NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок 1 Тема урока: Искусство русского народа. Пейзаж родной земли. Цели урока


Урок 1

Тема урока: Искусство русского народа. Пейзаж родной земли.

Цели урока:

совершенствовать умения и навыки отражения в тематическом

рисунке природных явлений; закрепление знаний учащихся о законах

построения рисунка (план, горизонт, колорит).; обогащать словарный запас

развивать творческое воображение

воспитывать любовь к природе; формировать эстетическое

отношение к произведениям искусства
Ход урока:



  1. Организационный момент


проверка готовности класса к уроку; напоминание о порядке работы и поведении на уроке; инструктаж по технике безопасности


  1. Актуализация знаний

«Много есть на свете кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать

– одна у него родина…»

                                                          К.Д.Ушинский            

Загадка

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней или сад и облака,

Или снежная равнина или поле и шалаш

Обязательно картина называется…

(пейзаж)
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве жанр, называемый пейзажем

Каждый пейзаж художник трактует по своему, вкладывая в него определённый смысл. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажи лирическую окраску, то есть художники отражают в пейзаже настроение: чувства тоски, грусти, безнадёжности или тихой радости. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало: грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра



  1. Сообщение новых знаний

В изобразительном искусстве можно выделить различные виды пейзажного жанра
Сельский пейзаж привлекает художника поэзией деревенского быта, его естественной связью с окружающей природой
Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные
Парковый пейзаж – изображаются  уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей                    

Морской пейзаж – марина (от лат. Marinus – морской) – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии
Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой

Декоративный пейзаж – пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания, дополняет архитектуру, делает ее выразительнее, Цветовой строй такой композиции условный, отвечающий целям украшения


  1. . Закрепление новых знаний


Попробуйте определить, к какому виду пейзажей относятся данные картины


  1. Практическая деятельность

  1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам.

  2. Начинаем рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа

  3. Тёмно-коричневой краской нарисуйте изгибающийся ствол дерева и несколько коротких веток

  4. С помощью зеленой краски нанесите много коротких диагональных штрихов, накладывая их поверх линий ветвей

  5. Используя краски цвета лайма и светло-зеленого тона, нарисуйте множество диагональных линий, обозначающих листья

  6. Размещаем на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане крупнее и чётче


6.Итог урока

Анализ и эстетическая оценка работ

  1. Домашнее задание


Подобрать репродукции с различными видами пейзажей. Наблюдать за красотой природы, изменением цвета в природе

Урок 2

Тема урока: Жизнь в гармонии с природой.

Цели урока:

Обогащение словарного и понятийного запаса детей

Учить правильно, располагать объекты в пространстве

Совершенствовать  конструктивные навыки

Развивать навыки индивидуальной  творческой деятельности

Развитие творческого воображения

Воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края

Воспитать чувства патриотизма, любви и гордости к русскому народу, к русской Земле
Ход урока:



  1. Организационный момент




  1. Беседа по теме урока

 Испокон веков на Руси люди жили в гармонии с природой. Земля – не только красота природы, она сохраняет глубокие следы событий людской жизни. Особенности искусства нашей Родины складывались в древности с историей народа, в гармонии его жизни с природой. Сегодня истоки нашего искусства можно увидеть в образе традиционной деревни.

Всем ли понятно слово “гармония”?

Гармония ( от греч. -  связь, созвучие, соразмерность) – архитектуре

 В изобразительных искусствах, в природе – стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.

  1. Практическая часть

Сегодня  мы должны в своей работе показать гармонию жилья с природой.

Задание: рисунок изображающий русскую деревню

  1.  Итог

Что вам хотелось показать в своей работе?

Выставка работ. Оценка

Урок 3

Тема урока: Образ городов Древней Руси.

Цели урока:

Знакомство с древними русскими городами, с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами древнего города развивать творческое воображение учащихся средствами изобразительного искусства, творчески участвовать в создании собственного проекта

формирование у детей представление о роли искусства в их жизни, формирование творческой активности личности, эмоционально откликаться на красоту
Ход урока:



  1. Организационный момент

Внимание на экран. Просмотр мультфильма

Прекрасна наша земля, прекрасны наши древнерусские города, свидетели давно минувших времен. Города, сказочный образ которых, по прежнему, волнует воображение людей, любящих историю и искусство своей страны


  1. Актуализация знаний

Давайте вместе вспомним название древнерусских городов

Новгород

Великий Новгород, один из самых древних и знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги

Псков

Псков – торговый град крепость на реке великой недалеко от Новгорода

Ростов Великий 

один из древнейших городов России

В чем сходство городов Русской Земли

Почему сохранились только каменные сооружения?


  1. Практическая работа

сделать проект своего древнерусского города


  1. Итог урока


Урок 4

Тема урока: Старинные города в творчестве художников.

Цели урока:

познакомить с особенностями в облике городов, сформированном историей и характером деятельности жителей.

 развивать навыки графики, композиционного мышления.

 воспитывать художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности памятников архитектуры
Ход урока:

Организационный момент

Проверка рабочих мест. Проверка готовности к уроку. 
2. Сообщение темы урока.  
    Сегодня мы отправимся в новое путешествие и  побываем в нескольких древних русских городах

3. Беседа по теме урока.

   Города возникали не вдруг. Они веками разрастались вокруг исконной сердцевины – крепости, которая зовётся по-разному.

В Новгороде – детинец, в Пскове – кром, но чаще всего – кремль, как и в Москве.

          На фрагменте картины А.Васнецова «Новгородский торг» можем рассмотреть главные части города – это укреплённый кремль (на заднем плане); на переднем плане –

торг – большая рыночная площадь, людской центр, место народных собраний; посад – поселения ремесленников. Здесь жили и имели свои мастерские кузнецы и гончары, ткачи и кожевники, пушкари и хлебники и многие другие.

    А чему отводилась особая роль в жизни древних городов?

           4. Подготовка к выполнению задания.

   Сохранившиеся крепости-сооружения, церкви – это не только свидетели истории родной страны, хранящие память о героическом прошлом наших предков. Древние крепости и храмы – это выдающиеся произведения русской архитектуры. Памятники архитектуры – это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Мы тоже приняли эту эстафету.

    Задание: изображение объектов древнерусского . Создание коллективной композиции

 «Древнерусский город».

    В создании композиции нам поможет репродукция иллюстрации И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина и отрывок из сказки.

Репродукция И.Билибина.

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

 И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

        Итак, каждый из вас рисует один объект древнерусского города, в соответствии с заданием карточки. Затем объект вырезаете, и мы «строим» свой город.

     Представь, будто смотришь на него издалека или сверху. Тебе будет виден сразу весь город. И как он стоит на стрелке рек, и как расположился его кремль с башнями и соборами. К городским воротам тянутся дороги из сёл, по дорогам-рекам приплыли к пристани корабли. И внутри, и за стенами крепости разросся

    посад (деревянные дома). Это будет рисунок-рассказ, и его

    захочется потом долго рассматривать.

5. Практическая работа учащихся.

  • Рисование одного объекта города: крепостная стена,

сторожевая башня, собор, дворец-терем, деревянная изба.

  • Вырезание объекта.

  • Создание коллективной композиции

«Древнерусский город».

           

            6. Итог урока. 

               Выставка работ

Урок 5

Тема урока: Храмы Древней Руси.

Цели урока:

познакомить детей с историей создания храмов; дать представление об особенностях архитектуры; развивать навыки рисования, работы с материалами по выбору

Ход урока:

1. Организационный момент. 
Иду вдоль этих древних стен.
Года вмурованы в столетья...
О нет, не всё на свете тлен -
Есть в мире место для бессмертья.
Взмывают в небо купола -
И слева слышен звон, и справа...
Не говорите - Русь была
И что её вся в прошлом слава.
Средь канувших эпох и драм
Людская жизнь сродни мгновенью.
Но нашей веры светлый храм
Стоит в веках назло забвенью.
Народы разные, пыля,
Шагают по своим дорогам...
А Русь, пока стоит земля,
За всех заступница пред Богом.
Александр БЫВШЕВ 
 
2. БЕСЕДА ПО ТЕМЕ УРОКА 

 Вслед за новогодним праздником отмечают православный праздник – Рождество Христово. Издавно Русь называли святой. Облик Отечества создавали деревянные и белокаменные храмы. Возводили их русские зодчие и в сёлах, и в городах. Зодчие – это люди – строители, архитекторы, которые возводят здания. Эти храмы – скромные и величественные, крытые лемехом (деревянный кровельный элемент) или златоверхие – свидетельство духовной силы русского народа. Храм – здание, в котором в происходят религиозные обряды. К типам христианских храмов относятся церковь и собор. Главной частью храма является колокольня. А. Рублёв- известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в1988 году канонизирован в лике преподобного. 
Произведениями художников К. Юон «Купола и ласточки»; С. Кожин «Церковь Покрова на Нерли»; А. Рублёв «Троица», Т. Маврина «Юрьев-Польской». В произведениях художники использовали такие выразительные средства как симметрия, пропорция, ритм, объём, композиция, декор... 
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ на пропорции (соотношения) главных частей, на ритм оконных проёмов, декор. Всё это придаёт храму величие и торжественность. 
Кто такие зодчие? Какие выразительные средства используют художники при создании образа белокаменной Руси? Знакомо ли тебе имя Андрея Рублёва? Видел ли ты икону «Троица»?

3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Нарисуй силуэт одно или несколько глав храма по представлению. Придай устремлённость ввысь своей храмовой постройке с помощью пропорций главных её частей. Используй ритм и симметрию как важные выразительные средства в своей композиции. 
4. Итог урока. Выставка и оценка работ. Уборка рабочих мест. 
5. Домашнее задание. Рассмотреть и подобрать иллюстрации с изображением зимнего пейзажа; принести гуашь.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: