Учебник для 4 класса: в 2 ч. М.: Просвещение, 2009. А. А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. М.: Просвещение, 2009
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю, в том числе проведение практических занятий – 1час, экскурсий – 1 час.
Для реализации программного содержания используются:
А.А. Плешаков Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.
А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.
А.А. Плешаков От земли до неба. Атлас - определитель
А.А. Плешаков Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир 4 класс». – М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.
Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
- воспитание любви к своей малой Родине и к Родине.
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
При изучении предмета мир вокруг нас продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. Предмет мир вокруг нас способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, вызванной углублением экологических проблем с одной стороны, и крайним дефицитом экологической культуры в обществе- с другой. В связи с этим, особое внимание при реализации программы уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.
Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:
-организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,
- проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,
- проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,
-обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,
-экскурсии и учебные прогулки,
- встречи с людьми различных профессий,
-организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.
Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы её граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.
Далее в теме «Родной край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
Следующие темы программы – «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 4 класса:
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать:
- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта, план местности);
- названия океанов, материков;
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники России;
- основные природные зоны, уметь дать им характеристику;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
В результате изучения окружающего мира ученик должен
уметь:
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных групп); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе - материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Лабораторные и практические работы | Примечание |
| Земля и человечество. | 10. | | | |
1. | Введение. Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. | 1 | 3.09.2013 | | |
2-3. | Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года. | 2 | 7.09.2013- 10.09.2013 | Практическая работа | |
4. | Звездное небо – великая книга природы. | 1 | 14.09.2013 | Тест «Планеты солнечной системы». | |
5. | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. | 1 | 17.09.2013 | Практическая работа | |
6. | Пояса Земли. | 1 | 21.09.2013 | Самост. работа | |
7. | Мир глазами историка. | 1 | 24.09.2013 | Тест «Мир глазами историка» | |
8. | Когда и где. История – путешествие в глубь времен. Карта – помощница. | 1 | 28.09.2013 | | |
9. | Прошлое и настоящее глазами эколога. | | 1.10.2013 | | |
10. | Сокровища Земли под охраной человечества. Обобщающий урок. | 1 | 5.10.2013 | Проверочная работа | |
| Природа России. | 10. | | | |
11. | Равнины и горы России. | 1 | 8.10.2013 | Практическая работа | |
12. | Моря, озера и реки России. | 1 | 12.10.2013 | Практическая работа | |
13. | Зона Арктических пустынь. | 1 | 15.10.2013 | | |
14. | Тундра. | 1 | 19,10.2013 | Тест «Арктика» | |
15. | Леса России. | 1 | 22.10.2013 | Тест «Тундра» | |
16. | Лес и человек. | 1 | 26.10.2013 | Экскурсия | |
17. | Зона степей. | 1 | 29.10.2013 | Самостоятельная работа | |
18. | Пустыни. | 1 | 12.11.2013 | | |
19. | У Черного моря. | 1 | 16.11.2013 | | |
20. | Экологическое равновесие. Обобщающий урок. | 1 | 19.11.2013 | Проверочная работа | |
| Родной край – часть большой страны. | 14. | | | |
21. | Наш край. | 1 | 23.11.2013 | | |
22. | Поверхность нашего края. | 1 | 26.11.2013 | Экскурсия | |
23. | Водоёмы нашего края. | 1 | 30.11.2013 | | |
24-25. | Наши подземные богатства. | 2 | 3.12.2013- 7.12.2013 | Тест «Наши подземные богатства» | |
26. | Земля – кормилица. | 1 | 10.12.2013 | | |
27. | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. | 1 | 14.12.2013 | | |
28. | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. | 1 | 17.12.2013 | | |
29-30. | Жизнь пресного водоема. | 2 | 21.12.2013- 24.12.2013 | Экскурсия | |
31. | Растениеводство в нашем крае. | 1 | 28.12.2013 | Проверочная работа «Растениеводство в нашем крае». | |
32. | Незаметные защитники урожая. | 1 | 14.1.2014 | | |
33. | Животные в нашем крае. | 1 | 18.01.2014 | | |
34. | Обобщающий урок – игра «Я знаю родной край». | 1 | 21.01.2014 | | |
| Страницы всемирной истории. | 5. | | | |
35. | Начало истории человечества. | | 25.01.2014 | | |
36. | Мир древности: далекий и близкий. | 1 | 28.01.2014 | | |
37. | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | 1.02.2014 | | |
38. | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | 4.02.2014 | | |
39. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | 8.02.2014 | | |
| Страницы истории Отечества. | 20. | | | |
40. | Жизнь древних славян. | 1 | 11.02.2014 | Тест по теме. | |
41. | Во времена Древней Руси. | 1 | 15.02.2014 | | |
42. | Страна городов. | 1 | 18.02.2014 | | |
43. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | 22.02.2014 | | |
44. | Трудные времена на Русской земле. | 1 | 25.02.2014 | | |
45. | Русь расправляет крылья. | 1 | 1.03.2014 | Самостоятельная работа | |
46. | Куликовская битва. | 1 | 4.03.2014 | | |
47. | Иван III. | 1 | 11.03.2014 | | |
48. | Мастера печатных дел. | 1 | 15.03.2014 | | |
49. | Патриоты России. | 1 | 18.03.2014 | | |
50. | Петр Великий. | 1 | 22.03.2014 | Самостоятельная работа | |
51. | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | 1.04.2014 | | |
52. | Екатерина Великая. | 1 | 5.04.2014 | | |
53. | Отечественная война 1812 года. | 1 | 8.04.2014 | | |
54. | Страницы истории XIX. | 1 | 12.04.2014 | | |
55. | Россия вступает в XX век. | 1 | 15.04.2014 | Проверочная работа | |
56. | Страницы истории 20-30 годов. | 1 | 19.04.2014 | | |
57. | Великая война и Великая Победа. | 1 | 22.04.2014 | Экскурсия | |
58. | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | 26.04.2014 | | |
59. | Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества». | 1 | 29.04.2014 | | |
| Современная Россия. | 8 | | | |
60. | Основной закон России и права человека. | 1 | 3.05.2014 | | |
61. | Дети имеют право на особую заботу и помощь. | 1 | 6.05.2014 | | |
62. | Мы – граждане России. | 1 | 10.05.2014 | Тест по теме. | |
63 | Славные символы России. | 1 | 13.05.2014 | | |
64. | Такие разные праздники. | 1 | 17.05.2014 | | |
65-66. | Путешествие по России. | 2 | 20.05.2014- 24.05.2014 | Проверочная работа | |
67. | Обобщающий урок – игра КВН. Задания на лето. | 1 | 27.05.20014 | | |
Содержание программы учебного предмета
4 КЛАСС (68 ч)
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (14 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результа1те деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связянные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХП1—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХН1—XV вв.
Наше Отечество в XVI—XVН вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVП вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции . 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Формы и средства контроля.
Тесты.
Самостоятельные работы.
Контрольные работы.
Устный опрос
Перечень учебно – методического обеспечения:
Учебник «Мир вокруг нас».
Учебник в двух частях.
Москва «Просвещение»
А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».
О.И.Дмитриева.
К учебному комплекту
А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой
Москва «Вако», 2009
Окружающий мир. Проверим себя.
А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова
В двух частях
Издательство «Вита»
Москва, 2009
Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания.
Е.Г.Каткова
Типовые тестовые задания.
Издательство «Экзамен»
Москва, 2010
ТЕСТ №1
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: