляющее или успокаивающее средство и как свидетельство взрослости. Остерегайтесь прочно укоренившихся ошибочных сведений об алкоголе. Некоторые любители пива забывают, что это тоже алкогольный напиток. Бывает даже, что родители дают глоток пива своим малолетним детям. Это совершенно недопустимо. Помните: бутылка пива, стакан вина и стограммовая рюмка водки содержат примерно одинаковое количество чистого алкоголя.

Лучшим средством предупреждения всякого рода дурных привычек является спорт. Научные исследования показали, что в ответ на тяжелую физическую нагрузку мозг выделяет эндорфины, которые вызывают неповторимое ощущение мышечной радости.

Важную роль в профилактике алкоголизма играют семейные традиции: совместные увлечения, занятия физкультурой и спортом, походы — все, что сплачивает детей и родителей, создает атмосферу стабильности в семье. Память о добрых семейных обычаях и поможет вашим детям сохранить оптимизм в трудных жизненных ситуациях, а привычка к здоровому образу жизни — здоровье и высокую работоспособность.

Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя.

Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием – мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – именно о нем.

От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я – хороший». А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики – ощущение: «со мной что-то не так», «я – плохой». Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток в конце концов может прийти к выводу: «Плохой, ну и пусть! И буду плохим!» Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя таким принципам:

  • безусловно принимать его;

  • активно слушать его переживания и потребности;

  • бывать (читать, заниматься) вместе;

  • не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам;

  • помогать, когда просит;

  • поддерживать успехи;

  • делиться своими чувствами (значит доверять);

  • использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой…», «Мне нравится, как ты…», «Ты, конечно, справишься…», «Как хорошо, что ты у нас есть…» и другие.

И в заключение напомню мудрое напутствие известного педиатра Бенджамина Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».

Педагог-психолог МОУ СОШ №4 Карпенко А.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: