NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления. Мильнева Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.



Мильнева Галина Ивановна


ГОУ ДПО Белгородский региональный

институт повышения квалификации и

профессиональной переподготовки

специалистов
Творческая деятельность учащихся

как средство развития креативного мышления.

Мильнева Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного

учреждения «Красненская средняя

общеобразовательная школа

имени М.И. Светличной»

Белгород

2012

Содержание:

Информация об опыте …………………………………………………. 3

Технология опыта ……………………………………………………... 7


Результативность опыта……………………………………………… 12


Библиографический список…………………………………………… 15


Приложение к опыту ………………………………………………… 16

Раздел I

Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Сегодня в педагогике остро ставится вопрос: как формировать творческую активность ребенка в процессе развивающего обучения в начале ХХI века. По прогнозу Джеймса Боткина ведущим в этом плане будет инновационное мышление, что по теории Гальперина соответствует 3 - ему типу мышления - творческому. Формирование творческого мышления учащихся - это ответ на вопрос: как учить. Еще Я. Коменский мудро заметил, что надо «учить с верным успехом, так, чтобы ни у учителя, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы».

Важность развития творчества школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидной. Обратим внимание на известное в культурологии положение: ни один выдающийся человек не был конформистом. Все великие люди (независимо от их профессиональной деятельности) были критическими личностями: они всегда имели своё особое мнение и умели его отстаивать, отличались неординарными творческими способностями, креативным мышлением.

Значение разработки данной проблемы в наше время определяется тем, что в современной дидактике наметился отход от воспитания конформистских личностей, не имеющих собственных убеждений, не умеющих отстаивать своё мнение, безразличных к творческой деятельности.

Это приводит к тому, что многие выпускники школы не обладают креативным мышлением, столь необходимым для успешной реализации себя в условиях нового гражданского общества.

На наш взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий, в которых учащийся может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.

Так возникла идея о приобщении учащихся к творческой деятельности, чтобы создать условия для развития креативного мышления.

Становление опыта осуществлялось в условиях малокомплектной сельской школы с небольшим количеством учащихся, а продолжилось в районной базовой школе с большой численностью детей, имеющих достаточно возможностей для творческой самореализации личности. Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно - ориентированному, в основе которого лежит индивидуально - личностный принцип, определяющий положение ребенка как активного субъекта в учебно-воспитательном процессе.

Автор опыта считает, что традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний, не развивает творческие способности, креативное мышление школьников, не побуждает их к активному участию в процессе обучения.

Учитывая полученные данные и свои многолетние наблюдения, автор определил для себя проблему, над которой работает на протяжении трех лет: «Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления».

Актуальность опыта
Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития - вооружать учащихся осознанными, прочными знаниями, формируя их самостоятельное мышление. Школа за последние годы делает многое для того, чтобы успешно решать задачу подготовки креативно мыслящей личности. Каждый учитель понимает, что научить школьников творчески мыслить - это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания - всестороннего и гармонического развития личности. Призвание школы - формировать у учащихся способность к самостоятельному креативному мышлению, развивать сознание своей одаренности.

Актуальность темы опыта автор видит в том, что, активизируя творческую деятельность учащихся при личностно ориентированном подходе, учитель создаёт условия для развития креативного мышления у каждого ученика.

В теории и практике обучения вопросу развития креативного мышления учащихся пока не уделено нужного внимания, но ясно одно, что развитие творческих способностей учеников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, только в ней выражается начальное пробуждение мысли. Однако в практике школьного образования во многих случаях применяются репродуктивные задачи, направляющие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности.

По данным некоторых исследователей лишь 14% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, скорости охватывания. Среди всего прочего и те задачи, которые улучшают познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия - задачи творческого уровня.

Как показывает анализ методической литературы и практический опыт преподавания, одним из возможных способов решения данной проблемы является создание в образовательной среде условий, способствующих развитию креативного мышления учащихся и детской одаренности.

Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, способствующих развитию креативного мышления школьников через использование технологии личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, что позволяет автору опыта решить проблему гуманитарного образования в свете тех требований, которые предъявляет сегодня общество, а также повысить качество знаний учащихся по русскому языку и литературе.
Длительность работы над опытом
Работа по теме опыта велась в течение 3 лет:

I этап - начальный - сентябрь - ноябрь 2008г.

II этап - основной - 2008-2010 г.

III этап - заключительный - 2011 г.

Начальный период предполагал обнаружение и формулирование проблемы, подбор теоретического и практического материала по названной теме, систематизацию его; привлечение внимания коллег к актуальности этой проблемы.

На основном этапе была проведена работа по активизации творческой деятельности учащихся, что создало условия для развития у них креативного мышления.

Диагностика на заключительном этапе, результаты конкурсов, олимпиад доказали успешность выбранной методики для решения обозначенной проблемы.

Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой работы учителя по формированию творческих способностей учащихся как средства развития креативного мышления на уроках и во внеурочной деятельности.
Теоретическая база опыта
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Это соответствует современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. Эти идеи нашли отражение в основных государственных документах об образовании. В них делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах образования становится малоэффективной.

На протяжении 20-90 годов двадцатого века проблема креативного мышления изучалась с разных сторон. В зарубежной литературе существует множество определений креативности; эту «множественность» можно проиллюстрировать таким обобщающим высказыванием Р. Холлменна: «Креативность представляет собой сплав восприятий, осуществленных новым способом (Маккеллар), способность находить новые связи (Кюби), возникновение новых отношений (Роджерс), появление новых сочинений (Меррей), предрасположение совершать и узнавать новшества (Лассуэль), деятельность ума, приводящую к новым прозрениям (Жерар), трансформацию опыта в новую организацию (Тейлор), воображение новых констелляций значений (Гизелин)».

В «Современном психологическом словаре» креативность определяется как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания». Говоря о традиционных взглядах на креативность, отраженных в современных исследованиях, А. В. Морозов отмечает, что она «рассматривалась как личностная категория, и споры в основном велись по поводу уточнения ее трактовки, а именно: креативность как дивергентное мышление (Дж. Гилфорд, О.К. Тихомиров), или интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина), или как интегрированное качество личности (Я.А.Пономарев и др.).» В настоящее время можно говорить о сложившейся традиции понимания креативности как способности, отражающей глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения, выходить за пределы известного; как интегрального свойства личности, воплощающего ее творческие возможности.

Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании системы применения форм, методов и средств развития креативного мышления учащихся в учебно-воспитательном процессе через творческую деятельность.

Раздел II

Технология описания опыта
Цель опыта: создание необходимых условий для развития креативного мышления учащихся через творческую деятельность.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • формирование устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации творческой мыслительной деятельности на уроках и внеклассных занятиях;

  • введение в педагогическую практику такой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяла бы ученику активизировать свою творческую деятельность;

  • использование наряду с традиционными формами активных форм учебных занятий;

  • создание условий для реализации учащимися своего творческого потенциала;

  • использование разнообразных способов и приёмов, направленных на развитие креативного мышления учащихся.


Организация учебно-воспитательного процесса
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно - ориентированного подхода, в соответствии с чем выстраивается структура учебного занятия. Цель личностно - ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по мнению автора, суть личностно - ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия развития и совершенствования личности ребенка:

1) использование субъектного опыта ребенка;

2) актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие, способствующее пониманию и введению нового знания;

3) вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;

4) обеспечение на уроке личностно - значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения;

5) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

6) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят).

Особое внимание учитель уделяет сохранению здоровья учащихся: проводит физкультминутки и физкультпаузы, способствующие совершенствованию всех психических процессов, в конце урока – этап рефлексии.

Автор опыта считает, что необходимо мотивировать учащихся к учебной деятельности на уроке, создать благоприятный психологический климат, что вызовет положительные эмоции, определяющие позитивное воздействие на духовное и физическое здоровье и ученика, и учителя, ведь только человек, здоровый физически и духовно, может быть самодостаточной, творческой личностью, способной развиваться.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы,

их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения
Чтобы развить креативность мышления, воспитать творческую личность, способную реализовать себя, выработать литературный вкус, сформировать умение работать с художественным текстом и вызвать устойчивый интерес к своему предмету автор использует нестандартные формы уроков: урок - сказка, урок - семинар, урок - исследование, урок - размышление, урок - путешествие, урок - творчество, урок - открытие, урок- турнир (викторина, конкурс), интегрированный урок и т.д.

В уроки - сказки учителем включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего занятия, выполняя с ними самые разнообразные задания.

Уроки - семинары помогают автору обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию креативного мышления и познавательных интересов.

Стремясь сделать урок интереснее, трудную тему доступнее автор вносит в урок элементы игры. Применение на уроках игровых технологий создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способности.

Учитель широко использует на своих уроках словесные игры. Игра в слова значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату, развивает наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры - соревнования, например, «Аукцион», где требуется подобрать как можно больше слов по схеме. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве.

Для развития креативного мышления автор использует на уроках русского языка и литературы самые разнообразные методические приемы: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием развития креативного мышления школьников.

Креативное мышление личности может развиваться не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. Широкое применение в практике автора получили проблемные ситуации, возникающие в результате побуждения школьников к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия. В то же время любая познавательная деятельность требует от человека умения оперировать не только общими приемами, но и специфическими, что обусловлено содержанием изучаемого предмета. В достижении таких результатов автору помогает творческая работа детей дома, где они обобщают и закрепляют изученный материал. Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что «положено», а то, что хочется.

Развитию креативного мышления учащихся на уроках русского языка и литературы способствует работа с текстом. Любая работа с текстом или маленьким его фрагментом автором опыта начинается с того, что художественное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание таких проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов этого текста. Процесс восприятия текста (отрывка) организуется с помощью разных заданий – вопросов, направленных на развитие креативного мышления, типа:

  • Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке?

  • По каким признакам вы догадались об этом?

  • Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст?

  • Как вы понимаете его название?

  • Как вы думаете, о чем это стихотворение?

  • Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка?

  • Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении? Что вы «видите» в ней?

  • Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого текста?

  • Что объединяет эти произведения?

При осмыслении лингвистических средств создания образности художественного текста ученики должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех явлений, которые изучаются на уроках. Красота и удивление богатством родного языка открывается детям в процессе такой работы, например:

  • Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени, зимы и т.д. Только ли прилагательные вам придется выписать, почему?

  • Назовите слова, которые помогают описать пейзаж в прямом значении.

  • Найдите в тексте примеры художественных трюков (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).

  • Укажите синонимы, антонимы. Почему именно это слово употреблено? и т.д.

Применение таких проблемных ситуаций в учебном процессе не только дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивает необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и креативного мышления, и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся.

В творческий процесс автор включает и этап обучения изложению на уроках русского языка. К текстам изложений учащимся даются задания, проблемные вопросы, предлагается изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме. Большое внимание на таких уроках уделяется лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста:

  • определение темы и основной мысли высказывания,

  • стиля и типа речи,

  • определение способов связи предложений,

  • наблюдение над функционированием языковых средств.

Практика показывает, что подобная работа не только развивает креативное мышление детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе.

Особое внимание автор уделяет развитию такого вида творческой деятельности, как проектная деятельность. На развитие креативного мышления направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики учатся анализировать языковые единицы, формулировать выводы, составлять сообщения, рефераты, доклады, тем самым раскрывая свое творческое начало, свою индивидуальность.

Автор широко использует работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, сочинение по началу, составление письма [Приложение 3]. Описанные выше упражнения выполняются под руководством учителя, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает.

В классах среднего и старшего звена учитель проводит интегрированные уроки, получившие признание среди учителей-предметников. Такие уроки, по мнению автора, расширяют кругозор, устанавливают связи между понятиями, являющимися общими для ряда учебных предметов: литература - история, литература - изобразительное искусство - музыка; русский язык - литература, литература - православие [Приложение 1].
Другие формы учебных занятий
Большие возможности для развития креативного мышления учащихся имеет внеурочная деятельность, которую учитель организует через кружки, предметные недели, элективные курсы, работу литературного клуба «Творческая мастерская».

Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявлять, ставить и разрешать интересующие проблемы. Элективный курс «Говорим и пишем правильно» позволяет учащимся заниматься проектно - исследовательской деятельностью, реализовать современную тенденцию, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Система учебно-воспитательной работы, организованная автором опыта, создаёт условия для развития у учащихся креативного мышления через творческую деятельность.


Раздел III

Результативность опыта

Результат своей деятельности автор видит в росте интереса к предмету, в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении креативно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения.
Уровень развития креативного мышления учащихся

(на примере одного класса)

По методике Э.П. Торренса было проведено изучение развития креативного мышления учащихся.

Учебный год

Класс

Уровень развития креативного мышления

высокий

средний

низкий

2008-2009

8

19,5%

37,5%

56,25%

2009-2010

9

37,5%

31,25%

25%

2010-2011

10

43%

31,25%

18,75%

Вывод: результаты показывают стабильное повышение уровня развития креативного мышления учащихся.



Уровень развития творческой активности учащихся

(на примере одного класса)
Уровень развития творческой активности учащихся был исследован с помощью методов диагностирования, бесед, анкетирования. Изменения в сформированности у учащихся творческой активности отслеживались по методике М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича.


Год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Класс

8

9

10

Низкий

45%

37%

22%

Средний

32%

31%

30%

Высокий

23%

32%

48 %

Вывод: результаты исследований показывают, что уровень развития творческой активности имеет тенденцию к повышению.

В анализе развития творческой активности учитывались текущие творческие работы учащихся, контрольные творческие работы по русскому языку и литературе, участие детей в творческих конкурсах.


Название конкурса

Уровень

Результаты участия

2008 – 2009 учебный год

Творческий конкурс, посвященный Международному дню пожилых людей

Муниципальный

III место

Сочинение «Я пишу Президенту» на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» в номинации «Письмо Президенту» [Приложение 3]

Муниципальный

I место

2009-2010 учебный год

Конкурс детского творчества «Моя семья»

Муниципальный

IIместо

Конкурс разговорного жанра «Время, как звезды, сердца зажигать»

Региональный

Диплом лауреата

Конкурс творческих работ «Мой любимый учитель»

Муниципальный

I место

Областная экологическая акция

Региональный

I место

2010 – 2011 учебный год

Творческий конкурс «Край родной Белгородчина»

Муниципальный

I место

Историко – литературный конкурс, посвященный 200- летию Победы в Отечественной войне 1812 года.

Муниципальный

II место

Творческий конкурс «Мой отчий край»

Муниципальный

II место

Конкурс на лучший материал о жизни сельских подростков среди юных корреспондентов «Моя малая Родина на карте России»

Муниципальный

I место

Конкурс юных журналистов «Высокое звание – учитель!», посвященный году Учителя [Приложение 4]

Муниципальный

Региональный

I место

III место

Конкурс юных корреспондентов пресс – центров детских общественных организаций «Свой голос»

Муниципальный

I место

Конкурс образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами»

Муниципальный

III место

Конкурс социальной рекламы «Новое пространство России»

Муниципальный

I место

Конкурс эссе «Формирование общественных механизмов предупреждения коррупции»

Муниципальный

IIместо

Научно - практическая конференция школьников «Открытие» [Приложение 5]

Муниципальный

Диплом IIIстепени

Творческий конкурс «Космос покоряется отважными»

Муниципальный

I место

Творческий конкурс «Семейные ценности»

Всероссийский

I место


Вывод: данные анализа участия детей в творческих конкурсах показывают рост результативности и уровня творческих достижений учащихся, что свидетельствует о развитии их креативного мышления личности.

Следует отметить творческий рост отдельных учащихся – Дунец Ирины, Ефремовой Татьяны - победителей всероссийского и регионального конкурсов.

Результаты успеваемости учащихся за три года

Год

Классы

Качество знаний

Успеваемость

Русский язык

Литература

Русский язык

Литература

2008 -2009

5, 6, 7,8

48%

57%

100%

100%

2009 - 2010

6,7,8.9

49%

62%

100%

100%

2010-2011

6,10

50%

64%

100%

100%



Вывод: анализ результатов успеваемости школьников свидетельствует о положительной динамике учебных достижений, что создаёт условия для успешной социализации выпускника.

Результаты опыта свидетельствуют о том, что автором были созданы необходимые условия для развития креативного мышления учащихся через творческую деятельность, о чём свидетельствует эффективность образовательного процесса.

Библиографический список


  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.

  2. Александрова, Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – с.53-56.

  3. Альбеткова, Р. И. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах/Р. И. Альбеткова, С. Г. Герке, Л. П. Гладкая – М.: Просвещение, 1991. – 175с.

  4. Ашевская, Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – с. 21-25.

  5. Винокурова, Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 18-37.

  6. Гончаров, С.З. Креативность субъектности: категориальный анализ. // Мир психологии.- 2005.- № 1.- с. 76-84.

  7. Дружинин, В.Н. Психология творчества. // Психологический журнал. – 2005.- Том № 26.- № 5. – с.101-109.

  8. Жукова, Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- с. 46-51.

  9. Имаметдинова, Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 6. – с.99-101.

  10. Интегральная индивидуальность человека и её развитие. Под ред. Б.А. Вяткина – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. – 328 с.

  11. Красновский, Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004. - № 4. – с. 28-32.

  12. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 448 с.

  13. Максимова, С.И. Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала XX века. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 2.- с. 9-13.

  14. Мартишина, Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога. // Педагогика. – 2006. - № 3. – с. 48-57.

  15. Мельников, Л. Активизируйте свои способности. // Наука и религия.- 2003.- № 8. – с. 51-52.

  16. Петров. К.В. Формирование творческого потенциала учащихся как условие акмеологически задаваемого развития. // Мир психологии. – 2006. - № 4. – с. 174-180.


Приложение

1.Приложение №1 - Разработка интегрированного урока по литературе в 6 классе по теме: «Религиозные мотивы в стихах русских поэтов»
2.Приложение №2 - Разработка творческого практикума по развитию речи в 9 классе «Благодарственное письмо - поздравление ветерану Великой Отечественной войны»

3.Приложение №3 - Творческая работа на тему: «Я пишу Президенту» на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» в номинации «Письмо Президенту»

4.Приложение №4 - Сочинение-эссе на конкурс «Высокое звание – учитель!»
5. Приложение №5 - Исследовательская работа «Произносительная

культура старших школьников»
Приложение 1

Урок внеклассного чтения в 6 классе по теме:

«Религиозные мотивы в стихах русских поэтов»

УМК под редакцией А.Г.Кутузова.
Пояснительная записка
Тема урока соответствует теме примерной программы, разработанной для образовательных учреждений РФ. /Государственные образовательные стандарты/.

В уроке внеклассного чтения целостно представлен проект изучения новой темы, созданы условия для актуализации интеллектуальных способностей и развития стремления к творческому самовыражению.

Форма организации образовательного процесса: урок – диалог.

Принципы отбора и структурирования материала базируются на требованиях, предъявляемых к выпускнику основной школы.

Данный урок может быть рекомендован для проведения как в базовых, так и в профильных классах.

Урок стал победителем Муниципального конкурса «Лучший урок -2008».

Учебно – воспитательные цели и задачи:

  • познакомить учащихся с христианскими мотивами в стихах русских поэтов

(А. С. Хомяков, П. А. Вяземский, К. Романов);

  • вызвать у детей интерес к чтению духовной литературы;

  • обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты - молитву с лирическим стихотворением;

  • содействовать духовно – нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Материал для учащихся: учебник литературы под редакцией А. Г. Кутузова, с. 165 – 168, молитва ангелу – хранителю, школьная энциклопедия «История России», с. 292 – 293, « Православная азбука», словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова.

Зрительный ряд: портреты поэтов, репродукции картин русских художников на религиозную тему, картина Андрея Рублева «Троица» (заочная экскурсия в Эрмитаж с использованием СD - диска «Шедевры русской живописи»), книжная выставка «Мир библейских историй».

Эпиграф: Вот Моя заповедь вам: любите друг друга…

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: