«уфимский государственный авиационный технический университет»
Федеральное
агентство
по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Инновационная образовательная программа подготовки кадров
в области информационных технологий проектирования, производства
и эксплуатации сложных технических объектов
Основная ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
подготовки бакалавра по направлению 140500 «Энергомашиностроение»
требования к уровню подготовки
бакалавра по дисциплинам программы
Уфа 2008
Требования к уровню подготовки по дисциплинам, дополняющим федеральные дисциплины государственного образовательного стандарта, реализуются через дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплины по выбору студента, дисциплины специализации и факультативные дисциплины всех циклов учебного плана данной образовательной программы.
1. Общие сведения об образовательной программе
Цель образовательной программы заключается в формировании у студентов универсальных и предметно-специализированных компетенций, способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда по конструированию и исследованию элементов гидравлических, вакуумных, компрессорных и пневматических машин, агрегатов и систем.
Образовательная программа должна обеспечивать по окончании университета эффективное использование последних достижений информационных технологий при ведении проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности в ходе проектирования, производства, отладки и испытаний гидравлических машин и аппаратов, пневмоприводных систем, систем гидро- и пневмоавтоматики, компрессоров, вакуумных откачных установок, исполнительных устройств систем управления машин, установок, двигателей и аппаратов, вспомогательного оборудования, обеспечивающего функционирование гидравлической, пневматической, компрессорной и вакуумной техники, при разработке и использовании нормативно-технической документации и систем стандартизации, методов и средств испытаний и контроля качества изделий и систем, разрабатываемых с применением новых информационно-технологических разработок и программных продуктов при создании инновационной продукции.
2. Компетенции выпускников
В результате освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника» выпускник должен обладать следующими компетенциями:
а) универсальными:
социально-личностными и общекультурными:
готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков рефлексии и самоконтроля;
готов к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения;
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знает принципы и методы организации и управления малыми коллективами; способен находить организационно- управленческие решения в не стандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;
готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре; готов нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений;
знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать Гражданский Кодекс, другие правовые документы в своей деятельности; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;
стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения;
умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования;
понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
общенаучными:
знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы;
знает основные положения, законы и методы естественных наук и математики; способен на их основе представить адекватную современному уровню знаний научную картину Мира;
готов использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии;
способен выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат
инструментальными:
понимает сущность и значение информации в развитии современного обществ;
знает основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;
имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
умеет работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний;
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи;
умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний;
владеет деловым и профессиональным иностранным языком;
способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;
б) профессиональными:
проектно-конструкторская деятельность:
способность и готовность применять методы графического представления объектов гидравлической, вакуумной и компрессорной техники, схем и систем;
способность к проектной деятельности в профессиональной сфере;
способность принимать и обосновывать конкретные технические решения при создании объектов гидравлической, вакуумной и компрессорной техники;
- способность и готовность представлять техническую документацию в соответствие с требованиями ЕСКД;
способность демонстрировать знание теоретических основ физических и гидродинамических процессов и явлений в элементах, узлах и системах гидравлической, вакуумной и компрессорной техники;
научно-исследовательская деятельность:
способность выполнять численные и экспериментальные исследования, обрабатывать и анализировать результаты экспериментов;
способность и готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;
способность формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде научно-технического отчета с его публикацией и публичной защитой;
производственно-технологическая деятельность:
готовность выполнять в практической деятельности правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда;
способность и готовность к освоению новых технологических процессов и новых видов технологического оборудования;
монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная деятельность:
способность и готовность использовать технические средства для измерения основных параметров объектов деятельности;
способность и готовность проводить анализ работы объектов профессиональной деятельности;
способность и готовность к освоению новых типов оборудования и программных средств;
организационно-управленческая деятельность:
способность применять элементы экономического анализа в практической деятельности;
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, организации работы малых коллективов исполнителей;
готовность соблюдать и обеспечивать соблюдение производственной и трудовой дисциплины.
3. Требования к уровню подготовки бакалавра по дисциплинам, дополняющим федеральные дисциплины государственного образовательного стандарта, всех циклов учебного плана данной образовательной программы.
3.1. Требования к уровню подготовки бакалавра по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (трудоемкость – 554 часа)
Бакалавр должен знать:
- законы развития и принципы создания новой техники;
- историю и перспективы развития авиационной и ракетно-космической техники;
- современные методы интенсификации творческого процесса;
- методы научно-технического творчества;
- основы государственно-политической организации общества;
- основы социальных и гуманитарных знаний о человеке и обществе;
- этапы организации бизнеса;
- основы менеджмента;
- основы психологии и педагогики.
Бакалавр должен уметь:
- работать в творческом коллективе;
- использовать наиболее распространенные методы научно-технического творчества;
- разрабатывать бизнес-план;
- осуществлять технические переводы с иностранного языка.
Бакалавр должен иметь навык:
- переводов технического текста с иностранного языка;
- использования разговорного иностранного языка;
- использования методов научно-технического творчества;
- подготовки к проведению маркетинговых исследований;
- разработки базовых положений бизнес-плана.
3.2. Требования к уровню подготовки бакалавра по циклу «Общие математические и естественно-научные дисциплины» (трудоемкость – 257 часов)
Бакалавр должен знать:
- возможности информационных технологий;
- существующие прикладные программы для вычислительно-информационной техники;
- о значении турбулентности в физических процессах.
- приемы создания рабочей среды в специализированных прикладных пакетах;
- приемы выполнения и редактирования чертежей;
- приемы работы в операционной оболочке Windows;
- операции по составлению сложных документов с помощью текстового редактора Word;
- приемы составления документов с графиками и диаграммами и способы обработки данных с помощью пакета Excel;
- операции создания базы данных с помощью системы управления базами данных Access;
Бакалавр должен уметь:
- разрабатывать проектно-конструкторскую документацию с помощью графического редактора Компас 3D;
- пользоваться пакетами программ Offise; работать с прикладными программами MathCAD, Maple, StarCD;
- рассчитывать внутренние турбулентные движения в каналах, трубах и элементах систем различного назначения;
- анализа и оптимизации основных параметров турбулентного движения.
Бакалавр должен иметь навык:
- создания и редактирования чертежей в графическом редакторе Компас 3D;
- работы в операционной оболочке Windows, в т.ч. создания текстовых документов в текстовом процессоре Word;
- создания баз данных в системе управления данных Access;
- работы в прикладных пакетах MathCAD, Maple, StarCD.
3.3. Требования к уровню подготовки бакалавра по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» (трудоемкость – 364 часа)
Бакалавр должен знать:
- о системах автоматизированного проектирования;
- об учете при проектировании изделий биологических особенностей человека, эстетических требований, а также требований патентного законодательства;
- о свойствах и возможностях использования композитных материалов;
- о механике контактного взаимодействия, трения и изнашивания.
Бакалавр должен уметь:
- использовать методы поиска технических решений, формы защиты своих разработок;
- использовать требования к дизайну изделия, макетированию, выбору формы и гаммы цветов проектирования;
- использовать методы проектирования и изготовления деталей из композитных материалов;
- использовать методику расчета нагрузок в местах контактного взаимодействия твердых тел, трения и изнашивания при взаимодействии;
- использовать историю и тенденции развития гидро- и пневмосистем;
- использовать особенности обеспечения устойчивости нелинейных систем;
- использовать наиболее распространенные гидро- и газодинамические эффекты в технике;
- разрабатывать математические модели рабочих процессов в гидроприводе и гидромашинах;
- использовать методы описания и исследования нестационарных газовых потоков.
Бакалавр должен иметь навык:
- проведения патентных исследований, поиска аналогов, оформления заявочной документации на выдачу охранных документов;
- использования требований эргономики и дизайна при проектировании изделий;
- использования расчетных модулей отдельных процессов гидромашин.
3.4. Требования к уровню подготовки бакалавра по циклу «Дисциплины специализации» (трудоемкость – 772 часа)
Бакалавр должен знать:
требования, предъявляемые к основным деталям и узлам гидромашин и гидроприводов;
варианты конструктивного исполнения узлов, деталей и систем энергетического оборудования, объектов авиационной и ракетно-космической техники, транспортных и строительно-дорожных машин;
тенденции развития конструкций и характеристик гидромашин и гидроприводов.
Бакалавр должен уметь:
использовать методы определения технического состояния гидросистем;
использовать методы оптимального поиска неисправностей в гидравлических системах и принципы диагностики;
использовать оптимальные алгоритмы поиска неисправностей и отказов гидропривода.
Бакалавр должен иметь навык:
- разработки технических заданий при проектировании гидро- и пневмосистем и их элементов;
- использовать взаимосвязи параметров качества поверхности и эксплутационных свойств, технологические возможности образования поверхностей с заданными параметрами качества обработки;
- использовать математические модели, описывающие гидравлические и газодинамические эффекты в гидроприводе;
- вопросы устойчивости и колебаний в нелинейных гидромеханических системах;
особенности эксплуатации, обслуживания и ремонта гидро- и пневмосистем.
4. Требования к уровню подготовки бакалавра по дисциплинам инновационной составляющей образовательной программы
4.1. Требования к уровню подготовки бакалавра по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (трудоемкость – 554 часа)
Бакалавр должен знать:
- основы менеджмента и системного анализа в управлении инвестиционными и инновационными проектами;
- приемы подготовки инновационных и инвестиционных проектов к презентациям;
- основы инноватики;
Бакалавр должен уметь:
- проводить системный анализ инвестиционных и инновационных проектов;
- применять полученные знания для решения нечетко определенных инженерных и инновационных задач;
- проводить презентации инновационных и инвестиционных проектов;
Бакалавр должен иметь навык:
- переговоров на деловом иностранном языке;
- использования профессионального иностранного языка;
- принятия управленческих решений при управлении проектами;
- генерации знаний для осуществления инновационной деятельности;
- оценки используемых методов, областей их применения, демонстрируя понимание вопросов безопасности и здравоохранения, влияния инженерных и инновационных решений на социальный контекст и окружающую среду;
4.2. Требования к уровню подготовки бакалавра по циклу «Общие математические и естественно-научные дисциплины» (трудоемкость – 257 часов)
Бакалавр должен знать:
- возможности информационных технологий для генерации знаний в предметной области;
- основные тенденции развития высоких технологий.
Бакалавр должен уметь:
- использовать возможности информационных технологий для коммерциализации результатов НИОКР и технологий;
- анализировать основные тенденции развития высоких технологий для возможного применения их в предметной деятельности.
Бакалавр должен иметь навык:
- работы с современными Интернет-ресурсами во всемирной Интернет-библиотеке.
4.3. Требования к уровню подготовки бакалавра по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» (трудоемкость – 364 часа)
Бакалавр должен знать:
- основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам и изделиям;
- о возможностях применения новых материалов и высоких технологий в современных и перспективных схемных решениях гидро- и пневмосистем;
- этапы проведения патентных исследований, поиска аналогов, оформления заявочной документации на выдачу охранных документов.
Бакалавр должен уметь:
- использовать методы поиска технических решений, формы защиты своих разработок;
- использовать инновационные подходы в управлении техническими системами.
Бакалавр должен иметь навык:
- проведения патентных исследований, поиска аналогов, оформления заявочной документации на выдачу охранных документов при реализации инновационных проектов;
- проведения исследований в гидромеханике.
4.4. Требования к уровню подготовки бакалавра по циклу «Дисциплины специализации» (трудоемкость – 772 часа)
Бакалавр должен знать:
- тенденции развития инноваций техники и технологий машиностроительных производств, высокотехнологичных фирм по производству и продвижению перспективных конструкций и схемных решений гидромашин и гидро- и пневмоприводов.
Бакалавр должен уметь:
использовать результаты высоких технологий и результатов НИОКР для реализации профессиональных задач при проектировании элементов и узлов гидравлической, вакуумной и компрессорной техники;
самостоятельно учиться и повышать квалификацию в инновационной области в течении всего периода профессиональной деятельности.
Бакалавр должен иметь навык:
- эффективной работы индивидуально, в качестве члена команды по инновационному проекту;
- консультаций по вопросам проектирования конкурентоспособной продукции и разработки прогрессивных технологических процессов.
Удовлетворение дополнительных требований обеспечивается содержанием дисциплин по выбору, выполнением студентами заданий в рамках индивидуальной научно-исследовательской работы, введением дисциплин «Инноватика», «Управление инвестиционными проектами», «Деловой иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык» и переработкой содержания специальных дисциплин с учетом последних достижений мировой, отечественной и региональной науки, инновационных технологий в промышленности и образовании.
Трудоемкость дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента и элективных дисциплин, составляет 1937 часов (26,4 % от общей трудоемкости дисциплин).
Дополнительные требования реализуются при подготовке бакалавров через элективные курсы (дисциплины по выбору), дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины специализации.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: