NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Учебному плану школы 1 ступени (1-2 классы) мбоу «сош №1» г. Нижневартовска, реализующего основную образовательную программу начального общего образования (2012-2013 учебный год) Учебный план для обучающихся 1-2 классов мбоу «сош №1»




Пояснительная записка

к учебному плану школы 1 ступени (1-2 классы)

МБОУ «СОШ №1» г. Нижневартовска,

реализующего основную образовательную программу

начального общего образования

(2012-2013 учебный год) 
Учебный план для обучающихся 1-2 классов МБОУ «СОШ №1», реализующий основную образовательную программу начального общего образования в 2012-2013 учебном году, является нормативным документом по реализации федеральных государственных образовательных стандартов, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам.

Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Учебный план для обучающихся 1-2 классов МБОУ «СОШ №1» разработан на основе следующих нормативно- правовых документов:

- Закон РФ «Об образовании»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707, «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540, «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2012 №03-470 «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования».

- «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).

- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо Минобразования РФ от 20.02.1999года № 220/11-13);

- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе ((Письмо Минобразования РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002года № 199/13);

- О введении иностранного языка во 2-ых классах начальной школы (Приложение к письму Минобразования РФ от 17.02.2001года № 957/13-13);

- Устав образовательного учреждения;

- Основная образовательная программа ОУ;

- рабочие программы по учебным предметам.

Учебный план обеспечивает введение реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки- 21 час в неделю для обучающихся 1 класса и 26 часов для обучающихся 2 классов.

Инвариантная часть учебного плана обеспечивает изучение учебных предметов федерального государственного стандарта, сохраняет единое региональное образовательное пространство, обеспечивает готовность обучающихся использовать полученные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач и возможность дальнейшего продолжения обучения.

Учебный год начинается с 1 сентября. Продолжительность учебного года для обучающихся 1 класса составляет 33 учебные недели, для вторых классов- 34 учебных недель. Учебный год делится на четверти (4 учебные четверти). Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. Для профилактики переутомления первоклассников в годовом календарном учебном графике предусмотрены дополнительные недельные каникулы в феврале. Начало учебных занятий в 08.30.

Обучение строится с соблюдением следующих требований:

  • в 1-м классе:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе в первую смену;

- в середине учебной неделе предусмотрен облегченный учебный день (среда);

- в день проводится не более 4 уроков, продолжительность уроков 35 минут; 

- согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 в первом полугодии используется "ступенчатый" режим обучения (в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый);

- в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;

  • во 2 -х классах:

- учебные занятия проводятся по 6-дневной учебной неделе в первую смену;

- продолжительность урока составляет 45 минут.

Режим уроков и перемен соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10: между первым и вторым уроками – 15 минут, между вторым и третьим уроками – 20 минут, между третьим и четвёртым уроками – 20 минут, между четвёртым и пятым – 15 минут.

Нулевые и сдвоенные уроки в начальной школе не проводятся.

С целью сохранения здоровья обучающихся в начале учебного дня проводится утренняя зарядка, для профилактики зрения, нарушения осанки, утомления на уроках, при обучении письму, чтению, математике проводятся динамические паузы, физкультминутки, гимнастика для глаз.

Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» в рамках реализации ООП ФГОС НОО обеспечено учебно-методическим комплексом «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Выбор этого комплекса обусловлен следующими факторами:

1. УМК «Начальная школа 21 века» входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год.

2. Система «Начальная школа XXI века» включает в себя полный набор пособий, обеспечивающих достижение требований основной образовательной программы начального общего образования: программы и учебники по всем предметам учебного плана начального общего образования, учебные тетради к ним, методические пособия, дидактические материалы (включая электронные образовательные ресурсы), программы и пособия по внеурочной деятельности. Неотъемлемой частью системы «Начальная школа XXI века» являются издания, обеспечивающие процедуру оценки достижения планируемых результатов и педагогическую диагностику.

3. Система «Начальная школа XXI века всемерно учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, поддерживает самоценность данной ступени как фундамента всего последующего образования.

 Учебный план включает в себя 9 учебных предметов.

Русский язык. Изучение русского языка начинается в первом классе после периода обучения грамоте. Основная цель обучения русскому языку – формирование первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество.

Основная цель изучения литературного чтения – формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению; осознание его важности для саморазвития. На этом этапе обучения осуществляется пропедевтика литературоведческих понятий, формируются универсальные учебные действия по поиску информации в текстах различного типа, ее использованию для решения учебных задач. Осуществляется становление и развитие умений анализировать фольклорный текст и текст художественного произведения, определять его тему, главную мысль и выразительные средства, используемые автором.

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса. При изучении иностранного языка, предусмотрено деление класса на группы при наполняемости класса 25 человек: 2А класс – 25 человек, 2 подгруппы; 2Б класс – неделимый, наполняемость класса 22 человека

Основные цели и задачи обучения английскому языку в начальной школе направлены на формирование у учащихся:

– первоначального представления о роли и значимости английского языка в жизни современного человека и поликультурного мира, приобретение начального опыта использования английского языка как средства межкультурного общения, нового инструмента познания мира и культуры других народов;

– гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей;

– основ активной жизненной позиции. Младшие школьники должны иметь возможность обсуждать актуальные события жизни, свои собственные поступки и поступки своих сверстников, выражать своё отношение к происходящему, обосновывать собственное мнение, что будет способствовать их дальнейшей социализации и воспитанию граждан России;

– элементарной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо). У учащихся расширится лингвистический кругозор, они получат общее представление о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного языка.

Математика способствует формированию начальных представлений о математических взаимоотношениях объектов окружающего мира, выраженных числом, формой, временем, пространством и др. У младших школьников развивается логическое и символическое мышление, математическая речь, пространственное воображение; формируются интеллектуальные познавательные учебные действия, которые постепенно принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, рассуждение, доказательство и др.).

Окружающий мир реализуется с помощью учебного предмета «Окружающий мир». Его изучение способствует осознанию обучающимся целостности и многообразия мира, формированию у младших школьников системы нравственно-ценных отношений к окружающей природе, общественным событиям, людям, культуре и истории родной страны. Осваиваются правила безопасного поведения с учетом изменяющейся среды обитания. В процессе изучения окружающего мира происходит становление разных видов деятельности, обеспечивающих как накопление и обогащение знаний (восприятие, игра, моделирование), их использование в практических и жизненных ситуациях (общественно-полезный труд; труд в условиях семьи), так и объединение, систематизация и классификация знаний в процессе поисковой, экспериментальной и исследовательской деятельности, посильной для младшего школьника. В качестве результата процесс обучения предполагает сформированность универсальных учебных действий разного вида (интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, регулятивных).

Искусство включает два предмета «Изобразительное искусство» и «Музыка». Изучение данных предметов способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе их изучения развивается эстетическая культура обучающегося, способность средствами рисунка, лепки, танца, пения и др. понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления изобразительной и музыкальной деятельности, в процессе изучения этих предметов формируются метапредметные универсальные действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ, классификация и оценка.

Основная цель его изучения предмета Технология – формирование опыта практической деятельности по преобразованию, моделированию, самостоятельному созданию объектов. Дети получают первоначальные навыки созидательного труда, развиваются универсальные учебные действия – планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формируется художественный и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности.

Основная цель его изучения предмета Физическая культура – укрепление здоровья, формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни. Формируются первоначальные умения саморегуляции, планирования двигательного режима своей жизни, контроля и оценки здорового и безопасного образа жизни.


В соответствии с требованиями ФГОС НОО по формированию ИКТ-компетентности обучающихся начальных классов БУП НОО школы МБОУ «СОШ №1» предполагает проведение значительной части уроков и внеурочной деятельности с активным использованием учителями и учениками персональных компьютеров, разнообразных цифровых инструментов, цифровых образовательных ресурсов и информационных технологий.

Компонент образовательного учреждения учитывает образовательные потребности и интересы обучающихся, их родителей (законных представителей) в пределах допустимой нагрузки обучающихся (в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями). В этих целях учебный план предусматривает:

- время на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов. Так как в последнее время в ОУ увеличивается доля детей с неродным русским языком, то в учебном плане предусмотрены часы на усиление учебных предметов «Литературное чтение», «Математика», выделен час на индивидуально-групповую работу.

Таким образом, компонент образовательного учреждения во 2-х классах включает учебные предметы:

- математика: 2 классы по 4 часа в неделю на параллели. Общая нагрузка по предмету составляет 5 часов в неделю;

- литературное чтение: 2 классы по 4 часа в неделю. Общая нагрузка по предмету составляет 5 часов в неделю;

Индивидуально-групповая работа- 1 час.

Таким образом, компонент образовательного учреждения использован в полном объёме.

Максимальная учебная нагрузка составляет:

-для обучающихся 2-ых классов – 26 часов при 6-дневной учебной неделе, что соответствует нормативам, установленным СанПиН 2.4.2.-10, п. 2.8. Требования к организации образовательного процесса.

Организация внеурочной деятельности.

Вторая часть учебного плана включает внеурочную деятельность. Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, сформированы с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлены на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, клубы по интересам, детские общественные объединения и т. д.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность, согласно Приказу МОиН РФ № 373 от 6 октября 2009 (Вестник образования. Тематическое приложение - № 3.- 2009.- C. 43) организована по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Цель организации внеурочной деятельности: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

  • организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

  • оказать помощь в поисках «себя»;

  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширить рамки общения с социумом;

  • воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Неаудиторная занятость (внеурочная деятельность) реализуется по направлениям развития личности:


Направление внеурочной деятельности

Название кружкового объединения

Цель

Спортивно-оздоровительное



«Азбука здоровья»


Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Общекультурное

Чудо ритмика

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций позицию, самокритичность, требовательность, волевые качества.


Мастерская чудес

Общеинтеллектуальное

Юные исследователи

Формирование исследовательских и познавательных умений и навыков.

Развитие интеллектуально-творческих способностей и совершенствование психических процессов младших школьников.

Здравствуйте

Мир вокруг нас.

Духовно- нравственное

Азбука общения

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Социальное

Калейдоскоп

Обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками.


Кроме указанных направлений внеурочной деятельности обучающиеся школы имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования города.

Педагогические ресурсы:

педагоги школы, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, классный руководитель, библиотекарь, педагоги ЦДТ.

Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность осуществлятся через внеурочные занятия, посещение кружков школы, объединений дополнительного образования образования, спортивной школы.

Материально-техническое обеспечение:

для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, все кабинеты начальных классов располагаются на втором этаже, имеется столовая, в которой будет организовано двухразовое питание, имеется медицинский кабинет.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников, актовым залом с музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой.

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеются компьютеры с выходом в Интернет, в кабинетах начальной школы есть проекторы, экраны, в трёх кабинетах- интерактивные доски.

Информационное обеспечение

Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»), игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.

Учебный план, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, принят на педагогическом совете, протокол № 8 от 31.08.2012г, приказ №329 от 31.08.2012г.

Учебный план вступает в действие с 01 сентября 2012 года.

Директор И.Н.СУББОТИНА.
Пояснительную записку составила

заместитель директора по УВР

Л. А. Лебедева

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.



Документы

архив: 1 стр.