Урок № Тема урока: «Повторение по теме «Имя прилагательное»
Класс: 5а Дата 15.04.2014
Урок №
Тема урока:«Повторение по теме «Имя прилагательное»
Цель урока:систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи.
Задачи урока:
Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи имен прилагательных;
Формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже;
Вспомнить орфографические правила, связанные с написанием данной части речи.
Развивать самоконтроль, мышление, речь учащихся, умения сравнивать, анализировать, делать обобщения и выводы;
Повторить навыки различных видов разбора.
Оборудование: экран, ИТК, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
-На доске :
…
Полное Качественное
Указывает Описывает Украшает
Характеризует предмет с разных сторон.
Часть речи.
- О какой части речи говорится в этом пятистишии? Правильно, о прилагательном. Но прежде, чем мы начнем повторение и обобщение темы “Имя прилагательное” ---------------------------------------------- 1.«Этимологическая страничка».(индивидуальное дом.задание.)
Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное».
Эпитет (греч.) – «приложение». Художественное, образное определение.
Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории.
Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом.
Например:
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет…
Лес, оказывается, может быть не только зеленым, а юным, а дым не только серым. Имена прилагательные описывают предмет, как будто рисуем его красками.
2.Индивидуальная работа у доски а) Составьте и запишите предложения , описывая предложенные вам картины(весенние цветы)
Позиция сильный слабый.
б) Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные.
(Новый) проблемы, (тёмный) ночами, (чистый) тряпкой, (душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса.
в)Выполните синтаксический разбор предложения :Широк и желт вечерний свет, нежна апрельская прохлада4.
3.Давайте с вами вспомним, какие разряды прилагательных мы с вами изучили и проверим наши знания. (составление графика)
Умный, отцов, спортивный, маленький, стеклянный, московские, собачья, старый, весенний, лисий.
4.Как образуются степени сравнения имен прилагательных?
- Дополните цепочку слов простой формой степеней сравнения:
Сладкий - … - … .
Вежливый - … - … .
Интересный - … - … .
Строгий - … - … .
Сладкий - слаще - сладчайший.
Вежливый - вежливей - вежливейший.
Интересный - интереснее - интереснейший.
Строгий - строже - строжайший
5.Работа по развитию речи.
Исправьте грамматические ошибки:
Мой рисунок более красивее Петиного.
(Мой рисунок более красивый. Мой рисунок красивее Петиного).
Самую интереснейшую сказку написала Алена.
(Самую интересную сказку написала Алена. Интереснейшую сказку написала Алена).
Петин рисунок аккуратен и красивый.
(Петин рисунок аккуратный и красивый. Петин рисунок аккуратен и красив).
6.Графический диктант
Песчаный, оловянный, стеклянный, шерстяной, гусиный, государственный, глиняный, деревянный, серебряный, картинный, телефонный, лимонный, старинный, румяный, юный
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
н | нн | нн | н | н | нн | н | нн | н | нн | нн | нн | нн | н | н |
7.Распределительный диктант по теме «Мягкий знак после шипящих на конце слов»:
В первый столбик записываем слова с мягким знаком на конце, а во второй – без мягкого знака. - Вспомним правописание кратких прилагательных, а попутно повторим и правописание других частей речи с шипящими согласными на конце.Воздух свеж…, узнаеш… по голосам, ночная тиш…, ландыш… пахуч…, береч… природу, лес дремуч…, зелень рощ…, весенний пейзаж…, тихая полноч…, помоч… птицам, оказать помощ…, ветер жгуч…
- Какая тема объединяет все наши сегодняшние высказывания? Долго зима не хотела уступать свои права, но, как говорят в народе: как зима ни злится, всё весне не покорится. Всё в природе радуется приходу весны, ведь весна – это пора света, пора пробуждения, обновления и расцвета природы.
Сюрпризный момент.(описание полученных букетиков)
Вывод:
- Посмотрите, как преобразился текст, поначалу такой сдержанный, немногословный. Он стал и понятнее, и выразительнее, ярче. И сделать это нам помогли прилагательные. Так можем ли мы от них отказаться? Конечно, нет. Ведь и в русском, и в других языках прилагательные просто необходимы. Надо только правильно ими пользоваться
Рефлексия
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ УЧЕТА
ТЕМА | ПРАВИЛЬНО | НЕПРАВИЛЬНО | ПРИМЕЧАНИЕ |
Разряды прилагательных | | | |
Степени сравнения имен прилагательных | | | |
Исправление грамматических ошибок: | | | |
Н- нн в суффиксах прилагательных | | | |
Буквы о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных. | | | |
Мягкий знак после шипящих на конце слов | | | |
| | | |
4)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| | | | | | | | | | | | | | |
1)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Разряды прилагательных
Умный, отцов, спортивный, маленький, стеклянный, московские, собачья, старый, весенний, лисий.
2.Дополните цепочку слов простой формой степеней сравнения:
Сладкий - … - … .
Вежливый - … - … .
Интересный - … - … .
Строгий - … - … .
3.Работа по развитию речи.
Исправьте грамматические ошибки:
Мой рисунок более красивее Петиного.
Самую интереснейшую сказку написала Алена.
Петин рисунок аккуратен и красивый.
4.Графический диктант
Песчаный, оловянный, стеклянный, шерстяной, гусиный, государственный, глиняный, деревянный, серебряный, картинный, телефонный, лимонный, старинный, румяный, юный
5.Буквы о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных.
.Маленькое дело лучше больш…го безделья. Вольному воля, ходяч…му путь, а лежач…му кнут. Скуч…н день до вечера, коли делать нечего. Свой хлеб слаще чуж…го калача
6.Мягкий знак после шипящих на конце слов: Воздух свеж…, узнаеш… по голосам, ночная тиш…, ландыш… пахуч…, береч… природу, лес дремуч…, зелень рощ…, весенний пейзаж…, тихая полноч…, помоч… птицам, оказать помощ…, ветер жгуч…
страница 1
скачать
Другие похожие работы: