NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Учебник для 2 класса. М.: Бином, 2008. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: учебник для 3 класса. М.: Бином, 2008


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кусинская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано

Зам. директора по УВР

__________________/Миронова М.Е./

Протокол ___ от ________________

Утверждено

директор МОУ «Кусинская СОШ»

______________________


Рабочая программа

внеурочной деятельности
«Занимательная информатика»


Возраст детей:

7-10 лет

Составила:

Скоморохова Ирина Юрьевна,

учитель математики и информатики


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Непрерывность обучения информатике — это необходимый шаг в развитии общего образования.

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике составлена на основе авторской программы курса предмета «Информатика» для 2 – 4 классов средней общеобразовательной школы Матвеевой Н.В.

Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекса, в который входят:

1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: учебник для 2 класса. - М.: Бином, 2008.

2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2008.

3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2008.

4. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 2, 3, 4 классы, Матвеева Н.В. и др.

5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: Методическое пособие 2, 3, 4 классы - М.: Бином, 2009. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей.

Электронное сопровождение:

  • ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 2 класс (http://school-collection.edu.ru/)

  • ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class;[]=45&subject;[]=19)

  • Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)

  • Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)

При создании программы учитывались требования федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

Задачами курса являются:

  • формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

  • формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;

  • овладение приемами и способами информационной деятельности;

  • формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:

  • информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);

  • информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);

  • источники информации (живая и неживая природа, творения человека);

  • работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

  • средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);

  • организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

Под предметной компетентностью в области информатики понимается «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:

  • доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);

  • обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);

  • интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);

  • оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);

  • создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».

Информатика относится к предметам естественнонаучного цикла и, наряду с математикой, является фундаментальным ядром начального образования. Предметы данного цикла рассматриваются как целостная система сведений о мире, связях, отношениях, зависимостях и закономерностях окружающей действительности. Представление информации в данном цикле опирается на общие категории, универсальные методы познания и формализации знаний, межпредметные связи, практическую направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребёнка. Информатика и математика вносят большой вклад в формирование у учащихся целостного естественнонаучного мировоззрения, в развитие потребности к познанию и в формирование системного опыта, как познавательной деятельности, так и практического применения знаний и умений. Предмет «Информатика» отличается системным представлением учебной информации. При этом происходит:

  1. Поэтапное формирование понятий «информация», «система», «алгоритм» и других важных представлений.

  2. Развитие системных представлений на основе усвоения школьниками представлений о связях и отношениях объектов реальной действительности между собой и возникающих при этом системных эффектах.

  3. Формирование алгоритмического похода к решению текстовых задач, что является наиболее значимой проблемой в процессе обучения в старших классах.

  4. Единство и согласованность «по горизонтали» и «вертикали» с другими дисциплинами используемого учебного материала (межпредметная интеграция).

  5. Практическая направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребенка работы с информацией (ее анализ, синтез и разные способы поиска, хранения, обработки и передачи).

На занятиях по внеурочной деятельности по предмету «Информатика» школьники учатся:

  1. Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.

  2. Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».

  3. Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.

  4. Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).

  5. В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.

  6. При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.

  7. При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

  8. Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».

  9. Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.

  10. Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.


Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы
знать/понимать

  • основные источники информации;

  • назначение основных устройств компьютера;

  • правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);


уметь

  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;

  • составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;

  • составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);

  • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;

  • сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;

  • различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;

  • различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);

  • выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;

  • определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;

  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

  • сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;

  • обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;

  • самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;

  • осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;

  • решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;

  • осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;

  • изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.



Место внеурочной деятельности «Занимательная информатика»

в системе учебных дисциплин начальной школы



Место внеурочной деятельности «Занимательная информатика» в системе других учебных дисциплин определяется его целью и содержанием. Цель – это целенаправленно научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера. Это необходимо для того, чтобы научить детей применять современные информационные технологии для решения учебных и практических задач до того, как они придут в старшие классы, подобно тому, как в начальной школе учат читать и писать – чтобы в старших классах эти умения служили уже инструментом в многотрудной учебной деятельности. Информатика в начальной школе изучается школьниками легко и охотно.

Ребенок погружен в некую новую предметную и новую информационную среду. Действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плейеры, декодеры и так далее.

В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее чем русский язык и математика.

При изучении любой школьной дисциплины дети учатся работать с информацией, но делают это неосознанно: работают с информацией, но не знают, что они работают с информацией. На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики.

В базисном образовательном плане указано, что изучение информатики и математики «направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования».

Информатика выполняет интегрирующую функцию, формируя на своих уроках знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.

Аналитическая деятельность обучающихся начальной школы на уроках информатики:

  • выделение и называние объекта окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель информации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.);

  • называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного состава объекта (системы), называние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма, исполнителя алгоритма, и других объектов информатики;

  • выделение и называние свойств объекта (системы), которые отражены в той или иной его модели;

  • сравнение между собой объектов, в том числе абстрактных объектов информатики (сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления и др.);

  • формулирование суждения и умозаключения


Практическая деятельность обучающихся начальной школы на уроках информатики:

  • преобразование одной формы представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или схему и т.д.);

  • описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения;

  • создание текстовой, математической и графической модели объекта окружающего мира;

  • создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе;

  • сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления и др.);

  • обмен письменными сообщениями и файлами по электронной почте;

  • осуществление коммуникативного процесса по скайпу;

  • поиск данных в сети Интернет (по ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.


На изучение внеурочной деятельности «Занимательная информатика» отводится 1 час в неделю, общее количество часов за три года обучения 102.

Занятия могут проводиться учителем начальной школы, учителем информатики или педагогом дополнительного образования.

Тематическое планирование учебного материала 1 год обучения


п/п

Тема учебного занятия

Количество часов

Дата

1

2

3

4

Виды информации, человек и компьютер

1

Человек и информация

1




2

В мире звуков

1




3

Какая бывает информация

1




4

Источники информации

1




5

Приемники информации

1




6

Радио и телефон

1




7

Компьютер как инструмент

1




8

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1




Кодирование информации

9

Носители информации

1




10

Кодирование информации

1




11

Алфавит и кодирование информации

1




12

Английский алфавит и славянская азбука

1




13

Письменные источники информации

1




14

Разговорный и компьютерный языки

1




15

Текстовая и графическая информация

1




16

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1




Числовая информация и компьютер

17

Числовая информация

1




18

Время и числовая информация

1




19

Число и кодирование информации

1




20

Код из двух знаков

1




21

Помощники человека при счете

1




22

Память компьютера

1




23

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1




Данные

24

Данные

1




25

Текстовые данные

1




26

Передача данных

1




27

Компьютер и обработка данных

1




28

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1




29

Работа над проектом

1




30

Работа над проектом

1




31

Работа над проектом

1




32

Работа над проектом

1




1

2

3

4

33

Защита проекта

1




34

Защита проекта

1





Тематическое планирование учебного материала 2 год обучения


п/п

Тема учебного занятия

Количество часов

Дата

1

2

3

4

Знакомство с информатикой

1

Человек и информация

1




2

Источники и приемники информации

1




3

Искусственные и естественные источники информации

1




4

Носители информации

1




5

Что мы знаем о компьютере

1




6

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1




Действия с информацией

7

Немного истории о действиях с информацией

1




8

Сбор информации

1




9

Представление информации

1




10

Кодирование информации

1




11

Декодирование информации

1




12

Хранение информации

1




13

Обработка информации

1




14

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1




Объект и его характеристика

15

Объект

1




16

Имя объекта

1




17

Свойства объекта

1




18

Общие и отличительные свойства

1




19

Существенные свойства и принятие решения

1




20

Элементный состав объекта

1




21

Действия объекта

1




22

Отношения между объектами

1




23

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1




Информационный объект и компьютер

24

Информационный объект и смысл

1




25

Документ как информационный объект

1




26

Электронный документ и файл

1




27

Компьютер и обработка данных

1




28

Текст и текстовый редактор

1




29

Изображение и графический редактор

1




30

Схема и карта

1




31

Число и программный калькулятор

1




32

Таблица и электронные таблицы

1
















1

2

3

4

33

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1




34

Решение логических задач

1





Тематическое планирование учебного материала 3 год обучения


п/п

Тема учебного занятия

Количество часов

Дата

1

2

3

4

Повторение

1

Человек и информация

1




2

Действия с информацией

1




3

Объект и его свойства

1




4

Отношения между объектами

1




5

Компьютер

1




6

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1




Понятие, суждение, умозаключение

7

Понятие

1




8

Деление и обобщение понятий

1




9

Отношения между понятиями

1




10

Совместимые и несовместимые понятия

1




11

Понятия «истина» и «ложь»

1




12

Суждение

1




13

Умозаключение

1




14

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1




Модель и моделирование

15

Модель объекта

1




16

Модель отношений между понятиями

1




17

Алгоритм

1




18

Исполнитель алгоритма

1




19

Компьютерная программа

1




20

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1




Информационное управление

21

Управление собой и другими людьми

1




22

Управление неживыми объектами

1




23

Схема управления

1




24

Управление компьютером

1




25

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1




26

Работа над проектом «Моделирование»

1




27

Работа над проектом «Моделирование»

1




28

Работа над проектом «Моделирование»

1




29

Работа над проектом «Моделирование»

1




30

Работа над проектом «Моделирование»

1




31

Защита над проектом

1




32

Защита над проектом

1




1

2

3

4

33

Решение логических задач

1




34

Решение логических задач

1






ЛИТЕРАТУРА
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: учебник для 2 класса. - М.: Бином, 2008.

2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2008.

3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2008.

4. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 2, 3, 4 классы, Матвеева Н.В. и др.

5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: Методическое пособие 2, 3, 4 классы - М.: Бином, 2009. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей.
Электронное сопровождение:

  • ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 2 класс (http://school-collection.edu.ru/)

  • ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class;[]=45&subject;[]=19)

  • Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)

  • Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)

  • ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.

  • ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.

  • ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс Н.В. Матвеева и др.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Протокол № от

Протокол: 1 стр.