NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок №1. Тема. Организм человека. Нервная система. Цели: расширять знания обучающихся об организме человека, функциях


Урок №1.
Тема. Организм человека. Нервная система.
Цели: - расширять знания обучающихся об организме человека, функциях

различных органов;

- познакомить со строением и значением нервной системы.
Ход урока.


  1. Орг. Момент.




  1. Знакомство с учебником. Актуализация знаний.


Чтение вступительной статьи «Как работать с учебником». Обсуждение прочитанной статьи по вопросам:

- Назовите автора учебника.

- Какие основные темы предстоит вам изучить на уроках окружающего мира?

- Какими сообщениями начинается каждый новый раздел в учебнике?

- Что бы вы хотели узнать об окружающем мире в этом учебном году?


  1. Формирование новых знаний.

Введение в тему урока.

Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, то есть все органы объединены в системы органов.

  1. Терминологическая работа.

-система органов;

- скелетная система;

- мышечная система;

- кровеносная система;

- дыхательная система;

-нервная система.

Физминутка.

  1. Беседа о нервной системе человека.

  2. Закрепление изученного.

- Назовите основные органы человека.

- Что входит в нервную систему человека?

- Какую роль нервная система играет в организме?


  1. Итог урока.


- Что составляют органы, совместно выполняющие общие функции?

- Что такое орган?

- Какие органы вы знаете?

- Какие системы органов вам известны?
8. Домашнее задание. Р.т №1,5 стр. 6-7 прочитать.


  1. Оценки за урок.

Урок №3

Тема урока: Опорно – двигательная система. Скелет – опора человека.

Цель: расширять представление о скелете, мышцах их значении и связи друг с другом.
Ход урока.

1. Организационно-мотивационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы вместе снова создадим необычный урок.

Мне трудно предположить чего вы ожидаете от нашего урока:

- хотите продемонстрировать свои знания или научиться чему-то новому;

- порадоваться успехам друзей;

- обменяться впечатлениями, информацией…

  Пожалуйста, закройте глаза и проговорите свою цель, постарайтесь ее запомнить.

  Я знаю, что вы умеете внимательно и активно работать, пользоваться полученными знаниями, собирать информацию.

  Что вы думаете о предстоящем уроке? Каким он будет?

  Сегодняшний урок – это урок контроля и оценки ваших знаний. Вы занимались исследовательской деятельностью и собрали много информации, касающейся нашей темы. На сегодняшнем уроке вы поделитесь занимательными фактами и интересными выводами. Итак, мы начинаем.

2.Этап сообщения темы и целей урока.

- Учебный материал вами изучен, систематизирован и нам остается лишь проверить ваши достижения. У вас на партах лежат оценочные листы, где вы будете записывать ответы к заданиям и укажете количество баллов, набранных вами, суммировав эти баллы, вы получите соответствующую оценку. Начинаем с викторины «Верите ли вы…». Ответы в виде «+» - согласен и «-» -  не согласен заносите в таблицу.

Викторина «Верите ли вы…»

1. Любой живой организм состоит из клеток. (+)

2. Апельсин – одна большая клетка. (-)

3. Клетки, имеющие одинаковое строение, собранные вместе и выполняющие одинаковую работу, образуют ткань. (+)

4.  Для того, чтобы клетки лучше работали, необходимо больше лежать. (-)

5. Наука, изучающая строение человека, называется история. (-)

6. Разумное распределение времени, при котором правильно чередуются труд и отдых, называется «программа жизни». (-)

7. Скелет является опорой тела и защищает внутренние органы (+)

8. Опорно-двигательную систему образуют сердце и кровеносные сосуды. (-)

9. Рост человека утром ниже, чем вечером. (-)

10. Клетки костной ткани обеспечивают прочное соединение благодаря отросткам. (+)

11. Масса скелета взрослого человека более 20 кг. (-)

12. Название кости, напоминающей рабочий инструмент, называется совок. (-)

13. Изначально слово «череп» трактовалось как скорлупа. (+)

14. Для того, чтобы сделать один шаг, нужно сократить и расслабить всего лишь две мышцы. (-)

15. В полости трубчатой кости находится костный мозг. (+)

16. Сила и ловкость – это приобретенные качества. (+)

Давайте исправим ложные высказывания. (Проверка).

  Среди множества живых существ, обитающих на Земле, человек – самое разумное и наиболее продвинутое в своем развитии. Разум открывает нам путь к самопознанию, в том числе и к пониманию того, как устроено наше тело.

 Послушайте маленький отрывок из книги «Я – человек, ты - человек».

«Мама смастерила маленькой Люде куклу: сшила ее из обрезков, набила мягким поролоном, на голове косички из пряжи, лицо тоже сделано как надо, глаза и нос – пуговички, рот из красного суконного лоскутка.

«Ну вот, теперь садись», - говорит ей Люда. Но сама кукла никак не садится, ей нужно помочь да еще и подпереть. А она все валится то на один бок, то на другой, руки болтаются, голова свешивается. Словом, настоящая тряпичная кукла. Но вы не подумайте, что она Люде не нравится!

Наоборот, это самая любимая кукла!»

  Примерно так же как Людина кукла, выглядел бы человек, если бы у него не было костей. И не просто выглядел, он бы и сделать ничего не смог.

  Вы можете сейчас определить тему сегодняшнего урока? (Опора и защита тела. Скелет.)

  Каждый из вас подбирал информацию, которой нет в учебнике и тему определил себе сам. Кто готов рассказать, прошу к доске с вашим выступлением.

  1. («Кости новорожденного»)

  2. («Скелет поддерживает тело»)

  3. А («Скелет»)

  4. («Гибкость костей»)

 3. Самостоятельная работа с самопроверкой .

  Вы знаете где на корабле самая толстая броня? Не на носу, не на бортах. И даже не на орудийных башнях. Самые толстые стальные стены надежно прикрывают боевую рубку, где находится командный пункт корабля. Ваш мозг – командный пункт организма, и природа охраняет так же заботливо, как моряки, свою боевую рубку.

  О чем идет речь?

  Совершенно верно, речь идет о черепе. Твердый костяной панцирь черепа защищает головной мозг от повреждений. Полушария мозга лежат в этом прочном футляре, как ядро ореха в скорлупе. Слово череп имело первоначальное значение «скорлупа». Расскажите нам о черепе.

  Проверочная работа «Закончи предложение».

1. В черепе хорошо видны 2 основные части - … (мозговая и лицевая)

2. Единственная подвижная кость черепа - … (нижняя челюсть)

3. Вид соединения костей в черепе - … (неподвижное)

4. Доказательством того, что кости черепа самые прочные, является - … (находки захоронения в земле)

5. Орган, который защищен черепом - … (мозг)

 

Самопроверка. Правильный ответ  – 1 балл.

  Вы уже знаете, что у вас не один, а два мозга. И оба они совершенно необходимы. Первый и главный – головной мог. А второй – спинной мозг. Он лежит тонким и длинным каналом в спине и заботливо спрятан в футляре позвоночного столба. Спинной мозг управляет движениями всех частей тела. Достаточно повредить или даже сильно простудить один из участков спинного мозга  отнимутся ноги, человек не сможет ходить, повредится другой участок, перестанет подниматься и опускаться грудь, повредится третий участок, перестанут слушаться руки – вот как важен спинной мозг, а, значит, и позвоночник, внутри которого он находится. Итак, расскажите нам, пожалуйста, о позвоночнике.

 Физминутка.

  Приходилось ли вам наблюдать такую бытовую сцену: «Ешь, как следует!, - уговаривает бабушка внука, - Ты такой у нас тощий – все ребра можно пересчитать!».

  Прощупайте у себя ребра. Как они расположены? Что они образуют? (Грудную клетку)

  Исследуем объем грудной клетки при вдохе и выдохе.

Что заметили? (Объем разный.)

Почему размеры у детей разные? Одинаково развита грудная клетка?

Почему так получилось? (Грудная клетка по-разному развита)

  Дома вы подбирали фотографии спортсменов и исследовали как зависят размеры грудной клетки от видов спорт. Что вы выяснили? (Грудная клетка развита у пловцов, гребцов, легкоатлетов, метателей копья и диска)

  Почему? (Требуется большое количество воздуха)

Проверочная работа «Вставь пропущенные слова».

  Более 200 костей составляет                    человека. Он поддерживает  _________________                          тела,____________ органы от повреждения, позволяет человеку _____________. Позвоночник состоит из 33 ________________. Внутри позвоночника находится _______________. Гибкость позвоночника обеспечивают ____________. Грудная __________ состоит из позвонков, ____________ и _____________ пар ребер. Она защищает ____________ и ______________.

(Слова для справок: легкие, скелет, сердце, защищает, спинной мозг, форму, двигаться, 12, клетка, диски, грудины, позвонков).

Проверка. Правильное слово – 1 балл.

  Игра «Замри».

  Что позволило вам принимать и держать разные позы? (Мышцы)

  Кто готов выступить по этому вопросу?

 

Проверочный тест.

1. Систему органов образуют …

А)Органы, расположенные рядом  

Б)Органы, выполняющие общую работу

В)Органы, похожие друг на друга

2.Какова роль скелета?

А)Защищает внутренние органы от повреждения

Б)Приводит в движение мышцы

В)Скелет является опорой тела

3.От чего зависит осанка человека?

А)От скелета и мышц

Б)От работы кровеносной системы

В)От хорошей учебы

4.Как называют длинные кости?

А)Трубчатые

Б)Крепкие

В)

5.Подчеркни лишнее понятие.

А)Плечо

Б)Голень

В)Предплечье

Г)Кисть

6.Как соединяются между собой кости конечностей?

А)Неподвижно

Б)Подвижно

В)Полуподвижно

7.Какая мышца работает всю жизнь?

А)Бицепсы

Б)На стенках желудка

В)Сердце

8.К какому возрасту мышцы набирают максимальную силу?

А)К 10 годам

Б)К 80 годам

В)К 30 годам

9.Какие мышцы помогают изобразить боль, страх, радость, печаль?

А)Жевательные

Б)Мышца – сгибатель

В)Мимические

10.Сила мышц увеличивается под влиянием…

А)погодных условий

Б)эмоций

В)Физических нагрузок

11.Если вы упали и ушибли ногу или руку, нужно…

А)Подставить под горячую воду

Б)Подставить под холодную воду или положить холодный компресс

В)Подставить под горячую воду и положить согревающий компресс

12.Вести здоровый образ жизни – это значит …

А)Соблюдать чистоту

Б)Много двигаться

В)Подолгу сидеть у компьютера

Г)Правильно питаться

  Подсчитайте свои баллы.

33 балла- «5».

28-32 балла – «4».

24-27 баллов – «3».

4.Стадия рефлексии.
  Домашнее задание.

    Задание в рабочей тетради.

5.Итог урока.

  Вспомните ту цель, которую вы задали себе в начале урока. Вам удалось ее достичь? Какие цели были у вас? И все ли у вас получилось?

Урок № 4.

Тема. « Пищеварительная система» 

Цель:формировать представления о питании, пищеварительной системе.

Задачи:­   Познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами. Составить с детьми правила правильного питания;­   Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. Развивать мышление, память, умение слушать.

Воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;

Ход урока.

1. Орг. Момент.

Всем! Всем! Добрый день! Прочь с дороги, наша лень!

 Не мешай трудиться! Не мешай учиться!

II.            Повторение пройденного материала. 1)     Каждый ученик вытаскивает из вазы вопрос и готовит на него устный ответ

1.     Что составляет скелет человека?

2.     Каково значение скелета?

3.     Что образует опорно-двигательную систему?

4.     Как работают мышцы?

5.     От чего зависит осанка?

6.     Почему важна правильная осанка?

7.     Как выработать правильную осанку?

8.     Что нужно для того чтобы развивать свои мышцы?

9.     Почему  при плохой осанке у человека хуже работают сердце, лёгкие и другие внутренние органы?

10.                       Какие мышцы (туловища, рук или ног) развиваются при беге, плавании, игре в мяч?

   III.            Изучение нового материала.

1.     Сообщение темы и целей урока.

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее, богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его уже нет».

– Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можем позаботиться только мы сами. – Давайте попробуем выяснить от чего же зависит наше здоровье?

– На какие факторы мы можем повлиять, чтобы сохранить здоровье на долгие годы? (На образ жизни и питание).

Вот мы и добрались до темы нашего урока. О чем мы поговорим сегодня? (О нашем питании. О органах пищеварения).

2.     Открытие нового знания.

-Человеку нужна пища - как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма.

-Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?

-Приходилось ли вам голодать? Сколько времени? Расскажите о ваших ощущениях.

-Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость.

-При длительном голодании человек слабеет, через 2 – 3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10 – 15 он умрёт.

-Сколько раз в день должен есть человек? (4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин).

-Какую пищу должен употреблять человек? (Нужно употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения.)

-Что относится к животной пище? (Мясо, рыба, молоко, яйца и т.д.)

-Почему эту пищу называют животной? (Потому что её дают животные.)

-Какую пищу называют растительной? (Пища, которая получена из растений. Это – хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар и т.д.)

-Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества.

3.     Работа по учебнику .

  Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.

­   Что такое белки и для чего они нужны?

Белки –вещества, которые служат строительным материалом (как кирпичики для строительства дома). Особенно нужен такой материал детям  для  роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.

Человек растет до 24-25 лет, пока не заканчивается окончательное окостенение скелета. До 25 лет организму необходимо около 100 гр. белков в сутки. После 25 лет – 50-60 гр.  Что такое жиры? В каких продуктах содержатся жиры?

Жиры – обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом тела». Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, маргарине, сметане. Масла вырабатывают из растений - кукурузы, подсолнечника, сое и др.).

Углеводы – главный поставщик энергии для нашего тела. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Углеводы содержатся вхлебе, крупах, картофеле, макаронах, фруктах.

 Витамины –необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их особенно много в   овощах и фруктах. Существует около 20 видов витаминов («вита» - жизнь, «амин»-    органическое вещество). Наиболее распространенные – A, B, C, D, Е.

4.     Практическая работа

- У вас на партах лежат этикетки от упаковок разных продуктов, внимательно прочитайте и скажите, что входит в состав данных продуктов. (Ответы детей)

- Откройте рабочие тетради на стр. 62, найдите задание № 2.
- Заполнять таблицу мы будем коллективно.

Поднимаю этикетку молока и показываю детям.
- Первый продукт, пищевую ценность, которого мы рассмотрим – молоко.
- Запишите его название в таблицу.
- Расскажи о пищевой ценности молока. (1 ученик рассказывает, остальные дети записывают)
Следующий продукт шоколад. Запиши это слово во второй строке.
- Расскажите о содержании белков, жиров и углеводов в нём.
- Третий продукт - булочка. Расскажите об её пищевой ценности. Остальные записывают данные в третьей строке.
- Далее мы поговорим о соке. Запишите в следующей строке это слово.
- Что интересного вы заметили? (Не содержит жиров и белков)
- И последний продукт – йогурт. Правильно запишите это слово в последней строке. Занесём данные о пищевой ценности.
- Какая колонка осталась незаполненной? (витамины)
- Запишите названия витаминов в свою таблицу. Обратите внимание, что названия витаминов обозначают большими латинскими буквами.
- В каких из этих продуктов самое высокое содержание белков, жиров, углеводов, витаминов?
- Сравните результаты и сделайте вывод.
Вывод: белки – в шоколаде, жиры – в шоколаде, углеводы – шоколаде и булочке, витамины – в соке и молоке.
- В разных продуктах содержится разное количество белков, жиров, углеводов, витаминов. Ещё раз посмотрите на таблицу.
- Какой должна быть наша пища? (Разнообразной)
- Любая пища может быть как полезной, так и вредной. Когда она может стать вредной для организма человека? (Когда человек переедает)
- Значит, пища должна быть не только разнообразной, но и в меру.

Физминутка.                          

V.            Изучение нового материала

1.     Знакомство с пищеварительной системой человека

С пищей человек получает необходимые питательные вещества.

А как же белки, жиры, углеводы и витамины попадают в организм человека и усваиваются об этом мы сейчас и  поговорим.

(Слайд14) - органы пищеварения

Рассказ учителя.
- Сначала пища попадает в ротовую полость. Мы пережевываем пищу, наши зубы превращают её в маленькие кусочки и перемешивается языком. Слюна размягчает пищу и облегчает процесс глотания. Язык проталкивает пищу в глотку. Через глотку и пищевод еда проходит в желудок. В желудке еда переваривается с помощью желудочного сока до состояния густого супа. Эта кашица проходит дальше в кишечник. Там и заканчивается её переваривание. Большую роль в пищеварении играет печень и поджелудочная железа. Печень  выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, – желчь, а поджелудочная железа туда же выделяет поджелудочный сок, который также нужен для переваривания пищи. В тонком кишечнике частицы питательных веществ  впитываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу.
Остатки «супа» попадают в толстый кишечник. Здесь полезные вещества и вода всасывается в кровь. Не переваренные остатки выносятся в прямую кишку и удаляются из организма.

- А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили названия органов пищеварения.

2.     Правила питания

- Твоему организму нужна по-особому обработанная пища. Для того, чтобы обед пошел впрок, все, что попало в рот, — котлета и каша, картофель и хлеб, масло и варенье, яблоко и конфета, - должно перевариться и всосаться в кровь.
- А поэтому необходимо выполнять следующие правила питания:

1.     Нужно стараться есть разнообразную пишу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.

2.     Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если име­ешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, из­лишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей.

3.     Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.

4.     Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.

5.     Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.

6.     Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребят по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что- то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.

7.     Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

- Какое из правил вам было знакомо?
- Какие правила вы выполняете?
- Дети, что важно делать для того, чтобы быть здоровым? (правильно питаться)

VI.            Закрепление. Вы сегодня хорошо поработали, и я хотела бы посмотреть, как вы усвоили новый материал. Кроссворд:

По горизонтали:

1. Вещество, без которого человек умрет через 3-4 дня;
2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, со­держащиеся в мясе, рыбе, твороге;
5. Продукт животного происхождения, необходимый в большом количестве грудным детям;
8. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющей рот и желудок;
9. Инструмент, помогающий человеку заботиться о зубах;
10. Орган пищеварения, выделяющий желчь.

Повертикали:

1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах;
3. Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком;
4. Желание есть;
6. Как назвать одним словом – огурец, лук, помидор;
7. Орган, в котором пища начинает перевариваться.

(Ответы:
По горизонтали: 1. Вода. 2. Белки. 5. Молоко. 8. Пищевод. 9. Щетка. 10. Печень.
По вертикали: 1. Витамины. 3. Голод. 4. Аппетит. 6. Овощи. 7. Желудок
.)

- Молодцы!

2.) Откройте рабочую тетрадь на стр. 62  выполните упражнение №3

Подпишите части пищеварительной системы

 

                    VII.            Подведение итогов.

- Что было интересным на уроке?
- Что нового вы узнали о том, как правильно питаться?

                VIII.            Домашнее задание.

Стр.  14-16 ответить  на вопросы. Составить меню на завтрак.

Оценки за урок.

Урок №2

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: