NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Творческий проект



Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

ХV-я городская научно-практическая конференция обучающихся

«Россия: новое тысячелетие»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Декоративное панно

«ВЕСНА-КРАСНА НА ЗЕМЛЮ ПРИШЛА»
Номинация: декоративно-прикладное искусство

(кружевоплетение)

Автор: Давыдова Алена,

обучающаяся объединения

«Кружевница» МОУ ДОД «ЦВР»,

3-й год обучения, 13 лет
Руководитель: Щурова Лидия Борисовна,

педагог дополнительного

образования МОУ ДОД «ЦВР»
г. Оленегорск
2012 год

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………….…….3

1. История северорусского костюма……………………………………………………………….4

2. Технология выполнения изделия:

1) Выбор материалов для изготовления изделия……………………………………………....5

2) Выбор формы, масштаба и дизайна изделия………………………………………………..6

3) Разработка схемы плетения…………………………………………………………………..6

4) Выбор техники плетения изделия……………………………………………………………6

5) Оборудование и принадлежности……………………………………………………………6

6) Расчёт затрат на изготовление изделия ……………………………………………………..6

3. Технологическая карта проекта…………………………………………....................................7

Заключение………………………………………………………………………………………......8

Список литературы………………………………………………………………………………….9

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Любовь к родному краю, знание его истории —
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.


Д.С. Лихачев

Весна! Пробуждение природы. О весне часто говорят: весна красна. Красна не потому, что появляются красные цветы. Ведь всё равно основной цвет весны - зелёный. А потому что - красивая. Это действительно очень красивое время года. Так весело начинает светить и пригревать солнце, что картина выглядит всё равно радостной и обещающей. Все знают: еще немного и придёт настоящая красота. Юная красавица Весна, легка и весела, звонко проносится по полям и лесам. Деревья и цветы расцветают, наполняясь свежим ароматом весны (Приложение 1, фото 1-4).

Это время года нашло свое отражение во всех видах искусства, начиная с XVIII века: музыке, литературе, изобразительном и декоративно-прикладном творчестве (Приложение 2, фото 1-4). Весенние мотивы ярко раскрываются в растительном орнаменте и ажурных узорах русского народного костюма (Приложение 3). Низкий поклон русским женщинам прошлых времен, которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли нам в будущее неповторимую красоту, свое искусство, ставшее гордостью национальной культуры, название которому - русский народный костюм.

Традиционная русская одежда – это целый пласт культуры народа, который надо знать, любить, уважать и сохранять. Эта тема заинтересовала меня. Изучая историю северорусского народного костюма, у меня возникло желание отразить его красоту и колорит в изделии, выполненном в технике вологодского кружева. Так родилась идея создания декоративного панно «Весна-красна на землю пришла», потому что весна – мое любимое время года.

Цель творческого проекта – создание декоративного панно «Весна-красна на землю пришла» в технике вологодского кружева.

Для этого я поставила перед собой следующие задачи:

  • изучить историю северорусского народного костюма;

  • разработать собственный эскиз изделия;

  • выполнить изделие в сцепной технике плетения кружев.


1. ИСТОРИЯ СЕВЕРОРУССКОГО КОСТЮМА

Все народные костюмы любого региона России просто невозможно описать, так как женский наряд - это предмет народного творчества, имеющий только некоторые сходные черты (Приложение 4, фото 1,2). Но сарафанный ансамбль принадлежит к северному и среднерусскому региону. Любой комплекс трехчастен - это головной убор, одежда и обувь (Приложение 5, фото 1,2).

Каким же он был, русский национальный костюм?

Важною «павой», «душой голубицей»

Издавна так называли девицу.

Девичьи руки в труде и заботе

С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде:

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное - скорбь, что на родине свято),

По подолу, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста,

Бисер, кораллы, янтарь золотистый.

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой:

Кика, сорока - убор молодицы,

Косник , венец - украшенье девицы,

Сборник, повойник - убор для старухи...

Самый красивый - убор молодухи.

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!
В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда - сарафан - пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с западными соседями?

Слово «сарафан» (от персидского «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами - «cерапа», то есть почетная одежда.

К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются, кроме сарафана, длинная рубаха с пышными рукавами, украшенная вышивкой, и кокошник.

Вологодский сарафанный свадебный наряд (Приложение 6) удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки - головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор - повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку».

Архангельский, Олонецкий костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками (Приложение 7, фото 1-3). Это самая дорогая сердцу русской крестьянки деталь одежды. Они всегда подчеркивали красоту русского северного костюма.

На севере Руси большое распространение имели сарафаны из красных тканей. Они считались самой нарядной одеждой. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ

1) Выбор материалов для изготовления изделия

Для выполнения изделия необходимы: фоновая ткань и нитки для плетения на коклюшках.

Выбор ткани. При выборе фоновой ткани я решила остановиться на шелке зеленого цвета, т.к. он раскрывает тему панно.

Выбор ниток. При плетении изделия использовала нитки «ирис» красного, оранжевого и белого цвета. А также применяем нитки «снежинка» белого цвета. Этими цветными нитками я хотела показать всю красоту русского народного костюма. Для чёткого выделения узора по центру рисунка идёт контурная нить «ирис», плетение «скань»: «елочка», «веревочка», «полотнянка».
2) Выбор формы, масштаба и дизайна

Изделие по форме и дизайну соответствует художественной картинке из «Женского календаря» размером 7см х 5см. Для создания эскиза задуманного панно масштаб оригинала мне пришлось увеличить в несколько раз.
3) Разработка схемы плетения

Разработка схемы – работа очень ответственная и кропотливая. Для ее прорисовки мне потребовалось 2 недели (Приложение 8).
4) Выбор техники плетения изделия

Для выплетения изделия я выбрала «сцепную технику» плетения кружева. Исполнение «полотнянки» основано на переплетении «в полный заплёт» с перевивом крайних долевых пар (Приложение 9), а узор «весенний цветок» выполнен плетением «сетка» (Приложение 10). Фоновая решётка выполнена плетешками с отвивными петельками (Приложение 11) и насновками (Приложение 12).
5) Оборудование и принадлежности

В работе использовано следующее оборудование: подставка, подушка, коклюшки. Принадлежности - булавки, простой карандаш, ножницы, циркуль, линейка, ластик, калька, клей ПВА, миллиметровая бумага, картон, лист ДВП размером 37 см х 47 см, декоративная рамка, маленькие гвозди.
6) Расчёт затрат на изготовление изделия

Чтобы сплести такое панно, мне понадобилось пробрести:

1. Ткань размером 50 см х 130 см по 200 руб. за 1 метр. Затраты составят: С1 = 100 руб.

2. Нитка «ирис» 6 мотков (50 г) при стоимости 35 руб. Затраты составят: С2 = 6 х 35 = 210 руб.

3. Нитка «снежинка» два мотка (75 г) при стоимости 30 руб. Затраты составят: С3 = 2 х 30 = 60 руб.

4. Общие затраты на приобретение материалов составят: См = С1 + С2 + С3 = 370 руб.
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА




п/п

Выполняемая операция

Материалы

Оборудование и принадлежности

I.

Разработка схемы плетения




Чертёжная бумага, калька, картон, простой карандаш, циркуль, линейка, ластик

Композиционная работа

II.

Плетение основного рисунка


«Рабочий сколок»

Валик с подставкой, коклюшки, крючок и булавки




1. Выполнение орнамента «Весна»

Красный «ирис», оранжевый «ирис», белый «ирис»

2. Плетение весеннего цветка «сеткой»

Красный «ирис», белый «ирис»

3. Заполнение овала лица «сеткой»

Белый «ирис»

4. Выполнение оплёта изделия «полотнянкой»

Красный «ирис», белый «ирис», оранжевый «ирис»

5. Заполнение фона «плетешками с отвивными петельками»

Нитки «снежинка»

Оформление композиции

III.

1. Натягивание фоновой ткани на основу, закрепление края

Лист ДВП

Швейная игла, клей ПВА

3. Пришивание выплетенной композиции




Швейная игла

4. Закрепление готового изделия в рамке

Рамка

Маленькие гвозди


(Приложение 13, фото 1,2)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня очень важно хранить традиции народного искусства. Кружевоплетение не утратило своего значения и в наши дни.

Вологодское кружево – особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и своеобразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство исполнения – таково его художественное своеобразие.

Чёткий рисунок с рельефным контуром на фоне лёгкой сквозной решётки – всё это рождает в моей работе образ Весны – красавицы. Представляя вам работу «Весна-красна на землю пришла», я хотела показать не только своё мастерство в области кружевоплетения, но и создать радостное и весеннее настроение.

«… Красота в природе рождается и руками сотворяется» (Приложение 14, фото 1,2).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Степаненко В. Сказ о голубом цветке. – М.: Советская Россия, 1983. – 256 стр.

  2. Фролова Е. Чистый источник. – М.: Молодая Гвардия, 1989.

  3. http:\\Peterburg2.ru

  4. www.history-ryazan.ru\print\368

Работу выполнила: Алёна Давыдова
Руководитель: Л.Б. Щурова


страница 1


скачать

Другие похожие работы: