NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Учебной дисциплины информатика 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее фгос) для всех специальностей спо



РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика


2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) для всех специальностей СПО.
Организация-разработчик: ФГУ СПО «Тамбовский политехнический техникум»
Разработчик:

Толстых Н.Б., преподаватель ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум».

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.

номер

СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6
  1. условия реализации учебной дисциплины


15
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


17


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика
1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
дисциплина является профильной общеобразовательной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

    • различные подходы к определению понятия «информация»;

    • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

    • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

    • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

    • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

    • назначение и функции операционных систем.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 143 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часов;

самостоятельной работы обучающегося 48 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Кол-во часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

143

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95

в том числе:




практические занятия

61

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

в том числе:




индивидуальное проектное задание

25

работа с учебной и справочной литературой

4

подготовка доклада

4

подготовка реферата

7

решение вариативных задач

7

подготовка отчета

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

1

1

Раздел 1. Информационная деятельность человека




10




Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества

Содержание учебного материала

1

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

1

Практические занятия

2



Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением

Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.

Самостоятельная работа обучающихся

1

Подготовка доклада на тему: «Поколения ЭВМ».

Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека

Содержание учебного материала

2

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

1

Практические занятия

2



Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.

Организация обновления программного обеспечения с использованием Интернет.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об электронно-цифровой подписи».




1

2

3

4

Раздел 2 Информация и информационные процессы




43




Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации

Содержание учебного материала

2

Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

1

Представление информации в двоичной системе счисления.

2

Практические занятия

4




Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Решение вариативных задач по теме: «Представление информации в двоичной системе счисления».

Решение вариативных задач по теме: «Представление информации в различных системах счисления».

Тема 2.2. Основные информационные процессы

Содержание учебного материала

6

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.

1

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

2




1

2

3

4




Практические занятия

12




Среда программирования. Тестирование готовой программы.

Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.

Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.

Поисковые системы. Поиск информации на государственных образовательных порталах. Передача информации между компьютерами.

Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.

Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

Самостоятельная работа обучающихся

9

Индивидуальное проектное задание на тему: «Система объектно-ориентированного программирования Delphi»

Тема 2.3. Управление процессами

Содержание учебного материала

1

Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

1

Практические занятия

3




АСУ различного назначения, примеры их использования. Оборудование с числовым программным управлением. Использование различных видов АСУ на практике.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовка реферата на тему: «Системы автоматизированного тестирования и контроля знаний»




1

2

3

4

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий




24




Тема 3.1. Архитектура компьютеров

Содержание учебного материала

3

Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

1

Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.

2

Практические занятия

5




Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

Использование внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.

Контрольная работа по темам разделов 1 и 2

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

Подготовка реферата на тему: «Многообразие компьютеров».

Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Устройства обработки видео- и аудиоинформации».

Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Утилиты: обслуживание и оптимизация компьютера».

Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть

Содержание учебного материала

2

Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

2

Практические занятия

2




Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Работа с сетевыми операционными системами. Системное администрирование. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети.




1

2

3

4




Самостоятельная работа обучающихся

2




Подготовка доклада на тему: «Сетевые операционные системы».

Подготовка отчета на тему: «Администрирование локальной компьютерной сети».

Тема 3.3. Безопасность. Защита информации

Содержание учебного материала

2

Защита информации, антивирусная защита.

1

Практические занятия

2




Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа обучающихся

1

Подготовка доклада на тему: «Эргономика программного обеспечения».

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов




41

Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов

Содержание учебного материала

1

Информационные системы и автоматизация информационных процессов.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1




Подготовка доклада на тему: «Системы искусственного интеллекта».

Тема 4.2. Возможности настольных издательских систем

Содержание учебного материала

1

Настольные издательские системы: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.

1

Практические занятия

4




Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.




1

2

3

4




Самостоятельная работа обучающихся

4




Индивидуальное проектное задание на тему: «Основы работы в издательской системе PageMaker».

Тема 4.3. Возможности динамических (электронных) таблиц

Содержание учебного материала

2

Динамические (электронные) таблицы. Математическая обработка числовых данных.

1

Практические занятия

3




Использование различных возможностей динамических таблиц для выполнения учебных заданий.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Решение вариативных задач бухгалтерского учета, планирования и учета средств.

Тема 4.4. Представление об организации баз данных и СУБД

Содержание учебного материала

2

Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.

2

Практические занятия

5




Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Индивидуальное проектное задание: «База данных «Студенты техникума».

Тема 4.5. Представление о программных средах компьютерной графики

Содержание учебного материала

1

Программные среды компьютерной графики и черчения, мультимедийные среды.

1




1

2

3

4




Практические занятия

6




Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования.

Демонстрация систем автоматизированного проектирования.

Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Индивидуальное проектное задание: «Создание фильма»

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии




24

Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий

Содержание учебного материала

3

Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.

Методы создания и сопровождения сайта.

1

Практические занятия

6




Браузер. Работа с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.

Создание и сопровождение сайта.

Самостоятельная работа обучающихся

3

Подготовка реферата на тему: «Технология и средства защиты информации в глобальных и локальных компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа».




1

2

3

4

Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в компьютерных сетях

Содержание учебного материала

1




Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.

1

Практические занятия

5




Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Индивидуальное проектное задание на тему: «Видеоконференция, интернет-телефония».

Зачет

2

Всего:

143


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика».
Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • столы компьютерные;

  • шкафы;

  • - комплекты заданий для тестирования и контрольных работ.


Технические средства обучения:

    • персональные компьютеры, подключенные к локальной сети и интернет;

    • интерактивная доска;

    • мультимедийная система;

    • принтер;

    • сканер;

    • многофункциональное устройство;

    • кодоскоп.


Лицензионное программное обеспечение:

    • операционная система MS Windows XP.

    • комплект прикладных программ Microsoft Office 2003.

    • система автоматизированного проектирования КОМПАС – 3D LT.

    • программа архивирования данных WinRar.

    • программа для записи дисков Nero-8.

    • антивирусная программа Антивирус Касперского 8.0 для Windows Workstations.

    • браузеры Mozilla Firefox, Opera.

    • программа распознавания текста ABBYY FineReader 8.0.

    • программные среды компьютерной графики Adobe Photoshop, CorelDraw.

    • программа для обработки звука Sound Forge.

    • программа для обработки видеоPinnacle Studio 11.

    • тестовая оболочка Testpask3.



3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

Для обучающихся

  1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А.Залогова и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 1. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006. – 309 с.

  2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А.Залогова и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 2. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006. – 3294 с.

  3. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 5-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009. – 246 с.

  4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 387 с.

  5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 308 с.

  6. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 классов / Н.Д.Угринович. – 3-е изд. - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.



Для преподавателей

  1. Безручко В.Т. Компьютерный практикум по курсу «Информатика»: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 368 с: ил.+CD.

  2. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2010. – М., ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 896 с.

  3. Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2005.

  4. Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. – М., 2005.

  5. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2006.

  6. Макарова Н.В. Информатика. Учебник. – М., 2006.

  7. Макарова Н.В. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере/ Под ред. Н.В.Макаровой . -3-е изд.перераб. – М.: Финансы и статистика, 2006. 256 с.: ил.

  8. Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., – 2005.

  9. Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2005.


Интернет-ресурсы:

  1. http://lemoi-www.dvgu.ru/

  2. http://ru.wikipediа/

  3. http://www.uatur.com/html/informatika/

  4. http://gdpk.narod.ru/

  5. http://www.tpu.ru/

  6. http://psbatishev.narod.ru/


Дополнительные источники:

    1. Информатика. 10-11 класс / Под ред.Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006. – 300 с.: ил.

    2. Семакин ИГ. Информатика. 11-й класс/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер – М.:БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006. – 144 с.: ил.



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельных работ.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:




оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

тестирование

распознавать информационные процессы в различных системах;

тестирование

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

практическая проверка

осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

практическая проверка

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

практическая проверка

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

практическая проверка

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

практическая проверка

осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

практическая проверка

представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

практическая проверка

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

тестирование

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:




эффективной организации индивидуального информационного пространства;

практическая проверка

автоматизации коммуникационной деятельности

практическая проверка

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности

практическая проверка




Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знания:




различные подходы к определению понятия «информация»

тестирование

методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации

тестирование, письменная самостоятельная работа

назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей)

тестирование

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы

тестирование

использование алгоритма как способа автоматизации деятельности

тестирование, письменная самостоятельная работа

назначение и функции операционных систем

тестирование







страница 1


скачать

Другие похожие работы: