NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008»; методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и икт»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______

зам.директора по УВР директор школы

Жукова И.Н. Полежаева Т.И.

30.08.2013г. 31.08.2013г.

Рабочая программа по информатики

для 10 класса


Составил: учитель информатики

Жуков В.А


2013г.
Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:


  • учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;

  • методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;

  • комплект цифровых образовательных ресурсов.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандарта основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;

  • Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).

Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Преподавание курса ориентировано на системно-информационную концепцию программы.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественно научные дисциплины, проектная деятельность в различных предметных областях.
Место курса в базовом учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации содержит в 10 классе учебный предмет «Информатика и ИКТ». Примерная программа рассчитана на 35 учебных часа.

Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю, 34 учебных занятия в год).
Программой предусмотрено проведение 26 практических работ, и 3 контрольных работ.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Информация и информационные процессы

4ч.

Компьютер и программное обеспечение

7 ч.

Информационные технологии

17 ч.

Итого

34 ч.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Кол – во

часов

Содержание урока

Требование к уровню подготовки

обучающихся ЗУН

Дидактический материал

Вид

контроля

По плану

фактически


1

3.09




Инструктаж по ТБ. Информация в природе, обществе и технике. Информационные процессы.

1

Информация в природе, обществе и технике. Информационные процессы.

Знать :ТБ

Уметь: пользоваться информацией




изучения и закрепления новых

знаний


2

10.09




Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.

1

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.

Знать: Количество информации

Уметь: оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами



изучения и закрепления новых

знаний

3

17.09




Алфавитный подход к определению количества информации.

1



Алфавитный подход к определению количества информации.

Знать: Алфавитный подход к определению количества информации.

Уметь: определять количества информации.







4

24.09




Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»

1




Уметь : применять и решать поставленные задачи

тест




5

1.10




Кодирование текстовой информации.

П/Р 1 Кодировки русских букв.

1

Кодирование текстовой информации.


Знать: Кодирование текстовой информации

Уметь: пользоваться кодировкой

таблица




6

8.10






Создание документов в текстовых редакторах.


1

Создание документов в текстовых редакторах.


Знать: Текстовый редактор

Уметь:








7


15.10




Форматирование документов.

П/Р 2 Создание и форматирование текстовых документов.

1




Создание и форматирование текстовых документов.


Уметь:

  • открывать готовую ЭТ;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ;




карточки




8

22.10




Компьютерные словари и системы компьютерного перевода. Системы оптического распознавания документов П/Р 3 Перевод с помощью словаря и переводчика. П/Р 4 Сканирование и распознавание текстового документа

1

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода. Системы оптического распознавания документов Сканирование и распознавание текстового документа

Уметь: переводить информацию

словарь

изучения и закрепления новых

знаний

9

29.10




Кодирование графической информации П/Р5 Кодирование графической информации

1




Знать : Кодирование графической информации







10

12.11




Растровая графика

П/Р6 Растровая графика



1


Растровая графика


Знать: Растровая графика








11

19.11






Векторная графика

П/Р7 Векторная графика

П/Р 8 Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

1

Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения

Знать: способы представления изображений в памяти ПК; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;




таблица

изучения и закрепления новых

знаний

12

26.11







Кодирование звуковой информации

П/Р9 Создание и редактирование оцифрованного звука

1




Кодирование звуковой информации



Знать: текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск




изучения и закрепления новых

знаний

13

3.12




Компьютерные презентации

П/Р10, 11 Разработка мультимедийной презентации

1

Компьютерные презентации


Уметь: Создавать презентации







14

10.12




Контрольная работа №2 «Информационные технологии»

1




К. р. № 2 Урок проверки и оценки знаний

тест

тест

15

17.12




Представление числовой информации с помощью систем счисления . П/Р 12 Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора


1

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Знать: Представление числовой информации с помощью систем счисления .

Уметь: Переводить числа из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора








16

24.12




Электронные таблицы

П/Р 13 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

1

Электронные таблицы

абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Знать: Электронные таблицы

Уметь: пользоваться ссылками




изучения и закрепления новых

знаний

17

14.01




Построение диаграмм и графиков

П/Р 14 Построение диаграмм различных типов


1


Построение диаграмм и графиков



. Уметь: Строить диаграммы

Таблица

диаграмм




18

21.01




Локальные компьютерные сети. П/Р 15 Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети.

1

Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети.

Знать:

что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями


Схема сетей




19

28.01




Глобальная компьютерная сеть Интернет

1

Глобальная компьютерная сеть Интернет

Знать: назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций







20

4.02




Подключение к Интернету.

П/З 16 Создание подключения к Интернету и определение IP-адреса

1

Создание подключения к Интернету и определение IP-адреса

Уметь: Создавать подключения к Интернету и определение IP-адреса







21

11.02




Всемирная паутина.

П/Р 17 Настройка браузера.


1

Всемирная паутина. Настройка браузера












22

18.02




Электронная почта.

П/Р 18 Работа с электронной почтой.


1


Электронная почта.


Уметь: создавать электронную почту







23

25.02




Общение в Интернете в реальном времени.

П/Р 19 Общение в реальном времени в локальных и глобальных компьютерных сетях

1

Общение в Интернете в реальном времени. Общение в реальном времени в локальных и глобальных компьютерных сетях


Уметь: создавать и передавать письма по электронной почте







24

4.03




Файловые архивы. П/Р 20 Работа с файловыми архивами.

1

Файловые архивы.

Уметь: Работать с файловыми архивами.




практическая работа

25

11.03




Радио, телевидение и Web – камеры в Интернете

1

Радио, телевидение и Web – камеры в Интернете

Уметь: пользоваться камерой







26

18.03




Геоинформационные системы в Интернете

П/Р 21 Геоинформационные системы в Интернете

1

Геоинформационные системы в Интернете


Знать: осуществлять обмен информацией с файл – сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;








27

1.04




Поиск информации в Интернете.

П/Р 22 Поиск информации в Интернете.

1




Поиск информации в Интернете.



Уметь: находить информацию в интернете







28

8.04




Контрольная работа №3 «Коммуникационные технологии»

1




К. р. № 3 Урок проверки и оценки знаний




тест

29

15.04




Электронная коммерция в Интернете

П/Р 23 Заказ в Интернет магазине


1


Электронная коммерция в Интернете










30

22.04




Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете

1

Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете

Уметь: пользоваться библиотекой ,словари, энциклопедии







31

29.04




Основы языка разметки гипертекста




Основы языка разметки гипертекста

Знать: Основы языка разметки гипертекста







32

6.05




П/Р 24 Разработка Web-страницы

1

Разработка Web-страницы

Уметь: Разрабатывать Web-страницы







33

13.05




Обобщающий урок

1













34

20.05




Подготовка к ЕГЭ

1










тест

35

27.05




Подготовка к ЕГЭ

1










тест


Содержание

Информации и информационные процессы.

- Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между эле­ментами, сигналы.

- Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства ин­формации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфа­витный подход к определению количества информации.

- Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки ко­дирования.

- Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления ин­формации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы по­иска. Критерии отбора.

- Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информа­ции. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, био­логических и технических системах.

- Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представ­ления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс.

- Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

- Организация личной информационной среды.

Практические работы.

1. Измерение информации. Решение задач на определение количества информации, со­держащейся в сообщении, при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

2. Информационные процессы. Решение задач, связанных с выделением основных ин­формационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

3. Кодирование информации. Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

4. Поиск информации. Формирование запросов на поиск данных. Осуществление по­иска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

5. Защита информации. Использование паролирования и архивирования для обеспече­ния защиты информации.
Информационные модели

- Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематери­альные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моде­лирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

- Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные I модели.

- Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

- Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управ­ление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляе­мые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархич­ности систем. Самоорганизующиеся системы.

- Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Практические работы.

6. Моделирование и формализация. Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

7. Исследование моделей. Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение резуль­тата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

8. Информационные основы управления. Моделирование процессов управления в ре­альных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информа­ционных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Информационные системы.

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, се­тевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (табли­цы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотаб­личных базах данных.

Практические работы.

9. Информационные системы. СУБД. Знакомство с системой управления базами дан­ных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редакти­рования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Форми­рование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных ком­пьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информа­ционных объектов, организации личного информационного пространства, защиты ин­формации.

Практические работы.

10. Компьютер и программное обеспечение. Выбор конфигурации компьютера в зави­симости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка опера­ционной системы. Работа с графическим интерфейсом Linux, стандартными и служебны­ми приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Перечень учебно-методических средств обучения
Учебник:

Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2008.
Дополнительная литература.


  • Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8 – 11 классы : методическое пособие / Н.Д.Угринович. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  • Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.

  • Тесты. Информатика и информационные технологии. 6-11 класс. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б.

  • Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

  • Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Модем

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; микрофон.

  • Интернет.

  • ОС Windows или Linux.



Список литературы.


  1. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Супрун П.Г., Якушкин П.А. Единый Государственный Экзамен 2007 г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Информатика.: Учебное пособие Допущено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки – М.: «Интеллект-Центр», 2005-2007.

  2. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. / Н.В. Макарова. – СПБ: «Питер», 2007.

  3. Андреева Е.В., Фалина, И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика. : Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знания.), 2004.

  4. Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. - М.:Hаука, 1985-352с.

  5. Андреева Е.В., Щепин Е.В. Основы теории информации. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004

  6. Андреева Е.В Основы теории информации. Материалы. Публикация в 1 сентября. “Информатика” №4/2004 1 п.л. 2004

  7. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Учебная Сборник «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика», МО РФ – НФПК». М.: Вита-Пресс – 2004.

  8. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов по информатике 2007 г., 2006 г., 2005 г., 2004 г. (http://fipi.ru)

  9. Робертсон А.А. Программирование – это просто: Пошаговый подход / А.А. Робертсон; Пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  10. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы / Д.М. Златопольский – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  11. Русаков С.В. Олимпиады по базовому курсу информатики. : Методическое пособие / С.В. Русаков, Л.А. Залогова, И.Г. Семакин и др.; Под ред. С.В. Русакова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  12. Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  13. Моханов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Моханов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахов – 2-е изд., испр. – 2006.

  14. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Учебно – методические средства обучения и контроля.


  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.

  2. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8–11 классы /Н. Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.

  3. Практикум по информатике и информационным технологиям

Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.



страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Протокол № от

Протокол: 1 стр.