Учебник для 5 кл общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. М. Просвещение, 2009
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______
зам.директора по УВР директор школы
Жукова И.Н. Полежаева Т.И.
30.08.2013г. 31.08.2013г.
Рабочая программа по технологии
для 5 класса
Составил: учитель технологии
Жуков В.А
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5-7 классы (вариант для мальчиков)».
Рабочая программа ориентирована на использование следующих основных и дополнительных учебно-методических пособий:
для учащихся:
В.Д.Симоненко. Технология: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Просвещение, 2009.
Для учителя:
В.Д.Симоненко. Технология: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Просвещение, 2009.
Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. - М. : Просвещение, 1984.
- Коваленко, В. И. Объекты труда. 5 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Куленёнок. -М. : Просвещение, 1990.
-Программа «Технология».5-11 классы. -М. : Просвещение, 2005.
На основании примерных программ Министерства образования, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии, реализуется программа следующего уровня: в 5 классах - базисный уровень.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено ниже в табличной форме.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, технологические карты изготовления (15 шт.), объекты труда, раздаточный материал, аудио- и видеотехнику.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: слайд-лекций, программ обучения, игровых программ.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)
Учащиеся должны знать:
что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
что такое текстовая и графическая информация;
какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
виды пиломатериалов;
возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ПК в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
принципы ухода за одеждой и обувью.
Уметь:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по технологическим картам;
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
понимать содержание технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
графически изображать основные виды механизмов передач;
находить необходимую техническую информацию;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции на сверлильном станке;
соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
набирать и редактировать текст;
создавать простые рисунки;
работать на ПК в режиме калькулятора.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
вести экологически здоровый образ жизни;
использовать ПК для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
планировать и оформлять интерьер: ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата проведения | №п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дидактический материал | |||
план | факт | |||||||||
7.09 | | 1 | Вводное занятие | 1 | Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской | Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской | Ответы на вопросы | | ||
7.09 | | 2 | Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины | 1 | Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака | Знать: назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке. Уметь: организовывать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту | Учебник §1. Ответы на вопросы. Контроль за выполнением практического задания | | ||
14.09 14.09 | | 3-4 | Древесина как природный конструкционный материал | 2 | Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины | Знать: сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; природные пороки древесины. Уметь: распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре | Учебник §2. Ответы на вопросы. Распознавание пород древесины | | ||
21.09 21.09 | | 5-6 | Древесные материалы. Пиломатериалы | 2 | Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Виды пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональное использование | Знать: виды древесных материалов, пиломатериалов; области их применения, способы рационального использования. Уметь: определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесных материалов и заготовок | Учебник §3. Ответы на вопросы. Лабораторная работа «Распознавание видов древесных материалов по внешним признакам» | | ||
28.09 28.09 | | 7-8 | Графическое изображение деталей из древесины | 2 | Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертёж плоскостной детали. Правила чтения чертежа | Знать: отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб; основные сведения о линиях чертежа. Уметь: различать разные типы графических изображений; виды проекций; читать чертёж плоскостной детали | Учебник §4. Ответы на вопросы. Зарисовка эскиза детали. Чтение чертежа детали | | ||
5.10 5.10 | | 9-10 | Этапы создания изделий из древесины. Технологическая карта | 2 | Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта её назначение. Основные технологические операции | Знать: основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции. Уметь определять последовательность изготовления детали по технологической карте | Учебник §5. Ответы на вопросы | | ||
12.10 12.10 | | 11-12 | Разметка заготовок из древесины | 2 | Разметка заготовок с учётом направления волокон и наличия пороков материала. Инструменты для разметки | Знать: правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины. Уметь: выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала | Учебник §6. Ответы на вопросы. Разметка заготовки по чертежу | | ||
19.10 19.10 | | 13-14 | Пиление столярной ножовкой | 2 | Пиление как технологическая операция. Инструменты для пиления. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции | Знать: инструменты для пиления; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции. Уметь: пилить заготовки столярной ножовкой, контролировать качество выполненной операции | Учебник §7. Ответы на вопросы. Пиление заготовки | | ||
26.10 26.10 | | 15-16 | Строгание древесины | 2 | Строгание как технологическая операция. Инструменты для строгания, их устройство. Правила безопасной работы при строгании | Знать: устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании. Уметь: выполнять сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы | Учебник §8. Ответы на вопросы. Строгание заготовки | | ||
2.11 2.11 | | 17-18 | Сверление отверстий | 2 | Сверление как технологическая операция. Инструменты для сверления, их устройство. Виды свёрл. Правила безопасной работы при сверлении | Знать: виды свёрл; типы отверстий; устройство инструментов для сверления; правила безопасной работы при сверлении; последовательность действий при сверлении. Уметь: закреплять свёрла в коловороте и дрели; размечать отверстия; просверливать отверстия нужного диаметра | Учебник §9. Ответы на вопросы. Сверление отверстий в заготовках | | ||
16.11 16.11 | | 19-20 | Соединение деталей гвоздями и шурупами | 2 | Способы соединения деталей из древесины. Виды гвоздей и шурупов. Инструменты для соединения деталей гвоздями и шурупами. Правила безопасной работы | Знать: виды гвоздей и шурупов; правила выбора гвоздей и шурупов для соединения деталей; правила безопасной работы. Уметь: выбирать гвозди и шурупы для соединения деталей из древесины; выполнять соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами | Учебник §§10, 11. Ответы на вопросы. Контроль качества соединения деталей | | ||
23.11 23.11 | | 21-22 | Склеивание изделий из древесины. | 2 | Соединение деталей изделия на клей. Виды клея. Правила безопасной работы с ним. | Знать: виды клея и области их применения; правила безопасной работы с клеем. Уметь: выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединять детали изделия клеем | Учебник §12. Ответы на вопросы. Контроль качества | | ||
30.11 30.11 | | 23-24 | Зачистка изделий из древесины | 2 | Зачистка как отделочная операция. Инструменты для опиливания и зачистки. Виды наждачных шкурок | Знать: инструменты для опиливания и зачистки; назначение опиливания и зачистки. Уметь: выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия | Учебник §13. Ответы на вопросы. Контроль качества | | ||
7.12 7.12 | | 25-26 | Выжигание по древесине | 2 | Выжигание. Правила безопасной работы с электрическими приборами | Знать: Правила безопасной работы с электрическими приборами. Уметь: подготавливать поверхность материала для выжигания | Учебник §14. Ответы на вопросы. Контроль качества | | ||
14.12 14.12 | | 27-28 | Выпиливание лобзиком | 2 | Выпиливание лобзиком. Правила безопасной работы при выпиливании | Знать: виды лобзиков и правила безопасной работы при работе лобзиком Уметь: выбирать заготовки для выпиливания, выпиливать фигуры и простые орнаменты | Учебник §15. Ответы на вопросы. Контроль качества | | ||
21.12 21.12 | | 29-30 | Защитная и декоративная отделка изделия | 2 | Защитная и декоративная отделка изделия. Лакирование изделий из дерева. Правила безопасной работы при художественной обработке древесины | Знать: различные приёмы художественной обработки древесины; инструменты для такой обработки; Уметь: выполнять защитную и декоративную отделку изделий с соблюдением правил безопасной работы | Учебник §16 Ответы на вопросы. Контроль качества выполненных операций | | ||
28.12 | | 31 | Понятие о механизме и машинах | 1 | Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Машина и её виды. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Условные обозначения деталей и узлов механизмов на кинематических схемах | Знать: сущность понятий машина, механизм, деталь; типовые детали; типовые соединения; условные обозначения деталей, узлов механизмов на кинематических схемах. Уметь: читать кинематические схемы; строить простые кинематические схемы. | Учебник §17. Ответы на вопросы. Построение и чтение кинематических схем | | ||
28.12 | | 32 | Рабочее место для ручной обработки металла | 1 | Слесарный верстак: его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. Профессии, связанные с обработкой металла. Правила безопасности труда при ручной обработке металла | Знать: устройство и назначение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасности труда. Уметь: регулировать высоту верстака в соответствии со своим ростом; рационально размещать инструменты и заготовки на слесарном верстаке; закреплять заготовки в тисках | Учебник §18. Регулировка высоты верстака в соответствии с ростом учащихся | | ||
11.01 11.01 | | 33-34 | Тонколистовой металл и проволока | 2 | Металлы: их основные свойства и область применения. Чёрные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы её получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов | Знать: основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла; способы получения проволоки; профессии, связанные с добычей и производством металлов. Уметь: различать цветные и чёрные металлы; виды листового металла и проволоки | Учебник §19. Ответы на вопросы. Распознавание видов металла | | ||
18.01 18.01 | | 35-36 | Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки | 2 | Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Правила чтения чертежей. Технологическая карта | Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение конструктивных элементов деталей; правила чтения чертежей; содержание технологической карты. Уметь: читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки; определять последовательность изготовления детали по технологической карте | Учебник §20. Ответы на вопросы. Терминологический диктант | | ||
25.01 25.01 | | 37-38 | Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки | 2 | Правка как технологическая операция. Ручные инструменты для правки тонколистового металла и проволоки. Правила безопасной работы | Знать: назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы. Уметь: править тонколистовой металл и проволоку. | Учебник §22. Ответы на вопросы. Контроль за выполнением практической работы | | ||
1.02 1.02 | | 39-40 | Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки | 2 | Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Ручные инструменты для разметки. Шаблон. | Знать: правила разметки заготовок из тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство ручных инструментов и приспособлений для разметки; правила безопасной работы при разметке. Уметь: выполнять разметку заготовок из тонколистового металла и проволоки. | Учебник §23. Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения операции разметки | | ||
8.02 8.02 | | 41-42 | Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки | 2 | Резание и зачистка: особенности выполнения данных операций. Инструменты для выполнения операций резания и зачистки. Правила безопасной работы | Знать: назначение операций резания и зачистки; назначение и устройство ручных инструментов для выполнения операций резания и зачистки; правила безопасной работы при выполнении данных операций. Уметь: выполнять резание заготовок; зачистку (опиливание) заготовок из тонколистового металла и проволоки | Учебник §§24,25. Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения операций резания и зачистки | | ||
15.02 15.02 | | 43-44 | Гибка тонколистового металла и проволоки | 2 | Гибка тонколистового металла и проволоки как технологическая операция. Инструменты и приспособления для выполнения операции гибки. Правила безопасной работы | Знать: о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство инструментов и приспособлений для выполнения операции сгибания; правила безопасной работы. Уметь: выполнять операцию гибки тонколистового металла и проволоки | Учебник §26. Ответы на вопросы. Контроль за выполнением практической работы | | ||
22.02 22.02 | | 45-46 | Пробивание и сверление отверстий | 2 | Пробивание и сверление отверстий в тонколистовом металле. Ручные инструменты и приспособления для выполнения операций пробивания и сверления отверстий. Правила безопасной работы | Знать: приемы выполнения операций пробивания и сверления отверстий; назначение и устройство инструментов для пробивания и сверления; правила безопасной работы. Уметь: пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом металле | Учебник §27. Ответы на вопросы. Контроль за выполнением практической работы | | ||
1.03 1.03 | | 47-48 | Устройство сверлильного станка и приемы работы на нем | 2 | Назначение и устройство сверлильного станка. Приемы работы на станке. Правила безопасной работы | Знать: устройство сверлильного станка; правила безопасной работы. Уметь: выполнять операцию сверления на сверлильном станке | Учебник §28. Ответы на вопросы. Контроль качества выполненной работы | | ||
15.03 15.03 | | 49-50 | Соединение деталей из тонколистового металла. Отделка изделий из металла | 2 | Способы соединения деталей из тонколистового металла. Защитная и декоративная отделка изделий из металла. Правила безопасности труда | 3нать : способы соединения деталей из тонколистового металла; способы защитной и декоративной отделки изделий из металла; правила безопасной работы. Уметь: выполнять соединение деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением; отделку изделия. | Учебник §§29,30 Ответы на вопросы. Контроль качества выполненной работы | | ||
22.03 22.03 | | 51-52 | Интерьер дома | 2 | Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения | Знать: понятие интерьер; требования, предъявляемые к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон. Уметь: анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики | Учебник §31. Ответы на вопросы. Творческие задания | | ||
5.04 5.04 | | 53-54 | Уход за одеждой и книгами | 2 | Выбор и использование современных средств ухода за одеждой, обувью и мебелью. Способы удаления пятен с одежды, мебели, обивки. Выбор технологий длительного хранения одежды и обуви. Способы ухода за книгами. Уборка жилого помещения. Современная бытовая техника для выполнения домашних работ | Знать: последовательность операций во время уборки помещений; правила ухода за мебелью, одеждой, обувью, книгами; условные обозначения ухода за текстильными изделиями; современную бытовую технику для выполнения домашних работ, её устройство и назначение. Уметь: выполнять уборку помещений; ухаживать за мебелью, одеждой, обувью, книгами с использованием современных средств ухода и бытовой техники | Учебник §33. Ответы на вопросы. Разработка предмета интерьера | | ||
12.04 12.04 | | 55-56 | Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена | 2 | Режим дня - основа здорового образа жизни. Основы рационального питания. Личная гигиена | Знать: основные требования к режиму дня школьника; основы рационального питания школьника; правила личной гигиены. Уметь: планировать свой день; рационально питаться; ухаживать за телом, зубами, волосами | Учебник §34. Ответы на вопросы | | ||
19.04 | | 57 | Культура поведения в семье. Семейные праздники | 1 | Этикет. Культура общения. Взаимоотношения в семье, школе. Правила приёма гостей. Правила поведения в гостях, в театре, в кино. | Знать: понятие этикет; правила поведения при общении с членами семьи, сверстниками и взрослыми. Уметь: использовать знания правил поведения на практике | Учебник §§35,36. Ответы на вопросы. Тестирование | | ||
19.04 | | 58 | Подарки и переписка | 1 | Правила выбора подарка. Правила переписки. | Знать: правила выбора подарка; правила переписки. Уметь: выбирать подарок; правильно вести себя в гостях; дарить подарки. | Учебник §37. Ответы на вопросы. Тестирование Ситуативные задачи. | | ||
26.04 26.04 | | 59-60 | Графический редактор Microsoft Paint | 2 | Информация. Информационные технологии. Виды редакторов. Графический редактор Microsoft WordPad. Правила создания рисунка, эскиза | Знать: сущность понятий информация, информационная технология; виды редакторов; назначение графического редактора. Уметь: выполнять рисунки, эскизы с помощью графического редактора | Учебник §38. Выполнение рисунка или эскиза с помощью компьютера | | ||
3.05 3.05 | | 61-62 | Текстовый редактор Microsoft WordPad | 2 | Способы передачи информации. Назначение текстового редактора. Форматирование текстового документа | Знать: назначение текстового редактора; содержание операций макетирования и форматирования текстовых документов. Уметь: выбирать макет страницы; набирать текст; форматировать текстовый документ | Учебник §39. Ответы на вопросы. Набор текста. Оформление титульного листа реферата | | ||
10.05 10.05 | | 63-64 | Калькулятор | 2 | Назначение калькулятора. Виды калькуляторов. Компьютерная программа «Калькулятор». Использование программы для решения различных задач | Знать: назначение калькуляторов, компьютерной программы «Калькулятор»; устройство и работу современного калькулятора. Уметь: делать расчёты с использованием компьютерной программы «Калькулятор» | Учебник §40. Ответы на вопросы. Выполнение расчёта | | ||
17.05 17.05 24.05 24.05 31.05 31.05 | | 65-70 | Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта | 6 | Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческих проектов. Составление технологической последовательности | Знать: этапы творческого проекта, их содержание; направления проектных работ; правила составления технологической последовательности изготовления изделия. Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность; изготовить изделие; обосновать свой выбор темы, технологии изготовления изделия | Учебник §41. Выполнение творческого проекта. Защита творческого проекта | |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: