Урок №1 Тема. Правила техники безопасности на уроках физической культуры
Задачи. Напомнить правила по технике безопасности во время занятий баскетболом. Напомнить о значении соблюдения правил игры. Повторить технические действия баскетболиста (передвижения; повороты на месте; передачу, ведение и бросок мяча). Провести тестирование по прыжкам через короткую скакалку.
Подготовительная часть (15 мин.). Построение. Сообщение задач урока. Посадить учеников на скамейки.
Беседа. Рекомендации по технике безопасности во время занятий баскетболом. 1. Занятия по баскетболу проводятся на спортивных площадках и в залах стандартных размеров, отвечающих требованиям правил игры. 2. Все занимающиеся должны быть в спортивной форме. 3. Занятия только под руководством учителя физкультуры. 4. Ногти на руках должны быть коротко острижены. Очки должны быть закреплены резинкой и иметь роговую оправу. 5. На занятиях необходимо строго соблюдать дисциплину, выполняя требования и указания судьи, преподавателя, капитана команды.
Значение соблюдения правил игры .
Построение. Строевые упражнения (перестроение из одной шеренги в три уступами). ОРУ с короткой скакалкой .
Основная часть (тестирование по прыжкам через короткую скакалку. Пробные прыжки через скакалку с максимальной частотой прыжков. Прыжки через скакалку за 25 сек. Одна половина учеников из класса выполняют контрольное упражнение, другая — осуществляют подсчет. Через 25 сек. — смена.
Повторить технические действия баскетболиста. Класс делится на 4-6 команд. Эстафеты. Перед каждой эстафетой учитель напоминает технику выполнения технического действия, и ученики выполняют его не на скорость (на технику).
Советы передающему
Правила ведения мяча .
Правила выполнения броска мяча (мяч удерживайте кончиками пальцев; примите устойчивое положение; смотрите на кольцо, давая себе установку на то, что мяч должен попасть на его переднюю дужку сверху; усилия должны исходить от мышц, согнутых коленей и кистей; бросающую руку направьте вперед; бросая мяч в корзину, придайте ему обратное вращение за счет активного огибающего движения кистями; при броске полностью выпрямляйте руки и закончите бросок, акцентируя последнее усилие на толчок мяча кончиками пальцев; при броске тело подается вперед).
Эстафеты. 1. Передвижение приставным шагом (в стойке баскетболиста) правым боком до набивного мяча, выполнить касание мяча рукой, после чего передвижение приставным шагом левым боком обратно. Передача эстафеты касанием ладони. 2. Повороты на месте (с мячом). На технику исполнения. За правильное выполнение игрок приносит своей команде 1 очко. Команда, набравшая больше очков, выигрывает. 3. «Передал — садись» (см. 1 класс, урок 50). 4. Передача мяча во встречных колоннах (см. 3 класс, урок 58). 5. Ведение мяча до поворотной отметки и обратно. Провести эстафету по 1 разу правой и левой рукой. 6. Эстафета с бросками мяча двумя руками от груди (см. 2 класс, урок 47). Заключительная часть (2 мин). Построение. ОРУ. Подведение итогов урока. Задание на дом: выполнять передвижения баскетболиста боком (приставным шагом); остановку прыжком; повороты вперед и назад; упражнения с мячом, передачу мяча двумя руками от груди, ведение мяча на месте и в движении (шагом, бегом). Упражнения с мячом выполнять на улице.
Урок №12
Тема. Бакскетбол. Подвижные игры.
Задачи. Дальнейшее совершенствование ранее разученных технических действий баскетболиста (элементов игры в баскетбол). Способствовать развитию физических качеств (координационных).
Подготовительная часть (15 мин.). Построение. Сообщение задач урока.
Совершенствовать технику передвижений, остановки прыжком, поворотов на месте. Напомнить технику передвижений, остановки прыжком, поворотов.
Игра «Светофор». После остановки ученики выполняют повороты на месте до поднятия таблички зеленого цвета.
Игра «Салки за спину» .
ОРУ с мячом и упражнениями, способствующими развитию силы, в игре «Игровая» .
Основная часть (23 мин.). Совершенствовать технику передачи и броска мяча двумя руками от груди, ведения мяча. Игра «Играй, играй, мяч не теряй» (см. 1 класс, урок 49). Игра «Мяч в корзину».
Напомнить основные правила игры баскетбол и жесты, судьи. Рассказатьоб основных правилах и показать жесты судьи.
Сочетание приемов (передвижений, остановок, поворотов, ведения и передач мяча) в игре «Борьба за мяч» (см. 2 класс, урок 53). Перед игрой объяснить ученикам основной принцип «отдай мяч и выйди на свободное место» — уйти от опекающего соперника для получения мяча за счет внезапного рывка и резкого изменения направления бега.
Заключительная часть (2 мин.). Построение. ОРУ (2~3 упражнения проводят ученики, отнесенные к специальной или подготовительной медицинской группе). Подведение итогов урока. Задание на дом (см. урок 11).
Урок №13
Тема. Передвижения; остановка прыжком; передача, ведение и бросок мяча.Подвижные игры.
Задачи. Совершенствовать ранее разученные технические действия баскетболиста (передвижения; остановка прыжком; передача, ведение и бросок мяча).
«Путешествие в страну баскетболию»
Инвентарь: по баскетбольному мячу на каждого ученика (если баскетбольных мячей недостаточно, можно использовать футбольные или волейбольные мячи), наградные жетоны в форме мячей, большая карта путешествия.
Учащиеся входят в зал под марш с баскетбольными мячами в руках.
Судья. Я рад приветствовать вас в этом зале. Сейчас мы вместе отправимся в занимательное путешествие по удивительной и прекрасной стране Баскетболии. Гидом в путешествии буду я — главный судья. Подойдите все к карте (рис. 120) путешествия, которая висит на стене, познакомьтесь с тем, что вам предстоит узнать и сделать. А вначале игра для разминки «Семейка».
Учащиеся двигаются по площадке в разных направлениях (обычным бегом, богом приставными шагами — по указанию судьи). По сигналу судьи нужно составить «семьи» из трех (изобразить мячами треугольник) и из четырех человек (изобразить квадрат).
Судья. Кто из вас может сказать, в каком городе и в каком году состоялись Олимпийские игры в нашей стране (г. Москва, 1980 год). Задание: составить «семью» из пяти человек. В одну «семью» должны собраться ребята с одинаковыми рисунками на мячах и изобразить олимпийские кольца из мячей. Победившая «семья» получает наградные жетоны у судьи.
Судья. Теперь пойдем по разным городам страны Баскетболии.
1 город — «Дружба». В этом городе надо подружиться со своим мячом. Очень важно также вспомнить правила держания мяча.
Разминка с мячом под музыку. Учащиеся выполняют индивидуальные упражнения баскетболиста
Конкурс «Кто лучше владеет мячом?». Задание: вращение мяча вокруг туловища за 30 сек.; вращение мяча восьмеркой вокруг ног за 30 сек. Кто сделает больше, тому судья вручает наградной жетон.
2 город — «Передай — лови». Судья рассказывает учащимся об основных правилах передачи и ловли мяча. Задание: найти в зале друга и выполнить с ним передачи мяча двумя руками от груди за 30 сек. Пара, сделавшая большее количество передач, тоже получает из рук судьи наградные жетоны.
3 город — «Дриблинг». Судья напоминает ребятам правила ведения мяча. Затем они выполняют индивидуальные упражнения баскетболиста с элементами дриблинга.
Игра «Колдунчики с ведением мяча». Выбираются два водящих. Все игроки двигаются с ведением мяча по залу; кого водящие осалят, принимают и.п. ноги врозь, мяч над головой. Если партнер пролезет у пойманного под ногами, он его освобождает. Выигрывают и получают наградные жетоны те, кто ни разу не будет осален.
Рекламная пауза с рассказом судьи о рождении баскетбола и его младшего брата мини-баскетбола.
4 город — «Бросайка». Учащиеся вместе с судьей вспоминают основные правила броска мяча в кольцо, а затем выполняют два задания. Ученики делятся на 4-6 команд. Задание 1. Чья команда быстрее попадет в кольцо 10 раз (всем игрокам команды вручают наградные жетоны). Задание 2. Кто быстрее попадет в кольцо 3 раза (играют каждый за себя, жетоны получают первые 5 игроков).
Участники строятся возле карты страны Баскетболии. Судья раздает ребятам карточки с баскетбольными понятиями. Они должны найти на карте нужный термин. За правильный ответ — наградной жетон. Заключительное построение.
Учитель подводит итоги праздника и вручает медали участникам в зависимости от количества набранных ими наградных жетонов (I, II и III степеней).
Урок №14
Тема. Техника ведения мяча.
Задачи. Совершенствовать технику ведения мяча, передачи мяча двумя руками от груди с отскока от пола. Проверить умение выполнять передвижения боком приставным шагом. Способствовать развитию физических качеств.
Подготовительная часть (8-10 мин.).
Построение. Сообщение задач урока. Ходьба в колонне по одному. ОРУ в движении
Основная часть (28 мин.). Повторить передвижения баскетболиста. Бег с изменением направления — 30 сек. Игра с передвижениями обычным бегом, боком приставными шагами, спиной вперед «Салки за спину» .
Построение в одну шеренгу.
Совершенствовать технику ведения мяча .
Повторить передачу мяча двумя руками от груди с отскоком от пола.
Напомнить технику передачи мяча с отскоком от пола и выполнить упражнение в паре .
Способствовать развитию физических качеств. Проверить умение передвигаться боком приставным шагом. 1. Упражнения, способствующие развитию физических качеств (см. 2 класс, урок 20). 2. Челночный бег 3 по 6~9 м, передвигаясь боком приставными шагами. Оценка выставляется за технику (но при этом передвижение должно быть быстрым) выполнения передвижения. Ученики вызываются по очереди по ходу выполнения упражнений на силу.
Игра «Баскетбольные салочки» .
Заключительная часть (2 мин.). Построение. ОРУ (см. урок 12). Подведение итогов урока. Задание на дом: выполнять подтягивание в висе (мальчики), в висе лежа (девочки).
Урок №15
Тема. Передача мяча двумя руками.
Задачи. Совершенствовать технические действия баскетболиста (передвижения; остановка прыжком; повороты; ведение, передача и бросок мяча). Проверить умение выполнять передачу мяча двумя руками от груди.
Подготовительная часть (10 мин.). Построение. Сообщение задач урока.
Ходьба. ОРУ в движении .Бег с остановками прыжком (по сигналу) и поворотами в стойке баскетболиста — 2 мин. Ходьба, по ходу разобрать баскетбольные мячи (мячи брать через одного).
Основная часть (25 мин.).
Совершенствовать технику ведения мяча. Одна часть учеников класса (те, кто без мячей) останавливаются и играют роль пассивных соперников. Другая часть класса (с мячами) ведет мяч между стоящими «соперниками» змейкой попеременно правой и левой рукой. Стоящих учеников следует обходить, повернувшись спиной, ведя мяч дальней от них рукой. После выполнения двух кругов смена ролей.
Совершенствовать технику поворотов на месте, передачи мяча двумя руками от груди с отскоком от пола, ведения мяча. Только передача мяча выполняется с отскоком от пола.
Провести игру «Баскетбольные салочки» .
Совершенствовать технику броска мяча двумя руками от груди .
Заключительная часть (4-5 мин.). Построение. Дальнейшее знакомство с жестами судьи во время игры в баскетбол. Игра «Правильный жест» .Подведение итогов урока.
Урок №16
Тема. Тестирование по подтягиванию. Подвижные игры.
Задачи. Провести контрольное упражнение по подтягиванию. Способствовать развитию физических качеств (координационных).
Подготовительная часть (10-12 мин.). Построение. Сообщение задач урока. Строевые упражнения (повороты). Перестроение из колонны по одному в колонну по два дроблением. (ОРУ и специальные упражнения на осанку с мешочками с песком).
Основная часть (25 мин.).
Провести контрольное упражнение по подтягиванию. Подтягивание в висе (мальчики), в висе лежа (девочки) на результат. Контрольные нормативы: мальчики 5 раз — «5», 4 — «4», 3 — «3»; девочки 18 раз — «5», 13 — «4», 8 — «3».
Для того чтобы ученики не сидели в ожидании очереди на выполнение контрольного упражнения, им можно дать поиграть в игру «Дартс» (или «Шаф-фельборд», «Свайки», «Подковки»). На выполнение подтягивания ученики вызываются по очереди.
Способствовать развитию физических качеств. Класс делится на 3 команды.
Игры-эстафеты. 1. «Чехарда». Первые номера каждой команды принимают положение, указанное на рис. 121. По сигналу учителя второй номер каждой команды перепрыгивает через первый и становится в 3 шагах от него в том же положении. Последующие номера проделывают то же самое как молено быстрее. Когда первый номер окажется последним, он, в свою очередь, перепрыгивает через всех стоящих в колонне, возвращаясь на свое место. Выигрывает команда, первый номер которой быстрее закончит игру. 2. «Дорожка из открыток». На каждую команду выделяется коробка с открытками (размер б х 10 см). В каждой коробке по 50 или более открыток. По команде учителя игроки должны сложить дорожку из открыток. Дорожка должна быть прямой, открытки соприкасаются между собой. Команда, сложившая дорожку первой, выигрывает.
«Мяч в тоннеле». На каждую команду дается баскетбольный мяч, а в 4 м перед командами раскладываются туннели (труба, сшитая из материи 4 м длиной, в один край которой просунут гимнастический обруч). Задача игроков — прокатить мяч до тоннеля, влезть в него и, передвигаясь на четвереньках, продолжать катить мяч. Пройдя тоннель, игрок берет мяч в руки и бежит обратно к своей команде, после чего передает мяч следующему игроку.
«Башня». Все участники получают по банке от напитков (или кубик, или шашку). Участники команд по правилам линейной эстафеты должны построить башню, ставя банки от напитков (или кубики, или шашки) друг на друга. Если башня очень большая и при этом неустойчива, то можно перестроить на пирамиду. Выигрывает команда, у которой башня или пирамида выше. При одинаковой высоте башни (пирамиды) выигрывает команда, закончившая эстафету быстрее.
Заключительная часть (3-4 мин.). Построение. Игра «Летает — не летает». Подведение итогов урока.
Урок №17
Тема. Подвижные игры.
Задачи. Способствовать формированию правильной осанки. Способствовать развитию физических качеств (силовых, скоростно-силовых).
Подготовительная часть (12 мин.). Построение. Сообщение задач урока. Строевые упражнения (повороты).
ОРУ и специальные упражнения на осанку с мешочками с песком.
Игра с бегом «Пастух, овцы и волки». Из числа игроков один выбирается пастухом, трое — волками, а остальные становятся овечками. Волки стараются осалить овец, а пастух — волков. Осаленные выходят из игры. Пастух выигрывает, если осалит трех волков; волки — если осалят всех овец. Повторить игру, заменив пастуха и волков.
Основная часть (24 мин.). Способствовать развитию физических качеств.
Прыжки через скамейку различными способами .Выполнить по 20 прыжков каждым способом.
Игра «Тяни в круг» .
Игра «Снайперы» Заключительная часть (4 мин.).
Построение. Игра «Секретное задание». Подведение итогов урока.
Урок 18
Тема. Акробатические упражнения. Подвижные игры.
Задачи. Повторить акробатические упражнения, изученные во 2 и 3 классах. Способствовать развитию физических качеств.
Подготовительная часть (12 мин.). Построение. Сообщение задач урока.
Игра с бегом «Пастух, овцы и волки»
ОРУ с флажками.
Основная часть (23 мин.)- Повторить акробатические упражнения, изученные во 2 и 3 классах (кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках, «мост» из положения лежа). Напомнить технику и выполнить подводящие упражнения . Выполнить кувырок вперед; кувырок назад; стойку на лопатках; «мост» из положения лежа — по 3 раза каждое упражнение.
Игра с гимнастическими упражнениями и упражнениями общей физической подготовки «Выполни задание».
Игра «Домики» .Заключительная часть (5 мин.).
Задание на дом: выполнять акробатические упражнения (кувырок вперед и назад, стойку на лопатках, «мост» из положения лежа).
Урок №19
Тема. Правила безопасности на уроках гимнастики. Техника лазанья по канату.
Задачи. Напомнить о правилах безопасности на уроках гимнастики. Совершенствовать технику акробатических упражнений (кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, «мост» из положения лежа). Учить технике лазанья по канату в три приема. Способствовать развитию физических качеств (силовых, скоростно-силовых).
Подготовительная часть (12 мин.).
Построение. Сообщение задач урока. Посадить учеников на скамейки. Напомнить правила безопасности на уроках гимнастики .Напомнить правила переноски грузов, гимнастических снарядов.
ОРУ в игре «Воробьи — Вороны» .
Основная часть (23 мин.). Совершенствовать технику акробатических упражнений. Упражнения выполняются фронтальным методом. Учащиеся построены в разомкнутый одношеренговый строй, во всю длину спортивного зала перед разложенными в виде акробатической дорожки матами. (Для малого зала или малого количества гимнастических матов — построение в две шеренги лицом друг другу перед матами.) Упражнения выполняются по команде учителя. 1) Перекаты в группировке. 2) Из о.с. — упор присев и кувырок вперед в упор присев. 3) Из о.с. — упор присев и перекатом назад стойка на лопатках. 4) Из упора присев кувырок назад в упор присев. 5) И.п. — лежа на животе. Захватить руками голени и максимально прогнуться. Перекаты вперед и назад (см. 3 класс, урок 21). 6) Из положения лежа на спине, ноги на ширине плеч, согнутые, руками упор у головы — выйти в «мост» и сделать 5— 6 покачиваний на «мосту» за счет выпрямления ног и прогибания в грудной части туловища.
Каждое упражнение ученики повторяют по 6-8 раз, добиваясь правильного и четкого выполнения.
Посадить учеников на скамейки.
Учить технике лазанья по канату в три приема. Рассказ, показ. Лазанье по канату в три приема (рис. 123) выполняется следующим образом: первый прием — из виса, сгибая ноги, подтянуть колени к груди и захватить канат одним из трех способов: стопами ног и коленями; подъемом стопы, пяткой (скрестно) и коленями; «ступенькой». Второй прием — сгибая руки, выпрямиться (канат крепко зажат ногами). Третий прием — сохраняя захват кА Повторить захват гимнастической палки ногами. Раздать гимнастические палки. Упражнение. Захват ногами, сидя на скамейке, гимнастической палки (для проверки прочности захвата следует предложить ученикам слегка протянуть руками палку кверху). То же, но со сгибанием и разгибанием ног.
Способствовать развитию физических качеств. Дальнейшее обучение лазанью по канату в три приема. Класс разделить на группы по 3-4 человека. На каждую группу раздать по карточке для игры «За 10 сек.».
Игра «За 10 сек.».
Лазанье по канату в три приема. Ученики одной из групп идут выполнять лазанье по канату. Каждый выполняет по 3 раза (по очереди или вместе, если позволяет количество канатов) на длину каната в 3—5 м. Когда все выполнят лазанье по канату указанное количество раз, вызываются ученики следующей группы. В такой последовательности лазанье по канату выполняют все ученики. Учитель осуществляет помощь и контроль.
Эстафета «Прыжки в мешке». Класс делится на 4-5 команд. Нужно залезть в мешок и, прыгая на двух ногах, преодолеть расстояние до поворотной отметки и обратно. Команда, выполнившая эстафету первой, выигрывает.
Заключительная часть (5 мин.). Построение. Снять обувь и носки. Ходьба по Дорожке здоровья .Подведение итогов урока.
Урок №20
Тема. Лазание по канату. Строевые упражнения.
Задачи. Повторить строевые упражнения (понятия строй, шеренга, колонна, фланги, интервал, дистанция). Дальнейшее обучение технике лазанья по канату в три приема. Совершенствовать акробатические упражнения.
Подготовительная часть (12 мин.). Построение. Сообщение задач урока.
Повторить строевые упражнения. Строй — установленное размещение учащихся для совместных действий. Шеренга — строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии. Если интервал между локтями равен ширине ладони, то такой строй называется сомкнутым. В разомкнутом строю интервал между учащимися указывается учителем.
Колонна — строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу. Колонны могут быть по одному, по два, по три и более человек.
Фланги — правая и левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
Интервал — расстояние по фронту между учащимися. Управление строем (перестроения, изменение направления движения) осуществляется посредством команд и приказаний. Команды подаются голосом или какими-либо сигналами (флажками, свистком и т.д.).
Команда разделяется на предварительную и исполнительную. Предварительная подается несколько протяжно, чтобы учащиеся имели время сосредоточить внимание и понять, что требуется выполнить; исполнительная — после небольшой паузы, более громко, отрывисто и четко. Например: «4 Б класс, в одну шеренгу (предварительная команда) — становись!» (исполнительная команда).
Игра с построениями «Быстро встать в строй» .
ОРУ в игре «Воробьи — Вороны» .
Основная часть (23 мин.).
Совершенствовать технику акробатических упражнений. Дальнейшее обучение лазанью по канату в три приема. Способствовать развитию физических качеств.
Упражнения и игра «За 10 сек» .
Заключительная часть (5 мин.). Построение. Снять обувь и носки. Ходьба по Дорожке здоровья . Подведение итогов урока.
Урок №21
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: