NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок биологии в 10 классе. Учитель Никитина Н. Н. Тема: Онтогенез. Тема урока: Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. Тип урока: Изучение новой темы


Урок биологии в 10 классе.

Учитель Никитина Н.Н.

Тема: Онтогенез.

Тема урока: Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

Тип урока: Изучение новой темы.

Вид: Урок с применением готового электронного диска.

Технологии: Информационные, здоровьесбережения.

Цели урока:

Обучающая: Создать условия для получения учащимися новых и актуализации имеющихся знаний об индивидуальном развитии человека.

Развивающая: Развивать умения находить причинно-следственную зависимость между здоровьем и условиями развития человека; развивать навыки работы с компьютером.

Мотивационная: Побудить интерес к изучению предмета.

Задачи:

Воспитательная: Содействовать формированию потребности в здоровом образе жизни.

Учебная: Достичь нового уровня усвоения материала ранее изученной темы.

Развивающая: Продолжить формирование навыков логического мышления: сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы. Закрепить умение устанавливать связь между теоретическими гигиеническими знаниями и жизненной практикой.

Оборудование: электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс» Республиканский мультимедиа центр 2004г. Слайды.

План урока

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

I. Орг. момент

Приветствие

II. Мотивационное начало урока

Постановка цели урока

III. Основная часть урока

1. Изучение новой темы.

2. Закрепление.

Рассказ с демонстрациями, выполнение интерактивных упражнений.

Формулирование выводов.

IV. Заключительная часть урока

моделирование домашнего задания.



Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Мотивационное начало урока. Постановка цели урока.

Тема урока – «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье». 60 % учащихся вашего класса планируют в своей будущей семье иметь 2 детей, 30 % - одного, 10 % -3-х. (Согласно опросу, проведённому на классном часу). Значит тема сегодняшнего урока важна для всех вас. Наша задача: рассмотреть эмбриональное развитие человека и сформулировать правила, соблюдение которых поможет произвести на свет здоровое потомство.

III.Основная часть.

Начнём с повторения. (Использование слайдов)

- Что такое онтогенез?

- Из каких этапов он состоит?

- Когда начинается эмбриональный период?

- Когда начинается постэмбриональный период?

-Какие этапы развития можно выделить после рождения человека? Много факторов влияют на развитие человека после рождения. Мы об этом говорили.

  1. Изучение новой темы.

Рассмотрим эмбриональное развитие человека.

/работа с диском СД -1 лаборатория Генетика (хромосомный набор и развитие человека)

От 1 дня до первой недели.

В результате оплодотворения генетический материал сперматозоида и яйцеклетки объединяются в одно диплоидное ядро. Сочетание материнских и отцовских хромосом определяют индивидуальные особенности нового организма (пол, группу крови, цвет глаз, цвет волос и мн. Другое) Оплодотворённая яйцеклетка (зигота) делится на всё большее и большее число клеток. Начался процесс индивидуального развития. Зигота, представляющая шар с жидкостью, опускается по яйцеводу в матку и примерно на 4-й день он содержит более 100 клеток.

7-8 день.

Зародышевый пузырёк (бластула) срастается со слизистой оболочкой матки. Внешние клетки впоследствии образуют плаценту. Внутренние клетки разделяются на 3 зародышевых листа (какие?) и дадут начало различным органам и тканям. (каким?)

3-4 неделя.

Ворсинки внешних клеток эмбриона соединяются с кровеносными сосудами матери и образуют пуповину. Эмбрион начинает обособляться от зародышевых оболочек, образуются зачатки мышц, скелета и нервной системы.

5-6 неделя.

Эмбрион плавает в наполненном жидкостью пузыре, появляется мозг, позвоночник, цнс. На голове чётко различаются 4 впадины - это будущие глаза и уши ребёнка. Пищеварительная система, рот, челюсть в зачаточном состоянии, развивается желудок и грудная клетка. Сердце выглядит как выпуклость на грудной клетке. К концу этого периода оно начинает биться. Формируется система кровеносных сосудов. Образуются 4 крошечных зачатка конечностей. Длина зародыша около 6 мм.

7 неделя.

Печень плода становится центром кроветворения. Начинают развиваться тонкий кишечник и надпочечники. Интенсивно развивается головной мозг. Рефлекторные двигательные реакции плода на раздражения возникают на ранних этапах развития. Появляется грудь, живот, пальцы, различаются зачатки глаз. Длина зародыша 12 мм.

8 недель.

Большинство органов уже сформировано и в дальнейшем происходит только их рост. Происходит разделение пальцевых фаланг. Активно развиваются кости и суставы. Формируются ушные раковины и лицо, зародыш окружён водной оболочкой (амнионом). Эмбрион связан с развивающейся плацентой с помощью пупочного канатика. Длина 21 мм.

9 недель.

Сформировалось лицо, плод напоминает человека, длина 30 мм. В головном мозге сформировался мозжечок. Появляется зачатки лимфатических узлов, развивается средний слой надпочечников. В лёгких появляются зачатки бронхов в виде коротких ровных трубочек. Начинается дифференцировка яичников у плода женского пола.

14 недель.

Сформировались конечности вместе с пальцами и ногтями. Движения плода в полном объёме (спонтанные с периодами активности и отдыха). Появляется одна из форм спонтанной активности мышц плода – дыхательные движения. Частота дыхательных движений 40-70 в мин)

18 недель.

Беременная чувствует движение плода, слышно биение сердца, кожа покрыта тончайшими волосками (особенно в области бровей и ресниц). Длина плода 190 мм. Масса 180 г.

23 неделя.

Появляются волосы на голове. Длина плода 300 мм, масса 450г. Появляется способность к сновидениям. Впервые наблюдается фаза быстрого сна, определяемая по движению глаз.

27 неделя.

Развиваются глаза, длина плода 350 мм, масса 875г.

32 недели.

Появляется возможность фокусировать глаз во всех направлениях и визуальное внимание. При создании условий плод может выжить. Длина 450мм, масса 2300г.

40 недель.

Вследствие отложения подкожного жира тело становится округлым, грудь выпуклая. Кожа бледно-розового цвета, длина волос 2 см, ногти доходят до кончиков пальцев. Длина плода 500мм, масса 3250г. (Среднестатистический)

(Со слов родителей, вы знаете вашу массу и рост при рождении. Какая?)

Человек родился. Человек – существо биосоциальное. Большую роль в том, каким ребёнок вырастет, играет процесс воспитания, социальные условия, среда, в которой он развивается. Вопрос развития, становления человека как личности вы изучаете на уроках (каких?) основ жизненного самоопределения и обществознания. На (каких?) уроках (биологии, основ безопасности жизнедеятельности) изучаете вопрос, как сохранить здоровье.

Наша задача сегодня сформулировать правила, соблюдение которых поможет произвести на свет здоровое потомство. То есть тема дальнейшего разговора – репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него. Что нужно для зачатия, рождения здорового ребёнка?

  • Генетический материал

  • Формирование полноценных половых клеток.

  • Состояние репродуктивных органов

  • Процесс вынашивания ребёнка.

Какие факторы могут повлиять на генетический материал, процессы формирования клеток, вынашивание ребёнка?

Что вы знаете о влиянии табакокурения на потомство?

    • Табак значительно снижает половую функцию у женщин и особенно у мужчин. Французские врачи установили, что в 8 из 10 случаев импотенция возникает из-за сужения кровеносных сосудов, вызванного курением. По данным учёных, 50% курильщиков страдают импотенцией в той или иной форме.

    • Ядовитые вещества, содержащиеся в табаке, оказывают весьма вредное влияние на развивающийся плод, а потом на младенца. Беременным женщинам нельзя даже находиться в одной комнате с курящими. Из-за сужения кровеносных сосудов плод страдает от кислородного голодания, что очень губительно для клеток головного мозга.

Что вы знаете о влиянии алкоголя, наркотиков на потомство?

  • Долгое время дискутировался вопрос о влиянии алкоголя на носители наследственной информации – хромосомный набор половых клеток. Исследования учёных показали, что основной продукт обмена алкоголя в организме - уксусный альдегид – способен повреждать хромосомы.

  • Употребление алкоголя сопровождается глубокими изменениями в половой сфере как мужчин, так и женщин. Алкоголь и продукты его разложения могут подействовать как на женские, так и на мужские половые клетки ещё до оплодотворения. (рис. 9. стр. 21 – слайд)

  • Если употребление алкоголя длительное, нарушается деятельность половой системы, она начинает производить неполноценные половые клетки.

  • Алкоголь непосредственно воздействует на зародыш. Постоянное употребление 75-80г водки, коньяка или 120-150 г более слабых алкогольных напитков (каких?)(пива) может вызвать алкогольный синдром плода. Через плаценту в воды, окружающие плод, попадают не только алкоголь, но и продукты его разложения, в частности уксусный альдегид, который в десятикратном размере опаснее самого алкоголя. Алкогольная интоксикация пагубно воздействует на плод, потому что его печень, куда прежде всего попадает кровь из плаценты, ещё не имеет специального фермента, разлагающего алкоголь, и он, не обезвреженный, разносится по всему организму и вызывает необратимые изменения. Особенно алкоголь опасен на 7-11-й неделе беременности (почему?), когда начинают развиваться внутренние органы. Он отрицательно воздействует на их развитие, вызывая нарушения и изменения. Особенно страдает головной мозг. Из-за воздействия алкоголя могут развиться слабоумие, эпилепсия, глухонемота, неврозы, сердечные и почечные нарушения, повреждаются внешние и внутренние половые органы.

Влияет ли питание на репродуктивное здоровье?

  • Организму требуется около 70 химических соединений. Значения их всех мы конечно касаться не будем. Я хочу остановиться на значении белков. Белки – строительный материал наших клеток. Они распадаются на аминокислоты и из них синтезируются белки человеческого организма. Часть аминокислот могут синтезироваться в организме, а 8 аминокислот (незаменимые) должны попасть в организм в готовом виде, их организм синтезировать не умеет. Их больше всего содержится в белках животного происхождения. Особенно полезны творог, сыр, куриное мясо, рыба, в них кроме незаменимых аминокислот содержатся вещества, регулирующие жировой обмен. Белки активно участвуют в «строительстве» половых клеток.

(полезно ли модное сейчас вегетарианство для молодых людей?)

Растительная пища очень полезна, но не вместо животной.

  • Проблемы питания нередко связывают с проблемой массы тела. Существует ли нижняя граница веса? Девочка – подросток, вступающая в период полового созревания, не должна иметь массу тела менее 45 кг. Дело в том, что при меньшей массе тела не начинается менструация, а если девушка резко худеет позже, менструальные циклы могут прекратиться. Об этом должны знать не только девушки, но и юноши. Иногда категоричное «худей» из уст любимого человека воспринимается как руководство к действию и приводит к печальным последствиям. Избыточная масса тела тоже не признак здоровья. Например, ожирение у мужчин ведёт к уменьшению половых гормонов.

Масса тела не является темой нашего урока. Если вам интересно и необходимо, мы можем изучить этот вопрос на внеклассном мероприятии или на классных часах.

Как влияет физическая активность на здоровье?

    • При занятиях физкультурой повышается устойчивость организма к охлаждению, перегреванию, инфекциям. При гиподинамии снижается иммунитет, нарушается работа систем внутренних органов.

    • Теперь о модных занятиях шейпингом и бодибилдингом. Главное – не переусердствовать. Для нормального вынашивания беременности и благополучных родов необходимы гибкость позвоночника и сильный брюшной пресс, но не «каменный». Слишком твёрдые мышцы живота создают сопротивление растущей матке, что приводит к различным осложнениям беременности и быстрым родам. Очень вредно для наращивания мышечной массы использовать анаболические средства.


2. Человек – это не набор органов и их систем. На состояние репродуктивной сферы влияет состояние всего организма. И для сохранения и укрепления репродуктивного здоровья необходимы те же условия, что и для сохранения и укрепления здоровья в целом. Какие?

      • 1.Сбалансированное питание, стабильная масса тела, гармоничное развитие мускулатуры.

      • 2. Отказ от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков

      • 3.Экологически-безопасная окружающая среда.

IV. д/з §

страница 1


скачать

Другие похожие работы: