NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок биологии в 6 классе. «Плоды. Значение, многообразие форм и распространение плодов»


Тишкина Наталия Петровна, город Тверь,

ГБОУ СКОШ VII вида, учитель биологии.

Урок биологии в 6 классе.

« Плоды. Значение, многообразие форм и распространение плодов».




Цель урока:

Учебная: Сформировать понятие о плоде, как важном генеративном органе растения, познакомить учащихся с разнообразием плодов и семян, показать различные приспособления плодов к распространению растений, возникшие в процессе эволюции.

Развивающая: Расширить представления учащихся о частях плода, значении плодов, подготовить их к восприятию темы: «Размножение в мире растений».

Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе. Экологическое воспитание учащихся (взаимосвязь растительных, животных организмов и неживой природы).

Коррекционная: Развитие умения общаться друг с другом, слушать мнение товарищей. Активизация мыслительной деятельности учащихся на основе соревновательной формы ведения опроса, использования моделей, опорных конспектов.

Методы:


Словесный: беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение учебника.

Наглядный: работа с таблицами, опорным конспектом, моделями цветов, коллекциями плодов и семян.

Практический: лабораторная работа, самостоятельное заполнение результатов работы в тетрадях.

Форма организации учебной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: слайды на интерактивной доске, изобразительные таблицы: «Строение цветка вишни», «Сочные плоды», «Сухие плоды», опорный плакат "Образование плода», опорный плакат «Оплодотворение», таблица «Классификация плодов», модели цветков на каждого учащегося, модели пестиков и тычинок на доску.


Ход урока.


Учитель. Что может быть прекраснее раскрывшегося цветка? Что может быть красивее цветущих лугов, полей, садов? (Слайды с изображением природы). Цветение вдохновляло поэтов, художников, композиторов на создание великолепных произведений искусства. Сейчас зима, но представим себе весну, цветущий сад. (Звучит песня Е.Мартынова «Яблони в цвету»).

Чудо природы, тайна цветка давно интересовала человека, и она нам открылась на прошедших уроках. Сегодня мы откроем еще одну тайну: что же происходит, когда цветки отцветут, и образуется очередное чудо, имя которому – плод.

Учащиеся записывают тему урока.

«Плод. Значение, многообразие форм и распространение плодов».

Задачи урока: Выяснить: 1.Как образуется плод? 2. Каково строение плода? 3.Как образуется плод? 4. Какое значение имеет плод? 5.Как распространяются плоды?

В конце урока мы определим самых активных учащихся. За каждый правильный и полный ответ вы будете получать модель плода, в конце урока посмотрим, кто наберет больше плодов.

Актуализация знаний.


Учитель. Так как образования плода невозможно без цветка и опыления, вспомним, строение цветка и процесс опыления.

Первое задание. Соберите модель цветка, покажите самые главные части цветка. (Учащиеся собирают модель цветка, показывают учителю самые главные части).

Покажите женскую часть цветка, назовите ее и обоснуйте свой выбор. (Учащиеся показывают пестик и поясняют, что в пестике находится яйцеклетка).

Покажите мужскую часть цветка, назовите ее и обоснуйте свой выбор. (Учащиеся берут в руки тычинку, показывают учителю и поясняют, что в каждой пылинке находятся два спермия).

Второе задание. (Выполняется у доски.) Учащийся рассказывает по слайду на интерактивной доске о частях цветка. (Можно по таблице «Строение цветка»).

Третье задание. (Выполняется на доске). На доску прикреплены крупные модели пестика и тычинок. С помощью мела учащийся дополняет схему самоопыления и перекрестного опыления. Рассказывает о сути процесса опыления.

Изучение нового материала.


Учитель. Мы с вами приблизились к тайне образования плода. Опыление произошло и происходит еще одно чудо живой природы – оплодотворение. (запись на доске.)

По опорному плакату учитель рассказывает об оплодотворении. (Ознакомительно).

Проблемный вопрос классу. Умирает ли цветок после того как закончится цветение и лепестки опадут на землю? (Учащиеся высказывают свои предположения).

Учитель. Нет! Жизнь цветка продолжится. После оплодотворения к семязачатку начнут притекать питательные вещества, и начнется образование плода.

Объяснение учителя по опорному плакату «Образование плода». Учащимся раздаются опорные плакаты, на которые они вместе с учителем нанесут необходимые надписи, закрепив тем самым сложный материал.

Задание учащимся. Изучите по слайду строение плода. Нарисуйте схему строения плода, подпишите его части. Рассмотрите выданную вам модель плода. Назовите по модели части плода. (Учитель проходит вдоль парт и контролирует, как дети поняли строение плода).

Игра «Верны ли утверждения?». Учитель утверждает:

Яблоко это плод. (Да, в нем есть семена)

Свекла это плод. (Нет, это корнеплод, в нем нет семян).

Зерновка это плод. (В нем есть семя, покрытое кожурой) и т.д.

Вопрос классу. Что же такое плод? (Орган растения).

(В тексте учебнике дети читают определение плода. Уточнение: «Плод - это генеративный орган растения».

Вопросы классу. Какое значение имеют семена? (Зародыш семени прорастает и образуется новое растение).

Какое значение имеет околоплодник? ( Защита семян от высыхания, повреждений, неблагоприятных условий среды).

Учитель. Показывает разнообразие плодов на столе, таблицах, слайдах. Посмотрите, какое разнообразие плодов. Чтобы упорядочить свои знания о плодах люди придумали классификацию плодов.

Творческое задание. Попробуйте разделить имеющиеся у вас на столе плоды по каким-то общим признакам. (Учащиеся пробуют разделить плоды на группы).

Разделите плоды на две группы. Одни плоды будут сочные, а другие сухие. (Учащиеся делят плоды на сочные и сухие). Теперь каждую группу поделите еще на две. По каким признакам их можно разделить? (Учащиеся высказывают разные предположения, приходят к выводу, что поделить можно на односеменные и многосеменные).

(По слайду на доске объясняется классификация плодов). Каждый учащийся получает лист с таблицей: « Классификацией плодов». Учитель показывает плод, называет его, а дети определяют его классификацию. (Приложение).

Например:

Учитель. Показывает помидор, называет «Плод ягода», учащиеся говорят: «Сочный многосеменной» и т.д. Затем еще раз проговариваются типы плодов и растения, чтобы учащиеся не путали два этих понятия. Например: Огурец- растение, а плод – тыквина. Дуб – растение, а плод – желудь.

Выполнение лабораторной работы. (Выдаются таблицы).

В коллекции, находящейся на вашем столе определите название плода и растение, которое его образует. Учащиеся заполняют таблицы. ( Две колонки).

ПЛОДЫ

РАСТЕНИЯ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ.

1.Коробочка

1..Мак




2.Боб

2.Фасоль




3.Зерновка

3.Кукуруза




4.Яблоко

4.Яблоня




5.Тыквина

5.Огурец




6.Желудь

6.Дуб




7.

7.




8.

8.




9.

9.




Проверяются записи.

Проблемный вопрос. Почему такое разнообразие плодов: сочные и сухие, большие и маленькие, вскрывающиеся и нет, ярко окрашенные и незаметные?

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что плоды выработали приспособления к распространению их семян, отсюда и разнообразие плодов. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника и выясняют способы распространения семян. Выделяют главные способы: саморазбрасывание, отскакивание при падении, выстрелы, разброс семян у лопающихся плодов, рассеивание, самозарывание. Распространение водой, ветром и животными.

Учитель обращает внимание учащихся на приспособление плодов к определенному типу распространения: съедобность, наличие раскрывающихся створок, отверстий, летучек, крылаток, крючков, липучек, шипов и т.д. (Используются табилицы, натуральные объекты, слайд на интерактивной доске).



Демонстрация фрагмента видеофильма «Тайная жизнь растений». (ВВС)

Беседа с учащимися по вопросу: Какие способы распространения семян вы увидели , просмотрев фильм?.

Закрепление материала.


Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

1.Назовите части плода, какое значение имеют околоплодник и семена?

2.Назовите, какой плод демонстрируется и его место в классификации плодов.

3.Правильно ли утверждение: «Свекла это плод». (Демонстрируются яблоко, морковь, огурец, кабачок).

4.Заполнение третьей колонки таблицы.

ПЛОДЫ

РАСТЕНИЯ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ







1.рассеиваине







2.разбрасывание







3.животными







4.животными







5.животными







6.животными

7.

7.

7.

8.

8.

8.

9.

9.

9.


Подведение итогов урока.


Учитель. Что нового вы узнали на уроке? Вспомните задачи урока и попробуйте сформулировать ответ. (Демонстрируется слайд с задачами урока. Дети формулируют ответы). Плод образуется из цветка. Это генеративный орган растения. Плод состоит из семян и околоплодника. Плоды бывают сухие и сочные, односеменные и многосеменные. Околоплодник защищает семена и служит для их распространения. -Плоды имеют различные приспособления для распространения семян.

Определяются учащиеся, набравшие больше всего моделей плодов. Выставляются отметки.

Задание на дом: ( Учащиеся получают таблицы и опорные плакаты). Необходимо закончить таблицу, приведя свои примеры. Прочитать параграф. Используя опорные плакаты, рассказать об оплодотворении и образовании плода.



ПРИЛОЖЕНИЕ.

Плоды

Сухие Сочные

Одно- Много- Одно- Много-

семенные семенные

зерновка коробочка костянка яблоко

семянка боб ягода

желудь стручок тыквина

орех

Таблица.

Плоды

Растения

Распространение



























































































Каждый учащийся получает на уроке и затем заканчивает дома .

Используемая литература.

1.Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. «Биология 6. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.»

Авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Под редакцией профессора И.Н.Пономаревой.

Допущено Министерством образования Российской Федерации.

Москва. Издательский центр «Вентана-Граф. 2002

Видео «Тайная жизнь растений» , BBC, диск.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.