NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Учебно-методический комплекс «Учебная практика»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«Учебная практика»
по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

профиля «Олигофренопедагогика»

УТВЕРЖДЕНО

Решением учебно-методического совета

НОУ ВПО «ОмГА»

Протокол № 1 от «5» сентября 2012 г.

Проректор по УР _________ доц. Э.Б. Хвецкович




Омск, 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА»
Направление подготовки:

050700.62 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль подготовки: «Олигофренопедагогика»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 4 года


Форма обучения: очная, заочная

УТВЕРЖДЕНО

Решением учебно-методического совета

НОУ ВПО «ОмГА»

Протокол № 8 от 1 от «5» сентября 2012 г.


Омск -2012

РАЗДЕЛ 1. Цели учебной практики

Цели учебной практики для студентов 2-го курса соотнесены с общими целями ООП направления подготовки 050700.68 бакалавр, «специальное (дефектологическое) образование (олигофренопедагогика) и включают в себя:

  • закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин «Общая и специальная педагогика», «Общая и специальная психология», а также дисциплин модуля «Медико-биологические основы дефектологии». «Общая и специальная педагогика», «Общая и специальная психология», «Олигофренопедагогика», и т.д.

  • развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач по месту прохождения практики;

  • изучение организационной структуры учреждений и действующей в нем системы управления;

  • формирование систематизированных знаний и умений относительно закономерностей и содержания образовательного процесса, требований к его организации в различных учреждениях системы образования и здравоохранения;

  • особенностях педагогической профессии и современных требованиях к педагогу в учреждениях для детей с нарушениями интеллекта;

  • освоение приемов, методов и способов выявления нарушений интеллекта, наблюдения за деятельностью учителя-дефектолога и детей;

  • принятие участия в коррекционном процессе, оформление результатов проведенных практических исследований;

  • приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности.


Задачи производственной (педагогической) практики

  • формирование представлений о содержании, направлениях и особенности организации профессиональной деятельности учителя-дефектолога в организациях и учреждениях системы образования, здравоохранения, социальной защиты;

  • формирование у студентов системы практических знаний о процессе воспитания и образования детей с нарушениями интеллекта;

  • актуализация способности студентов использовать теоретические знания при решении проблем организации коррекционно-компенсаторного процесса в отношении лиц с нарушениями интеллекта;

  • формирование у студентов способности к использованию современных средств сбора и обработки информации в профессиональной деятельности;

  • стимулирование студентов к самостоятельной творческой деятельности по освоению дисциплины и формированию необходимых компетенций.



РАЗДЕЛ 2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП
Данная практика нацелена на освоение практических навыков, заложенных в содержании данной практики.

базируется на основе теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин «Общая и специальная педагогика», «Общая и специальная психология», а также дисциплин модуля «Медико-биологические основы дефектологии». «Общая и специальная педагогика», «Общая и специальная психология».

РАЗДЕЛ 3.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Компетенции студента, формируемые в результате прохождения учебной практики:

  • понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3);

  • взаимодействовать с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

  • готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

  • способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).



РАЗДЕЛ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Формы проведения практики

Формой проведения практики является производственная педагогическая практика в социальных учреждениях для лиц с интеллектуальным недоразвитием.
Место и время проведения практики

Согласно БУП направления подготовки 050700.68 «Специальное (дефектологическое) образование, профилю «Олигофренопедагогика» учебная практика проводится в 4 семестре, 3 зачетных единиц, 2 недели.
Содержание практики

Организационная работа:

  • участие в установочной конференции (потоковый руководитель знакомит с приказом студентов и групповых руководителей, групповые руководители по предмету знакомят с правилами и порядком прибытия в ОУ, групповые руководители знакомят студентов с содержанием заданий по педагогике и психологии, студенты знакомятся с содержанием и графиком практики).

  • знакомство с ОУ, администрацией, правилами внутреннего распорядка в ОУ, учителями предметниками, классными руководителями, психологической и медицинской службой ОУ;

  • составление индивидуального плана практики;

  • оформление текущей и отчетной документации;

  • организация внеучебных мероприятий.

Учебно-методическая работа:

  • просмотр и анализ групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий учителей-дефектологов в закрепленной группе (количество просмотренных занятий 8);

  • разработка тематического и перспективного планирования на период практики;

  • разработка поурочного планирования;

  • проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;

  • оформление отчетной документации.

Воспитательная работа:

  • составление плана воспитательной работы в группе;

  • проведение воспитательных мероприятий (1-2);

  • оформление отчетной документации

Учебно-исследовательская работа:

• проведение педагогического анализа занятий педагогов-дефектологов и студентов-практикантов.

  • проведение педагогического анализа занятий.


Основные этапы педагогической практики

Педагогическая практика студентов включает 3 этапа:

1 этап. Участие в установочной конференции.

Задачи проведения установочной конференции: познакомить студентов с организацией и содержанием практики, их обязанностями в качестве практиканта; создать эмоционально-положительный и деловой настрой перед выходом в практические учреждения. На установочной конференции студенты знакомятся с целью, задачами, организацией и содержанием практики. Они узнают об основных этапах практики, сроках выполнения заданий на каждом этапе. Записывают перечень отчетной документации, сроки ее предоставления куратору, дату проведения итоговой конференции.

Руководитель практики проводит распределение студентов в практические учреждения, дает краткую справочную информацию об учреждении, где будет проходить практику студент, предоставляет информацию об администрации, дефектологах, методистах данного учреждения, представляет куратора каждого учреждения. Студенты, распределившиеся в одно образовательное учреждение, выбирают старосту группы.

2 этап. Основной этап учебной практики.

Этот этап можно условно подразделить на два подэтапа. Первая неделя в коррекционно-образовательном учреждении включает в себя пассивно-активную работу. В первый день пребывания в учреждении студент-практикант знакомится с учреждением. Он должен:

  • получить представления о типе учреждения и специфике его работы;

  • познакомиться с администрацией учреждения, методистом и учителем-дефектологом, с которыми будет взаимодействовать в ходе своей работы; при необходимости с другими специалистами; побеседовать с ними;

  • отметить сведения о правилах внутреннего распорядка, которые будет соблюдать в процессе практики;

  • познакомиться с рабочим местом учителя-дефектолога.

  • необходимо начать знакомство с контингентом детей данного образовательного учреждения;

  • анализирует документацию учреждения. Это нормативные документы, такие как: Устав учреждения, образовательные программы, в соответствии с которыми происходит процессы обучения и воспитания детей в учреждении, режим дня детей; расписание занятий; календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога; индивидуальные документы детей (карты, психолого-педагогические характеристики, индивидуальные программы развития, индивидуальные тетради и т.п.).

В программу первой недели практики входит и посещение занятий учителя-дефектолога.

С первого же дня студент начинает заполнять один из основных отчетных документов – дневник практиканта. Записи дневника должны включать каждый день пребывания студента на практике с обязательной фиксацией времени, потраченного на выполнение каждого вида работ. Это и фиксация времени каждого этапа занятия, и количество времени, потраченного на методическую работу: составление и оформление конспектов, изготовление диагностических и наглядных материалов, анализ занятий самостоятельный или с участием других практикантов, дефектолога, куратора и методиста. Подобная работа очень важна для студента как будущего специалиста, так как приучает четко организовывать свое рабочее время в течение дня, недели и т.д.

В течение первой недели практикант ведет фиксированное наблюдение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учащимися. Методист и учитель-дефектолог учреждения вместе со студентом определяют темы пробных занятий по всем направлениям коррекционной работы, которые должен провести студент. Составляется расписание пробных занятий, с которым знакомится куратор. В ходе наблюдения за деятельностью учащихся определяется список детей, с которыми студент будет вести индивидуальную коррекционно-развивающую работу. Так как в содержание практики студента входит такое направление, как организация и проведение работы с родителями и педагогическим коллективом, то в течение первой недели необходимо определить ее содержание и виды. Так, например, это могут быть групповые и индивидуальные формы работы: родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации, наглядное оформление необходимых материалов в ходе работы с родителями; участие в педагогическом совете учреждения, методическом семинаре, деловой игре и др.

Со второй недели и до окончания практики в учреждении.

Коррекционно-педагогическая работа на этом этапе включает:

  • педагогическое обследование одного-двух детей группы с составлением педагогической характеристики и перспективного плана работы с этими детьми на период практики в составе индивидуальной коррекционно-развивающий программы;

  • проведение пробных и открытых занятий;

  • проведение пробных и открытых индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с одним-двумя детьми группы в соответствии с перспективным планом;

  • проведение внеучебного мероприятия в структуре воспитательной работы с детьми; участие в проведении методического мероприятия с педагогическим коллективом учреждения;

  • проведение одной из форм работы с родителями.

Все указанные виды работы сопровождаются оформлением соответствующей отчетной документации. В связи со спецификой образовательного учреждения, некоторые виды работ могут быть изменены или заменены на другие по согласованию с руководителем практики и методистом учреждения.

Выполнение студентами IV курса курсовой работы является своеобразным синтезом межпредметных связей и психолого-педагогической практики. Проведение экспериментального исследования – обязательная часть научно-исследовательской работы, которую отдельные студенты выполняют непосредственно в процессе практики в базовых образовательных учреждениях.

Для исследования подбираются экспериментальные и контрольные (сопоставительные) группы детей, готовится материал и документация (протоколы) для проведения изучения. При анализе полученных данных выделяются факты, характеризующие данную группу исследуемых детей. В дальнейшем они сопоставляются с аналогичными данными о детях с нормальным развитием, а также с результатами, представленными в литературе. Результаты, полученные в ходе экспериментального изучения, обязательно докладывается студентами на педсовете, обсуждаются и оцениваются учителями и психологами. Сведения, представленные в студенческих отчетах и методических разработках, активно используются педагогическими коллективами в коррекционно-образовательном процессе.

3 этап. Заключительный этап практики.

На этом этапе студенты заканчивают процедуру проведения занятий, готовят документацию и сдают на проверку методисту учреждения и куратору. Пишут отчет о прохождении практики. Готовятся к выступлению на итоговой конференции. Студенты проводят итоговое заключительное обсуждение результатов практики в образовательном учреждении совместно с методистом и дефектологом.

В последний день практики проходит итоговая конференция. Она включает отчетные выступления о работе студентов в каждом учреждении. Длительность выступления каждой группы студентов около 10 минут. Часто студенты на итоговой конференции представляют и наглядные отчеты о практике, видео- и фотоматериалы, стенные газеты и т.п. Далее заслушиваются отзывы кураторов, методистов и дефектологов. Они дают общую оценку практике в данном учреждении, отмечаются позитивные и негативные моменты, называют отличившихся студентов, выносят предложения по организации практики.

Куратор проверяет отчетную документацию и выставляет итоговую отметку за практику. Отметка складывается из оценки деятельности студента учителем-дефектологом, методистом учреждения и куратором. Оценка проводится по заранее разработанным критериям.

Содержание практики

Неделя

Содержание работы

Формы организации деятельности студента

Форма отчетности

1

2

3

4

Первая

неделя

Ознакомление с содержанием и организацией педагогической практики студентов 2 курса. Изучение методических и инструктивных материалов.

Установочная конференция на факультете, консультации с руководителем практики.




Знакомство с организацией данного учреждения. Знакомство с коллективом группы, с воспитателем и дефектологом, содержанием учебной и воспитательной и коррекционно-развивающей работы, с медицинской и педагогической документацией группы. Знакомство с тематическим и перспективным планированием. Планирование работы на период практики. Посещение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Самостоятельная работа студентов под руководством педагога-методиста.

Отражение изученного и проанализированного материала в соответствующих разделах дневника

Вторая

неделя

Планирование учебной и воспитательной и коррекционно-развивающей работы с группой. Проведение психолого-педагогического изучения ребенка, посещающего данную группу.

Самостоятельная работа студента в сотрудничестве с педагогическим и медицинским персоналом учреждения. Подготовка и проведение отдельных фрагментов занятий, пробных занятий с группой, с подгруппой детей, индивидуальных занятий

Дневник педагогической практики, планы-конспекты занятий, материалы психолого-педагогического изучения детей (группы и индивидуально)

Третья - пятая недели

Учебная работа в качестве воспитателя и учителя-дефектолога. Проведение воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми. Работа с родителями.

Самостоятельное проведение занятий по основным направлениям воспитательной и коррекционно-развивающей работы (в том числе зачетных, не менее 8). Организация и проведение одного зачетного внеучебного мероприятия. Проведение индивидуальной консультации с родителями одного ребенка, выступление на родительском собрании или другая форма работы с родителями (выбор обусловлен планом работы группы на данный период и выбором студента)

Дневники практики. Конспекты просмотренных и проведенных занятий с подробным их анализом. Конспект внеучебного мероприятия. Материал сообщения на родительском собрании или план индивидуальной консультации с родителями.

Итоговая конференция

Подведение итогов психолого-педагогической практики

Выступление студентов на конференции

Оформление отчетов по практике


5.Распределение объема времени, отводимого на учебную практику
Объем практики, виды работы и формы отчетности по разделам программы


Виды деятельности

Организационные формы выполнения задания

Формы отчетности

Оценка руководителя

Организационная работа

Установочная конференция, знакомство с ОУ, предметником и т.д.

.

Беседа с директором, методистом по предмету.

Запись в дневнике

Отметка о выполнении

Составление индивидуального плана на период практики

Самостоятельная работа

Запись в дневнике

Отметка о выполнении

Аттестация практики еженедельно

Итоговое собрание группы ОУ

Оценка методистом за отчетную неделю

Оценка в дневнике

Учебно-методическая работа

Просмотр и анализ занятий в закрепленной группе.





Запись в дневнике

Отметка о выполнении

Разработка тематического планирования на период практики.


Самостоятельная работа

Запись в дневнике

Отметка о выполнении

Внеклассная работа по предмету

Составление плана внеучебной работы

Самостоятельная работа

Запись в дневнике

Отметка о выполнении

Проведение различных внеучебных мероприятий, в том числе в масштабе ввсего дошкольного образовательного учреждения.


Самостоятельная работа

Запись в дневнике

Отметка о выполнении

Оформление отчетной документации

Самостоятельная работа

Запись в дневнике

Отметка о выполнении

Воспитательная работа

Составление плана воспитательной работы

Самостоятельная работа

Запись в дневнике

Отметка о выполнении

Проведение воспитательных мероприятий.











Учебно-исследовательская работа

Проведение педагогического анализа занятий.





Самостоятельная работа

Запись в дневнике

Отметка о выполнении






РАЗДЕЛ 6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Научно-исследовательские и научно-производственные технологии

используемые на практике:

  • Проведение диагностического обследования состояния интеллекта детей, заполнение протоколов обследования с применением компьютерных технологий.

  • Использование обучающих компьютерных программ для детей дошкольного возраста.


РАЗДЕЛ 7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)
Результаты практики оформляются в форме отчета, в соответствии с требованиями руководителя практики, и предоставляются в двухнедельный срок после окончания практики. В дневнике по производственной (педагогической) практике руководитель дает отзыв о работе студента, ориентируясь на его доклад и отзыв руководителя от производственной организации, приведенный в дневнике.

Форма аттестации результатов практики – дифференцированный зачет.

Оценка по практике в виде дифференцированного зачета приравнивается к оценке по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом ОмГА.

Итоговая оценка складывается из следующих параметров:

  • оценка за конспекты занятий;

  • оценка за реализацию занятий (не менее 8 занятий);

  • оценка за внеклассную работу с учащимися;

  • оценка за просветительскую работу;

  • оценка за работу с родителями;

  • качество предоставленной отчетной и рабочей документации (дневник практики и отчет студента);

  • характеристика на студента как учителя-дефектолога;

  • характеристика на студента как воспитателя;

  • отношение к практике.

При оценке результатов практики используются следующие методы:

анализ документов студента по практике, наблюдение за студентом в ОУ в период практики, беседа с учителями-дефектологами и классным руководителем, анализ характеристик на студента и проч.

Критерии оценки

Оценка «отлично» - студент свободно владеет фактическим материалом, применяет различные формы и методы обучения детей с нарушением интеллекта, реализует коррекционную направленность образовательного процесса; умело организует различные мероприятия, устанавливает контакт с детьми, владеет методиками проведения психолого-педагогических исследований, грамотно анализирует свою педагогическую деятельность, дисциплинирован в поведении и сроках выполнения всех видов деятельности в период практики, своевременно отчитывается за практику.

Оценка «хорошо» - студент владеет фактическим материалом, испытывает трудности в выборе форм и методов обучения умственно отсталых дошкольников, затрудняется в самостоятельной организации воспитательной работы, испытывает трудности в общении с детьми, испытывает трудности в анализе психолого-педагогических исследований, затрудняется в полном и грамотном оформлении отчетной документации.

Оценка «удовлетворительно» - студент плохо знает фактический материал, не владеет методиками проведения занятий, допускает грубые фактические и методические ошибки, готовит формальные конспекты занятий, внеучебных и воспитательных мероприятий, не качественно выполняет психолого-педагогическое исследование (проводит анкетирование, а анализ формальный), отчетная документация оформлена не должным образом.

Оценка «неудовлетворительно» - студент пропустил занятие без уважительной причины, не готовит конспекты занятий и мероприятий, не выполнил психолого-педагогическое исследование, не подготовил отчетную документацию.
Отчетная документация по педагогической практике в ОУ

После прохождения педагогической практики в течение 3 дней студент обязан предоставить потоковому руководителю:

  • дневник педагогической практики;

  • конспекты занятий;

  • конспекты открытых индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;

  • конспект внеклассного мероприятия;

  • конспект воспитательного мероприятия;

  • психолого-педагогическая характеристика на ребенка;

  • индивидуальная программа развития ребенка;

  • конспект доклада на педсовете или методическом объединении;

  • конспект доклада на родительском собрании или текста консультации, родительской газеты и др.;

  • характеристика на студента учителя-дефектолога;

  • Материалы зачетных мероприятий (наглядные пособия, электронные презентации, фото- и видеоматериалы).


РАЗДЕЛ 8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Основная литература

  1. «Дневник учебной технологической практики» / Практическое руководство// Федина С.В.; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – В. Новгород, 2005.

  2. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов - М.: - Сфера, 2008.

  3. «Методические рекомендации к педагогической практике по дополнительной специальности «Олигофренопедагогика» / Практическое руководство// Федина С.В.; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – В. Новгород, 2008;

  4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. ред.Пузанова Б.П..- М. «Академия» 2001.

Дополнительная литература

  1. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика. –М: Владос, 2005.

  2. Забрамная С.Д. Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. –М: Владос, 2003.

  3. Специальная педагогика ред. Назаровой Н.М. .- М. «Академия» 2007.



РАЗДЕЛ 9. МАТЕРЕАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

В соответствии требованиям ФГОС по направлению подготовки 050700.68 бакалавр, «специальное (дефектологическое) образование (олигофренопедагогика) проводится на базе специальных коррекционных дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов, в которых имеются специально оборудованные кабинеты, бытовые помещения, соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении занятий с детьми.

Студенты перед прохождением практики с детьми дошкольного возраста проходят медицинскую комиссию и оформляют санитарные медицинские книжки.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование».

Авторы-составители: Рягин С.Н., зав. кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., профессор; Ермолина Н.И., к.мед.н., доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы; Карпова Л.Г., к.пс.н., старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальной работы.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры педагогики, психологии и социальной работы от 31 августа 2012 года, протокол № 1.
Приложение №1.

Требования к оформлению дневника педагогической практики.

Титульный лист дневника должен отражать следующие данные: полное название учреждения, его адрес. Далее оформляется список детей группы, возраст детей, заключение ПМПК на каждого ребенка, расписание занятий.

Важнейший раздел дневника практиканта – анализ учебно-методической и нормативной документации ОУ. Он должен отражать специфику деятельности данного образовательного учреждения, действующие образовательные программы, их качественный анализ, различные виды планирования.

Далее в дневнике записываются ежедневные наблюдения студента за ходом занятий.

Примерная схема наблюдения за ходом занятия

Ход занятия

Время (мин.)

Управляющая деятельность учителя-дефектолога

Деятельность детей (ребенка)

Вопросы, замечания

1

2

3

4

5
















Приложение №2.
Психолого - педагогическая характеристика ребёнка - дошкольника, имеющего отклонения в развитии.

Примерная схема составления.

  1. Общие сведения об ученике:

  • фамилия, имя, год рождения (или возраст);

  • группа, какое ДОУ посещал ранее;

  • состав семьи и семейное условие; где работают родители; культурный и материальный уровень семьи; имеется ли в семье ещё кто - либо с интеллектуальными нарушениями;

  • особенности воспитания в семье; отношения к ребенку всех членов семьи; особенности взаимоотношений в семье, взаимопонимание, контроль и самостоятельность;

  • состояние здоровья. Общее физическое развитие, имеющиеся нарушения (их характер, темп развития, причины и время появления и др.). Из медицинской карты - данные медицинских обследований, наблюдений школьного врача, заключения врачей - специалистов, логопеда и др.;

  • общее развитие и кругозор; интересы и склонности, их устойчивость; посещение кружков, секций;

  • игровая деятельность, умение использовать помощь;

  • уровень дисциплинированности: дисциплинирован или нет; упрямый - покладистый, уступчивый; агрессивный - спокойный, доброжелательный; усидчивый - активный, подвижный;

  • другие признаки.

  1. Ребёнок и коллектив:

  1. Особенности игровой и других видов деятельности

  2. Психологическая характеристика познавательной деятельности ребенка (оценка всех познавательных процессов с учетом нарушения и возраста):

  1. Психологические выводы: основные направления развития психики и поведения ребёнка; оценка степени сохранности и глубины нарушений (сенсорных, интеллектуальных, личностных, поведенческих, межличностных и др).

  2. Почему Вы выбрали именно этого ребенка?

  3. Педагогические рекомендации.

(Примечание. Здесь должны содержаться лишь основные пути работы с ребенком. Более подробное описание работы содержится в «Плане коррекционно - развивающей работы ребёнка с отклонениями в развитии»).
Характеристика составлена

студентом_____ курса

________________________________

________________________________
Дата ____________ Подпись__________

Приложение №3.

Рекомендации по анализу групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

Анализ занятия может производиться с различных позиций. Различают следующие виды анализа:

  • Общий психолого-педагогический;

  • Методический;

  • Сопоставительный;

  • Целевой;

  • Анализ с точки зрения стиля педагогического общения;

  • Анализ с физиолого-гигиенических позиций

Процедура анализа учебного занятия, как пробного, так и открытого, имеет следующие этапы:

  1. Этап самоанализа (на этом этапе ведущий занятие рассказывает о своих первоначальных замыслах, об удачном или неудачном их воплощении и т.д.);

  2. Вопросно-ответный этап (когда посещающие с помощью вопросов уточняют цель и задачи занятия, программное содержание, устраняют терминологическое и содержательное различия в понимании посещенного занятия)

  3. Этап анализа (проводится собственно анализ занятия посещающими; сначала это задание выполняют студенты и только потом учитель-дефектолог и методист или куратор)


Схема общепедагогического анализа занятия

  1. Место данного занятия в системе занятий по теме. Правильность постановки цели и задач занятия. Особое внимание необходимо обратить на постановку коррекционно-развивающих задач.

  2. Организация занятия:

а) тип занятия;

б) структура занятия; его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени; соответствие построения занятия его содержанию и поставленным задачам;

в) подготовленность детей к занятию ;

г) организация детей для активной работы на протяжении всего занятия; сочетание фронтальной, подгрупповой, коллективной и индивидуальной форм организации работы на занятии;

д) плотность занятия; рациональное использование времени.

3. Содержание занятия:

а) научность материала;

б) правильность подбора материала для различных этапов занятия и видов деятельности учащихся;

в) Соответствие содержания занятия программным требованиям, по которой работает учитель-дефектолог;

г) воспитательная направленность занятия;

д) связь теории с практикой; раскрытие учителем практической значимости знаний; обучение применению своих знаний на практике;

е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения пройденного;

з) речь учителя: доступность, грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;

и) качество знания детей, их умений и навыков;

к) речь воспитанников.

4. Методика проведения занятия:

а) оборудование занятия, использование наглядных пособий, дидактического материала, современных информационных мультимедийных средств на всех этапах занятия;

б) методы и приемы, применяемые на каждом этапе занятия;

в) соответствие методов содержанию и задачам занятия, возрасту и уровню подготовки детей; эффективность применяемых методов;

г) постановка учителем-дефектологом перед детьми задач занятия и подведение итогов;

д) работа с отстающими на занятии;

е) владение учителем-дефектологом методами активного обучения; целесообразность их на данном занятии;

ж) система оценки знаний воспитанников учителем-дефектологом; их педагогическая ценность.

5. Общение учителя на занятии: тон, темп, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.

6. Работа и поведение детей на занятии:

а) активность группы и отдельных детей;

б) заинтересованность детей материалом; отношение к занятию;

в) отношение воспитанников к учителю-дефектологу;

г) дисциплинированность и организованность детей;

д) речь детей, задаваемые ими вопросы.

7. Общие выводы по занятию .

8. Как будет учтен опыт занятия в вашей дальнейшей работе?
Схема анализа занятия

с точки зрения реализации его коррекционной направленности
1. Обоснование правильности выбора темы. Место данного занятия в си­стеме занятий по теме.

2. Цели и задачи занятия.

3. Эффективность использования оборудования (дидактический и раздаточный материалы, наглядные пособия, мультимедийное сопровождение).

4. Степень готовности детей к занятию.

5. Организационная структура занятия (четкость, логичность, последова­тельность, взаимосвязь частей, организованные формы работы с детьми, выполнение основных этапов занятия).

6. Организация поисковой деятельности на занятии.

7. Реализация общих и специальных дидактических требований к занятию:
научность сообщаемых знаний:

Наблюдаемый позна­вательный процесс с его свойствами

Внешние проявления

этих свойств

Как это организуется

педагогом?


Осмысленность
Точность

Восприятие

Ребенок выделяет существенное; правильно ли отвечает на соответствующие вопросы

Точность или ошибки в ответах детей.



Удается ли наглядность;

дается ли четкая инструкция к восприятию?


Обобщенность мышления

Логичность мышления

Гибкость мышления

Мышление

Легко ли улавливает общее в отдельных фактах, умеет ли выделить главное, придерживается темы, рассуждения?

Связь отдельных частей рассуждения, умение их показать и сделать выводы

Умение подойти к одному и тому же материалу с разных сторон в зависимости от вопроса темы



Насколько часто ставит вопросы? Как учит приемам мышления: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, систематизации?

Насколько обеспечивает самостоятельность мышления (дает готовый ответ, подсказку или самостоятельный поиск решения?)


Сосредоточенность

Отвлекаемость

Устойчивость

Распределение

Переключение

3. Внимание

Поглощенность деятельностью. Разговоры, посторонние дела, ответы невпопад,

Длительность работы над объектом. Выполняет свою работу и следит за ее выполнением у товарища. Скорость перехода от одного дела к другому


Создаются ли установки быть внимательными, подчеркивает ли значимость материала. Четко ли организует деятельность детей, насколько она активна. Насколько разнообразны методы работы


Произвольное запоминание

Непроизвольное запоминание

Осмысленная

Механическая

Воспроизведение материала осмысленное

4. Память

Цель запоминания

Без цели к запоминанию

На внутренних смысловых связях

На внешних связях

Своими словами, своими примерами


Насколько образно, эмоционально, жизненно, логично преподает материал? Насколько активно работает с ним? Как выделяет главные мысли? Как организует повторение материала?


Наличие интересов, их активность

Отношение к учащимся

5. Мотивация деятельности

Поднимает руку, задает вопросы. Часто и подробно высказывается, вносит поправки, дополнения, возражения. О чем спрашивает, какие примеры приводит и что лучше запоминает?

Добросовестен, прилежен, бездеятелен. Занимается посторонними делами. Реакция на требование педагога, похвалу, порицание


Какими приемами создает дополнительные мотивы: требовательностью, игрой, занимательностью, подчеркиванием важности материала, постоянной опекой и контролем деятельности детей или дисциплинарными методами: суровый тон, наказ, угрозы? Такт педагога, учет возрастных особенностей детей

доступность знаний (учет возрастных особенностей, потенциальных воз­можностей); индивидуальный и дифференцированный подходы;

межпредметные связи;

развитие навыков самоконтроля, самостоятельности;

коррекция и развитие речи; наглядность (коррекционно-развивающая роль).

8. Оценка деятельности педагога на занятии:

владение материалом;

методическое мастерство (рациональность, распределение времени по этапам занятия;

количество дидактического материала;

степень его трудности;

эффективность использования методов и приемов обучения (адапта­ция к познавательным возможностям детей);

контакт с детским коллективом (педагогический такт, отношение к детям, учет и оценка знаний, средства общения, характеристика речи педагога (доступность, тон, темп и пр).

9. Оценка деятельности детей на занятии:

поведение (дисциплина, активность, интерес); степень и характер участия в работе всего коллектива в целом и отдель­ных воспитанников.

10. Общая оценка занятия (выводы и предложения): выполнение плана, степень достижения поставленных целей и решение поставленных задач занятия; наиболее интересные моменты;

замечания и предложения, которые необходимо учесть в системе рабо­ты по повышению эффективности занятий.

Приложение №4.

Схема выступления студентов на итоговой конференции

  1. Название коррекционно-образовательного учреждения, его тип и специфика работы. Фамилии, имена, отчества администрации учреждения, дефектолога. Фамилии студентов, проходивших практику в данном учреждении.

  2. Содержание практики в зависимости от типа учреждения. Перечень и содержание каждого направления практической деятельности студентов (подробно обо всех обязательных мероприятиях).

  3. Знания и умения, которые удалось реализовать на практике. Успехи и трудности в применении знаний, полученных на занятиях в аудитории, на практике.

  4. Самооценка практической деятельности каждого студента.

  5. Предложения по изменению, усовершенствованию проведения практики.



Приложение №5.

Обязанности студентов в период учебной практики

  1. Студент обязан работать в практическом учреждении ежедневно (график работы студента составляется с учетом целей и задач конкретного дня практики и расписания занятий) и своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики.

  2. В соответствии с программой практики студент должен осуществлять перспективное и индивидуальное планирование своей работы в практическом учреждении, ежедневно вести педагогический дневник по установленной форме.

  3. Выполнять правила внутреннего распорядка практического учреждения, распоряжения руководителя практики и администрации школы.

  4. Не реже одного раза в неделю обсуждать с педагогом, осуществляющим методическое руководство, ход выполнения практики.


Приложение №6.

Договор

«О совместной деятельности по проведению практики студентов»

г. Омск «___» 20 г

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская гуманитарная академия», именуемое в дальнейшем «Академия», в лице Ректора, Еремеева Александра Эммануиловича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и____________________, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице руководителя__________, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Стороны принимают на себя обязательства организовать практику (учебную) студентам Академии (бакалаврам)________________________________________________________________________________________________________________________________________.

1.2. В соответствии с учебными планами и графиками учебного процесса направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиля «Олигофренопедагогика».

1.3. Настоящий договор предусматривает реализацию программ практик студентов на базе Исполнителя.

2. Обязательства Академии

2.1.Академи обязуется:

2.1. Направить студентов на предприятие «Исполнителя» для прохождении практики в соответствии с утвержденным учебным планом. 2.2. Оказывать работникам «Исполнителя» методическую помощь в организации и проведении практики.

2.3. Выделять преподавателей для научного руководства и курирования практик. 2.4. Осуществлять текущий контроль за прохождением практики со стороны руководителей практики от Академии.

2.5 .Разрабатывать и утверждать рабочие программы практик, определять формы их организации и контроля.

2.6.По согласованию с Исполнителем привлекает его сотрудников для
руководства практикой студентов на договорных условиях.

3. Обязательства Исполнителя

3.1. Исполнитель обязан:

3.1.1. Предоставлять базу для проведения практики со студентами по программам практик.

3.1.2. Знакомить студентов с организацией деятельности Исполнителя.

3.1.3. Информировать студентов об основных направлениях массово-информационной деятельности Исполнителя.

3.1.4. Обеспечивать участие сотрудников Исполнителя в подведении итогов практик.
4. Срок договора
4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания сторон и действует до « » 20 г.

4.2. Договор может быть расторгнут досрочно по письменному соглашению сторон, о досрочном расторжении договора сторона должна предупредить контрагента за 1 месяц.

5. Заключительные положения

5.1. Все изменения и дополнения в данный договор вносятся на основании письменного соглашения сторон.

5.2. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства.

5.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском языке. Оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую юридическую силу.

У каждой из сторон находится один экземпляр настоящего договора.
6. Реквизиты сторон:


Академия

Исполнитель

Негосударственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Омская гуманитарная академия»

644122, г. Омск,

ул. 4-я Челюскинцев, 2 «А»

тел/факс: (3812) 28-47-42, 28-47-37

ИНН/КПП 5502040870/550301001

Р/с 40703810808000000004

«СДМ-БАНК» (ОАО) в г. Омск, 644043, г. Омск,

ул. Красный путь, д. 89.

К/с 30101810600000000850

БИК 045209850





Ректор НОУ ВПО «ОмГА»

____________Еремеев А.Э. _____________/______________

м.п. м.п.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Учебно-методический комплекс «Учебная практика»

Учебно-методический комплекс: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.