Управление культуры администрации Тяжинского муниципального района Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тяжинская централизованная библиотечная система»
Управление культуры администрации Тяжинского
муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Тяжинская централизованная библиотечная система»
Аналитическая справка
о деятельности детских библиотек
Пгт Тяжинский 2012
Аналитическая справка
о деятельности детских библиотек
2012
Название ЦБС (точно по уставу) | МБУК «Тяжинская центральная библиотечная система» |
Адрес: | |
Почтовый индекс | 652240 |
Район | Тяжинский |
Населенный пункт | пгт Тяжинский |
Улица, дом | Советская, 1-б |
Сайт библиотеки | - |
Электронная почта (e-mail) | [email protected] |
ICQ («аська»), скайп | - |
Директор МБУК «ТЦБС» (ФИО, тел. С кодом, факс) | Сергеева Валентина Васильевна 8-384-49-28-8-43 |
Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. С кодом, факс) | Дурнова Елена Ивановна 8-384-49-28-8-43 |
Методист МБУК «ТЦБС» (ФИО, тел. с кодом) | Ионова Валентина Григорьевна 8-384-49-28-8-43 |
Методист по работе с детьми МБУК «ТЦБС» (ФИО, тел. с кодом) | Гура Татьяна Владимировна 8-384-49-28-8-43 |
Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом) | - |
Начальник управления культуры (ФИО, тел. с кодом) | Суханов Алексей Васильевич 8-384-49-28-8-43 |
1. Сеть детских муниципальных библиотек в районе.
1.1. В сети детских муниципальных библиотек в районе изменений в 2012 году не произошло. Структура библиотек осталась прежней.
1.2.В помещении центральной детской библиотеки произведена замена окон и системы освещения. Требуется замена дверей и системы отопления.
Затраты на ремонтные работы произведены из областного бюджета и собственных средств.
Итатская детская библиотека произвела замену окон, дверей, частично мебели.
1.3. Приобретено за счет местного бюджета:
- мебели - нет
- техники - нет
- оборудования - нет
Безусловно, существенного обновления требует оборудование центральной детской библиотеки: устаревшая мебель, недостаточное количество средств предоставления информации – компьютерной техники, видеопроектора.
Технические средства
| Всего | ЦДБ | Итатская библиотека |
Транспорт | - | - | - |
ПК | 3 | 2 | 1 |
Сканер | 1 | 1 | - |
Ксерокс | - | - | - |
Принтер | 1 | 1 | - |
Проектор | - | - | - |
Экран | - | - | - |
Телевизор | 2 | 1 | 1 |
Видеомагнитофон | 2 | 1 | 1 |
Аудиомагнитофон | 1 | - | 1 |
DVD | 2 | 1 | 1 |
Музыкальный центр | 1 | 1 | - |
Караоке | - | - | - |
2. Работа с читателями – детьми
Состояние библиотечного обслуживания остается на прежнем уровне.
Для юных пользователей библиотек в недостаточном количестве выписываются периодические издания.
В приобщении к чтению детей разных возрастных категорий в социальном партнерстве с образовательными учреждениями (детскими садами, школами), социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, детским домом «Ласточкино гнездышко», центральной библиотекой имени Н. И. Масалова, Итатской городской библиотекой, Итатским Домом культуры, Тяжинской школой искусств № 31, Тяжинской художественной школой № 13.
Оказываем методическую помощь педагогам образовательных учреждений, школьным библиотекарям.
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные.
№ п/п | Количество детских библиотек в городе | Количество жителей | Количество детей до 15 лет | Количество читателей (всего) | % охвата детского населения | Количество читателей по ЕРК | % охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК |
1 | Тяжинская ЦДБ | 11150 | 2203 | 2825 | 100 | 1542 | 70 |
2 | Итатская ДБ | 3600 | 747 | 979 | 100 | 548 | 73,3 |
3 | 2-х библиотек | 14750 | 2950 | 3804 | 100 | 2090 | 143.3 |
2.1.1. Число читателей в Тяжинской детской библиотеке увеличилось, благодаря работе по долгосрочной программе «Вместе с книжкой я расту», ориентированной на детей дошкольного возраста.
Работа по данной программе способствует привлечению новых читателей и продвижению чтения в детской среде.
Многие детки приводят в библиотеку, особенно в выходные дни, своих пап и мам, вместе выбирают книжки, в читальном зале листают журналы.
По прежнему вызывает активный интерес у родителей книжная выставка «Родительское бюро», оформленная в читальном зале. Книги, представленные на выставке, помогают ответить молодым родителям на множество «почему?».
Способствовать привлечению читателей в Тяжинскую детскую библиотеку будет работа по проекту «Открытое сердце», разработанного на 2013 год. Цель проекта – воспитание, развитие и формирование гармоничной личности ребенка.
2.1.2. – 2.1.4.
Библиотеки | Книгообеспеченность одного жителя детского возраста | Книгообеспеченность одного читателя детского возраста | Средняя дневная посещаемость | Обращаемость фонда |
Тяжинс кая ЦДБ | 10.2 | 10 | 73 | 2.3 |
Итатская ДБ | 17.1 | 15 | 40.5 | 1.7 |
2-х библио тек | 12 | 9.7 | 113.5 | 2.1 |
2.2. Читательский портрет современного ребенка
Состав читателей по возрастам
| Всего | ЦДБ | ИДБ | |
Дошкольники | 508 | 466 | 42 | |
По классам | | | | |
| 1 | 466 | 270 | 196 |
2 | 407 | 289 | 118 | |
3 | 311 | 189 | 122 | |
4 | 419 | 339 | 80 | |
5 | 308 | 223 | 85 | |
6 | 368 | 318 | 50 | |
7 | 272 | 200 | 72 | |
8 | 255 | 208 | 47 | |
9 | 313 | 265 | 48 | |
10 | 23 | 7 | 16 | |
11 | 46 | 8 | 38 | |
Студенты | 5 | 5 | - | |
Работающая молодежь | - | - | - | |
РДЧ | 78 | 35 | 43 | |
Прочие | 25 | 3 | 22 |
2.2.1. Жанровые предпочтения читателей.
Индивидуальные беседы, анализ читательских формуляров, исследования помогают выявить книжные предпочтения юных читателей.
Малыши с удовольствием читают сказки, приключения, сказочные повести современных авторов, книги «для веселья».
Мальчишки младшего школьного возраста увлеклись чтением книг о российской армии. Развитию интереса к книгам данной тематики способствовал конкурс на лучшего читателя литературы о российской армии, прошедшего в рамках цикла мероприятий «Славься, Отечество наше» (Год российской истории).
Предметом интереса читателей среднего возраста по прежнему остаются детективы, фэнтези, романчики о любви. Многие наши пользователи перешли на чтение преимущественно периодических изданий.
Мальчишек интересуют книги о технике, спорте, компьютерах.
Девчонки увлечены книгами по домоводству. Большой популярностью пользуется книжная полка «Максимум информации при минимуме затрат». Яркие, красочные энциклопедии сразу привлекают внимание читателей.
У старших читателей библиотеки чтение для души уступает место деловому. Подтверждением этого факта служит исследование «Мое мнение о прочитанном» (См. 12. Исследовательская работа).
2.2.2. Наиболее популярные среди читателей авторы:
В. Сутеев «Сказки»
К.Никольский «Армейская азбука»
Б. Арон «Едем, плаваем, летаем»
Г.Остер «Задачник», «Вредные советы»
И. Янсон «Мемуары Муми-папы»
Т.Уайброд «Приключения малютки волка»
Э. Хантер серия «Коты – воители»
Д. Емец серия «Мефодий Буслаев»
Книги серии «Истории чародеек»
М. Гоголев «Прости меня, Рекс»
Произведения Й. Колфера
У детей младшего возраста популярны диснеевские журналы, в которых много красочных иллюстраций. У мальчишек любимые журналы – «Дисней», «Том и Джерри», «Лунтик», «Смешарики», детская газета «Непоседа».
Девочкам нравятся журналы – «Умняшка», «Играем с Барби», «Принцесса», «Фея», «Нафаня».
Девчонки среднего и старшего возраста зачитываются журналами «Маруся», «Мне 15», «Классная девчонка».
Подростки узнают о самых новых технических открытиях и достижениях в журнале «Юный эрудит».
А такие прекрасные журналы как «Мурзилка», «Веселые картинки», «Миша», «Юный натуралист», дети, к сожалению, совсем перестали читать.
2.2.3. Библиотечный фонд читательскому спросу соответствует частично. Все-таки не хватает книг современных детских авторов, научно-популярной литературы (если книга в единственном экземпляре, то ребенок не имеет возможности взять ее на дом, т.к. она находится в фонде читального зала).
2.3.2. Программно-целевая деятельность библиотек.
Всего библиотечных программ в МБУК «ТЦБС» - 25,
из них ориентированных на детей – 19.
В Тяжинской центральной детской библиотеке для дошкольников разработана и действует долгосрочная программа «Вместе с книжкой я расту», срок реализации 2011 – 2013 годы.
Цель программы – вовлечение детей 4 – 6 лет в читательскую деятельность, развитие творческого и эвристического типа мышления маленького читателя.
Были использованы различные формы и методы работы: выставки, консультации, выступления на родительских собраниях, утренники, экскурсии, заочные прогулки, познавательные часы, информминутки, конкурсно - игровые формы, индивидуальные беседы, громкие чтения.
Родители и дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Выставка детских творческих работ «От всей души» порадовала пап и мам. К декабрю месяцу 2012 года ребята уже посещают библиотеку, читают с родителями не только сказки, но и произведения М. Пришвина, Н.Сладкова, Г.Циферова, В.Сутеева, Г.Александровой, С.Прокофьевой.
Библиотекарям абонемента для малышей было произведено 24 выхода в детские сады поселка Тяжинский.
Так как программа рассчитана на 3 года, частично предполагаемые результаты имеют место быть.
Программа «Я - гражданин своей страны» (См. 2.4.10. Правовая культура).
В читальном зале для ребят среднего и старшего возраста работала программа «Неделька».
Цель: содействие формированию гармоничной, полноценной, социальнограмотной личности.
Различные формы массовой и индивидуальной работы, входящие в комплекс мероприятий, объединенных общим названием каждой «недельки» позволяют содействовать духовному и интеллектуальному развитию подрастающего поколения.
В рамках программы прошли «недельки»:
- «Рождественская»;
-«Любовь к родному краю»;
- «Истории»;
- «Детского творчества»;
- «Полезной информации»;
- «Доброго общения»;
- «Детского телевидения».
На мероприятиях присутствовало 1337 человек, возросло количество читателей, по сравнению с 2011 годом на 73 читателя.
Ожидаемые результаты программы: повышение статуса книги и библиотеки среди пользователей, увеличение количества читателей и посещений в библиотеке, расширение круга чтения детей подтвердились.
Учитывая интересы юных читателей на абонементе для читателей среднего и старшего возраста была разработана долгосрочная программа «Мастерская радости» на период 2011 – 2013 годы (См. 13. Карты инноваций).
2.4 Основные направления библиотечного обслуживания, информационно - досуговая деятельность библиотек.
Форма мероприятия | Количество мероприятий (всего) |
Акция | 3 |
Бенефис | - |
Беседа | 17 |
Вечер | - |
Встреча | 8 |
Выставка | 37 |
Дебаты, дискуссия | 2 |
Занятие кружка, клуба | 14 |
Игра, конкурс | 41 |
Композиция | 2 |
Конференция | - |
Круглый стол | - |
Лекция | - |
Мастер-класс, творческая мастерская | 3 |
Обзор | 12 |
Посиделки | 1 |
Праздник, театрализованное представление | 8 |
Презентация | 3 |
Ток-шоу | - |
Тренинг | - |
Урок | 2 |
Утренник | 7 |
Час | 41 |
Экскурсия | 3 |
День | 5 |
Неделя | 11 |
Информинутки | 10 |
Громкие чтения | 15 |
Итого | 245 |
В работе с детьми младшего возраста преобладают формы, имеющие компоненты зрелищности, игры, межличностного общения: конкурсы, информминутки, утренники, турниры, прогулки. Как средство активизации познавательных интересов детей применяются следующие формы: путешествия, театрализованные праздники, экскурсии, громкие чтения.
Среди приемлемых форм массовых мероприятий для детей среднего и старшего возраста, специалисты называют различные часы (общения, литературные, информационно-познавательные), беседы, встречи, презентации.
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: