NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«уфимский государственный авиационный технический университет»




Федеральное

агентство

по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Инновационная образовательная программа подготовки кадров

в области информационных технологий проектирования, производства

и эксплуатации сложных технических объектов

Основная ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
подготовки магистра по направлению 150800 Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника (магистерская программа «Гидравлические машины и гидропневмоагрегаты»).


Требования к уровню подготовки магистра

Уфа 2008
Требования к уровню подготовки по дисциплинам, дополняющим федеральные дисциплины государственного образовательного стандарта, реализуются через дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплины по выбору студента, дисциплины специализации и факультативные дисциплины всех циклов учебного плана данной образовательной программы.

1. Общие сведения об образовательной программе

Цель образовательной программы магистра заключается в формировании универсальных и предметно-специализированных компетенций, способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда по исследованию, проектированию и технологической подготовке производства гидравлических машин, гидропневмоагрегатов, их систем и элементов.

Образовательная программа должна обеспечивать по окончании университета эффективное использование последних достижений информационных технологий при ведении научно-исследовательской, проектно-конструкторской, производственно-технологической, организационно-управленческой, инновационной деятельности в ходе планирования и проведения научно-исследовательских работ (НИР) теоретического и прикладного характера, совершенствования и разработки новых моделей физических процессов гидравлических, пневматических, вакуумных и компрессорных машин, аппаратов и установок, разработки новых методов экспериментальных исследований и анализа результатов исследований их обобщения по заданным и разрабатываемым программам, разработки перспективных конструкций гидравлических, вакуумных, компрессорных и пневматических машин, их систем, элементов и оборудования, оптимизации проектных решений с учетом природоохранных и энергосберегающих технологий, создании прикладных программ расчета, а также в ходе проведения экспертизы проектно-конструкторских и технологических разработок, организации работы коллектива исполнителей, принятия управленческих решений в условиях различных мнений, внедрения инженерных и конструктивных решений в практику; осуществления технического контроля, испытаний в процессе производства; оценкой производственных и непроизводственных затрат на обеспечение заданного уровня качества продукции, в том числе и инновационной, с учетом международных стандартов ИСО 9001

2. Компетенции выпускников

В результате освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению «Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника» выпускник должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными:

социально-личностными и общекультурными:

  • готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

  • способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

  • способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

  • владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков рефлексии и самоконтроля;

  • готов к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения;

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знает принципы и методы организации и управления малыми коллективами; способен находить организационно- управленческие решения в не стандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;

  • готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре; готов нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений;

  • знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать Гражданский Кодекс, другие правовые документы в своей деятельности; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;

  • стремится к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения;

  • умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования;

  • понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

  • способен демонстрировать углубленные знания в области естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и готовность использовать их в профессиональной деятельности;

  • способен демонстрировать представление о методологических основах научного познания и творчества, роли научной информации в развитии науки;

  • способен находить творческие решения профессиональных задач, готовность принимать нестандартные решения;

  • готов генерировать и использовать новые идеи;

  • способен к критическому восприятию информации ("критическому мышлению"), ее анализу и синтезу;

  • готов к профессиональному росту через умение обучаться самостоятельно и решать сложные вопросы;

  • способен вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;


общенаучными:

  • знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

  • знает основные положения, законы и методы естественных наук и математики; способен на их основе представить адекватную современному уровню знаний научную картину Мира;

  • готов использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии;

  • способен выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат


инструментальными:

  • понимает сущность и значение информации в развитии современного обществ;

  • знает основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;

  • имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

  • умеет работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний;

  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

  • свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи;

  • умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний;

  • владеет деловым и профессиональным иностранным языком;

  • способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;


б) профессиональными:

научно-исследовательская деятельность:

  • способность демонстрировать знание теоретических и экспериментальных методов научных исследований; принципов организации научно-исследовательской деятельности;

  • готовность использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах;

  • способность выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований;

  • готовность на основе системного подхода строить и использовать модели для описания и анализа процессов в гидравлических и пневматических системах, машинах и аппаратах, осуществлять их качественные и количественные исследования;

  • готовность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований;

проектно-конструкторская и производственно-технологическая деятельность:

  • готовность осуществлять анализ различных вариантов, искать и вырабатывать компромиссные решения в гидравлических и пневматических системах, машинах и аппаратах;

  • способность использовать методы решения задач на определение оптимальных соотношений параметров различных систем;

  • способность использовать знание теоретических основ рабочих процессов в гидравлических и пневматических системах, машинах и аппаратах, методов расчетного анализа объектов сферы профессиональной деятельности с использованием современных технологий;

  • готовность разрабатывать с использованием САПР конструкции конкурентоспособных гидравлических и пневматических систем, машин и аппаратов с улучшенными показателями качества;

  • способность использовать средства автоматизации при проектировании;

  • способность понимать современные проблемы научно-технического развития сырьевой базы, современные технологии по утилизации отходов в гидро- и пневмомашиностроении, научно-техническую политику в области технологии производства продукции гидро- и пневмомашиностроения;

организационно-управленческая деятельность:

  • готовность эффективно участвовать в программах освоения новой продукции и технологий;

  • готовность использовать процедуры экономического анализа при организации и проведении практической деятельности на предприятии;

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, организации работы малых коллективов исполнителей;

  • готовность соблюдать и обеспечивать соблюдение производственной и трудовой дисциплины.


3. Требования к уровню подготовки магистра по дисциплинам, дополняющим федеральные дисциплины государственного образовательного стандарта, всех циклов учебного плана данной образовательной программы.

3.1. Требования к уровню подготовки магистра по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (трудоемкость – 554 часа)

Магистр должен знать:

- законы развития и принципы создания новой техники;

- историю и перспективы развития авиационной и ракетно-космической техники;

- современные методы интенсификации творческого процесса;

- методы научно-технического творчества;

- основы государственно-политической организации общества;

- основы социальных и гуманитарных знаний о человеке и обществе;

- этапы организации бизнеса;

- основы менеджмента;

- основы психологии и педагогики.

Магистр должен уметь:

- работать в творческом коллективе;

- использовать наиболее распространенные методы научно-технического творчества;

- разрабатывать бизнес-план;

- осуществлять технические переводы с иностранного языка.

Магистр должен иметь навык:

- переводов технического текста с иностранного языка;

- использования разговорного иностранного языка;

- использования методов научно-технического творчества;

- подготовки к проведению маркетинговых исследований;

- разработки базовых положений бизнес-плана.
3.2. Требования к уровню подготовки магистра по циклу «Общие математические и естественно-научные дисциплины» (трудоемкость – 257 часов)

Магистр должен знать:

- возможности информационных технологий;

- существующие прикладные программы для вычислительно-информационной техники;

- о значении турбулентности в физических процессах.

- приемы создания рабочей среды в специализированных прикладных пакетах;

- приемы выполнения и редактирования чертежей;

- приемы работы в операционной оболочке Windows;

- операции по составлению сложных документов с помощью текстового редактора Word;

- приемы составления документов с графиками и диаграммами и способы обработки данных с помощью пакета Excel;

- операции создания базы данных с помощью системы управления базами данных Access;

Магистр должен уметь:

- разрабатывать проектно-конструкторскую документацию с помощью графического редактора Компас 3D;

- пользоваться пакетами программ Offise; работать с прикладными программами MathCAD, Maple, StarCD;

- рассчитывать внутренние турбулентные движения в каналах, трубах и элементах систем различного назначения;

-  анализа и оптимизации основных параметров турбулентного движения.

Магистр должен иметь навык:

- создания и редактирования чертежей в графическом редакторе Компас 3D;

- работы в операционной оболочке Windows, в т.ч. создания текстовых документов в текстовом процессоре Word;

- создания баз данных в системе управления данных Access;

- работы в прикладных пакетах MathCAD, Maple, StarCD.
3.3. Требования к уровню подготовки магистра по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» (трудоемкость – 364 часа)

Магистр должен знать:

- о системах автоматизированного проектирования;

- об учете при проектировании изделий биологических особенностей человека, эстетических требований, а также требований патентного законодательства;

- о свойствах и возможностях использования композитных материалов;

- о механике контактного взаимодействия, трения и изнашивания.

Магистр должен уметь:

- использовать методы поиска технических решений, формы защиты своих разработок;

- использовать требования к дизайну изделия, макетированию, выбору формы и гаммы цветов проектирования;

- использовать методы проектирования и изготовления деталей из композитных материалов;

- использовать методику расчета нагрузок в местах контактного взаимодействия твердых тел, трения и изнашивания при взаимодействии;

- использовать историю и тенденции развития гидро- и пневмосистем;

- использовать особенности обеспечения устойчивости нелинейных систем;

- использовать наиболее распространенные гидро- и газодинамические эффекты в технике;

- разрабатывать математические модели рабочих процессов в гидроприводе и гидромашинах;

- использовать методы описания и исследования нестационарных газовых потоков.

Магистр должен иметь навык:

- проведения патентных исследований, поиска аналогов, оформления заявочной документации на выдачу охранных документов;

- использования требований эргономики и дизайна при проектировании изделий;

- использования расчетных модулей отдельных процессов гидромашин.
3.4. Требования к уровню подготовки магистра по циклу «Дисциплины специализации» (трудоемкость – 1200 часов)

Магистр должен знать:

  • методы научных исследований гидравлических машин и гидропневмоагрегатов;

  • перспективные методы управления гидравлических машин и гидропневмоагрегатов;

  • системы автоматического управления спецтехники;

  • нестационарные газодинамические эффекты, имеющие место в гидравлических машинах и гидропневмоагрегатах;

  • тенденции развития перспективных конструкций и характеристик гидромашин и гидроприводов.

Магистр должен уметь:

  • проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности и определения показателей технического уровня проектируемых изделий

  • осуществлять поиск новых принципов действия и разработка инновационных проектно-технических решений в предметной области с использованием современных изобретательских технологий

  • использовать методы научных исследований для определения технического состояния гидравлических машин и гидропневмоагрегатов;

  • использовать методы оптимального поиска неисправностей в гидравлических машинах и гидропневмоагрегатах;

  • диагностировать и использовать оптимальные алгоритмы поиска неисправностей и отказов в гидравлических машинах и гидропневмоагрегатах, их системах, оборудовании и элементах;

  • разрабатывать эскизные, технические и рабочие проекты изделий гидромашиностроения и средств гидропневмоавтоматики с использованием систем автоматизированного проектирования, передового опыта разработки конкурентоспособных изделий

  • моделировать переходные процессы в гидравлических машинах и гидропневмоагрегатах, их системах, оборудовании и элементах;

  • моделировать процессы тепломассобмена в гидравлических машинах и гидропневмоагрегатах, их системах, оборудовании и элементах;

  • моделировать и проектировать гидравлические машины и гидропневмоагрегаты, их системы, оборудование;

  • разрабатывать мероприятия, направленные на повышение прочности и долговечности конструкций гидравлических машин и гидропневмоагрегатов, их систем и оборудования;

  • разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ.


Магистр должен иметь навык:

- разработки технических заданий при выполнении НИР теоретического и прикладного характера;

- сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации в области гидравлических и пневматических систем и машин, выбора методик и средств решения задачи

- подготовки научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;

- разработки мероприятий по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных при модернизации и проектировании гидро- и пневмомашин, систем и их элементов;

- использовать взаимосвязи параметров качества поверхности и эксплутационных свойств, технологические возможности образования поверхностей с заданными параметрами качества обработки;

- использовать математические модели, описывающие гидравлические и газодинамические эффекты в гидромашинах и гидропневмоагрегатах;

- подготовки отзывов и заключений на рационализаторские предложения и изобретения;

- выполнения функций преподавателя при реализации образовательных программ

4. Требования к уровню подготовки магистра по дисциплинам инновационной составляющей образовательной программы

4.1. Требования к уровню подготовки магистра по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (трудоемкость – 554 часа)

Магистр должен знать:

- основы менеджмента и системного анализа в управлении инвестиционными и инновационными проектами;

- приемы подготовки инновационных и инвестиционных проектов к презентациям;

- основы инноватики;

Магистр должен уметь:

- проводить системный анализ инвестиционных и инновационных проектов;

- применять полученные знания для решения нечетко определенных инженерных и инновационных задач;

- проводить презентации инновационных и инвестиционных проектов;

Магистр должен иметь навык:

- переговоров на деловом иностранном языке;

- использования профессионального иностранного языка;

- принятия управленческих решений при управлении проектами;

- генерации знаний для осуществления инновационной деятельности;

- оценки используемых методов, областей их применения, демонстрируя понимание вопросов безопасности и здравоохранения, влияния инженерных и инновационных решений на социальный контекст и окружающую среду;
4.2. Требования к уровню подготовки магистра по циклу «Общие математические и естественно-научные дисциплины» (трудоемкость – 257 часов)

Магистр должен знать:

- возможности информационных технологий для генерации знаний в предметной области;

- основные тенденции развития высоких технологий.

Магистр должен уметь:

- использовать возможности информационных технологий для коммерциализации результатов НИОКР и технологий;

- анализировать основные тенденции развития высоких технологий для возможного применения их в предметной деятельности.

Магистр должен иметь навык:

- работы с современными Интернет-ресурсами во всемирной Интернет-библиотеке.
4.3. Требования к уровню подготовки магистра по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» (трудоемкость – 364 часа)

Магистр должен знать:

- основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам и изделиям;

- о возможностях применения новых материалов и высоких технологий в современных и перспективных схемных решениях гидро- и пневмосистем;

- этапы проведения патентных исследований, поиска аналогов, оформления заявочной документации на выдачу охранных документов.

Магистр должен уметь:

- использовать методы поиска технических решений, формы защиты своих разработок;

- использовать инновационные подходы в управлении техническими системами.

Магистр должен иметь навык:

- проведения патентных исследований, поиска аналогов, оформления заявочной документации на выдачу охранных документов при реализации инновационных проектов;

- проведения исследований в гидромеханике.
4.4. Требования к уровню подготовки магистра по циклу «Дисциплины специализации» (трудоемкость – 1200 часов)

Магистр должен знать:

- тенденции развития инноваций техники и технологий машиностроительных производств, высокотехнологичных фирм по производству и продвижению перспективных конструкций и схемных решений гидромашин и гидро- и пневмоприводов.

Магистр должен уметь:

  • использовать результаты высоких технологий и результатов НИОКР для реализации профессиональных задач при проектировании элементов и узлов гидравлической, вакуумной и компрессорной техники;

  • самостоятельно учиться и повышать квалификацию в инновационной области в течении всего периода профессиональной деятельности.

Магистр должен иметь навык:

- эффективной работы индивидуально, в качестве члена команды по инновационному проекту;

- консультаций по вопросам проектирования конкурентоспособной продукции и разработки прогрессивных технологических процессов.
Удовлетворение дополнительных требований обеспечивается содержанием дисциплин по выбору, выполнением студентами заданий в рамках индивидуальной научно-исследовательской работы, введением дисциплин «Инноватика», «Управление инвестиционными проектами», «Деловой иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык» и разработкой содержания специальных дисциплин с учетом последних достижений мировой, отечественной и региональной науки, инновационных технологий в промышленности и образовании.

Трудоемкость дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента и элективных дисциплин, составляет 2375 часов (20,8 % от общей трудоемкости дисциплин).

Дополнительные требования реализуются при подготовке магистров через элективные курсы (дисциплины по выбору), дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины специализации.
Разработал: к.т.н., доцент Месропян А. В.
Требования к уровню подготовки магистра по направлению 150800 «Гидравлическая, вакуумная

и компрессорная техника».
«____»________2008г. (протокол №____)
Председатель научно-методического совета
__________ д.т.н., профессор В.А. Целищев
Согласовано:

Начальник отдела ОМО _____________ В.Г. Крючков

страница 1


скачать

Другие похожие работы: